ДонНТУ          Страничка магистров ДонНТУ          Поисковая система ДонНТУ

Главная


Тема магистерской работы: "Разработка методов по улучшению инвестиционной привлекательности предприятий украинской автомобильной промышленности"



Продажи автомобилей вырастут вместе с ценами на них

В ожидании возможного роста цен продажи новых машин в 2003 году в Украине поднялись почти на 50%. Основная борьба за будущее на рынке развернулась вокруг нового законопроекта "О стимулировании автомобилестроения".

Прошлогодний сбыт

В 2003 году автолюбители все больше отдавали предпочтение новым машинам. Благодаря этому, импортерам и местным производителям удалось реализовать, по некоторым оценкам, около 150 тыс. авто. Таким образом, рост продаж составил более 50% по сравнению с 2002 годом. При этом реализация на вторичном рынке (то есть подержанных машин) снизилась на 21%, пишут "Киевские Ведомости".

Высокую популярность новых машин во многом объясняют ажиотажем, который был вызван перспективой введения повышенных пошлин на импортные автомобили. Изменения ввозных ставок и акцизного сбора предусмотрены законопроектом "О развитии автомобилестроения в Украине". В случае если парламент утвердит этот документ, импорт вырастет в цене на 20-30%. Поэтому эксперты предсказывают снижение спроса на ввозимые новые иномарки стоимостью до 10 тыс. долл. на 30%, стоимостью более 10 тыс. - на 10%.

Однако популярность новых моделей к концу минувшего года пошла на убыль. Падение покупательской активности в этом сегменте, наблюдаемое в последние два месяца, специалисты приписывают сезонным особенностям отечественного автомобильного рынка - к концу осени в Украине наблюдается уменьшение спроса на личный транспорт. Так, уже в сентябре было продано всего на 300 автомобилей больше, чем в августе. Однако по сравнению с аналогичным периодом 2002-го рост продаж составил 82%.

По статистике консалтинговой компании AUTO-consulting, на автомобили стоимостью до 6,5 тыс. долл. в Украине приходится 67,8% всего объема продаж. В данной ценовой категории по-прежнему доминируют автомобили отечественного производства и импортируемые из стран СНГ, в частности из России. Однако наибольший спрос выпал на авто стоимостью 6,5-10 тыс. долл. и 22-35 тыс. долл., где доминируют иностранные машины.

Не слишком удачным 2003 год стал для поставщиков автомобилей производства стран СНГ. Хотя они по-прежнему контролируют значительную часть рынка. Во втором полугодии спрос на "ВАЗы" продолжил снижаться. Если в мае "ВАЗ" еще удерживал 29%, то уже в августе-сентябре он уступил лидирующие позиции и спустился сразу на третье место по объемам продаж после Daewoo и "ЗАЗ". По информации AUTO-consulting, в сентябре "ВАЗ" занимал всего 18% рынка против 50% в начале года. Лишь к концу октября продажи российской марки выросли до 21,4%, что позволило (хотя и не полностью) вернуть утраченные позиции и восстановить лидирующее положение на рынке Украины.

Увеличить продажи на фоне отступления "ВАЗа" в сегменте автомобилей стоимостью до семи тысяч долл. удалось лишь ЗАО "ЗАЗ". Одновременно со снижением спроса на "Жигули" продажи запорожского автозавода выросли до 31%: 18,6% приходится на модели "ЗАЗ" и 13,2% - на машины марки Daewoo. Поднять продажи за счет отступления россиян импортерам помешал стремительный скачок курса евро во втором полугодии. Рост валюты, в которой европейские автокомпании исчисляют себестоимость своей продукции, привел к подорожанию автомобилей западных марок и в Украине. На руку "АвтоВАЗу" сыграло и то, что в данном ценовом сегменте у них не так много конкурентов.

Серый импорт умирает

По данным корпорации "УкрАВТО", в 2003 году влияние серых дилеров на формирование предложения на автомобильном рынке сократилось до 25%, ранее этот показатель составлял около 50%. Такого результата, по их мнению, удалось достичь благодаря государственному регулированию условий работы в отрасли с 2001 года. В частности, на распределение долей рынка повлияли законы "О внесении изменений в некоторые законодательные акты о регулировании рынка автомобилей Украины", "О внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам про государственную поддержку автомобилестроительной промышленности Украины", которые действуют с 2001-го, а также квотирование с 2002 года ввоза в государство российских автомобилей с объемом двигателя до 1,5 литра.

