|
|
|
|
|
Развитие предприятий страны является индикатором промышленного и экономического уровня развития государства. Поэтому предприятиям химической промышленности необходимо увеличивать эффективность контактов на мировом рынке, что позволит полностью реализовать имеющийся потенциал и будет прочной основой функционирования и развития отечественной химической промышленности в будущем. Внешнеэкономическая деятельность является важной и неотъемлемой сферой хозяйственной деятельности предприятий, фирм, всех участников рыночного отношения. Переоценка принципов, состоявшаяся в современном обществе, и модельных характеристик экономического развития изменила представления о международном сотрудничестве, поэтому в статье раскрыт такой аспект внешнеэкономической деятельности, как экспортные операции. Вопрос экспортно-импортных операций в условиях крупного промышленного комплекса был тщательно изучен председателем правления ОАО «Концерн «Стирол»» Янковским Н.А. в его монографии «Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности крупного производственного комплекса», а также докторами экономических наук Амитаном В.Н., Кутыркиным А.Н. и Лукьянченко Н.Д.
Становление рыночного отношения на современном этапе требует двоякого видения проблематики внешнеэкономической деятельности. В связи с этим возникает и соответствующее отношение к ней как, с одной стороны, к объекту целенаправленного организационно-экономического влияния с целью стимулирования предпринимательской активности и отладки стойких саморегулирующих рыночных связей и механизмов, а с другой - как к ускорителю прогрессивных преобразований в структуре общественного воспроизводства, источника передовых технологических и организационных идей в области управления общественно-производственными системами.
Проведенные в Украине экономические реформы, направленные на создание реальных рыночных условий хозяйствования, охватывают также и внешнеэкономическую деятельность. Очевидно, что внешнеэкономическая деятельность объективно является неотъемлемой частью экономики любого экономически развитого государства.
Что же касается внешнеэкономических интересов, то они, как правило, реализуются преимущественно политическими действиями Правительства на межгосударственном уровне. Важно в этом плане изыскать оптимальное положение при выборе необходимого соединения использования политических и экономических средств для достижения тех целей, которые ставит перед собой та или другая страна в процессе формирования международных экономических отношений как на двустороннем, так и многостороннем уровнях.
В Концепции внешнеэкономической деятельности Украины декларируется несколько основных принципов: экспорт должный быть доведён до 45-50% от валового национального продукта, достижение такого уровня позволит сбалансировать внешнюю торговлю; гарантии внешнеэкономической деятельности, юридическое равноправие всех субъектов ВЭД и верховенство закона.
Для реализации первого принципа необходимо создать условия для конкуренции украинских товаров на внешнем рынке. Однако, без вступления Украины во Всемирную Торговую Организацию (ВТО, до 1994 года — ГАТТ) это практически невозможно. Что же касается членства в Европейском Союзе, здесь для получения статуса ассоциированного члена ЕС пойдет лет шесть. При этом убытки Украины только по демпинговым штрафным санкциям (главным образом через нечленство в ВТО) составили 2 млрд. долларов США.
Ситуация усугубляется тем, что много украинских производителей меняют высоколиквидную продукцию (металл, продукцию химической промышленности и т.п.) на ширпотреб не первой необходимости (продукты питания, спиртное, табачные изделия и т.п.). Поэтому либерализация внешнеэкономической деятельности — шаг прогрессивный, но при том условии, если реализацией экспорта будет заниматься производитель продукции.
В стратегии экономического роста важное место принадлежит повышению эффективности внешнеэкономической политики, которая должна быть направлена на укрепление позиций Украины в мировой торговле и обеспечивать выход на новые рынки. Одним из способов достижения этой цели является диверсификация внешнеэкономической деятельности, которая может стать механизмом стимулирования дальнейших структурных превращений в экономике, качественной перестройки всей системы внешнеэкономических связей.
Диверсификация экспорта обуславливает формирование его эффективности и оптимальной структуры, расширение ассортимента товаров, постепенное увеличение части высокотехнологической продукции и товаров с высокой степенью обработки, а также освоение украинскими производителями и экспортерами новых рынков товаров, технологий, капиталов и услуг. Диверсификация импорта предполагает резкое уменьшение зависимости от импорта важных факторов производства (энергоносителей и стратегических видов сырья) и разнообразие источников снабжения этих компонентов, а также создание в Украине импортозамещающих производств на основе новейших передовых технологий. Диверсификация внешнеэкономической деятельности разрешит ликвидировать чрезвычайную (от 20 до 90 %) зависимость экономики Украины от монопольных импортных рынков снабжения стратегически важных товарных позиций (энергоносителей, сырьевых и других материальных ресурсов) для жизненно важных областей производства, а также ликвидировать безальтернативную ориентацию для тысяч украинских предприятий. Это будет оказывать содействие развитию внешнеторговой инфраструктуры (информационной, законодательной, маркетинговой, организационной, трейдерской, биржевые, выставочной, рекламной и т.п.), разнообразные источники финансирования в условиях конкурентной борьбы на международных рынках.
