На главную Электронная библиотека Ссылки
 


Донецкий Национальный Технический Университет

3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

3.1. Принципы и приоритеты украинско-российского экономического партнерства

Долгосрочные экономические отношения Украины и России должны строиться на равноправных основах, с учетом национальных экономических интересов обеих государств. Поэтому необходима такая концепция украинско-российских экономических отношений, которая бы отображала проблемы и предпосылки формирования этих отношений, интересы и цели обеих партнеров, приоритеты, направления и принципы стратегического экономического сотрудничества. Данная концепция, прежде всего, должна охватывать торговлю, как одну из приоритетных сфер внешнеэкономической деятельности стран. Подспорьем такой модели взаимоотношений сегодня есть, в первую очередь, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, Соглашение о свободной торговле (21. 02.1994 г.) и Программа экономического сотрудничества на 1998-2007 гг. [27, c.22].

Главными предпосылками украинско-российского партнерства являются общность и тождественность стратегических интересов обеих государств в экономической сфере, для достижения которых необходимо преодолеть следующие проблемы сотрудничества:
Сокращение взаимопоставок, которое имеет место по всем без исключения промышленным товарным группам (сегодня, по сравнению с временами СССР, украинские поставки продукции металлургии в Россию сократились почти в 20 раз, минеральных удобрений – больше чем в 15 раз, взаимопоставки машиностроительной продукции, которые раньше составляли 40% товарооборота между странами, сегодня чуть достигают 13%; доля экспорта в Россию составляла 80% украинского ВТО, в 2000 году – лишь 33% [7]).
Прогрессирование процесса деиндустриализации, который можно преодолеть путем налаживания взаимных кооперационных связей (в промышленности Украины простаивает около 60% производственных мощностей, численность занятых в экономике сократилась на 2,4 млн. чел.; в России загруженность ПМ составляет сегодня только 40%, а численность работников уменьшилась на 9,8 млн. чел.) [27, c.23].
Избыточная политизация некоторых аспектов украинско-российских отношений, которая является главным препятствием на пути к масштабной внешнеторговой практике.
Сокрашение взаимодоступа к энергосырьевым ресурсам и рынкам сбыта, без которого, как показала практика, национальные экономики как Украины, так и России эффективно функционировать не могут.

Надежды решить экономические проблемы Украины за счет привлечения ресурсов Евросоюза абсолютно безосновательные. Анализ событий последнего десятилетия красноречиво свидетельствует, что Украине Запад готовит лишь роль периферии – сырьевого придатка и индустриального мусорника. Западу в условиях обострения конкурентной борьбы на европейском рынке просто не нужна развитая Украина, стабильная – возможно, но передовая, конкурентоспособная – однозначно нет. Не пустит Запад на свой рынок украинские товары, и они и не в состоянии туда проникнуть в связи со своим низким качеством и высокой себестоимостью, разве что по демпинговым ценам и то в ограниченном объеме [31].

Поэтому нужно, наконец, освободиться от иллюзий и трезво оценить социально-экономическую ситуацию в стране и свои возможности. Сегодня на западных рынках нас никто не ожидает, а мы сами пока что не имеем реальных шансов туда пробиться. Попасть же на рынки России и других стран СНГ намного легче, а главное на данном этапе – выгоднее.

Российский вектор еще много времени будет оставаться для Украины доминантным, поэтому необходимо приложить максимум усилий, чтобы в ближайшее время оптимизировать наши экономические взаимоотношения, которые сегодня имеют для Украины не меньший смысл, чем желанное сближение с ЕС. Безусловно, что национальным интересам обеих государств в условиях трансформации их экономик наиболее подходит создание такой модели экономических взаимоотношений между Украиной и Россией, которая позволит эффективнее, на паритетных основах интегрироваться в экономические системы Запада.

Определяя принципы партнерства Украины с Российской Федерацией, наши экономические интересы можно определить таким образом:
обеспечение условий для загрузки отечественных производственных мощностей, более полного использования научно-технического потенциала, что станет возможным благодаря увеличению объемов сбыта продукции украинских предприятий на рынке РФ, углубления кооперационных связей между предприятиями и отраслями Украины и России, активизации инвестиционного сотрудничества;
отвоевывание потерянных позиций украинских субъектов ведения хозяйства в экономике России, которое предусматривает активизацию деятельности в РФ наших промышленных и коммерческих структур, а также внедрение новых форм производственной кооперации;
проникновение украинского капитала в экономику РФ и прежде всего в такие сферы, как ТЭК (добыча и транспортировка газа и нефти), машиностроительный комплекс, лесное хозяйство и т.д.;
привлечение российских инвестиций в машиностроительный комплекс Украины (авиастроительство, судостроение, станко- и приборостроение), в ТЭК (создание мощностей и инженерных сооружений по переработке, хранению радиоактивных отходов, общее использование транзитных нефте- и газопроводов), в металлургический комплекс, в строительный комплекс, в химическую промышленность и т. п.;
реализация в полном объеме режима свободной торговли между Украиной и РФ согласно положениям заключенных соглашений, устранение существующих препятствий на пути продвижения украинских товаров на рынки России;
окончательное решение проблемы отношений собственности относительно объектов бывшего Союза согласно Договору от 15 января 1993 года [27].

