Кванин Ярослав Анатольевич Диссертация2

На главную Электронная библиотека Ссылки
 


Донецкий Национальный Технический Университет

2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

2.1. Роль и место Украины в системе мирового хозяйства

На современном этапе важнейшим фактором обретения Украиной своей ниши в мировом хозяйстве является способствование развитию ее внешнеэкономической деятельности. Это закономерно, поскольку Украина занимает одно из первых мест в мире по показателю отношения объема внешнеторгового оборота к ВНП (Квота ВТО составляет приблизительно 47-53%; к примеру, в США – 17%, в Японии – 17,8%, в Великобритании – 41,8%, в ФРГ – 50,8% [16, c.67]), а это свидетельствует о том, что макроэкономическое развитие нашей страны прямо пропорционально зависит от состояния ее международной торговли.

Остановимся на анализе соответствующих показателей в Украине. Общий объем внешнеторгового оборота Украины в 2001 году составил $36,700 млрд., в том числе экспорт товаров и услуг $19,800 млрд., импорт – $16,900. Общее положительное сальдо ВТО составило 2,900 млрд. (в 2000 году – $1,132 млрд.) (см. рис. 2.1) [20, с.31].

Рис. 2.1.–Баланс внешней торговли Украины товарами, услугами в 1994-2001гг.







В 2000 году торгово-экономические связи осуществлялись с 189 странами мира, с неодинаковыми масштабами и эффективностью [8, c.366]. Крупнейшими потребителями украинских товаров в 2000 году (как и в 1999году) оставались Россия, Турция, США, Германия, Китай и Италия (см. рис. 2.2).

Рисунок 2.2 – Диаграмма ВТО товаров по группам стран за 2000 год

При этом в структуре экспорта уменьшился удельный вес Китая (с 6,3% – в 1999 году до 4,3%), увеличился – России (с 20,7% до 24,1%) и Италии (с 4% до 4,4%), Германии (с 4,8% до 5,1%) [7, c.48-49].

Наиболее значительно в общем объеме импорта увеличилась доля России (с 38% – в 1999 году до 42,7% в 2000 году). Снизился удельный вес в общем объеме импорта Германии (с 7,8% до 7,6%) США (С 3,1% до 2,5%) и Польши (с 2,6% до 2,1%). В то же время значительно возросла доля Туркменистана (с 5,4% до 5,7% – преимущественно за счет поставок природного газа) и Беларуси (с 3% до 4,7%) [14, c.14] (см. Приложение А.).

В товарной структуре внешнеторгового оборота постоянно присутствует несбалансированность экономического обмена, которая проявляется в большей доле импорта энергоносителей, а также высокотехнологической продукции из передовых стран мира и экспорта, в свою очередь, преимущественно сырья и материалов с низким уровнем переработки.

Первое место в украинском товарном экспорте занимает продукция черной металлургии ($4849,3 млн. – в 1998 г. и $4239,5 млн. – в 1999 г, $64679,7 млн. – в 2000 г.) (см. рис.2.3). Здесь происходит весьма серьезный спад экспортных операций. Хотя и наблюдался рост экспорта в физических объемах, денежные показатели неуклонно уменьшались. Негативной тенденцией экспорта черных металлов является рост удельного веса продукции с низкой степенью переработки, а также потеря Украиной значительной части внешнего рынка труб.

Рис.2.3 – Товарная структура экспорта внешней торговли Украины товарами в 2000 г.

Второе место в структуре украинского экспорта занимает машинотехническая продукция ($1859,7 млн. в 2000 г.). По сравнению с 1999 годом экспорт машин и оборудования вырос на 34%.

Третья группа украинского экспорта – химическая промышленность ($1787,8 млн. в 2000 г.). В этой товарной группе в 2000 году зафиксирован и рост физических объемов и увеличение денежного выражения экспорта [13].

На четвертое место скатился экспорт еды и продукции пищепрома ($1377,4 млн. в 2000 г.), занимавщий еще в 1999 году ($14184,7 млн.) второе место [7;15].

Все виды продукции, импортируемые Украиной на данном этапе, за некоторым исключением, относятся к категории критического импорта: энергоносители, химическая продукция, машины, механизмы и т.д. (см. рис. 2.4).

