На главную Электронная библиотека Ссылки
 


Экономическая политика: стратегия и тактика


Динамичные украинско-российские экономические связи – основа эффективности СНГ

– Господин Посол, как Вы оцениваете нынешнее состояние экономического сотрудничества стран – членов СНГ?

– Как известно, юбилейный саммит руководителей стран – участниц СНГ, который проходил в ноябре 2001 г. в Москве, не только подвел итоги функционирования Содружества за 10 лет, но и выявил новые подходы к взаимодействию стран, входящих в него. На саммите поставлена задача создания эффективного интеграционного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах. В заявлении глав государств особо отмечено, что наши народы хотят видеть Содружество зоной стабильности и безопасности, межнационального согласия, регионом устойчивого политического, экономического, социального и научно-технического развития, занимающим достойное место в международном сообществе.

Сейчас же СНГ в мировой экономической системе играет роль, не соответствующую его потенциальным возможностям. Это объясняется рядом причин.

Во-первых, на территории стран, входящих в Содружество, проживает 5% населения Земли. Здесь сосредоточено 25% запасов основных видов природных ресурсов, 10% промышленного потенциала, а его доля в мировой торговле составляет всего около 1,5%. Взаимный товарооборот, который в мире считается одним из главных при оценке эффективности того или иного экономического объединения, с 1994 г. в СНГ снизился с 79 до 28%. Причем это сокращение произошло на фоне переориентации внешнеэкономических связей большинства государств на третьи страны. Другими словами, расталкивая локтями партнеров по СНГ, все устремились в “дальнее зарубежье”. Из-за возрастающей борьбы за эти рынки, по оценкам экспертов, государства СНГ ежегодно теряли от 1,2 до 1,5 млрд долл. Это очень много.

Во-вторых, доля минерального сырья и топлива в экспорте стран СНГ увеличилась в 4 раза, вплотную приблизившись к половине его объема, т.е. мы становимся сырьевым придатком экономически развитых стран и снижаем экспортные поставки товарной продукции. В-третьих, объем общих инвестиций в страны СНГ снизился до 30%. В-четвертых, резко с 6 до 21% увеличилась так называемая транспортная составляющая в издержках производства. В-пятых, до 70-80% износились основные производственные фонды стран СНГ. А это почти предел их амортизации. В-шестых, в отдельных государствах доля теневой и криминальной экономики увеличилась до 40-45% от общего объема. И последнее: средняя зарплата в подавляющем большинстве стран не превышает 100 долл. в месяц.

Но нельзя не отметить, что в 2001-2002 гг., возможно, впервые за всю историю Содружества появились объективно благоприятные условия для укрепления экономики стран СНГ. Начался и продолжается экономический рост, стабилизировались национальные валюты. Отмечено и сближение показателей конвергенции, которые применяются при оценке интеграционного потенциала вступающих в Евросоюз новых стран. Это – отношение дефицита госбюджета к ВВП и внешнего долга к ВВП, уровень инфляции и ставки рефинансирования. Подходит к завершению формирование нормативно-правовых основ цивилизованной зоны свободной торговли и переход на общепринятый в мире принцип взимания НДС по “стране назначения” товара. Все эти положительные факторы должны открыть “второе дыхание” экономическому сотрудничеству стран СНГ. Для этого им нужно, на мой взгляд, иметь свою достаточно выверенную и совместно реализуемую стратегию развития.

Совместный поиск решения важнейших вопросов отвечает долгосрочным интересам стран СНГ и соответствует мировым тенденциям сочетания глобализации с инструментами субрегионального экономического сотрудничества. Некоторые специалисты считают это последним шансом для государств СНГ серьезно укрепить свой внутренний рынок. Трудно с этим не согласиться.

– В рамках СНГ существует несколько уровней интеграции – Содружество 12-ти, Евразийское экономическое сообщество, Центральноазиатский союз, Союзное государство России и Белоруссии и т.д. Насколько, по Вашему мнению, эффективны такие формирования и какое место в них занимает Украина?

