Терминология "свободных экономических зон” (СЭЗ) получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. В современном виде они возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточного азиатского региона. Вскоре эти страны приобрели название “азиатских тигров” благодаря их экономическому прыжку за счет достижения наиболее высоких в мире темпов развития их хозяйств. Еще 1 января 1970 года, одна из первых в мире, Южная Корея приняла закон об учреждении свободной экономической зоны. С целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования увеличения экспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий и, в конечном итоге, ускорения экономического развития страны, этим законом была создана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи, которая стала одним из лидеров “азиатского чуда”, несколько потускневшего на фоне мирового финансового кризиса последних лет.
В 90-е годы по темпам экономического роста мировым лидером стал Китай, в котором сегодня успешно работают 5 особых экономических регионов, которые еще в 1980 г. получили льготы СЭЗ. В 1990 г к ним присоединился Пудун в Шанхае, который по объемам инвестиций 90-х годов превысил суммарный объем инвестиций 5 особых экономических регионов почти за 20 лет (соответственно 25 и 22 млрд. дол). Кроме этого, 14 городов Китая получили статус открытых приморских территорий. Именно фактор приморского побережья восточных территорий Китая позволил этим регионам выйти в лидеры экономического развития страны даже в условиях отсутствия льгот, присущих СЭЗ. Всего на территории китайских СЭЗ в течение последних 20 лет было введено в действие около 5700 предприятий с участием иностранного капитала.
Сегодня наибольшее распространение за границей имеет трактовка СЭЗ как территорий, на которых, благодаря введению беспошлинного режима, а также при помощи других экономических и организационных регуляторов стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций. Официально признанной есть дефиниция свободной зоны (или зоны “порто-франко”), которая дана в VIII дополнении к Киотской конвенции, принятой в 1973 году. В ней под зоной “порто-франко” определялась часть территории, на которой товары рассматривались как объекты, которые находятся вне черты национальной таможенной системы и поэтому не подлежат обязательному таможенному контролю и налогообложению.
Следует отметить, что свободные таможенные зоны (СТЗ) в международных торгово-экономических отношениях используются уже несколько веков, а первые “порто-франко” возникли на побережье Средиземного моря еще в конце XVI столетия. В 1595 г. в итальянском городе Генуя одним из первых был провозглашен статус свободного порта. Уже более 200 лет существует портовый город Одесса, который с 1817 года в дореволюционной России имел льготный режим “порто-франко”, а сегодня активно добивается такого же права в независимой Украине. Сегодня таких городов в мире насчитывается более 400. Только в Европе существует около 130 СТЗ, а в США на основе специального закона 1934 г., принятого с приходом к власти президента Франклина Рузвельта, функционирует больше 180 СТЗ, которые там имеют название “внешнеторговых зон”. Общее число СЭЗ в США сейчас возросло до 300. Самой большой среди них является научно-техническая СЭЗ “Силиконовая долина”, где сосредоточено 20% мировых объемов производства компьютеров и другой вычислительной техники.
Вместе с тем, как в иностранной, так и в отечественной научной литературе распространено определение СЭЗ, как части национальной территории, экономический потенциал которой ориентирован на решение специфической задачи (или комплекса задач). Это выделяет рассматриваемую часть территории страны из общего ряда. В то же время предпринимательская деятельность на территории СЭЗ должна быть направлена на решение проблем оптимального размещения производительных сил в целом по стране, а также ее интеграции в мировое хозяйство. В принятом 13 октября 1992 г. Законе Украины “Об общих положениях создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон” был использован термин “специальные зоны”, которые имеют довольно широкий диапазон специализации. В статье 3 этого закона дана классификация свободных экономических зон, которые включают: внешнеторговые, производственные, научно-технические, туристические, курортно-рекреационные и комплексные (в них объединяется несколько типов зон). Отдельно была определена локальная (точечная) свободная экономическая зона, которая размещается в пределах территории площадью до 500 га.
Необходимо подчеркнуть две решающие особенности СЭЗ. Во-первых, для каждой такой зоны характерны специфические, по сравнению со всей страной, экономические отношения в сфере производства и распределения необходимого и дополнительного продуктов, произведенных на ее территории. Во-вторых, способность СЭЗ к диффузному расширению и распространению своих пределов на другие, связанные с нею непосредственно или же опосредствовано, хозяйственные сферы, отрасли и территории.
По состоянию на начало 1999 года мировое экономическое пространство насчитывало более тысячи свободных экономических зон. В них изготавливается, а также из них вывозится продукция, стоимость которой составляет около 15% мирового торгового оборота. СЭЗ действуют по “шлюзовому” принципу, благодаря которому национальные товары и услуги поступают на мировой рынок, а иностранные ресурсы вливаются в национальные экономики, играя важную роль как в развитии хозяйства страны – реципиента, так и мировой экономики в целом.
Особенно привлекательным есть создание свободных экономических зон в приграничных регионах, так как в этом случае в пределах зоны можно также успешно решить практически все специфические проблемы трансграничных территорий. В этом смысле показателен пример России, где из нескольких десятков созданных СЭЗ реально работают только две – Калининградская и “Находка”, функционирующие в приграничных регионах на двух противоположных, западной и восточной границах огромной страны. В то же время центральная власть РФ пока не выступала с предложениями создания СЭЗ, в том числе международных, на трансграничных с Украиной территориях, поскольку не спешила и с делимитацией общей с ней границы, протяженность которой достигает 2250 км.
В условиях спада производства, разрыва традиционных хозяйственных связей Украины c РФ и другими странами СНГ, резкого сокращения объемов капитальных вложений при катастрофическом уровне физического и морального износа основных фондов, недопустимого падения жизненного уровня населения, создание свободных экономических зон многими рассматривается едва ли не как единственный путь быстрого решения всех проблем. Особенно привлекательным он становится в условиях усиления тенденций регионализации экономики и расширения сфер ее самоуправления. По свидетельству специалистов, в Кабинет Министров Украины из регионов поступило около 100 предложений об учреждении свободных экономических зон. Действительно ли СЭЗ могут решить проблему возрождения экономики Украины?
Очевидно, что в процессе реформирования экономической системы Украины и построения открытого общества с высоким уровнем социальной ориентированности, необходимо в сжатые сроки найти решения, позволяющие принципиально повлиять на стабилизацию экономической ситуации и, в дальнейшем, стимулировать всестороннее развитие регионов страны, выравнивание уровней их социально-экономического положения. Переход к рыночной экономике предусматривает повышение степени интеграции страны в мировой хозяйственный комплекс. А это, в частности, предполагает масштабную технологическую и структурную перестройку, что в свою очередь требует притока иностранных инвестиций. Именно поэтому один из перспективных и эффективных путей достижения этого связан с использованием возможностей свободных экономических зон, попытки создания которых в Украине начались буквально с первого года приобретения ею независимости.
Кроме того, ограниченный размер ресурсов в условиях экономического кризиса обусловливает разработку приоритетных инвестиционных программ, для реализации которых целесообразно выбрать территории, имеющие для этого наиболее благоприятную инфраструктуру и геоэкономические факторы, что обеспечит ускоренное их развитие и достижение необходимых результатов. За счет концентрации средств, материальных, кадровых, научно-технических и, в первую очередь и обязательно, инновационных ресурсов, СЭЗ способны играть роль центров (точек) роста, которые в дальнейшем инициируют активизацию экономики страны в целом.