Виктор Добрусин
СТРАТЕГИЯ "ВЫЖИВАНИЯ" ИЛИ ПРАВО НА ЖИЗНЬ?
Состоявшееся
в апреле в Ялте собрание Украинской ассоциации специальных (свободных)
экономических зон - явление само по себе интересное. С одной стороны, мировой
опыт показывает, что через создание территорий приоритетного развития можно (и
нужно) решать проблемы повышения эффективности экономики и таким образом
ускорять процесс возрождения государства. Но с другой стороны, мы имеем
практически ультимативное требование МВФ свести до минимума предоставление льгот
в любых сферах хозяйствования. Последнее тем более удивительно, что в США в
настоящее время успешно функционируют более 300 таких территорий, а в ближайшем
будущем количество их должно быть увеличено до 1000 (!).
Выходит,
американцы, реально обеспокоенные проблемой "куда девать прибыль?", себе ставят
задачу втрое увеличить количество специальных экономических зон, а нам
"рекомендуют" свернуть работу даже тех немногих экономических экспериментов, с
помощью которых Украина могла бы стать на ноги. Что-то тут не так. Или мы плохо
представляем экономические процессы в странах "свободного предпринимательства",
или нам подсовывают модель развития, которая ведет в тупик и закрепит нашу
зависимость от экономики развитых стран.Положим, американцев еще понять можно:
их наше положение "младшего партнера" вполне устраивает. Но как понять позицию
наших "капитанов" экономики? Министр экономики Украины Сергей Тигипко, следуя
указаниям МВФ, и вовсе готов "закрыть" территории приоритетного развития и
специальные экономические зоны хоть сегодня. Вот порадовал бы американцев!
Подходы к решению задач экономического развития проанализировал в выступлении
президент Ассоциации, глава администрации Северокрымской экспериментальной
экономической зоны "Сиваш", крымский премьер Сергей Куницын: по его мнению,
рекомендации "добрых дядей" из-за океана необходимо внимательно слушать - но при
этом хорошенько думать собственной головой. Трехлетний опыт функционирования
"Сиваша" убедительно показывает преимущества выбранного пути развития, об этом
ярко и эмоционально рассказала исполнительный директор "Сиваша" Галина Веклич.
На предприятиях-субъектах СЭЭЗ "Сиваш" сохранено около 9000 и создано новых
более 1300 рабочих мест. Заводы получают прибыль, отдали практически все долги
своим рабочим и пополняют бюджет. Сейчас в Красноперекопске нет задолженности по
пенсиям и социальным выплатам. Вовремя получают зарплату учителя. При
численности населения менее 4% объем производства региона сегодня превышает 23%
республиканского объема. Все это - результат сравнительно небольшого снижения
налогового пресса на предприятия-субъекты зоны "Сиваш".
Благодаря льготному
режиму в Северном Крыму работает шведская линия Tetra-Pak на городском
молокозаводе, турецкая - по переработке и шлифовке риса на предприятии "Ориза",
турецкие станки по производству мыла на фирме "Башкурт", немецкая линия по
розливу и упаковке минеральной воды на фирме "Инкос"; ввозится немецкое и
польское оборудование для сборки линии охлаждения и розлива напитков. Для
субъектов экономических зон исключительно важным является не повсеместное
утаивание прибыли, а, напротив, е декларация, ибо льготная реинвестиция 50% этой
прибыли - один из важнейших источников обновления основных фондов
предприятий.
Главный фактор успеха любой экономической зоны - удачная
нормативно-правовая база. А потому за три года работы СЭЭЗ "Сиваш" по инициативе
администрации было внесено 11 (!) изменений и дополнений в законодательные и
нормативные акты, что в конечном итоге способствовало привлечению
инвестиций.
Общая проблема экономических зон -
недостаток инвестиций. Настороженное отношение инвесторов понятно:
законодательство крайне нестабильно, Верховная Рада в зависимости от
политической конъюнктуры то предоставляет льготы, то отнимает их. И все вроде бы
понимают, что для привлечения денег из-за рубежа нужны долгосрочные
законодательные гарантии и политическая стабильность в обществе! На активность
инвесторов отрицательно влияет и малый срок эксперимента. Отведенные
законодательством для СЭЭЗ "Сиваш" пять лет скоро закончатся. До их окончания
еще полтора года, а количество заявок уже резко сократилось. Да и сами льготы не
больно-то привлекательны для потенциальных инвесторов: снижение суммы налогов
всего на 10-15% не очень вдохновляет на участие в эксперименте. Между тем опыт
работы субъектов "Сиваша" говорит о том, что и это дает ощутимые результаты. За
три года субъекты эксперимента получили льгот на 13,6 млн. грн. и практически
все эти средства направили на развитие производства. А в бюджеты разных уровней
и внебюджетные фонды эти предприятия перечислили 106,4 млн.грн.! Несомненно,
идея создания специальных зон и территорий приоритетного развития оправдана и
должна стать основой всей стратегии восстановления экономики государства.
Необходимо только создать нормальные условия для их
функционирования.
Аргументов в пользу
специальных (свободных) экономических зон на Украине, на мой взгляд, более чем
достаточно. Аргументы против - позиция МВФ и некоторых чиновников в Киеве.
Заметим, позицию С.Куницына и Г.Веклич приняли и поддержали практически все
участники собрания Украинской ассоциации специальных (свободных) экономических
зон, согласился с ней и вице-президент ассоциации, начальник управления
экономики Совета безопасности Украины Леонид Минин.
Хочется
верить, что принятые на собрании в Ялте документы будут внимательно изучены
правительством Украины и соответствующими комиссиями Верховной Рады, чтобы
принимаемые ими решения способствовали эффективности развития регионов
страны.
Виктор Добрусин. Стратегия "выживания ил иправо на жизнь? // Крымское время, №4.- 2002