– Говорить об интеграции в рамках названных объединений пока преждевременно. Украина придерживается мнения, что основой сотрудничества стран, некогда входивших в Советский Союз, должны быть устойчивые двусторонние экономические отношения. Думаю, что количество объединений неадекватно количеству интеграционных процессов. Организационно-политическая форма порой опережает реалии. Не достигается до конца цель одного формирования, как здесь же создается другое. И что интересно – с теми же целями, а эффективность остается неопределенной. На встрече в г. Сочи в мае 2002 г. президенты Леонид Кучма и Владимир Путин детально обсудили вопрос о вступлении Украины в Евразийское экономическое сообщество. Они пришли к мнению, что этот шаг даст позитивный экономический эффект для двух стран. При этом президент Украины подчеркнул, что наша страна “в лице ЕврАзЭС может иметь большой рынок для сбыта своей продукции”.

– Для успешного участия в международных связях необходима стабильно развивающаяся национальная экономика. Какие факторы экономического развития Вашей страны способствуют интеграционным процессам в рамках СНГ?

– Действительно, уровень международных хозяйственных связей в основном зависит от состояния национальных экономик, участвующих в этом процессе. Учитывая это, могу с удовлетворением сказать, что экономика Украины в 2001 г. развивалась очень динамично, а следовательно, у нее хорошие перспективы для участия в международном разделении труда, в том числе и в рамках СНГ. По сравнению с 2000 г. ВВП увеличился на 9%, а объем промышленного производства – на 14,2%, что является одним из лучших показателей среди стран Содружества. Таких темпов роста страна не знала не только со времени провозглашения независимости, но и за последний 10-летний период пребывания в составе СССР. И этот подъем продолжается. По данным Государственного комитета по статистике, в первом квартале 2002 г. произведено промышленной продукции (товаров и услуг) на 37,7 млрд гривен (1 гривна = 0,187 долл. США), что на 3,1% больше, чем за соответствующий период 2001 г. При этом более 2/3 всего промышленного производства приходится на предприятия обрабатывающей отрасли, где прирост составил 4,3%.

Существенный прирост продукции получен в пищевой промышленности и переработке сельскохозяйственных продуктов – 11,8%. В машиностроении объемы производства за январь – март 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. также выросли. Например, в транспортном машиностроении они увеличились на 45,3%, в том числе в авиационном – на 72,5%, железнодорожном – на 53,8, производстве автомобилей – на 25,8%.

Объем продукции аграрного сектора во всех категориях хозяйств вырос на 11,1%. Важно, что этот подъем был характерен как для крупных предприятий всех форм собственности, где увеличение составило 23,4%, так и личных подсобных хозяйств, расширивших производство на 6,6%. Общий же объем реализации продукции увеличился на 28%, в том числе в растениеводстве – на 46%, животноводстве – на 19%.

Положительные тенденции сохранились в экономике и в апреле 2002 г., тогда как в предыдущем году в этом месяце было зарегистрировано падение производства на 1,6%, а в апреле 2000 г. – на 3,9%. Прирост ВВП по сравнению с апрелем 2001 г. составил 5%.

Считаю, что это хорошая экономическая основа для участия Украины в развитии международных торгово-экономических связей.

– Россия и Украина – наиболее крупные государства в СНГ. Как Вы оцениваете перспективы их взаимодействия и влияние этих двусторонних связей на ход интеграционных процессов на постсоветском пространстве?

– Перспективы дальнейшего развития украинско-российского торгово-экономического сотрудничества в значительной мере зависят от способности двух государств устранить существующие препятствия во взаимной торговле. При этом надо ясно осознавать: историческая тенденция такова, что после 1991 г., как бы мы ни старались воссоздать Советский Союз в той или иной форме, ничего бы из этого не вышло. Ведь не случайно между руководителями стран СНГ на официальном уровне идут двусторонние диалоги. А президенты России и Украины в последние два года встречались более 10 раз. Между нашими странами подписано 288 договоров и соглашений.

