ДонНТУ          Страничка магистров ДонНТУ          Поисковая система ДонНТУ

Главная


Тема магистерской работы: "Разработка методов по улучшению инвестиционной привлекательности предприятий украинской автомобильной промышленности"



Запорожский автомобилестроительный: 140 лет - не старость для завода, ведь "Опели" стоят у входа

Тариэл Васадзе: "Автомобильная индустрия - это локомотив, который потянет за собой все отрасли экономики".

2003 год стал юбилейным для многих запорожских промышленных предприятий, ведь экономика города наиболее активно стала развиваться именно семьдесят лет назад, в далекие тридцатые. Не стала исключением нынешняя осень и для Запорожского автомобильного завода. С той лишь разницей, что возраст этого предприятия в два раза солиднее - 140 лет, а значит, и история в два раза богаче. Автомобильный завод - одно из старейших предприятий Украины, с которым, по сути, связано зарождение промышленности в Запорожье. Он вырос на базе четырех небольших заводов, специализировавшихся на выпуске сельскохозяйственных машин, и ведет отсчет своей истории с 1863 года.

Много событий произошло с тех пор в стране: гражданская и Великая Отечественная войны, стройки первых пятилеток и перестройка... И все эти годы завод по праву считался передовым предприятием, флагманом отечественного машиностроения. Сегодня ЗАО "ЗАЗ" не оглядывается назад, а уверенно смотрит в будущее, развивая производство, ставя перед собой конкретные цели и достигая их. Задача у предприятия одна - занять достойное место на рынке автомобилестроения, производя конкурентоспособную и качественную продукцию.

ЗАО "ЗАЗ" сегодня

В конкурсе по продаже государственного пакета акций ЗАО "АвтоЗАЗ", объявленном Фондом госимущества в декабре 2001 года, победителем было признано АО "Украинская автомобильная корпорация". Согласно договору купли-продажи пакета акций ОАО "Запорожский автомобилестроительный завод", созданного в процессе корпоратизации, корпорация "УкрАвто" приняла в собственность пакет акций в размере 81,59% уставного фонда ОАО "АвтоЗАЗ" (который, в свою очередь, владеет 50%-ным пакетом акций ЗАО "ЗАЗ").

Говоря о задачах ближайшей перспективы, почетный председатель корпорации "УкрАвто", народный депутат Тариэл Васадзе отметил: "Наша цель - добиться того, чтобы показатели продажи автомобилей отечественного производства составляли не менее 80-85% общего количества проданных новых машин". Для этого ведется активное развитие инфраструктуры по обеспечению продажи автомобилей - строятся дистрибьюторские склады запчастей, расширяются СТО, обустраиваются современные салоны для продажи автомобилей.

Завод наращивает темпы

Мощный скачок производства начался в 2002 году. Именно тогда было произведено 23,8 тысячи автомобилей, из них 13,9 тысячи - модельного ряда "Таврия" (в т.ч. более 7 тысяч "Славут"), 3,3 тысячи автомобилей "Сенс", 6,3 тысячи - ДЭУ, 124 Мерседеса и 165 машинокомплектов. Реализовано 23,6 тысячи автомобилей, в т.ч. 13,8 тыс. "Таврий", 3,1 тысячи "Сенсов", 6,6 тысячи ДЭУ, 82 "Мерседеса". В рейтинге автомобильных компаний по количеству первых регистраций за 2002 год продукция "Запорожского автомобилестроительного завода" входит в тройку лидеров, занимая вторую после "ВАЗа" позицию. Впервые за время существования совместного предприятия (с апреля 1998-го) год был завершен с положительным финансовым результатом, завод вышел на безубыточный уровень.

