ДонНТУ          Страничка магистров ДонНТУ          Поисковая система ДонНТУ

Главная


Тема магистерской работы: "Разработка методов по улучшению инвестиционной привлекательности предприятий украинской автомобильной промышленности"



"Мы тихо сойдем с горы..."*

*Из популярного анекдота. За продолжением фразы обращаться в редакцию. В 2004 г. цены на новые автомобили повысятся в среднем не менее чем на 20-25%. Конфигурацию рынка будут определять прежние основные игроки (см. стр.179,180). Только две компании -"Укравто" и "Автоинвестстрой" - планируют произвести, импортировать и продать в будущем году более 160 тыс. автомобилей. После возможного подорожания будет временный провал продаж. Возможно, в 2004 г. будет продано 200 тыс. новых машин.

ПОЧЕМУ ПОДОРОЖАЮТ НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Подорожание новых автомобилей предопределено грядущими изменениями в законодательстве, регламентирующем правила игры на автомобильном рынке. О ходе рассмотрения злосчастного законопроекта №3677 "О развитии автомобильной промышленности Украины" БИЗНЕС регулярно информировал читателей - мы публиковали соответствующие материалы в каждом номере, начиная с №40 от 06.10.03 г. Напомним, что если названный законопроект будет принят ВР (кстати, во втором чтении документ, возможно, будет рассмотрен на пленарном заседании парламента 25 декабря), поднимутся ввозные пошлины на новые иномарки (предположительно, на 15%), многие автозаводы (кроме ЗАО "ЗАЗ" и ЗАО "ЛАЗ") лишатся налоговых льгот. БИЗНЕС неоднократно писал, что документ предполагает неравные конкурентные условия, которые чреваты конфликтом между "старыми" и "новыми" производителями (подробно см. "круглый стол" №45 от 10.11.03 г., стр.168-174).

Позиция нашей газеты основана на том, что мы последовательно выступали и выступаем за равные условия работы для всех участников рынка. При этом не позавидуешь тем, кому придется решать непростую дилемму. С одной стороны, требуется привести законодательство к стандартам ВТО. С другой - не "вычеркнуть" мимоходом украинский автопром из списка "живых" отраслей промышленности. Ведь понятно, что с нынешним модельным рядом наши автопроизводители вряд ли устоят перед мощным "автомобильным потоком" с Запада.

Так или иначе, даже приверженцы абсолютно противоположных точек зрения на эту проблему (см. "Люди, деловая и гражданская активность которых определяет "автомобильное" лицо Украины" на стр.181, 182) сходятся во мнении, что подорожание последует независимо от того, чья возьмет.

Насколько подорожают автомобили? Эксперты утверждают, что в зависимости от модели и благодаря новым пошлинам все иномарки "вырастут" в цене на 10-18%. Но ВАЗы и "Таврии" тоже не "останутся на месте". Тому есть сугубо технологические причины.

Как сообщила пресс-служба ОАО "АвтоВАЗ", в новом году средняя отпускная стоимость всего модельного ряда "Лады" повысится на 2%. Если на начало 2003 г. средневзвешенная отпускная цена по всему модельному ряду "Лады" составляла EUR4235, то в настоящее время - EUR4249. Небольшой рост обусловлен изменениями структуры модельного ряда в сторону более современных модификаций и более насыщенных комплектаций "Лады". Это, подчеркнем, коснется всех моделей, в том числе и тех, которые уже сняты с производства на головном конвейере и переданы на Ижевский автозавод. Опыт свидетельствует, что те же "семерки", "улучшенные инжектором" (а с января 2004 г. все российские производители переходят к стандарту Евро-2), дорожают у нас не на 2%, а на $1 тыс. Напомним также, что о готовности к переходу на Евро-2 ЗАО "ЗАЗ" отрапортовал еще осенью. Добавим к этому еще и повышение пошлин на машинокомплекты ВАЗ, возможное удорожание отечественных машин ввиду "налогового секвестра"...

Поскольку стоимость ВАЗов и ЗАЗов всегда ассоциировалась с нижним ценовым пределом нового автомобиля, возникнет ситуация, когда сократится разрыв в цене между отечественными машинами и иномарками. У некоторых дилеров западных авто неизменно возникнет желание восстановить статус-кво и увеличить ценовую разницу. В итоге, иномарки подорожают на целых 20-25%. По крайней мере, так полагают эксперты, настроенные пессимистически.

ВСЕ МАРКИ - В ГОСТИ К НАМИ

Заметим, что ВАЗ имеет особые виды на украинский рынок. Со слов первого заместителя директора центра сборочных комплектов "АвтоВАЗа" Евгения Кулагина, мнение которого публиковалось на официальном сайте ОАО "АвтоВАЗ", в следующем году тольяттинские автомобилестроители планируют поставить в нашу страну более 17 тыс. готовых автомобилей (по утвержденной украинским правительством квоте) и 60 тыс. машинокомплектов. Суждено ли сбыться столь амбициозным планам покажет время. В нынешнем году, например, ВАЗ также планировал поставить 30 тыс. машинокомплектов, а реально поставил около 16 тыс. (подробнее см. БИЗНЕС №46 от 17.11.03 г., стр. 154). В любом случае, волжские автомобили неизменно дорожают, чего не скажешь о той же "однокласснице" ВАЗа Dacia, представленной в Украине "Укравто". Румынская машина, оснащенная агрегатами Renault, куда качественней, чем "старушка" семерка".

Смеем предположить, что основной тон на рынке продаж новых машин будут задавать прежние игроки. Такова уж ментальность нашего рынка - повышенный спрос либо на самые дешевые машины, либо на самые дорогие. "Укравто", например, имеет в своем распоряжении и то и другое. Равно как и "Автоинвестстрой". И все же намечается тенденция повышения потребительского интереса к машинам средней ценовой группы. В подтверждение этому можно привести непримиримую конкурентную борьбу "Еврокара" и "Укравто" (подробнее см. БИЗНЕС №51 от 15.12.03 г., стр.188, 189).

Первый представляет Skoda, сделанную в Украине, второй готов "выкатить" на рынок Opel украинской сборки. Кстати, по рынку ходят упорные слухи о том, что как раз этих производителей грядущие законодательные новации затронут меньше всего. "Укравто" - потому что самый "большой" и "старый" производитель. "Еврокар" - потому что самый западный производитель из свободной экономической зоны. К тому же и руководство Volkswagen, и руководство Skoda напрямую заявляли о том, что при благоприятном стечении обстоятельств рассматривают завод "Еврокар" как плацдарм, с которого будет произведен штурм емкого российского рынка (подробнее см. БИЗНЕС №40 от 06.10.03 г., стр.169, 170).

И последнее. Несмотря на шум в прессе, который инициируют наши автопроизводители вокруг злосчастного законопроекта №3677, судя по всему, даже в случае его скорейшего принятия, никто из них закрываться не собирается. Скорее, наоборот. По крайней мере, в следующем году. Только две компании - "Укравто" и "Автоинвестстрой" - планируют произвести, импортировать и продать в будущем году более 160 тыс. автомобилей.

Опубликовано: http://www.business.ua/i571/a20663, 22.12.2003

Диссертация Библиотека Ссылки