БАЛАЦКИЙ Евгений Всеволодович,
доктор экономических наук,
заведующий сектором Института макроэкономических исследований,
профессор Государственного университета управления.

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ВНУТРЕННЯЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Российская экономика находится в состоянии инвестиционного кризиса, глубина которого поистине рекордна. Иллюстрируя сказанное, достаточно указать, что к 1997 г. в России доля капиталовложений в ВНП упала до 8.7%, в то время как аналогичный показатель в 1992 г. в США составлял 18.9 %. Франции -21.5, Японии -32.9, Корее -36, Сингапуре - 41 .У/'i (1). В соответствии с расчетами А.А. Водянона. дли нывода страны на траекторию устойчивого экономического роста со среднегодовым темпом в 5% нынешняя норма накопления должна возраст" в 1.5-1.8 раза и достигнуть соответственно 13-15.6%. По его мнению, достичь этого в обозримой перспективе не удастся, в том числе с помощью иностранных инвесторов. Следовательно, Россия стоит на пороге продолжительного периода нулевого экономического роста.

Хотя большинство аналитиков совершенно справедливо сходится во мнении, что иностранные инвестиции не в состоянии переломить затянувшуюся производственную рецессию, следует все же отметить, что. не имея собственных финансовых ресурсов, Россия в сложившейся ситуации просто вынуждена прибегать к помощи извне. Именно это российское правительство и делает, беря все новые и новые международные кредиты. Однако, как показывает опыт, такая политика обречена на неудачу. И не только из-за необходимости выплачивать проценты по долговым обязательствам, но и из-за отсутствия эффективных механизмов вовлечения полученных финансовых инъекций в реальный сектор экономики. В большинстве случаев полученные займы либо чрезвычайно нерационально используются, либо просто расхищаются. В возникшей тупиковой ситуации практически единственной надеждой остаются прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые представляют собой реально ра-ботающие финансовые вложения в российскую экономику.

Сказанное позволяет сформулировать ряд животрепещущих вопросов. Например, насколько оправданы пессимистические прогнозы в отношении будущего России? Можно ли, активизировав приток ПИИ, в сжатые сроки поднять уровень общей инвестиционной активности в стране и тем самым заложить основу будущего экономического роста? Сложились ли в России условия для эффективного использования ПИИ?

Ответы на поставленные вопросы предполагаю"!, во-первых, решение задачи прогнозирования экономического развития России, а во-вторых, выработку принципиальной позиции в отношении ПИИ. И то, и другие возможно только на основе достоверных экономических расчетов, которые должны базироваться на установленных количественных связях между соответствующими макроэкономическими переменными. Однако именно это пока чрезвычайно трудно сделать из-за отсутствия необходимого массива информации.

Данный факт предопределяет решение поставленной задачи "обходным" путем, то есть опираясь ни международные закономерности влияния иностранного капитала на инвестиционную активность стран-реципиентов. Между тем широкий спектр имеющихся научных работ но данной теме не в состоянии дат], удовлетворительные ответы на поставленные вопросы. Так. например, для многих развивающихся стран уже проведены детальные экономстрические исследования, которые либо подтверждают, либо отрицают позитивную роль ПИИ. Тем не менее масса вопросов до сих пор так и не получила удовлетворительных ответов.

Целью данной статьи является критическое рассмотрение некоторых типичных подходов к анализу роли ПИИ для принимающей страны, а также разработка схемы такого анализа применительно к Экономикс переходного периода. Предлагаемая схема предполагает две разновидности: для случая, когда не хватает исходной информации, и когда вся необходимая информация имеется.


Балацкий Е. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ВНУТРЕННЯЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ. //Международные экономические отношения/ №11, 1999.