По сравнению с минувшим годом, количество произведенных автомобилей на "ЗАЗе" в августе текущего года значительно выросло и составило более 9,3 тысячи (против 1,7 тысячи автомобилей в августе 2002 года). Среди изготовленных в августе машин - 4,4 тысячи автомобилей модельного ряда "Таврия", больше тысячи "Сенсов", более 3 тысяч моделей "Дэу". Собрано 202 машины марки "Опель", 57 "Мерседесов" и 122 автомобиля "Дачия". Всего за восемь месяцев собрано 42,2 тысячи автомобилей, или почти в три раза больше, чем за такой же период 2002 года.

Однако произвести продукцию - только полдела. Ее нужно еще и продать. Объем реализации автомобилей в нынешнем году также увеличился. Только за восемь месяцев 2003 года реализовано около 40 тысяч автомобилей.

Кому поможет Запад

Вы знаете, что "Запорожский автомобильный завод" выпускает и продает "Мерседесы", "Опели" и "Дачии"? Еще не знаете? Тогда этот материал для вас.

О том, что производственно-техническая база Запорожского автомобилестроительного соответствует европейскому уровню, сегодня доказывать не надо. Это уже доказал проведенный полтора года назад концерном "Даймлер-Крайслер" серьезный аудит предприятия. Проверяли завод и немецкие специалисты Международного центра компании "Адам Опель АГ", убедившиеся, что линия окончательной сдачи автомобилей по своим параметрам соответствует всем требованиям качества "GM". Это подтверждает сертификат соответствия ISO 9001.

Да и как иначе? Западный инвестор накануне принятия решений о сотрудничестве привык проверять все. Тем более, перед таким серьезным шагом, как подписание договора о выпуске в Запорожье "Мерседесов". В результате посещения завода специалистами и руководителями концерна "Даймлер-Крайслер" был сделан вывод, что "техническое обеспечение, уровень подготовки специалистов, существующие системы организации производства, контроля качества, логистики и маркетинга полностью соответствуют требованиям концерна к осуществлению операций, предусмотренных технологией сборки". В подтверждение высокой степени доверия ведущего автомобильного производителя мира к своему украинскому партнеру стало решение об организации сборки нового Е-класса - модели, которая лишь несколькими неделями ранее была впервые представлена на мировом рынке в рамках проведения Женевского автосалона. А для автомобилей, собранных в Украине, концерн "Даймлер-Крайслер" обязался на год увеличить срок гарантии - она составляет теперь три года.

Это ли не лучшее доказательство высокого качества украинских автомобилей, полностью соответствующего престижному имени "Мерседес-Бенц"? Совместный проект предусматривает в ближайшем будущем снизить ценовую планку на "Мерседесы", произведенные в Украине. На падение розничной цены на автомобили этой марки повлияет еще и то, что продаваться они будут исключительно через дилерскую сеть Генерального представительства "Даймлер-Крайслер" только на рынке Украины. вторым серьезным шагом руководства ЗАО "ЗАЗ" по привлечению на предприятие иностранного инвестора стало подписание в нынешнем году соглашения о сотрудничестве с компанией "Адам Опель АГ". В соответствии с соглашением ЗАО "ЗАЗ" с указанной компанией, Запорожский автозавод уже начал производить сборку автомобилей марки "Опель" моделей "Вектра", "Астра" и "Корса" (Vectra, Astra, Corsa) из ввозимых в страну машинокомплектов, а к концу 2003 года планирует начать мелкоузловое производство (сварку, покраску, сборку) автомобилей модели "Астра".

Компания "Опель" понимает, что в работе с клиентами необходим комплексный подход - от продажи автомобилей до поставки запасных частей к ним, а значит, и создание сети сервисных центров по всей Украине. Такие центры сегодня существуют в девяти крупнейших городах Украины - Киеве, Львове, Полтаве, Одессе, Запорожье, Симферополе, Донецке, Харькове и Луганске.

Между прочим, по признанию самих инвесторов, при выборе компании-партнера они предпочли "УкрАвто" не только из-за имеющегося у нее огромного потенциала для дальнейшего развития дилерской сети. Одним из определяющих факторов стало еще и то, что "УкрАвто" - крупнейший держатель акций наибольшего в Украине производителя легковых автомобилей - ЗАО "ЗАЗ", располагающего, по словам западных партнеров, "высоким производственным потенциалом". Именно такое сочетание оказалось идеальным.

