| Главная |
Предлагаемый вам обзор автомобильных рынков наших ближайших соседей и бывших союзников по социалистическому лагерю - очень краток. Глубокий анализ требует наличия полных, а главное - достоверных статистических данных, а как раз с этим у них, что называется, не сложилось. Проблема здесь кроется не только и не столько в отсутствии отлаженной централизованной системы сбора и обработки информации, сколько в состоянии самого рынка - хаотичного, "серо-черного", когда большая часть машин ввозится в страну "левым" образом. Это явление присуще всем постсоциалистическим странам. Украина - не исключение. Хотя отечественный рынок во многом отличается от "соседских", у нас есть и много похожего. Читайте.
Собственной автомобильной промышленности эта страна не имеет, хотя периодические попытки наладить отверточную сборку делаются с завидным постоянством. В прошлом году, по данным местного Союза автомобильных импортеров, в Болгарии было продано в общей сложности 13069 новых машин (+9,3%), причем заметный рост наблюдался в группе легковых авто малого и нижней группы среднего классов - заслуга активной политики Daewoo. "Прибавили в весе" и практически все категории коммерческих машин, особенно развозные фургоны и микроавтобусы - сказываются результаты туристического и аграрного бума, который страна переживает в последние годы.
Ситуация в этой стране - наглядное подтверждение теории Генри Форда о том, что если люди хорошо зарабатывают, производя автомобили, они сами становятся их покупателями, опять-таки, стимулируя производство. Сборочные заводы Suzuki и Audi, масса предприятий, производящих комплектующие: местное правительство знает, как привлечь инвесторов в автопром. Совокупный рост продаж в 2000 году, по данным Венгерской ассоциации автомобильных импортеров, невелик - всего 2,2%. Но, во-первых, рост все-таки есть, а во-вторых, уровень продаж достаточно высок и держится уже много лет. В секторах малолитражек и внедорожников - подъем, причем спрос на последние вырос аж на 72%.
Продажи новых легковых авто на крупнейшем из рынков бывших соцстран (не считая России) в 2000 году снизились, сообщает мониторинговое агентство Samar. Причина, как полагают эксперты, - в высоких учетных ставках по кредитам и увеличении налогов параллельно с ростом затрат на страхование. Сыграло свою роль и банкротство корейской компании Daewoo Motor, завод которой лихорадило, особенно в конце года. Всего в Польше было продано 478752 новых легковых машины (-25,2% по сравнению с 1999 годом), причем автомобили местного производства покупали гораздо менее охотно (-39%), чем импортные (+14%). По объемам продаж пальму первенства (27% рынка) прочно удерживает Fiat с результатом 129262 машины, на втором месте - Daewoo (107210 машин; 22%), на третьем - Opel, продавший 40165 машин (8,4%). Заметим, что все три компании.
Автомобильный бизнес в этой стране переживает не лучшие времена: в 2000 году, как сообщает Ассоциация автопроизводителей и импортеров Румынии, совокупные продажи сократились на 28,7%, причем падение спроса отмечено во всех без исключения ценовых и "весовых" категориях. Причины, по большому счету, две: общий кризис экономики и хронический дефицит топлива, цены на которое, и без того довольно высокие, вследствие известных событий в конце прошлого года достигли заоблачных для среднестатистического румына высот. Единственная надежда в таких условиях - на французов. Фирма Renault выкупила из государственной собственности завод, выпускающий машины под маркой Dacia, и намерена организовать на его базе производство "народных автомобилей" не дороже $5 тыс. для продажи на рынках Восточной Европы.
Минувший год был не самым удачным для операторов автомобильного рынка в этой небольшой стране: по предварительным данным словацкой Ассоциации автомобильной промышленности, здесь было продано на 1,4% машин меньше, чем в 1999 году. Впрочем, при более внимательном рассмотрении оказывается, что все не так уж плохо, поскольку легковые и коммерческие машины самых прибыльных категорий продолжают успешно продаваться, а в секторе тяжелых грузовиков и автобусов наблюдается настоящий бум: прирост продаж машин первой категории составил 134% (общая масса - от 12 до 18 т) и 100,9% (общая масса - более 18 т), а второй - целых 204,1%! Как говорится, комментарии излишни.
Эта страна - единственный представитель бывшей федеративной Югославии, о котором удалось получить более или менее достоверную информацию, что само по себе весьма показательно. Увы, информация эта наводит на грустные размышления: падение продаж во всех категориях и у всех производителей, за исключением Peugeot. Пусть Словения и выглядит островком благополучия в бушующем море балканского конфликта, постоянная напряженность в регионе заставляет людей придерживать средства даже при их наличии. Тем не менее надежда на лучшее здесь еще живет, и подтверждение этому - наличие довольно крупного автосборочного предприятия Revoz, принадлежащего Renault.
Последний участник нашего обзора, судя по данным, предоставленным чешской Ассоциацией автомобильной промышленности, вскоре станет первым по объемам производства, сместив с этого почетного места Польшу. Выпуск легковых машин и автобусов с пометкой "сделано в Чехии" нарастает головокружительными темпами, особенно если сравнивать реальные цифры, а не относительные проценты прироста. Единственный "отстающий" сектор - сектор коммерческих автомобилей, но здесь имеются смягчающие обстоятельства: завод Avia - собственность корейской Daewoo - несколько раз приостанавливал свою работу вследствие банкротства последней и, в конце концов, был выставлен на торги, что не замедлило сказаться на объемах выпуска продукции. Лидер местного автопрома - безусловно, Skoda Auto, дочернее предприятие концерна Volkswagen, которому уже тесно на родном заводе в г.Млада Болеслав и которое все чаще обращает взгляды на Восток. То есть туда, где, если верить карте, находится и Украина.
Опубликовано: http://www.business.ua/i425/a7213, 05.03.2001
Диссертация | Библиотека | Ссылки |