Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ

Главная
Ссылки
Библиотека
Отчет о поиске


ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ УКРАИНЫ


А.В. ГУСАК
Научный руководитель - д.э.н. А.И. СТРЕЛЕЦ
Донецкий инженерно-экономический колледж, г. Донецк


В настоящее время исследования аспектов глобальных трансформаций и глобальной интеграции получают широкое развитие. Это связано с тем, что ученые и практики пытаются познать закономерности и особенности этих явлений в масштабе мирового сообщества, отдельных стран, регионов, фирм. Практически все сходятся на том, что глобальная интеграция представляет собой объективный процесс, который оказывает решающее влияние на экономическую и политическую обстановку, интровертивное и экстравертивное развитие экономики. При этом рассматривается ряд критериев выбора эффективной стратегии интеграции. Однако основными можно считать уровень международной конкурентоспособности страны и человеческого развития [1]. К сожалению, по каждому из этих критериев Украина занимает относительно низкое место (по второму из указанных показателей 100-е место в мире). Это свидетельствует о том, что национальная управленческая элита всех уровней иерархии должна в короткое время осуществить систему мер с тем, чтобы вхождение в интеграционные процессы оказалось менее рискованным и наиболее продуктивным.

Программа мер может содержать разные подходы. Одним из наиболее целесообразных представляется объединение ресурсных, инновационных, человеческих и других возможностей Украины с Россией и другими странами СНГ, что обеспечит создание мощного внутреннего рынка, способного выдержать нагрузки мировой конкуренции. Эта проблема остро стоит в ряде отраслей, и особенно касается мирового рынка стали. Спад экономики развитых стран и расширение национального металлургического производства во многих государствах привели к появлению большого объема избыточных экспортно-ориентированых отраслей. Рынки массовых видов стальной продукции - арматуры, катанки, толстолистовой стали, имеют тенденцию к сужению. При этом прогнозы показывают, что в обозримом будущем ситуация вряд ли улучшиться. Конкуренты отечественных компаний потенциально могут использовать еще и такие средства воздействия как "экологические" и "трудовые". Американское стальное лобби еще в 2001 году требовало введения ограничений на импорт продукции из новых рыночных стран на том основании, что она производится за счет "высшей степени эксплуатации рабочей силы" и "пренебрежения экологическими требованиями". Это касается и других отраслей. Отмеченное свидетельствует о необходимости усиления роли государства в управлении и принятия на вооружение новых методов ведения бизнеса. При этом не ставятся под сомнение принципы рыночных отношений в экономике, но все чаще среди ученых и практиков раздается голос за "свободу без анархии". В свете этого представляется сомнительным выдвинутый в первые годы преобразований тезис о передаче вниз столько власти, сколько ее там могут взять.

Последующее развитие и нынешнее состояние экономики показывает, что "бюрократия" должна отрабатывать свои привилегии и в полной мере осуществлять функцию регулирования происходящих процессов. Низкий уровень регулирования на начальной стадии трансформации явился причиной того, что в переходной экономике Украины своевременно не сформировались (да и сейчас очень слабо развиты) правовые основы частной собственности и соответствующая инфраструктура. Гарантом защиты прав частной собственности, образования благоприятных условий для накопления национального капитала, укрепления его конкурентных позиций, формирования эффективного собственника на приватизированных предприятиях государство не стало. В отчете Всемирного банка о мировом развитии за 1999-2000 гг. относительно роли правительств и рынков подчеркнуто, что им необходимо дополнять друг друга. При отсутствии целенаправленной политики государства вакуум институтов рынка заполняется псевдорыночными структурами. В такой экономике возникают комбинации элементов, которые противодействуют рыночным преобразованиям, используют слабость государственной власти и отсутствие четких норм государственного контроля в собственных интересах.