Что лучше - подержанный "Форд" или новенький "Oпель"?

Сегодня, по оценкам многих экономистов, покупательная способность граждан Украины выросла. А значит, недалек уже тот час, когда принцип "Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи" (в нашем случае - машины) станет актуальным и для нас. Мы не хуже западных бизнесменов знаем толк в качестве и в скором будущем откажемся от иностранного автомобильного секонд-хэнда. Вот только бы поскорее зарплата позволяла...

Но давайте на минуту задумаемся и вспомним историю, поучиться у которой никогда не бывает лишним. Сами американцы часто признаются: "Америку сделал автомобиль". Что стоит за этой фразой? Да, страна была экономически развита и до появления в ней автомобильной промышленности, однако главным стимулом для развития большинства видов производств стала именно эта отрасль. Автомобилестроение - мощнейший потребитель продукции металлургической, нефтехимической, электротехнической, станкостроительной и других отраслей промышленности. Специалистам известна цифра: одно рабочее место на автозаводе создает семь-восемь - в смежных отраслях. Ведь для того, чтобы сделать автомобиль, необходимо произвести лак и краску, шины и обивку, не говоря уже об электронике и прочих высоких технологиях. Без всего этого не получить конкурентоспособный (качественный и не очень дорогой) автомобиль. По словам почетного президента корпорации "УкрАвто" Тариэла Васадзе, "...только Запорожский автомобильный завод - это потребитель

материалов и комплектующих 404 заводов Украины". Если продолжать говорить языком цифр, то это значит, что "ЗАЗ", производя 140 тысяч автомобилей в год, способен обеспечить рабочими местами 10 процентов трудоспособного населения Запорожской области. А сервисная сеть, а страховой бизнес?

Однако давайте обратимся к опыту других стран. Нагляднее всего влияние автомобилестроения на усиление экономического могущества державы показывает пример Бразилии. Фактически,только с приходом в эту страну таких автомобильных гигантов, как "Фольксваген" и "Дженерал моторс" начался процесс превращения Бразилии из банановой республики в современное динамичное государство с высоким уровнем экономики. Сегодняшние успехи Индии также ведут свое начало из собственного производства. И автомобилестроение, как вы, наверное, уже догадались, играет в их развитии не последнюю роль. Или возьмем Южную Корею. Собственная автомобильная промышленность начала там развиваться сравнительно недавно - в 70-е годы, и за два десятилетия страна вышла на передовой уровень развития машиностроения. Существовавший же там диктаторский режим, как ни странно, имел к этому прямое отношение. По распоряжению правительства, ввоз в Южную Корею иномарок, произведенных за пределами страны, был попросту запрещен. Вот и пришлось "Дженерал Моторс", японским фирмам создавать там свои дочерние предприятия, ведь спрос на автомобили был колоссальным.

Не будем брать примеров государственного строительства с Южной Кореи, но ни для кого не секрет, что ограничение с помощью высоких таможенных пошлин на ввоз импортных автомобилей является мощным стимулом для развития собственного производства. История показывает и второй возможный вариант развития - как у Колумбии, Венесуэлы или Перу, правительства которых не пытались регулировать таможенную политику в отношении импортируемых в страну автомобилей. Результат: Венесуэла выживает, но преимущественно за счет нефти, экономику Колумбии мощно поддерживает наркоторговля, Перу - попросту нищая страна.

