ДонНТУ          Страничка магистров ДонНТУ          Поисковая система ДонНТУ

Главная


Тема магистерской работы: "Разработка методов по улучшению инвестиционной привлекательности предприятий украинской автомобильной промышленности"



Запас карман не тянет

Продажи новых автомобилей в I квартале 2004 г. увеличились на 35-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дилеры активно формируют складские запасы, но не торопятся "выкатывать" новинки в салоны для продажи по старым ценам. Ввиду дефицита автомобилей некоторых марок наметился спад покупательской активности. И все же, пока "устаканятся" цены, определенные новым Законом "О развитии автомобильной промышленности Украины", еще есть возможность сделать весенний рекордный рывок по продажам. В первую очередь - в сегменте относительно недорогих иномарок популярных моделей.

Как и предполагал БИЗНЕС (см. №52 от 22.12.03 г., стр.179-182) в I квартале текущего года рост автомобильного рынка отнюдь не замедлился, даже несмотря на 3-5%-ное удорожание некоторых автомобилей, выпущенных отечественным автопромом (см. табл.1 на стр.120), и 15%-ное - новых иномарок (см. табл.2 на стр.120). Пик прироста продаж на рынке новых машин пришелся на конец февраля - первую половину марта. В этот период отмечался 43%-ный прирост рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

ВОЙНА ВОЙНОЙ, А ОБЕД ПО РАСПОРЯДКУ

Не оправдались прогнозы некоторых аналитиков, предрекавших взрыв спроса на новые авто с первых дней нового года. В январе народ был "занят" в основном на длительных новогодних празднествах и крайне вяло реагировал на слухи о глобальном подорожании автомобилей вследствие возможного принятия Закона №3677 "О развитии...". Отсутствие ажиотажного спроса можно объяснить еще и тем, что фактический рост цен на новые авто начался еще в октябре - ноябре прошлого года, когда страсти вокруг принятия Закона вовсю подогревали СМИ. Обычных рождественских подарков в виде скидок на новые машины, к которым так привык украинский автомобилист в последние несколько лет относительного затишья (законодательного) и стабильности, на авторынке не наблюдалось. По крайней мере, в привычном "всеукраинском масштабе", когда не сбрасывать "грошик" на новые машины в ходе рождественских каникул считалось просто моветоном.

Относительно низкая активность потребителей обусловлена и тем, что с первых дней 2004 г. поползли вверх цены на иномарки.

Поговаривают, что в среде импортеров уже тогда было известно, что злосчастный Закон (предполагающий помимо прочего и увеличение на 10-15% ставок ввозных пошлин на новые иномарки) таки будет принят. Импортеры отреагировали соответствующей ценовой политикой. Сказались на контрольных цифрах в прайс-листах и валютные страсти. Именно с Нового года подавляющее большинство импортеров, представляющих на внутреннем рынке автопроизводителей из так называемой долларовой зоны (прежде всего, японских и корейских), "переименовали" ценники из долларов в евро. Несложно подсчитать, что при неизменной цифровой части замена значка валюты на ценниках привела к удорожанию автомобилей в гривневом эквиваленте в в 1,3 раза.

"МЕСТАМИ ОТТЕПЕЛЬ"

Интересно, что некоторые импортеры все-таки решились преподнести приятные сюрпризы и сделали украинцам долгожданные скидки. Компания "Виннер Импортс Украина" не поддалась соблазну взвинтить цены, а наоборот, снизила их почти на весь модельный ряд Ford, Volvo.

Упорно не желает выставлять ценники в евро и импортер Mitsubishi - ТД "Нико". Конечно, о целесообразности подобного маркетингового хода можно говорить с определенной долей относительности, ведь в итоге все платежи принимаются от покупателей в гривнях. Тем не менее удержание торговцами достаточно стабильного уровня цен на модельный ряд Mitsubishi сразу же было отмечено покупателями. В итоге, Mitsubishi ворвалась в пятерку национальных лидеров по объемам продаж. Она удерживает более 8% рынка иномарок.

ДЕФИЦИТ И ПРИБАВЛЕНИЕ

В феврале рынок оживился. В автосалонах корпорации "Укравто" наметился дефицит всех моделей Daewoo Lanos. Машина в последние два года стала национальным хитом продаж. Именно в этот месяц стали дорожать популярные модели недорогих автомобилей, под капотом которых красуется табличка "Зроблено в Українi" (см. табл.1). Впрочем, рост цен на внутреннем рынке Украины в данном случае подхлестнули и "потусторонние" факторы. Так, в России продолжилось планомерное подорожание ВАЗов и ГАЗов. В среднем, на российском рынке автомобили этих марок стали дороже на 1-2%. Это не могло не сказаться на стоимости машинокомплектов, поставляемых на украинские сборочные производства.

Возможно, повышение цен в некоторой степени компенсируется прибавлением в ряду "чисто украинских машин". На прошлой неделе пресс-центр ОАО "Автоваз" распространил сообщение о том, что 31 марта с конвейера автозавода в Тольятти сойдет последний автомобиль ВАЗ 2109. Очень популярная на просторах СНГ машина была запущена в серийное производство в 1987 г. С 1 апреля ВАЗ 2109 будет выпускаться только на украинском ЗАО "ЗАЗ". В производственных планах запорожцев на текущий год - выпустить до 60 тыс. ВАЗов 9-й серии.

"Десятки" же, которые полностью заменят предыдущую серию на главном конвейере, как отмечают российские эксперты, даже у себя на родине перешагнули "психологический" барьер $7 тыс. В Украине новые "Лады" 10-го семейства давным-давно перешли этот рубикон, и у них еще есть зазор до очередной "психологической" черты - $10 тыс. Именно на эту ценовую группу приходится до 75% всех продаж. Будем надеяться, что в течение этого года "десятки" не уедут "за черту".

ПРОГНОЗ

На момент сдачи номера в печать еще не было известно, подписал ли Президент Украины принятый ВР Закон №3677 "О развитии автомобильной промышленности Украины". Ходят упорные слухи, что к принятому со второй попытки Закону без особых эмоций будет приноравливаться вся автомобильная "оппозиция".

Коль скоро спрос не упал после, скажем так, "учебного" повышения цен, возможно, рынок проглотит и фактическое, то бишь "законное" подорожание? По крайней мере, в части приобретения иномарок. Так или иначе, в апреле-мае при наличии устойчивого предложения продажи будут расти. Теперь-то потребитель точно заметит "законное" удорожание импортных автомобилей и будет стремиться по традиционной славянской привычке "перекреститься, когда гром грянет". От того, как сработают импортеры в разгар весны и в первый месяц лета, во многом будет зависеть их финансовый результат за год.

Неизбежно последует и "провал" продаж. Предположительно, это может произойти в июне-июле. Наиболее болезненно подорожание может отразиться на продажах автомобилей средней ценовой группы - от $15 до $25 тыс. Некоторые наиболее востребованные модные иномарки могут и вовсе "уехать" в элитный дорогой класс.

Опубликовано: http://www.business.ua/i584/a20833, 29.03.2004

Диссертация Библиотека Ссылки