Этими документами был запрещен временный ввоз автомобилей гражданами Украины, увеличены в среднем в два раза ставки акцизного сбора на большинство марок. Кроме того, было введено возрастное ограничение (не старше восьми лет) на импортируемый транспорт, ужесточились условия уплаты налогов и сборов.

Результатом этих действий стало удорожание автомобилей, ввозимых серыми импортерами, что привело к смещению потребительской активности в сторону отечественной техники и официального ввоза.

Отечественное производство

В 2003 году рост производства наблюдался на ЗАО "ЗАЗ", Кременчугском автосборочном заводе, "ЛАЗе" и Бориспольском автобусном заводе.

В настоящее время Львовский автобусный завод вышел на стабильный выпуск 40-45 автобусов ежемесячно, а в 2004 году планирует выпустить 1500 автобусов, что превысит показатель текущего года в 2,5 раза.

Намерен наращивать объемы производства и завод "Еврокар", размещенный в СЭЗ "Закарпатье". По данным компании, спрос позволяет говорить об увеличении выпуска до 4,5 тыс. штук в год. В планах предприятия - расширение модельного ряда автомобилей "фольксваген", ведутся переговоры и о сборке Audi A4 и A6.

Несмотря на оптимистичные заявления руководства Кременчугского автозавода, производство в 2003 году, по данным информационно-аналитической группы AUTO-consulting, снизилось практически вдвое. Только с января по октябрь было произведено 613 машин, что на 47,9% меньше, чем за аналогичный период 2002 года.

Ситуация вызвана падением спроса. В результате по объемам реализации продукции "КрАЗ" уступил позиции "МАЗу", "КамАЗу" и "ЗИЛу". В стратегических планах компании на 2003 год значилось расширение рынков сбыта в странах СНГ, в частности в России, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане. По словам директора по имиджевой политике "АвтоКрАЗа" Николая Скибы, предполагалось увеличить производство и продажи до 2490 автомобилей в 2003 году. Однако именно в отсутствии развитой дилерской сети и сервисного обслуживания аналитики усматривают одну из основных причин низких показателей предприятия.

Производство Кременчугского автосборочного завода продолжило увеличиваться. Если в 2002 году рост составил 26,63%, то в 2003 - более 900%. Правда, в цифрах эти показатели менее внушительны. В январе-июне "КрАСЗ" увеличил сборку автомобилей на 3894 штуки по сравнению с аналогичным периодом предыдущего - до 4326 автомобилей.

Луцкий автомобильный завод, входящий в состав промышленно-инвестиционного холдинга "Богдан", в январе-ноябре 2003 года выпустил 10 450 автомобилей "ВАЗ", что на 6,6% меньше, чем за аналогичный период минувшего года.

Прогноз

В 2003 году автомобильный рынок Украины аналитиками корпорации "Укравтопром" оценивался в более чем 125 тыс. легковых автомобилей. По предположениям информационно-аналитического комитета "Укравтопром", в ближайшие пять лет объем отечественного авторынка может вырасти в пять раз - до 662 тыс. новых машин в год. Однако данный расчет производился с учетом действующего законодательства. Иными словами, если законодательный статус-кво будет сохранен, то такой прирост вполне возможен.

Директор информационно-аналитической группы AUTO-consulting Олег Омельницкий отметил, что, в случае принятия законопроекта "О стимулировании автомобилестроения в Украине", развитие отрасли замедлится. Так, по его прогнозу в следующем году автомобильный рынок вырастет до 170-180 тыс. машин. Если же законопроект вступит в силу не с начала года, то, возможно, - до 200 тыс. Однако - до 2008 года, по мнению Омельницкого, в новых условиях авторынок увеличится не более чем до 400 тыс. авто. Основу этого развития составят автомобили средней ценовой категории - от 10 до 20 тыс. долл. В нее входят машины B- и C-классов.

Опубликовано: http://www.autoua.net/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=2198, 16.02.2004

Диссертация Библиотека Ссылки