В 2000 году происходило увеличение импорта по большинству видов продукции: машинотехнической ($2579,9 млн. в 1999 г., $26293,7 млн. – в 2000), химической ($1299,0 млн. – в 1999 г., $15252,7 – в 2000), пищевой промышленности ($901,7 – в 1999 г., $908,1 – в 2000). В то же время объем потребленного минерального топлива вырос в стоимостном выражении до $5,65 млрд., при этом физический объем импорта энергоресурсов уменьшился (на долю России в 2000 году приходилось 75% импорта угля, 67% – нефти, 66% – газа и 39% – нефтепродуктов) [7;15].

Рис.2.4 – Товарная структура импорта внешней торговли Украины товарами в 2000 г.

Проанализировав модель внешнеэкономических отношений Украины с субъектами мирового хозяйства, можно сделать вывод о том, что это сотрудничество имеет ограниченный характер в плане ассортимента экспорта и импорта, форм экономических взаимоотношений и уровня взаимного влияния.

Развитию более тесных взаимосвязей значительным образом мешают медленные структурные изменения в национальном хозяйстве, развитие теневой экономики во внешней торговле, нетарифные ограничения (индикативные цены, стандартизация и сертификация, которые не столько защищают украинского потребителя, сколько создают преграды на пути торговли), невысокий уровень конкурентоспособности украинских товаров, наличие ограничений в так называемых «чувствительных» отраслях (черная металлургия, легкая промышленность, сельское хозяйство).

С Запада, в первую очередь из Европы, в адрес Украины усиливается критика по поводу слабых результатов экономических преобразований, расцветшей в стране коррупции, конкретных случаев нарушения демократии. В результате возникает радикальное расхождение целей: если Украина заявляет о желании интегрироваться в Европу, последняя ориентируется на сотрудничество, то есть на заведомо более низкий уровень взаимодействия. Геополитическая важность Украины, в особенности для США, а также недопустимые для Европы риски, связанные с коллапсом Украины, скорее всего окажутся достаточными для получения определенной поддержки, но не более того. Расширение НАТО на восток закономерно остановилось на западной границе Украины, а в обозримом будущем там же пройдет и граница расширения Евросоюза.

Региональные инициативы могут лишь в очень небольшой степени компенсировать ухудшение ситуации на двух главных направлениях. В Центральной Восточной Европе принципиально поддерживать Украину склонна одна Польша, чьи ресурсы явно недостаточны для этого, в то время как другие страны намерены двигаться в Европу без оглядки на восточную соседку. Организации же типа блока ГУУАМ могут выглядеть привлекательно в политическом отношении, но почти ничего не дают Украине экономически.

По-видимому, избежать маргинализации Украина могла бы только посредством новой "восточной" стратегии, сутью которой явилось бы использование сохранившихся пока еще резервов сотрудничества с Россией для экономического укрепления и в конечном итоге восстановления возможностей для проведения самостоятельной и сбалансированной внешней политики [31].

2.2. Анализ внешнеэкономических связей Украины с Россией

Экономическое состояние любой страны мира во многом определяется объемом и структурой ее внешнеторговых связей. Этот фактор является доминантным и для Украины, поскольку в условиях устоявшегося сокращения внутреннего спроса на промышленную продукцию внешняя торговля практически осталась единым весомым фактором оздоровления национальной экономики и источником поступления валютных ресурсов.

Значимость и благополучие внешнеторговой сферы Украины, в первую очередь, зависит от состояния торговли с Россией – нашим традиционным и наибольшим торговым партнером. За последнее десятилетие XX века внешнеторговые взаимоотношения Украины и России были, в основном, переведены на общепринятые в мировой торговле принципы таможенного регулирования, но с весьма существенной асимметрией налогообложения в национальных законодательствах.