Российская сторона, в свою очередь, заинтересована в:
сохранении экономических связей с Украиной, которая является поставщиком стратегического сырья (марганец, титан, уран, хром и т. п.), запасных частей, полуфабрикатов, материалов и комплектующих; остается рынком сбыта российской продукции, которая не является конкурентоспособной на других рынках; имеет значительный научно-технический потенциал, который применяется для разрешения экономических проблем России;
сохранении благоприятного режима использования украинской транспортной инфраструктуры (магистральных трубопроводов, морских портов, железнодорожных и автомобильных путей, линий электропередач);
погашении государственных долгов Украины, для достижения чего будет добиваться реализации таких схем расчетов, как выплаты валютой, возмещения пакетами акций наиболее ликвидных украинских предприятий;
достижении путем приобретения ценных бумаг и контрольных пакетов акций контроля над предприятиями и организациями Украины, которые работают в машиностроительном комплексе, ТЭК, санаторно-курортном комплексе Крыма; транспортном секторе экономики Украины;
реализации инвестиционных проектов, которые будут осуществляться в машиностроительном (разработка и строительство транспортно-пассажирских самолетов, ракетоносителей) и ТЭ (реконструкция действующих нефте- и газопроводов) комплексах Украины;
ограничении доступа украинских товаров как на свой внутренний рынок (в первую очередь продовольствие, металлопродукция), так и на мировые рынки (сырье, продукция черной и цветной металлургии, оружие и другая продукция ВПК, продовольственные товары) [27, c.25-27].

Развитие Украины и России как суверенных государств допускает, что иногда между ними будут наблюдаться некоторые противоречия в связи с несоответствием отдельных интересов. Как правило, межгосударственные разногласия, которые возникли, рассматриваются на заседаниях соответствующих смешанных комиссий, которые создаются правительствами обеих стран. При этом преодоление разногласий в интересах сторон должно осуществляться на таких принципах:
способствование сближения нормативно-правовой базы двухстороннего экономического сотрудничества, в первую очередь в сфере налогообложения при осуществлении внешнеэкономических операций, унификации налоговой и тарифной политики;
активизация деятельности относительно расширения кооперационных связей между отраслями и предприятиями обеих государств;
согласование позиций обеих стран в производстве и выходе на европейский и мировой рынки с высокими технологиями и другой конкурентоспособной продукцией;
обеспечение присутствия Украины в развитии ТЭК России путем реализации совместных инвестиционных проектов, участии в акционировании или приобретении пакетов акций российских объектов ТЭК, а также в создании общих ТНК, ФПГ и предприятий в ведущих отраслях промышленности;
способствование более высокой результативности переговорного процесса ради дальнейшего расширения экономического сотрудничества с Россией в стратегически важных для Украины направлениях;
активизация разработки и подписания двухсторонних соглашений между регионами Украины и России, в первую очередь между пограничными областями;
способствование более тесному и конструктивному взаимодействию в работе соответствующих государственных структур Украины и РФ по части контроля за выполнением заключенных двухсторонних соглашений в экономической отрасли [27, c.27-29].

Таким образом, выходя из национальных интересов и целей Украины, приоритетными направлениями стратегического партнерства с Российской Федерацией в сфере экономических отношений являются:
взаимное развитие рынков сбыта в обеих странах;
сотрудничество в энергетической сфере (развитие единой энергетической системы; обеспечение энергоносителями; общее эффективное использование нефтеперерабатывающей и других производств ТЭК);
развитие транспортной сети в Украине в интересах обеих стран;
развитие общих производственных структур, кооперационных и технологических связей;
развитие фондовых рынков и процессов взаимоинвестирования;
активное развитие общего рынка трудовых ресурсов;
общее развитие отдельных регионов, где представлены интересы обеих стран, взаимовыгодная эксплуатация общих зон хозяйственной деятельности, развитие контактных территорий и создания внешнего пояса экономической поддержки украинских интересов в России.

