В настоящее время объем мирового рынка средств по уходу за волосами оценивается в 26 млрд долл. США. Однако события последних лет несколько ограничили перспективы роста этого рынка в будущем. Любопытно, что в государствах Восточной Европы, где лидирующее положение по объему продаж средств по уходу за волосами (40 млн долл.) в 1999 г. заняла Польша, средний годовой прирост в 1996–2000 гг. составлял 4,3%, что сопоставимо с соответствующими показателями в государствах Северной и Южной Америки. Япония, несмотря на инертный характер рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе, занимает лидирующее положение в области расходов на средства по уходу за волосами на человека (32,60 долл.), за ней с небольшим отрывом следуют Германия (27,20 долл.), Франция (25,60 долл.) и Великобритания (20,40 долл.). В целом сегодня можно говорить о стимулирующем воздействии на развитие мирового рынка средств по уходу за волосами со стороны набирающих силы государств Латинской Америки и Восточной Европы; это притом, что ведущие многонациональные корпорации обеспечили себе достаточно прочные позиции во всех странах мира. Улучшение экономического положения также стало заметным в государствах Восточной Европы, особенно после того, как в России появилось значительное число обеспеченных людей, благодаря которым в страну значительно увеличился поток импортной косметики.
При разработке новинок, с которыми во многом связываются перспективы развития находящегося в стагнации мирового рынка средств по уходу за волосами, большое значение отводится способностям производителя заинтересовать потребителя преимуществами производимой новой продукции. Наилучшим примером в данной области является стратегия ряда рыночных производителей, которая состоит в том, чтобы добавлять в выпускаемые ими серии средств по уходу за волосами витамины и минеральные соединения, такие, как кератин, глюкасил и витамин B. При этом проводится активная кампания по разъяснению потребителям пользы этих добавок для здоровья волос. Таким образом, теперь в состав почти всех красок, гелей и лаков для волос вводятся дополнительные элементы. Визитной карточкой новых средств становится не только их способность придавать волосам дополнительные блеск и мягкость, предотвращать волосы от запутывания, но и то благотворное воздействие, которое эти средства способны оказывать на поддержание их здоровья. Хотя при разработке новинок из серии по уходу за волосами учитывалось прежде всего стремление потребителей видеть свои волосы здоровыми и красивыми, тем не менее факторы окружающей среды и погодных условий также имеют определяющее значение в процессе разработки средств: люди стремятся защитить свои волосы при плохой погоде и от негативных воздействий окружающей среды, вызванных ухудшившейся экологической ситуацией.
Южная Америка зарекомендовала себя как серьезный источник доходов в области средств по уходу для волос. Это главным образом связано с впечатляющими результатами восстановления экономики в регионе, особенно в Мексике и Венесуэле, где доход с продаж средств по уходу за волосами составил 182 млн долл. В 1996–2000 гг. ежегодный рост рынка в Венесуэле составлял 23,6%.
Начиная с 1996 г. национальный рынок средств по уходу за волосами в Великобритании демонстрирует значительные темпы роста (8,9%), что во многом объясняется возросшим числом потребителей продукции этого сегмента рынка, повышением уровня их осведомленности об используемых и появляющихся на рынке товарах, увеличением доступности продукции. Основными потребителями новинок являются женщины африканского и караибского происхождения, которые тратят на средства по уходу за волосами в четыре раза больше, чем среднестатистическая женщина.
Что касается рынка косметики по уходу за волосами для мужчин, то ежегодный прирост этого сегмента рынка в общемировом масштабе составляет 14,2%, где ведущая роль принадлежит краскам для волос, ориентированным на проявляющую интерес к последним тенденциям моды молодежь. Импульсом к необходимости расширения границ этого сегмента рынка послужили те подвижки, которые произошли на рынках государств Восточной Европы.
Регион | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | Годовой прирост |
Западная Европа | 8,221 | 8,065 | 7,360 | 7,967 | 7,617 | –1,9% |
Восточная Европа | 0,900 | 1,031 | 1,119 | 936 | 1,064 | 4,3% |
Азиатско-Тихоокеанский регион | 7,341 | 7,232 | 6,636 | 6,925 | 7,246 | –0,3% |
Северная и Южная Америка | 8,194 | 8,701 | 9,098 | 9,200 | 10,101 | 5,4% |
Итого: | 24,656 | 25,029 | 24,213 | 25,028 | 26,029 | 1,4% |