Страна должна иметь стратегию социально-экономического развития, официально и публично принятую к исполнению государственной властью. Важно, чтобы эта стратегия составляла стержень общенациональной идеи, которая была бы подержана абсолютным большинством членов общества. Отмеченное выше возможно на основе качественного и радикального реформирования, существующих трудовых отношений, внедрения принципов, обеспечивающих эффективное управление при любой степени интеграции. К ним относятся: гуманизация производственных отношений, требующая максимального учета и использования индивидуального потенциала работников; деловое партнерство, предполагающее объединение разных групп работников и организаций во имя решения инновационных глобальных задач; экономический децентрализм, делающий ставку на самостоятельность и ситуационность в принятии решений на всех уровнях иерархии. При использовании этих принципов управляемые объекты должны рассматриваться не как технологическое звено, а как социальные подсистемы рыночной экономики, в которых постоянно поддерживается и стимулируется инновационный процесс во всех функциональных сферах деятельности. Отрицательные последствия глобализации возникают при слабости обеспечивающей подсистемы менеджмента. Для выяснения этого процесса важной является мысль Б. Бади (Парижский университет) о том, что "глобализация представляет собой своеобразную гомогенизацию мира", проявление единых принципов и приверженность единым нормам поведения [3]. В этом процессе важно, чтобы соблюдались требования, которые разработаны и рекомендованы к внедрению международными институтами в масштабах государств, регионов и фирм. Речь идет о нормативно-методических документах, правилах, терминологии, нормах международного характера, которые необходимы для наилучшего использования потенциала глобализации на всех уровнях иерархии, в том числе и для фирм, независимо от форм собственности. Это касается систем управления качеством, основ валютных отношений, систем безопасности и международной сертификации товаров и услуг, охраны окружающей среды. Соблюдение рекомендуемых требований повышает надежность глобализационных процессов, эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала. В экономике любой страны должна применяться система оценки эффективности корпоративного управления, построенная в соответствии с международным стандартом. Таким есть "Принципы корпоративного управления" организации экономического сотрудничества и развития. В соответствии с ними в своих действиях субъекты хозяйствования должны придерживаться принципов честности, прозрачности, подотчетности, ответственности. По этим направлениям устанавливается рейтинг корпоративного управления, который становится базой оценки правовой основы корпоративных отношений. В условиях международной интеграции это важно как для фирм и стран, нуждающихся в инвестиционных ресурсах, так и для инвесторов, которые вкладывают свой капитал.

Оценку состояния корпоративного управления рекомендуется осуществлять на основе бальной шкалы по таким параметрам как: политика в области прозрачности информации, структура акционерного капитала, работа совета директоров и менеджмента фирмы, риски корпоративного управления, права акционеров [4]. Модель трудовых отношений должна быть адаптирована к требованиям эры глобальной интеграции. Это значит, что только адекватное, динамическое (ситуационное) управление, учитывающее эффект синергии, может привести к скачкообразному прогрессу, новациям, позитивному отношению к изменениям. Трудно не согласится с В.И. Бовыкиным в том, что наведение порядка в материальном мире невозможно, пока царит беспорядок в мире духовном - мире интересов [5]. Критерием рационального поведения личности должно стать обеспечение однозначного соответствия между оптимальным для работника и полезным для организации (государства). В настоящее время в отечественной практике такие условия в большинстве случаев отсутствуют, что порождает отчужденность работников от всего происходящего. Поэтому необходимо научится управлять трудовыми ресурсами - создавать позитивно ориентированное мотивационное поле персонала, которое обеспечивало бы решение всего многообразия задач. Поведение человека будет рациональным только тогда, когда рациональное по отношению ко внешней среде станет оптимальным для него. Получаемый работником доход, обеспечивающий нормальный уровень жизни, может быть действенным стимулом к эффективному труду в Украине. Заработная плата при этом должна в полной мере отражать стоимость рабочей силы и результативность труда. Основу рациональной модели трудовых отношений составят тарифная и результирующая системы оплаты труда, а также система участия в прибылях. Совершенствование управления по рассмотренным и другим направлениям создаст необходимые предпосылки для эффективной интеграции Украины в мировое хозяйство.



Литература

1. Белорус О.Г. Императивы стратегии развития Украины в условиях глобализации // Экономика Украины. - 2001. - №11 - с. 4-13.

2. Білорус О.Г. Кадри вирішують усе // "Голос України" від 9 серпня 2001 р.

3. Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - №2 - с. 142.

4. Назарова Г.В. Система оцінки ефективності корпоративного управління в перехідних економіках // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія: економічна. Випуск 56 - Донецьк. ДонНТУ. 2003. с. 10-15.

5. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. - М.: "Издательство "Экономика", 1997. с. 207


Гусак А.В., Стрелец А.И. Проблемы менеджмента в обеспечении эффективной глобальной интеграции Украины - Тези доповідей другої всеукраїнської наукової студентської конференції "Актуальні питання менеджменту в сучасних умовах" - Донецьк: ДонНТУ, 27-28 березня 2003 р. - с. 159-162.
Главная
Ссылки
Библиотека
Отчет о поиске