3.2. Проблемы по регулированию внешнеторговых отношений стран

Торговые отношения с Российской Федерацией на протяжении почти всех лет независимости Украины были трудными и противоречивыми, даже беря во внимание существующие договоренности о свободной торговле. Однако неопровержимым является тот факт, что Россия будет оставаться нашим главным торговым партнером, по крайней мере в ближайшей перспективе.

Учитывая дух стратегического партнерства, зафиксированного в межгосударственном договоре, который был подписан президентами России и Украины 31 мая 1997 г., восстановление, а затем и увеличение двустороннего товарооборота должно быть стратегической задачей наших министерств торговли. Для того, чтобы сориентироваться в перспективах двухсторонних отношений, необходимо понять тенденцию этих отношений последних лет.

Следя за развитием украинско-российских торгово-экономических отношений, легко убедиться, что правительством Украины не было принято ни единого документа в области внешнеэкономической деятельности, который бы вводил меры тарифного или нетарифного регулирования только по отношению к России. Нормы и требования тех нормативных актов, которые принимаются в этой области, относятся ко всем странам, с которыми торгует Украина.

В то же время, российской стороной, напротив, неотъемлемо вводятся серьезные ограничительные меры в одностороннем порядке и зачастую именно против украинских товаров – вопреки существующей договорно-правовой базе и в первую очередь Соглашению о свободной торговле.

Так, в 1996 г. только для украинских товаров был введен импортный НДС с сохранением при этом экспортного НДС на российские товары, в результате чего украинские товары на российском рынке подорожали на 20%. В 1997 г. сахар был в одностороннем порядке выведен из режима свободной торговли; Украина, традиционный поставщик, теряет на этом в товарообороте почти $500 млн. в год. В 1998 г. установлена 3-процентная дополнительная импортная пошлина, увеличены в 3-4 раза ставки железнодорожных тарифов на экспортно-импортные перевозки, произошло обвальное падение товарооборота из-за августовского кризиса. В 1999 г. полностью запрещен импорт спирта, введены импортные пошлины на сахар, патоку, экспортные пошлины на целый ряд товаров, в том числе энергоносители, приняты абсурдные меры по фактически двойной предоплате импортных контрактов (фактически страны СНГ вынуждены на 20% переплачивать за российскую продукцию) [18].

Достаточно проанализировать выполнение именно российской стороной последних протокольных решений заседания смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству и подкомиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, чтобы констатировать, что принимаемые на высоком уровне решения фактически не выполняются.

6 октября 1999 г. Верховная Рада Украины приняла закон о ратификации Соглашения о создании Зоны свободной торговли. Россия также присоединилась к этому соглашению и к протоколу о создании Зоны свободной торговли. Однако период, прошедший после подписания указанного протокола, ознаменовался рядом новых постановлений правительства РФ о введении экспортных пошлин на энергоносители и сырье, причем все это применяется и к Украине, несмотря на установленный межправительственным соглашением режим свободной торговли.

Помимо этого, в проект бюджета на 2000 г. были заложены те же принципы налогообложения, которые были в 1999 г., что противоречило подписанным документам о Зоне свободной торговли. Противоречивая позиция в этом главном вопросе со стороны важнейшего участника реализации Зоны свободной торговли фактически свела на нет усилия всех государств – участников СНГ.

Следует подчеркнуть, что стоимость импорта российских товаров, к которым на сегодняшний день Украина применила специальные или антидемпинговые ограничительные меры, значительно ниже, чем стоимость украинской продукции, в отношении которой в России применены аналогичные меры. Скажем, стоимость российского импорта товаров, к которым применены те или иные ограничительные меры, составляет $1,82 млн. из расчета на год, а украинского в Россию – $430 млн. Эти диспропорции объясняются несогласием Москвы на ввоз в свободном режиме большой группы украинских товаров, в частности, спирта и сахара. Также затруднительным видится согласие российской стороны на отмену НДС на экспорт в Украину нефти, природного газа и газового конденсата (премьер России Михаил Касьянов отметил, что для российского федерального бюджета «цена вопроса» только по отмене НДС на экспорт нефти составляет $170 млн., и отказываться от них страна просто так не собирается) [4].

Назрела необходимость в осуществлении мероприятий по синхронизации законодательств Украины и России, особенно в сфере налогообложения, взаимного совершенствования таможенной политики, инвестиционной деятельности и пр. Ведь именно неурегулированность правового поля приносит обеим странам значительные убытки.