Если бы эта работа была проделана раньше, мы бы не дошли до такой парадоксальной цифры: прямые российские государственные инвестиции в украинскую экономику за девять месяцев 2001 г., по данным российского Госкомстата, составили (в это трудно поверить!) всего около 21 тыс. долл. Подчеркиваю: речь идет о прямых государственных инвестициях. С учетом портфельных, страховых, банковских капвложений цифра инвестиционных поступлений из России на Украину за тот же период достигла 9,3 млн долл.

Будет справедливым сказать, что в 2000-2001 гг. в этой сфере произошли заметные перемены. На Украине, как уже было сказано, наблюдаются позитивные тенденции в экономике, так же, как и в торгово-экономическом сотрудничестве с Россией. В целом в 2001 г. двусторонний товарооборот составил 9,3 млрд долл., к чему надо прибавить еще 2 млрд в сфере транспортных услуг. Но и этот показатель не соответствует экономическим потенциалам наших государств. 70% предприятий украинского ВПК не могут обойтись без комплектующих из России, 26% украинского экспорта в Россию составляет продукция машиностроения.

Очень высоко украинцы оценивают согласие России участвовать в завершении строительства Хмельницкой и Ровенской АЭС. Запад обещал достроить энергоблоки для этих станций в виде компенсации за закрытие Чернобыльской АЭС. Киев свои обязательства выполнил – ЧАЭС заглушена, а Европейская комиссия по атомной энергии нет. Европейские эксперты подсчитали, что достройка АЭС в Хмельницке и Ровно обойдется Украине в 1,5 млрд долл. Цена же этого проекта, по расчетам российских специалистов, вдвое ниже – 750-800 млн долл.

– Каков, на Ваш взгляд, должен быть механизм реализации заключенных двусторонних и многосторонних экономических соглашений и договоров, прежде всего в сфере инвестиционного и производственно-технического сотрудничества?

– Для того чтобы произошли серьезные сдвиги, необходимо переводить двусторонние отношения в реальную плоскость стратегического партнерства, внедрять цивилизованные формы урегулирования проблем, которые возникают в ходе сотрудничества. Я не случайно заговорил об этом. Переход России с 1 июля 2001 г. на принцип взимания НДС по “стране назначения”, за исключением энергоносителей (нефть, природный газ, газовый конденсат), оказался болезненным для украинских товаропроизводителей, ориентированных на российский рынок. Им пришлось на 20% повысить цену на свою продукцию.  В результате украинский экспорт в РФ во втором полугодии начал снижаться. Торговля потеряла свою динамику.

Поэтому усилия всех органов исполнительной власти направлены на то, чтобы договориться о прекращении расширения изъятий из двусторонней торговли, добиться создания в рамках СНГ зоны свободной торговли между государствами-участниками, вынести на межправительственные переговоры вопрос о согласовании взаимных условий продвижения украинской продукции на российский рынок, а российской – на украинский.

На наш взгляд, для Украины и РФ было бы целесообразно изучить возможности приведения механизмов регулирования двусторонних торгово-экономических отношений в соответствие с принципами, которые используются в европейских странах. В первую очередь это касается:

• внедрения единого порядка взимания НДС на продукцию, которая экспортируется и импортируется с таможенных территорий, в том числе нефти, природного газа и газового конденсата;

• сближения таможенных тарифов.

Сегодня наблюдаются определенные подвижки в разрешении указанных проблем. Руководители кабинетов министров России и Украины в 2001 г. подписали межправительственный Протокол о внесении изменений и дополнений в Протокол об изъятиях из режима свободной торговли с зафиксированным минимальным перечнем таких изъятий.

Позитивное влияние на дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества между нашими странами на основе равенства и взаимной выгоды призван оказать и подписанный главами правительств Меморандум о принципах неприменения специальных мер относительно импорта товаров происхождением с таможенной территории сторон.

– Какую роль, на Ваш взгляд, может сыграть свободная экономическая зона для подъема экономики участвующих в ней стран?