В течение 1994-1996 гг. объемы внешней торговли товарами между Украиной и Россией постоянно росли. (в 1994 г. товарооборот составлял $11,0 млрд., в 1995 г. – $13,9 млрд., в 1996 г. – $14,4 млрд.). Но на фоне эйфории по этому случаю невозможно не учитывать факт непаритетного товарообмена между странами. Так, если за период 1994-1996 гг. экспорт товаров в Россию увеличился в 1,2 раза, то импорт русских товаров вырос в 1,4 раза, вследствие чего отрицательное сальдо внешнеторгового баланса в торговле товарами увеличилось на $1,5 млрд. [27, c.38].

Естественное развитие межгосударственного товарообмена было прервано в результате введения в мае 1996 г. ввозных пошлин на сахар и подакцизные товары, а с 1 сентября – НДС на все товары украинского происхождения. Это означало лишение Украины режима наибольшего благоприятствования и перевод торгового режима на двухстороннюю основу, при которой НДС на импорт взимается обеими сторонами.

После внедрения этих дискриминационных мер во внешней торговле Украины и России наблюдался обвальный спад объемов экспортно-импортных операций, о чем воочию свидетельствуют данные табл. 2.1. Лишь с 1999 года наметилась тенденция незначительного увеличения внешнеторгового оборота между странами.

Таблица 2.1 – Внешняя торговля Украины и России в 1996-2001 гг. ($млрд.) [27, c. 39; 25].
Наименование
1996
1997
1998
1999
2000
2001
1997 к 1996
1998 к 1997
1999 к 1998
2000 к 1999
2001к 2000
Внешнеторговый оборот,всего
18,0
15,0
12,5
10,4
11,57
11,75
83,3
83,3
83,2
111,3
101,6
Товары
14,4
11,5
10,0
8,0
9,34
9,49
80,3
86,2
80,0
116,8
101,6
Услуги
3,6
3,5
2,5
2,4
2,23
2,26
97,2
71,4
96,0
92,9
101,3
Экспорт,всего
8,9
6,9
5,1
4,6
5,57
5,74
77,5
73,9
90,2
121,1
103,1
Товары
5,6
3,7
2,9
2,4
3,52
3,68
66,8
78,0
82,8
146,7
104,5
Услуги
3,3
3,2
2,2
2,2
2,05
2,06
97,0
68,8
100,0
93,2
100,5
Импорт,всего
9,1
8,1
7,4
5,8
6,0
6,01
89,0
91,4
78,4
103,4
100,2
Товары
8,8
7,8
7,1
5,6
5,82
5,81
88,9
90,1
78,9
103,9
99,8
Услуги
0,3
0,3
0,3
0,2
0,18
0,2
100,0
100,0
66,7
90,0
111,1
Баланс,всего
-0,2
-1,2
-2,3
-1,2
-0,43
-0,27
-
-
-
-
-
Товары
-3,2
-4,1
-4,2
-3,2
-2,3
-2,13
-
-
-
-
-
Услуги
+3,0
+2,9
+1,9
+2,0
+1,87
+1,86
-
-
-
-
-

Анализ динамики внешнеторговых взаимоотношений Украины с Россией за 1996-2001 гг. позволяет сделать вывод об устоявшемся уменьшении удельного веса России в общем объеме украинского товарообмена c 45% до 30,2%, в том числе в отрасли экспорта – с 38,7% до 22,6% [2, c.16-18].

Внешнеторговый оборот товарами и услугами с Российской Федерацией в 2001 г. составил $11,7512 млрд. (или почти треть внешнеторгового оборота Украины), в том числе экспорт – $5741 млрд., импорт – $6010,2 млрд.

Объем внешней торговли товарами с Россией увеличился сравнительно с 2000 г. на $152,5 млн. (1,6%) и составил $9,493 млрд. При этом экспорт увеличился на $163,9 млн. (4,7%) и составил $3,6795 млрд., импорт уменьшился на $11,4 млн. (0,2%) и составил $5,8135 млрд. Отрицательное сальдо сократилось на 7,7% и составило $2,134 млрд. Коэффициент покрытия импорта экспортом во взаимоотношениях с Российской Федерацией равнялся 0,633 [25].

В общем объеме товарной структуры украинского экспорта в Россию наибольший удельный вес в течение 1996–2001 гг. имеют неблагородные металлы и изделия из них – 25,4% в 1996 г., 23,4% – в 2001 г. (см. Приложение Б). Это дает основание говорить об определенной монокультурности, которая повышает уязвимость страны в сфере внешнеэкономических связей.