Наглядным иллюстрацией этого являются украинские предприятия, которые традиционно были ориентированы в основном на российского потребителя, находящиеся в данный момент в особенно затруднительном положении из-за несовершенства ценовой политики в нашей стране. Ярким примером этого является современное кризисное состояние таких отечественных промышленных предприятий, как Львовский автобусный завод, Николаевский глиноземный завод, Кременчугский автомобильный завод. Из-за высоких цен неконкурентоспособна и продукция агропромышленного комплекса Украины.

В то же время высокие тарифы на транспортные услуги в Украине обусловили изменение траектории основных потоков российских грузов в западном направлении через порты и транспортные магистрали Беларуси и стран Балтии. Региональные особенности этой проблемы состоят в том, что областные администрации Украины вводят на местах многочисленные местные тарифы и сборы за транзит российских грузов [16].

Таким образом, несовершенство законодательства Украины, а частности в сфере внешнеэкономической деятельности, является одним из существенных негативных факторов, что может и дальше в определенной мере замедлять рост объемов экспорта отечественной продукции как на мировой рынок, так и на рынок России.

Но, несмотря на все негативы, стратегические взаимосвязи с РФ остаются приоритетом внешнеэкономической политики Киева. Можно констатировать тот факт, что в России, после прихода Владимира Путина, наконец появился единый курс политики по отношению к Украине. Переговоры, ведущиеся руководством обеих стран по всему спектру важнейших межгосударственных отношений, имеют все шансы завершиться успешно как для Украины, так и для России. Конкретным примером являются переговоры премьер-министров Украины и России Анатолия Кинаха и Михаила Касьянова в Москве в апреле нынешнего года по поводу подписания соглашения о свободной торговле, материалы которого решено было подготовить к заседанию Смежной межгосударственной комиссии по сотрудничеству, которое планируется провести в июне в Киеве [4].

Значительным плюсом является то, что вопросы торгово-экономических отношений с Россией держат под контролем лично президент Леонид Кучма и премьер-министр Анатолий Кинах, поэтому следует ожидать, что с украинской стороны именно этот аспект межгосударственных отношений станет приоритетом внешней политики.

Таким образом, сотрудничество с Российской Федерацией имеет жизненно важное значение для Украины. Выступление Президента Украины Л. Д. Кучмы на конференции «Украина на пороге XXI века» 16 ноября 2000 г. стало свидетельством осознания нынешнего выбора Украины, направленного в сторону нашего восточного соседа. Договоренности президентов Украины и России в Сочи, Минске, Москве, Днепропетровске позволяют надеяться на реальные изменения в экономической сфере двух государств.

3.3. Организационно-экономические действия и рекомендации по активизации экономических отношений между Украиной и Россией

Экономические связи между Украиной и Россией традиционно складывались на основании тесного сотрудничества, однако в последние годы вследствие радикальных изменений в экономиках обеих стран наблюдается ослабления хозяйственных и кооперационных связей, значительный спад объемов производства, резкое сокращение взаимного товарообмена, ухудшение его структуры, рост бартеризации экспортно-импортных операций [27, c.197].

Такое состояние экономических отношений не отвечает потребностям обеих государств, поэтому возникает необходимость их адекватного коренного улучшения, разработки общей долгосрочной стратегии взаимовыгодного экономического сотрудничества. Именно на это направлена Программа экономического сотрудничества Украины и Российской Федерации на 1998-2007 гг.

Программа подготовлена на основании широкомасштабного Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, Договора об экономическом сотрудничестве на 1997-2007 гг. с учетом основных направлений долгосрочного экономического и научно-технического сотрудничества Украины и РФ на 1997-2007 гг. и на период до 2005 г., проекта Программы деятельности Правительства Украины на 1997-1999 гг., распоряжения Президента Украины от 18 августа 1997 года по одобрению неотложных мер относительно ускорения реформ и вывода экономики Украины из кризиса [11].

Структура Программы экономического сотрудничества обеих стран включает 7 разделов, которые содержат ряд общих положений рамочного характера:
состояние и проблема развития украинско-российкого экономического сотрудничества;
сближение основных направлений в проведении экономических реформ и развитие экономического сотрудничества;
координация приоритетных направлений структурных изменений в экономиках;
координация мероприятий по разрешению социальных проблем;
развитие торговых отношений;
механизм реализации Программы [27, c.198-199].