– Ее трудно переоценить. Страны СНГ 15 апреля 1994 г. подписали многостороннее Соглашение о зоне свободной торговли. Протокол об изменениях и дополнении к этому Соглашению подписан 2 апреля 1999 г. Его ратифицировали все страны Содружества, кроме России. Аргументация Москвы сводилась к тому, что в нынешних условиях введение зоны свободной торговли может привести к ежегодной потере Россией от 800 млн до 2 млрд долл. Эти подсчеты базируются, вероятно, на том, что в структуре российского экспорта преобладают сырьевые товары, которые в условиях отсутствия эффективных механизмов защиты могут реэкспортироваться странами – участницами зоны свободной торговли. Этими опасениями можно объяснить и первоначальный перечень изъятий из режима свободной торговли, предложенный российской стороной, и форсированное создание Таможенного союза, который сегодня практически трансформировался в Евразийское экономическое сообщество.

В то же время почему-то не учитывается, что падение производства на Украине, например из-за дефицита сырья, ведет к повышению себестоимости продукции и экспортной цены на товары, поставляемые в Россию. Это, во-первых, осложняет условия хозяйствования российских предприятий, технологии которых зависят от украинских поставок. А во-вторых, ставит Россию перед необходимостью использовать немалые валютные средства на закупку необходимых товаров в третьих странах. Но если таким образом можно компенсировать нехватку продовольствия, то восполнить потери производственно-технических товаров (комплектующих, запасных частей и т.д.) невозможно в принципе. Прямым негативным следствием нарушения производственных связей является сворачивание высокотехнологичных производств в обеих странах.

Украина настаивала и продолжает настаивать на необходимости ратификации всеми странами многостороннего Соглашения о зоне свободной торговли и Протокола об изменениях и дополнении к нему, разработке согласованного графика постепенного сокращения ограничений, препятствующих развитию взаимной торговли. Необходимо также совместно определить основные принципы координации внешнеторговой политики относительно государств, не являющихся участниками Соглашения о зоне свободной торговли, и разработать механизм их реализации. Для этого потребуется упростить и унифицировать национальные законодательства для обеспечения эффективного функционирования зоны свободной торговли.

Оптимизм в благоприятном решении этой задачи вызывает тот факт, что во время недавних встреч в Одессе и Сочи президенты Украины и России внимательно проанализировали ситуацию вокруг введения зоны свободной торговли между нашими странами и дали поручения правительствам активизировать деятельность в этом направлении. Хочется верить, что нашим странам удастся найти компромисс по всему комплексу правовых, финансовых и таможенных проблем и формирование зоны свободной торговли на основах норм и принципов ВТО состоится. Это окажет самое благоприятное влияние на дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества не только Украины и России, но и в рамках Содружества.

– Многие регионы Украины имеют тесные контакты с соседями из стран СНГ в рамках приграничной торговли или межрегиональных связей. Каков экономический эффект и перспективы такого партнерства?

– Мне трудно говорить об эффективности приграничного сотрудничества регионов Украины с другими соседними странами. А экономические связи Белгородской и Харьковской, Донецкой и Ростовской областей приносят ощутимые результаты. Например, в 2001 г. товарооборот Украины с Белгородской областью составил 885,1 млн долл., Ростовской областью – 439 млн. Для сравнения скажу, что вклад других промышленно развитых регионов России намного меньше. Так, объем двустороннего товарного потока с Республикой Татарстан составил 307 млн долл., Новосибирской областью – 210 млн, Самарской – 160 млн. Даже простое сопоставление этих цифр говорит, что руководители приграничных областей быстрее находят общий язык, успешнее занимаются восстановлением прямых кооперационных связей между предприятиями.

Убежден, что региональное сотрудничество имеет хорошие перспективы. Прочную основу для этого в феврале 2001 г. заложили в г. Днепропетровске президенты наших государств, подписав Программу межрегионального и приграничного сотрудничества Украины и Российской Федерации на 2001-2007 гг.