Сложности национальной экономики Украины требуют от субъектов предпринимательской деятельности искать новые рынки сбыта для своей продукции, что в условиях довольно твердой конкуренции является сложной задачей. Требовательность потенциальных покупателей приводит к тому, что предприниматель просто вынужден делать все возможное для того, чтобы его товар отвечал наилучшим аналогам. Уровень качества предлагаемых товаров и услуг обязанный поддаваться своевременной модернизации и улучшению, что, в свою очередь, приводит к тому, что в Украине появляется все большее количество современных предприятий.
Необходимость и важность внешнеэкономической деятельности подтверждает тот факт, что экспорт украинской продукции дает возможность если не увеличить количество рабочих мест, то хотя бы сохранить их количество, в условиях снижения объемов реализации на внутреннем рынке. Прямой выход предприятий на внешний рынок не означает, что в условиях рыночного отношения они будут осуществлять экспортно-импортные операции прямо. Предприятия имеют право выбора: вести свои дела прямо или через посредника. При этом самостоятельный выход на внешние рынки не может пользоваться преимуществом как универсальный и единственно оправданный. Этот метод желательно применять лишь в начальный период, в период становления рыночной системы ведения внешнеэкономических связей.
Создавая совместно торговые дома, ассоциации, акционерные общества, межотраслевые союзы, консорциумы и другие внешнеэкономические организации (или прибегая к услугам квалифицированного посредника), отдельные предприятия получают возможность снижать внешнеторговые затраты и повышать эффективность купли-продажи товаров и услуг на внешнем рынке. В особенности это чувствительно для средних и малых предприятий, кооперативов.
Важную роль в период создания рыночного хозяйственного механизма сыграют специализированные внешнеэкономические объединения. Результат этого - отделение функции реализации от функции производства, отделение товарного капитала от продуктивного, что является прогрессивной тенденцией в развитии внешнеэкономических связей.
Таким образом, непосредственный выход производителя товара на внешний рынок - один из вариантов ведения экономических отношений с заграничными контрагентами. Широкий переход к прямым внешнеэкономическим связям можно рассматривать как результат отсутствия возможностей дальнейшего развития межотраслевого разделения труда и необходимости ускоренного развития внутриотраслевого. С этой точки зрения следует придавать большое значение развитию прямых связей между предприятиями.
Прямые связи не могут ограничиться ростом эффективности только этого вида международного экономического сотрудничества. Прямые связи разрешают развивать экономическое сотрудничество более целенаправленно, упрощают решения многих экономических задач. Все это так или иначе оказывает содействие экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, приводит к повышению эффективности производства предприятий, которые принимают участие в этих связях. Развитие прямых связей с партнерами из заграничных стран целесообразно в результате диверсификации производства, периодической обновляемости номенклатуры товаров, которые выпускаются. Это явление стало повсеместным в передовых промышленных странах, его необходимость ощущается и в Украине.
Современные предприятия получают постоянный экономический выигрыш на международном рынке, да и внутри государства лишь в том случае, если они мобильны в изменении технологии производства, изменении номенклатуры изделий, не ограничиваются выпуском стандартной однородной продукции. Гибкость в восстановлении выработанных товаров возможна в случае, если предприятиям не мешает ведомственный аппарат, если они свободны в выборе изделий и времени их производства. Таким образом, только изменения внутригосударственного хозяйственного механизма разрешили заинтересованным предприятиям устанавливать прямые связи.
В рыночных условиях прямые связи фактически означают включение отдельных звеньев украинской экономики в систему международного разделения труда на основе самостоятельного использования принципов товарно-денежных отношений. Важным аспектом внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций. Для иностранных инвесторов в данный момент наиболее интересными являются следующие области экономики: внутренняя и внешняя торговля, пищевая промышленность, биотехнология, химия, фармацевтика, машиностроение, металлургия. Для украинской экономики наиболее необходимы инвестиции в энергосберегающие технологии, топливно-энергетический комплекс, химико-фармацевтический комплекс, агропромышленный комплекс, металлургию, самолетостроение, транспорт и связь. Украинская экономика интересна для иностранных инвесторов, однако сдержанность потенциальных иностранных инвесторов в контактах с украинскими партнерами легко объяснима с позиций макроэкономической нестабильности и недостаточности правовых гарантий защиты инвестируемых средств.