Устоявшимся спросом на внутреннем российском рынке в 1996-2001 гг. пользовалась продукция машиностроительного комплекса: машины и оборудование, механизмы, электротехническое оборудование, воспроизводительная аппаратура, телеаппаратура и т. п. (15,97% в 1996 г., 20,3% – в 2001 г. (см. Приложения Б,В).

На протяжении 1996-2001 гг. Российская Федерация продолжала оставаться наибольшим рынком сбыта товаров пищевой промышленности Украины — сахара, изделий из мяса и рыбы, этилового спирта, продукции мукомольного производства, алкогольных и безалкогольных напитков, табака и т. п. (16,08% в 1996 г., 9,2% товарной структуры экспорта в 2001 г. (см. Приложение Б).

Практически не претерпел изменений объем экспорта продукции агропромышленного комплекса Украины в Россию (7,05% в 1996 г., 8.6% – в 2001 г. (см. Приложение Б). Это в основном – живые животные, мясо и пищевые субпродукты, рыба и рыбопродукты, молоко, молочные продукты и яйца, другие продукты животного происхождения.

В 1996-2001 гг. продолжала пользоваться спросом на российском рынке продукция химической и связанных с нею отраслей промышленности: продукты неорганической химии, органические химические соединения, фармацевтические продукты (включая медикаменты, удобрения, дубильные экстракты и красители эфирные масла и эссенции, моющие средства, белковые вещества и тому подобное). В 1996 г. – 8,92%, в 2001 г. – 8,3% (см. Приложение Б).

Таким образом, основными группами товарной структуры украинского экспорта в Россию являются: продукция металлургической и химической промышленности, машины и механизмы, продовольствие, руды и минеральные продукты, древесина, бумага, целлюлоза, стройматериалы из камня и гипса, продукция легкой промышленности. Следует подчеркнуть, что структура украинского экспорта в 2001 г. была более совершенной по сравнению со структурой русского экспорта, потому что состояла из продукции глубокой или достаточно глубокой переработки (Рис.2.5).

Рисунок 2.5 – Структура экспорта Украины в Россию в 2001 году

Российская Федерация остается важнейшим партнером Украины по торговле услугами.

Общий объем экспорта услуг в Российскую Федерацию за 2001 год составил $2,0615 млрд. и увеличился по сравнению с 2000 годом на 0,6%. Наибольший удельный вес имели транспортные услуги – 90,7%. Увеличение экспорта услуг сравнительно с 2000 годом состоялось, в основном, за счет железнодорожного транспорта – на $26,7 млн. (на 31,9%), услуг по ремонту – на $12 млн. (на 28,5%), связи – на $6,9 млн. (на 14,3%), различных деловых, профессиональных и технических услуг – на $6,2 млн. (на 13,8%). Одновременно сократились объемы предоставления услуг трубопроводного транспорта – на $47,8 млн. (на 2,8%), морского транспорта – на $9,7 млн. (на 16,4%).

Что касается российского экспорта в Украину, то следует подчеркнуть, что на 80-85% он состоял из товаров сырьевого характера и товаров с низкой степенью переработки (Рис. 2.6).

Рисунок 2.6 – Структура импорта Украины из России в 2001 году [25]

В структуре общего ввоза из России больше чем три четверти составляют энергоносители (газ, нефть, нефтепродукты и т.п.), а с учетом машиностроительной, химической, горнорудной и металлургической промышленности, древесины и деревообработки, удельный вес продукции, которая принадлежит к сфере производственно-промышленного импорта и направляется на удовлетворение потребностей отечественного производства, составляет почти 90% [2, c.17]. Отсюда можно сделать очевидный вывод: импорт из России имеет жизненно важное значение для Украины, и его уменьшение без существенной структурной перестройки отечественной экономики может привести к коллапсу в народнохозяйственном комплексе государства. В то же время экспортные поставки в Россию предоставляют возможность удержаться «на плаву» украинской промышленности, выплачивать налоги и зарплату, обеспечить процесс воссоздания тысячам предприятий, которые не смогли бы реализовать свою продукцию на внутреннем рынке.