Сейчас между административно-территориальными образованиями наших государств подписано, как я уже указал, 288 договоров и протоколов. Посольство Украины в РФ всемерно содействовало тому, что в 2001-2002 гг. заключено и возобновлено более 60 соглашений. Мы начали поиск реального механизма выполнения совместных проектов. Налажен мониторинг ситуации в субъектах РФ и их торгово-экономических связей с украинскими партнерами. С 19 наиболее развитыми территориями РФ установлен регулярный информационно-аналитический обмен с целью обобщения и разработки новых направлений сотрудничества.

Тем не менее резервы для повышения эффективности региональных и приграничных связей еще есть и немалые. Во-первых, большинство соглашений между областями и городами Украины и субъектами РФ не имеют четких механизмов реализации и, по сути, являются лишь протоколами о намерениях. Во-вторых, к выполнению намеченных программ сотрудничества не привлекаются деловые круги, частные фирмы. Наконец, более 20 российских территориальных образований вообще еще не имеют официально оформленных связей с Украиной. Конечно, ни в коем случае не следует искусственно наращивать этот показатель: договор должен быть востребован жизнью, стать эффективным инструментом развития экономики регионов по обе стороны границы. Но для этого потребуется пересмотреть договорную и нормативно-правовую базы межрегионального сотрудничества.

Анализ, проведенный экономической и юридической службами посольства, показал, что до 40% региональных соглашений уже устарели и требуют обновления, наполнения их конкретным содержанием. В большинстве привлеченных к выполнению программ министерств и ведомств обеих стран четко не определены ответственные за ее реализацию структурные подразделения и должностные лица.

– Важным фактором модернизации экономики и связанного с нею социально-экономического роста являются инвестиции. Как Вы оцениваете ситуацию в этом секторе российско-украинского взаимодействия?

– Действительно, глубокий спад экономики за предыдущее десятилетие и необходимость модернизации требуют инвестиций в размере десятков миллиардов долларов. За 10 лет объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины, по данным Госкомстата Украины, по состоянию на 1 января 2002 г. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины составил 4,4 млрд долл. Из них российские (государственные и частные) – только 295,1 млн (пятое место среди стран-инвесторов, или 6,7% от общего объема инвестиций Украины).

Прямые инвестиции из России поступили в 753 предприятия Украины. Наиболее привлекательными для РФ остаются такие виды экономической деятельности как производство кокса, продуктов нефтепереработки ядерного топлива – 124 млн долл. (42% от общего объема инвестиций из России); охрана здоровья и социальная помощь – 77 млн долл. (26%); финансовая деятельность – 30 млн долл. (10%); транспорт – 15 млн долл. (5%); строительство – 14 млн долл. (5%).

Около 90% инвестиций из Российской Федерации направлены в предприятия таких регионов как Полтавская область – 104 млн долл., Автономная республика Крым – 83 млн, Киев – 56 млн, г. Севастополь – 12 млн, Ровенская область – 11 млн долл.

Объем украинского капитала, направленного в Российскую Федерацию, по состоянию на 1 января 2002 г. составил 85 млн долл. – первое место среди стран-реципиентов. За все время инвестирования в РФ объем украинских инвестиций в операции с недвижимостью, сдачу в аренду и услуги юридическим лицам составил 62 млн долл. (73% общего объема наших инвестиций в Россию); в машиностроение – 6 млн долл. (7%); в производство древесины и изделий из нее – 4 млн (4%); образование – 3 млн (4%) и государственное управление – 3 млн долл. (4%).

Руководство Украины в качестве важного источника финансовых ресурсов для модернизации экономики рассматривает приватизацию государственной собственности, в том числе и с участием российских компаний. И в этой сфере 2001 г. можно охарактеризовать как прорывный. Благодаря приобретению контрольных пакетов акций Лисичанского и Одесского нефтеперерабатывающих заводов поставки нефти за год увеличились соответственно в 2,4 и 1,3 раза и достигли 9,3 млн т (против 3,9 млн в 2000 г.), а после приобретения россиянами акций Николаевского глиноземного завода за счет налогов украинская казна пополнилась на 30 млн долл. После приватизации вторую жизнь получило ОАО “Стахановский вагоностроительный завод”. Возрождению предприятия способствовало приобретение 30% его акций московской компанией “Группа Альянс”, которая и обеспечила размещение на СВЗ российских заказов. Став на ноги, вагоностроители изучают возможность производства пассажирских вагонов для украинской железной дороги, планируют получить прибыль 4,5 млн гривен, увеличить численность постоянных рабочих мест до 2 540 и вдвое повысить зарплату работникам.