В Донецкой области постоянно растет количество предприятий, которые имеют прямые внешнеэкономические связи. Сотрудничество осуществляется с партнерами из более, чем 40 стран. Активную внешнеэкономическую деятельность ведет ОАО «Концерн «Стирол» (г. Горловка), созданы: общее украинско-американское предприятие «Huntsman - Stirol», общее украинско-венгерское предприятие «Stirol- Hungary», общее украинско-американское предприятие «IBE- Stirol», на базе отдела внешнеэкономических связей созданы Торговый дом «Стирол». Основу внешней торговли Донецкой области — 96,7% — составляет торговля товарами. Ее внешнеторговый оборот в 2002 г. уменьшился в сравнении с 2001 г. на 21,7% и составил 1365,9 млн. долларов США. При этом экспорт уменьшился на 23,3% и составил 932,8 млн. долларов США, импорт — на 17,9% и составил 433,1 млн. долларов США. Положительное сальдо равнялось 499,7 млн. долларов США. Экспорт товаров осуществляло 661 предприятие и организация, импорт — 943. Наибольшими экспортерами остаются ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича», ОАО «Металлургический комбинат «Азовсталь», ОАО «Енакиевский металлургический завод», ОАО «Концерн «Стірол», ОАО «Донецкий металлургический завод». Ими обеспечено около 62% экспорта области. Почти 48% импортных закупок приходится на 6 предприятий области: ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича», ОАО «Металлургический комбинат «Азовсталь», ОАО «Концерн «Стирол», Корпорация «Индустриальный Союз Донбасса», ОАО «Авдеевский коксохимзавод», СП «Цифровая сотовая связь Украины». В экспорте как и раньше основное место занимает сырье и материалы (90%). В структуре сырья основная часть приходится на продукцию черной металлургии (72% общего объема экспорта). Машины и оборудование составляют 7% экспорта области.
Импортные операции происходили с 69 странами мира. Наиболее интенсивно торговые связи развивались с фирмами России (57,9% импорта области), Словакии (5,9%), Германии (4,7%), Швеции (4,6%), США (3,5%), Польши (3,5%). Состояние внешнеэкономических связей характеризуется соотношением объема экспорта и импорта, частью доходов от осуществления внешнеэкономической деятельности, объемов и структуры иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая деятельность требует решения ряда сложных, но неотложных задач, прежде всего восстановление и развитие экспортного потенциала страны, повышение конкурентоспособности украинских товаров на мировых рынках, формирование рациональной структуры экспорта и импорта, привлечение иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, обеспечение экономической безопасности Украины. В товарной структуре экспорта наибольший удельный вес занимают неблагородные металлы и изделия из них. Значительную часть в экспорте занимает продукция химической и связанный с нею областей промышленности (минеральные удобрения и продукты неорганической химии).
Основная часть импорта — минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, электрические и механические машины и оборудование, пластмассы, каучук и изделия из них, продукция химической и связанных с ней областей промышленности, черные металлы и изделия из них, средства наземного транспорта (включая железнодорожный).
Говоря о перспективах развития внешнеэкономических связей, следует учитывать следующие факторы:
• высокий уровень производственного потенциала (например, производства электроэнергии);
• систему транспортной связи;
• уровень образованности и квалификации работников;
• научно-технические возможности Украины (благодаря которым создаются ракетно-космическая техника, парогазовые и паровые турбины);
Перспективными направлениями осуществления внешнеэкономической деятельности является торговля высокотехнологическим оснащением. Необходимо максимально использовать выгодное геополитическое положение, увеличивая объемы транзитных перевозок. Учитывая высокие потенциальные возможности агропромышленного комплекса Украины, развитие экспорта продукции данной области экономики на основе внедрения ресурсосберегающих технологий - одно из перспективных направлений деятельности. Развитие международного туризма на территории Украины — еще одно перспективное направление внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, наряду с высокими потенциальными возможностями в отношении внешнеэкономической деятельности у предприятий Украины существует насущная необходимость в привлечении инвестиций, которые и разрешат реализовать этот потенциал в полной мере.
Решение проблемы лежит в области прежде всего таких сфер, как: правовое регулирование, валютный и внешнеторговый режимы, налогообложение, приватизация. Серьезные недостатки существуют в механизме применения законов: постановления отдельных министерств нередко используются для замены или отмены положений закона. Нет официально подтвержденных образцов юридических документов. Особая область проблем связана с правами собственности, которая является камнем преткновения любой ориентированной на рынок правовой среды. Мероприятия, принятые Верховной Радой и Правительством Украины, мягко говоря, не оказывают содействие оживлению внешнеэкономического сектора, который сегодня в особенности требует поддержки и стимулирования. В данный момент во внешней торговле Украины сохранены многочисленные нетарифные ограничения.
Важным направлением развития Донецкого региона в условиях СЭЗ является наращивание экспортного потенциала путем создания благоприятных экономических условий для увеличения выпуска отечественной продукции и предоставление услуг за счет совершенствования производства на качественно новом уровне, использования современных технологий переработки, сохранения, упаковки, транспортировки и реализации продукции, машиностроении, пищевой и легкой промышленности, сельского хозяйства, закреплении на традиционных рынках сбыта и выходе на новые. Необходимо давать государственные гарантии по кредитам для участия в международных тендерах, стимулировать отечественный машиностроительный экспорт, экспорт химической, фармацевтической, пищевой и сельскохозяйственной продукции путем внедрения системы кредитования оборотных средств производителей.
|
|
|
|
|