Доминирующим направлением Программы экономического сотрудничества между Украиной и РФ является развитие торгово-экономических отношений, создание условий свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Осуществление согласованных мероприятий по реализации режима свободной торговли вызвано необходимостью содействия развитию гармоничных и устоявшихся экономических связей, а также создания благоприятных условий для ведения эффективной торговли (планируется рост взаимного товарообмена до 2007 г. не менее чем в 2,5 раза).

Первоочередным вопросом в торгово-экономических отношениях между Украиной и РФ является практическая реализация режима свободной торговли, в том числе по таким направлениям:
запрет и отмена пошлины на импорт-экспорт и сборов, которые имеют эквивалентное действие;
запрет и отмена количественных ограничений на импорт-экспорт и мероприятий, которые имеют эквивалентное действие;
устранение технических препятствий в торговле;
недопущение создания преднамеренных дискриминационных условий, по которым товары продаются или покупаются;
обеспечение адекватной, эффективной и недискриминационной правовой защиты прав интеллектуальной собственности и товарных знаков;
недопущение злоупотреблений предприятиями монопольным положением на территориях обеих государств в целом или на значительной их части;
обеспечение принципа свободы транзита;
разрешение всех проблемных вопросов режима торговли исключительно и путем двухсторонних консультаций и переговоров [27, c.200-202].

Для реализации перечисленных направлений необходимо осуществить следующие организационно-экономические действия:
••• В отрасли таможенного дела:
упрощение таможенных процедур, касающихся основных товаров, и усовершенствования методов работы таможенных служб;
гармонизация взаимосвязи между транзитными системами Украины и РФ;
разработка единого подхода к вопросу организации таможенного контроля за перемещением и оформлением подакцизных товаров, которые подлежат маркированию;
содействие внедрению и управлению современными системами таможенной информации, включая компьютерные системы в пунктах таможенного контроля;
активный обмен информацией, подготовленной на основании таможенной статистики внешней торговли.
••• В отрасли транспорта и его инфраструктуры:
сохранение работоспособности железнодорожного транспорта, функционирующего на территориях обеих стран;
сохранение взаимных поставок продукции и услуг по ремонту подвижного состава и оборудования на уровне, который удовлетворяет собственные производственные потребности железных дорог Украины и РФ на льготных условиях;
разработка согласованной политики в отрасли гармонизации систем тарифов по перевозке и обработке экспортно-импортных грузов;
выработка единых требований к транспортным коммуникациям, габаритов транспортных средств, перевозки сверхвесовых и крупногабаритных грузов.
••• По части межрегионального пограничного торгово-экономического сотрудничества:
создание условий для облегченного пересечения государственной границы между Украиной и РФ, усовершенствование системы пограничного, таможенного, миграционного и других видов контроля в пунктах пропуска;
содействие в разработке общих специальных природоохранных программ и проектов, особенно в экологически неблагоприятных районах;
обмен информацией об ассортименте продукции, который выпускается, и потребностях предприятий областей;
предоставление консультативной помощи предпринимательским структурам в налаживании деловых контактов между предприятиями пограничных областей по вопросам внешнеэкономического и таможенного законодательства;
реализация Соглашения между Правительством Украины и Правительством РФ о сотрудничестве пограничных областей.
••• По части обеспечения качества экспортных товаров, защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, окружающей среды:
сотрудничество по усовершенствованию и гармонизации нормативной договорно-правовой базы в отрасли санитарных и фитосанитарных мероприятий;
обмен информацией и сближение методических подходов в отрасли стандартизации, метрологии, сертификации, систем упаковки и маркирования товаров;
определение уполномоченных органов по сертификации; сокращение перечня взаимопоставляемой продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине и РФ [27, c.200-205; 18].

Резюмируя вышеприведенное, можно утверждать, что широкий спектр мероприятий экономических отношений, их актуальность и обоснованность, определенность сроков реализации и адресность исполнителей, свойственные данной Программе экономического сотрудничества Украины и Российской Федерации на 1998-2007 гг., позволит получить такие преференции:
осуществить на долгосрочной основе согласованный комплекс мероприятий, в том числе нормативно-правовых, государственного содействия развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей между двумя государствами;
достичь существенного прогресса в производственном сотрудничестве ведущих отраслей национальных экономик;
стимулировать субъекты ведения хозяйства для расширения производства, увеличения инвестиционных потоков, повышения качества и конкурентоспособности продукции, возможности выхода на мировые рынки;
удвоить товарооборот во взаимной торговле и улучшить торговое сальдо в первую очередь за счет роста экспорта украинских товаров;
реализация Программы содействия выхода экономики Украины из состояния стагфляции [27, c.205-210].