Импорт российских товаров в Украину за 1996- 1999 г. также уменьшился, но на значительно меньший порядок, чем украинский экспорт в Россию: в 1997 г. соответственно на 11,1% и 33,2%, в 1998 г. – 9,9% и 22% и только в 1999 г. – на 17,2% и 21,1% [27, c.49-51]. Основная причина уменьшения украинского импорта русских товаров – значительное сокращение валютной выручки от уменьшенного экспорта в Россию, а более медленные темпы снижения объясняются необходимостью сберечь любой ценой жизненно важные объемы критического импорта. Лишь, начиная с 2000 года, наметилась тенденция незначительного увеличения русского импорта в нашу страну.

Структура импорта российских товаров за 1996-2001 гг. ухудшилась: вырос с 45,8% до 58% удельный вес энергоносителей, увеличился с 1,3% до 2,4% удельный вес той готовой продукции, которую должен был бы производить реальный сектор экономики Украины, при этом удельный вес продукции высоких технологий, который мог бы содействовать модернизации украинского производства, наоборот, уменьшился с 13,7% до 11,5% [11].

Общий объем импорта услуг из Российской Федерации за 2001 год составил $196,7 млн. и увеличился по сравнению с 2000 годом на 7,7%. Наибольший удельный вес имели: транспортные услуги (44%), услуги связи (26,7%), различные деловые, профессиональные и технические услуги (17,4%). Объемы импорта услуг возросли, в основном, за счет различных деловых, профессиональных и технических услуг – на $17,8 млн. (в 2,1 раза), услуг связи – на $4,3 млн. (на 8,9%). Тем не менее, уменьшились объемы полученных услуг морского транспорта – на $11,4 млн. долл. (в 4,7 раза), финансовых – на $1,5 млн. (в 3,3 раза), компьютерных – на $1,2 млн. (в 2,7 раза).

Исследование причин, которые в течение последних лет негативно влияют на состояние двухстороннего торгово-экономического сотрудничества Украины с Россией, позволяет обнаружить такие основные факторы устоявшегося уменьшения объемов экспортно-импортных связей между обеими странами.

1) Изменения, в основном, негативные для Украины во внешнеторговой законодательной базе России (изъятие из режима свободной торговли примерно 180 наименований видов товаров, введение Москвой с 1 сентября 1996 года НДС на ввозимые из Украины товары и т.п.) [18].

2) Высокий уровень бартеризации товарообмена, который достигает до 40% от объема реализованной продукции, увеличение взаимной задолженности субъектов ведения хозяйства, при этом кредиторская задолженность в полтора раза превысила ВВП и по состоянию на 1 июля 1999 г. составляла 207,1 млрд. грн. [27, c.53].

3) Усиление борьбы за емкий российский рынок со стороны стран дальнего зарубежья и поражение в этой борьбе Украины вследствие низшей конкурентоспособности ее экспортной продукции. В результате потери бывших ведущих позиций на традиционных сегментах российского рынка доля Российской Федерации в общем объеме украинского экспорта уменьшилась с 38,7% в 1996 г. до 27,5% в 2001 г. [15; 25].

4) Промедление с фактической реализацией Программы экономического сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией на 1998-2007 гг. в полном объеме с российской стороны (так, из 66 мероприятий, которые необходимо было выполнить в 1998 г., фактически выполнено только 19).

Таким образом, для решения вопроса о расширении взаимных торговых процессов Украина и Россия должны максимально объединить усилия с целью создания качественно новой базы развития торговых отношений стран, основной прерогативой которой должно стать восстановление и усиление потерянных Украиной позиций на емком российском рынке.

2.3. Оценка регионального аспекта внешнеэкономических связей Донецкой области с Россией

В решении вопросов, касающихся улучшения состояния экономики Донецкой области, являющейся фундаментом экономики Украины и одним из самых мощных индустриально-развитых регионов стран СНГ, одно из первостепенных мест, безусловно, занимает внешняя торговля. Целесообразно проанализировать основные показатели, характеризующие ее современное состояние. Внешнеторговый оборот товаров и услуг в 2000 г. составил $4299,4 млн., в том числе экспорт – $3013,0 млн., импорт – $1286,4 млн. Положительное сальдо – $1726,6 млн. (см. рис. 2.7 и Приложение Д).