Инвестор нас учит. Учит работать, изучать и чувствовать рынок. Учит технологиям и ноу-хау. Сегодня мы уже не пугаемся мудреных слов "маркетинг", "менеджмент", "логистика", перенимая у западных партнеров технологии производства и хозяйствования. Поверьте, без этого не обойтись в условиях современного рынка. Благодаря зарубежным инвестициям украинские предприятия получают возможность обновить производственные мощности, внедрить новые технологии, освоить производство новой продукции, пополнять оборотные средства - то есть получают большой импульс к дальнейшему развитию. Однако для успешного развития производства одних инвестиций недостаточно. Необходима мощная поддержка на государственном уровне, создание благоприятного инвестиционного климата и законодательного поля. И история Запорожского автомобилестроительного - наглядное тому подтверждение. Законодательство Украины сегодня отвечает требованиям инвестора, цена на произведенные в Украине машины будет на 8-10% ниже, что призвано увеличить спрос. Ведь сегодня для инвестора созданы условия, при которых завозить готовые автомобили менее выгодно, чем вложить средства в производство авто. А сам инвестор понимает, что, "придя в Украину", он закладывает основу роста бизнеса в нашей стране. Нам же остается только гордиться за свою страну, которую теперь рассматривают как достойного партнера для ведения долговременного экономического сотрудничества. И за Запорожский автомобильный - тоже, ведь он стал основой такого сотрудничества.

Олег ПАПАШЕВ, председатель правления ЗАО "ЗАЗ":

- Проект по выпуску "Опелей" рассчитан на долгосрочное сотрудничество. В планах предприятия на этот год - завершение всех работ по подготовке производства новой модели. На октябрь-ноябрь намечен пробный запуск производства, а в январе следующего года - начало серийного производства. В "Опелях", которые будут собраны в Украине, усилена ходовая часть и все элементы, связанные с креплениями подвески к кузову. Инвестирование украинско-немецкого проекта - обоюдное. Со стороны компании "Опель" предусмотрено предоставление оборудования, инструмента и оснастки для производства (предварительно оговорена сумма до пяти миллионов долларов). Проект также предполагает возможность использования украинских комплектующих - при соответствующем их экономическом и качественном уровне, поэтому можно говорить о задействовании в проекте и других украинских предприятий. Если "Опель" будет заинтересован, то украинский продукт сможет поставляться в сеть всей компании "Адам Опель". С приходом немецкого партнера производство машин модельного ряда "Дэу" и "ЗАЗ" остается в силе. Что касается технической стороны, то потерь не произойдет: с появлением бренда "Опель" требования к производству, качеству, станут еще жестче. Работа в рамках системы ISO-9001 повысит уровень качества всего производства, а значит - повлечет повышение качественного уровня всех автомобилей, производимых сегодня на Запорожском автозаводе. Все будет зависеть от предпочтений наших покупателей.
Все задачи поставлены с учетом экономических и политических реалий в Украине. И они выполнимы!

Необходимая справка

В феврале 2002 года подписан договор с концерном "Даймлер Крайслер" о выпуске автомобилей марки "Мерседес-Бенц" на мощностях СП "АвтоЗАЗ-Дэу".

- В январе 2003 г. СП переименовано в ЗАО с иностранной инвестицией "Запорожский автомобилестроительный завод".

- Январь 2003 г. - 50% акций ЗАО "ЗАЗ", принадлежавших DAEWOO, приобретены швейцарской финансово-инвестиционной компанией "Hirsch & Cie".

- В феврале 2003 г. подписаны дистрибьюторские соглашения между ЗАО "ЗАЗ" и российскими партнерами: ОАО "Авангард-Авто", г.Нижний Новгород, и ЗАО "Автоюгмаркет Лтд", г.Краснодар, в марте - с ЗАО "ТамАЗ", г.Тамбов, начата продажа и техническое обслуживание "Таврии" и "Славуты" в Нижнем Новгороде и Краснодаре.

- В марте 2003г. Украинская автомобильная корпорация (в лице ООО "УкравтоЗАЗ-Сервис"), "Запорожский автомобилестроительный завод" (ЗАО "ЗАЗ") и компания "Адам Опель АГ" подписали соглашение об импорте, окончательной сборке, дистрибуции и обслуживании ряда автомобилей марки "Опель" на территории Украины.

Опубликовано: http://www.sich.iatp.org.ua/s0925_1.htm, 19.02.2004

Диссертация Библиотека Ссылки