Из комплектующих деталей и узлов, поставляемых АО “ГАЗ”, на Кременчугском автосборочном заводе (“КрАсЗ”, Полтавская область) начата сборка легковых автомобилей ГАЗ-3110 и ГАЗ-3102. В 2002 г. предприятие планирует собрать – 3 тыс. машин. Сборку этих же моделей легковых автомобилей осуществляют ЗАО “Крымавтогаз” (Симферополь), АО “Черниговавтодеталь”, “Укрволга техсервис”, киевские авторемонтные заводы № 6 и № 1.

– Очевидно, базу для дальнейшего подъема экономики обоих государств уже в ближайшее время может создать эффективное сотрудничество России и Украины в научно-технической сфере и наукоемких отраслях промышленности?

– Это так. Достаточно вспомнить, что Украина и Россия входят в число семи ведущих стран мира, имеющих полный цикл проектирования и производства самолетов. Продукция украинского конструкторского бюро им. Антонова получила всемирное признание, а партнерство в создании транспортного самолета на базе АН-70 вышло на международный уровень. Хорошие перспективы имеет и взаимодействие в области создания многоцелевых авиационно-космических систем на базе самолетов АН-124 “Руслан” и АН-225 “Мрия”. Производство совместно разработанного ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-334 позволит в будущем избежать закупок авиалайнеров западных фирм для использования на внутренних линиях Украины и России.

Перспективными являются и кооперационные связи в области производства авиационных двигателей с участием украинских ЗМКБ “Прогресс” и “Мотор-Сич”, целесообразен совместный экспорт и обновление парка гражданских и военных самолетов и вертолетов двигателями украинско-российского производства с обеспечением их научно-технического сопровождения и международной сертификации.

Реализация многостороннего проекта “Си Лонч”, в котором Украина и Россия играют ведущие роли, не только свидетельствует о мировом уровне наших технологий, но и приносит прибыль.

Поэтому для дальнейшего развития и улучшения структуры взаимных инвестиций необходимо:

•продолжить работу по ликвидации торговых барьеров на поставки продукции в рамках производственной кооперации, снятию препятствий и упрощению процедур создания совместных предприятий и транснациональных промышленно-финансовых групп, прежде всего между технологически связанными в прошлом предприятиями;

• создать благоприятные условия и ликвидировать искусственные препятствия, мешающие развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей (расхождения в порядке взимания косвенных налогов, применения тарифного и нетарифного регулирования во взаимной торговле);

• стимулировать восстановление взаимовыгодных кооперационных связей и координировать действия по защите отечественных производителей и внутренних рынков от недобросовестной конкуренции со стороны третьих стран;

• согласовать экономические и структурные преобразования для предотвращения неоправданных затрат при сооружении новых (компенсационных) мощностей, которые приводят к исключению из производственных процессов технологически связанных украинских и российских предприятий (если такие производства не относятся к сфере экономической безопасности).

Развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества сегодня осложняется из-за серьезных расхождений в нормативно-правовой базе. В частности, к неоправданному повышению цен на товары и услуги ведут различия в порядке таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования, установления транзитных тарифов и режимов, местных налогов и портовых сборов. Законодателям наших стран необходимо как можно быстрее унифицировать правовую базу.

Украина и Россия должны задавать тон развитию двусторонних торгово-экономических отношений в рамках СНГ. Это будет способствовать укреплению экономик стран, входящих в Содружество.


"ДИНАМИЧНЫЕ УКРАИНСКО-РОССИЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ СНГ"