Рисунок 2.7 – Динамика внешнеторгового оборота товаров и услуг Донецкой области в 1998-2000 гг.

В экспорте области основное место занимают сырье и материалы (91%). В структуре сырья основная доля приходится на продукцию черной металлургии (72% общего объема экспорта). Машины и оборудование составляют 7% экспорта области. В товарной структуре импорта также преобладают сырье и материалы – 74%. Ввозимое сырье представлено, главным образом, топливом (36%) и минералами (14%). Машины и оборудование составляют 17% импорта [15]. В 2000 году продукция предприятий и организаций области экспортировалась в 120 стран мира. Крупнейшими торговыми партнерами были: Россия (17,9% всего экспорта), Китай (10,7%), США (7,0%), Турция (6,7%), Италия (5,8%), Тайвань (3,9%), Болгария (3,5%), Германия (3,2%), Филиппины (2,2%). Импортные операции совершались с 83 странами мира. Наиболее интенсивно торговые связи развивались с фирмами России (43,3% импорта области), Узбекистана (10,0%), Германии (8,3%), Туркменистана (5,6%), Италии (4,2%), США (3,5%), Австрии (3,2%), Словакии (2,1%) (см. рис.2.8) [14, c.44-50].

Рисунок 2.8 – Экспортно-импортные операции Донецкой области по странам в 2000 году

Из анализа статистических показателей развития внешних экономических связей Донецкого региона, очевидно, что приоритетом является Российская Федерация. Предпосылок для сохранения, развития и углубления этих связей гораздо больше, чем аргументов противоположного характера. Поэтому на данном этапе важнейшим в этом контексте является вопрос обеспечения высокой эффективности сотрудничества Украины и России на уровне регионов, отдельных отраслей и предприятий. Россия всегда была основным партнером Донецкой области во внешней торговле как товарами, так и услугами. Её доля никогда не опускалась ниже одной пятой общего товарооборота области и ниже трех четвертей товарооборота со странами СНГ и Балтии. (табл. 2.2).

Таблица 2.2 – Удельный вес России во внешней торговле с Донецкой областью товарами и услугами (%) [14; 1]
Наименование
1996
1997
1998
1999
2000
2001
ВТО
28,3
23,2
28,7
24,0
25,7
24,3
Экспорт
26,2
17,1
18,0
13,4
18,2
21,3
Импорт
31,8
38,6
52,2
52,4
43,0
32,4

После резкого – почти на треть – падения объемов внешнеторгового оборота с Российской Федерацией в 1999 году, в следующем 2000 году ситуация изменилась: экспорт увеличился на 87%, импорт – на 29%. Опережающий рост экспорта снизил существовавшее отрицательное сальдо с $134,9 млн. до $3,8 млн. В 2001 г. положение изменилось: оборот товаров и услуг по сравнению с 2000 г. снизился на 7,5%, причем, в основном, за счет импорта, который уменьшился на 33%, экспорт же вырос в 1,2 раза, а сальдо резко увеличилось, став положительным, и составило $278,8 млн.

Таблица 2.3 – Основные показатели внешней торговли товарами и услугами Донецкой области с Россией ($млн.) [10; 1]
Наименование
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2000 к 1999
2001к 2000
ВТО
1184,7
877,6
1074,4
723,5
1103,2
1020,2
152,5
92,5
Экспорт
694,2
463,1
460,2
294,3
549,7
649,5
186,8
118,2
Импорт
490,5
414,5
614,2
429,2
553,5
370,7
129,0
67,0
Сальдо
+203,7
+48,6
-154,0
-134,9
-3,8
+278,8
-
-

В 2001 году доля торговли с Россией составила 21,3% всего экспорта ($649,5 млн.), 32,4% импорта ($649,5 млн.) области. Основу внешнеторговых связей с Россией составляет торговля товарами. Традиционно область экспортирует черные металлы и изделия из них (с 1997 г. по 2001 г. удельный вес в общем объеме составлял от 43 до 61%), машины, оборудование и механизмы (19 – 25%), транспортные средства (3 – 7%), соль, глины, известняк (2 – 9%), уголь каменный и продукты его переработки (1 – 5%). (см. Приложение Ж).

Основными статьями ввоза в этот же период являлись: минеральное топливо, нефть и продукты их переработки (31 – 52%), руды и шлаки (13 – 22%), машины, оборудование и механизмы (6 – 18%) [11, c.17-18;22; 1]. %) (см. Приложение З).

Услуги во внешней торговле с Россией составляли небольшую часть (1,7%) внешнеторгового оборота в 1995 году; в 1997 году их объем увеличен до 5,8%; в 2001 г. их объем составил 1,2%. В 1997-2000 гг. доля России в общем объеме внешнеторгового оборота услуг составляла 25-35%, а в 2001 г. снизилась до 19%.

Экспорт услуг в 2001 г. в сравнении с 2000 г. уменьшился на $12,2 млн. (на 59%), импорт – на $8,4 млн. (на 64%), позитивное сальдо составило $3,6 млн.

Основная доля приходится на транспортные услуги, удельный вес которых в экспорте составил 84,9%, а в импорте – 62,9%. Оставшуюся долю экспорта составляют финансовые услуги – 1%, оборонной промышленности – 6%, прочие – 8,1%; импорта – операции с недвижимостью – 6%, оборонной промышленности – 30,1%, прочие – 1% [32].

Успешному развитию торгово-экономического сотрудничества способствует программное определение стратегии экономического сотрудничества на уровне отдельных регионов двух стран.

В разработанной Донецкой облгосадминистрацией «Программе социально-экономического развития Донецкой области на 2000-2010 годы» отдельным разделом поданы мероприятия по развитию межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельности. Особо предусмотрено создание совместных предприятий по выпуску новых видов высоколиквидных изделий, сотрудничество по техническому перевооружению производств с целью улучшения качества и повышения конкурентоспособности продукции, открытие фирменных магазинов и представительств по реализации товаров в смежных регионах и т. п.

На успешную реализацию этих мероприятий направлена деятельность Совета руководителей пограничных областей Российской Федерации и Украины, в работе которой принимает участие облгосадминистрация. На последних заседаниях Совета решен вопрос относительно проведения эксперимента по упрощению таможенного и пограничного режимов с целью реализации региональных проектов по интенсификации взаимной торговли, углубления кооперационных связей и т.п. [10].

Облгосадминистрацией было подписано 9 двусторонних соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, с некоторыми областями Российской Федерации, в частности с Курской, Белгородской, Орловской, Нижегородской, Свердловской и другими . [14, c.50-60].

На наш взгляд, для дальнейшего укрепления и развития взаимовыгодных торгово-экономических и производственных отношений Донецкой области с Россией, повышения их эффективности, придания им долгосрочного и стабильного характера, необходимо осуществить ряд стимулирующих мер:
* постепенное образование зоны свободной торговли и двустороннее сотрудничество в сфере таможенного регулирования с возможностью создания в рамках Содружества единого таможенного пространства и Таможенного союза, что несомненно позволит увеличить объемы экспорта продукции в Россию и другие страны СНГ;
*взаимная отмена количественно-нетарифных и тарифных ограничений, заметно препятствующих украинско-российской торговле;
*определение на государственном уровне двух сторон правового статуса и полномочий приграничных областей;
*осуществление торговли и кооперации отечественных и российских предприятий на основе приоритетности и взаимовыгоды;
*неуклонное выполнение как Украиной, так и Российской Федерацией межправительственного Соглашения о свободной торговле, а также Договора и Программы экономического сотрудничества Украины и Российской Федерации на 1998-2007 гг.
*формирование региональных проектов и программ экономического сотрудничества, создание СП различных видов и форм.
Подытоживая вышесказанное, необходимо заметить, что дальнейшая активизация межрегионального сотрудничества Донецкой области и Российской Федерации создает реальные предпосылки для значительного увеличения объемов торговли между странами.