На главную страницу
К электронной библиотеке

        synergy_don@ukrtop.com

Тезисы выступления в 2003 году во Всеукраинской научной студенческой конференции «Актуальные вопросы менеджмента в современных условиях», г. Донецк, 27-28 марта 2003 г. Издательство ДонНТУ, 2003г. (с.44-49)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В УКРАИНЕ

А.А. ЛЫСЕНКО
кандидат экономических наук, В.Н. Антоненко
Донецкий национальный технический университет

Abstract

Lysenko A. A. "Problems and prospects of development of system of the taxation of the profit of legal persons in Ukraine". In article are analyzed the basic problems of working system of the taxation of the profit of juridical persons. The special attention is given to problems of development of stimulating function of the tax to profit. In this aspect, as one decision from ways of the revealed problems, recommendations for introduction of a descending scale of collection of the tax to profit according to which with increase of the income the rate of the tax decreases are considered. According to given scales are given new possible approaches in calculation of the sum of the tax to profit. It is analyzed adequacy of the given regressive system of the taxation to modern requirements which are put forward to systems of stimulation in conditions of transitive period.

       Экономические трансформации в стране и ее экономическое оздоровление невозможны без формирования дееспособной налоговой системы, от которой во многом зависят возможности экономического развития государства, экономическая и инвестиционная активность плательщиков.
       Одним из главных регуляторов производственно-хозяйственных процессов является налог на прибыль предприятий. С его помощью государство влияет на:
  • выбор той или иной правовой формы организации бизнеса (АО, ООО и т. п.);
  • направления распределения прибыли (накопление или потребление)
  • выбор методов финансирования инвестиций(самофинансирование, заемные средства)
  • распределение трудовых и материальных ресурсов между отдельными сферами хозяйственной деятельности;
  • распределение и перераспределение ВВП;
  • темпы экономического роста на макроуровне и т.д.
       Актуальность регулирующей функции налога на прибыль связана с тем, что в период становления нового типа экономики в Украине регулирование экономических процессов со стороны государства является не просто важным, но и необходимым аспектом ее эффективного развития и выхода из "кризиса перехода", причем методы регулирования должны быть экономическими, а не административными.
       В Украине существует целый ряд проблем в налогообложении прибыли юридических лиц. Проанализируем основные из них в сравнении с зарубежными налоговыми системами, так как опыт развитых рыночных экономик других стран может служить прекрасной базой для рассуждений, а действующие принципы можно условно принять за ориентир нормы.
       Регулирование пропорций между фондом оплаты труда и прибылью - одна из наиболее важных сфер экономических отношений. В Украине фактически все действующие предприятия в данное время по организации несут в себе в большей мере признаки коллективной формы собственности (коллективного дохода). Однако, в отличие от Европейских государств, прибыль предприятий, основанных на частном капитале, облагается налогом на прибыль также как и акционерных обществ. В Украине отношение собственности еще не приняло такого уровня развития, чтобы можно было четко определить объект налогообложения, исходя из применяемого подхода в странах с развитой рыночной экономикой. Реформы в этих странах в сфере налогообложения доходов проводились с учетом взаимозависимости этих двух налогов и необходимости их согласования. Так, мировой практике известны несколько успешно применяемых систем корпорационного налога, позволяющих избежать двойного налогообложения прибыли. Суть их состоит в том, что из суммы исчисленного подоходного налога полностью или частично вычитается корпорационный налог, уплаченный на распределяемую прибыль.
       Как уже отмечалось, налог на прибыль корпораций - это мощнейший регулятор экономических процессов со стороны государства. Исходя из этого, в налоговых системах развитых стран прослеживается стойкая тенденция к уменьшению удельного веса данного налога в общей сумме налоговых поступлений и к усилению его регулирующей функции. В Украине доля налога на прибыль предприятий в доходной части бюджета превышает долю подоходного налога с граждан, причем доля налога на прибыль в бюджетных поступлениях имеет тенденцию к увеличению, а доля подоходного налога с граждан, наоборот,- к уменьшению.
       Важным является также тот факт, что проведению реформ в развитых странах предшествовала продолжительная и кропотливая подготовительная работа, а сами преобразования имели поэтапный и эволюционный характер. Налоговая система Украины находится в стадии активного становления, сопровождающегося серьезными структурными сдвигами. К сожалению, действующая система налогообложения в Украине характеризуется многочисленными поправками и изменениями в законодательные акты, что противоречит принципу стабильности системы налогообложения. После десяти лет ее становления трудно считать однозначным соответствие порядка построения налога на прибыль экономическим законам, в то время как государство с его помощью должно не просто регулировать, а и стимулировать развитие экономики страны. Поэтому совершенствование системы подоходного налогообложения юридических лиц было и остается одним из наиболее важных вопросов налоговой реформы.
       На современном этапе при сохранении основ и структуры налогового законодательства необходимо совершенствовать налоговую систему в направлении большей ее эффективности и удобства для государства и плательщиков, на основе внедрения гибких и дифференцированных налоговых ставок, внедрения новых технологий процесса налогообложения, учитывающих национальные аспекты. Однако здесь следует быть крайне осторожным, т.к. только лишь за первые двенадцать лет независимости наше законодательство превратилось, по сути, не в закон, а в "справочник льгот". Данная трансформация обусловила в свою очередь неравномерное распределение налоговой нагрузки по налогу на прибыль корпораций, проблему с регламентацией налоговых льгот и одновременно их неэффективность (в большинстве случаев). Не обоснованно большое их количество во взаимосвязи с несовершенным законодательством привели к возникновению просто абсурдных явлений, например, появлению полукриминальных, консалтинговых структур, оказывающих услуги юридическим лицам на предмет того, как избежать налогов или их снизить.
       Мероприятия по упразднению необоснованных льгот позволят решить две насущнейшие для Украины проблемы. С одной стороны, данное преобразование никак не уменьшит поступления в бюджет (скорее всего, возникнет обратный эффект), с другой же стороны, что наиболее важно, - это позволит снизить реальную налоговую нагрузку на товаропроизводителей в сочетании с безусловным обеспечением необходимыми финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней и выравниванием налоговой базы. В данном направлении уже предпринимаются необходимые шаги. Так, в начале текущего года в своем интервью информационному агентству "Рейтер" министр финансов Николай Азаров сообщил, что "…снижение налога на прибыль с 30% до 25% является лишь первым шагом налоговой реформы". Новая ставка вступит в силу с 01.01.2004г. и будет самой низкой в Европе.
       Однако для стимулирования развития производства этого шага будет недостаточно. По нашему мнению, в современных условиях для налогообложения прибыли юридических лиц в Украине наиболее оптимальной является регрессивная шкала взимания налога, согласно которой с увеличением дохода ставка налога уменьшается. Для такого утверждения существует ряд причин. Во-первых, особенностью налогообложения прибыли юридических лиц является то, что их доход используется не полностью на потребление, но и на развитие деятельности. Следовательно, стимулируя увеличение дохода предприятий, государство тем самым стимулирует развитие экономики страны в целом. Во-вторых, если учесть, что установленная ставка налогообложения уменьшается за отчетный период при увеличении показателя налогооблагаемой прибыли, в расчете на одного среднесписочного работника (условно - показателя налогооблагаемой удельной прибыли), то стремясь к увеличению удельной прибыли, предприятие вынуждено будет обратиться к организационно-техническим мероприятиям, которые способны увеличить выработку за счет:
- увеличения показателя выручки при неизменной численности работников;
- снижения численности работников при сохранении величины показателя выручки.
       При этом расчеты показывают, что организационно-технические мероприятия, направленные на увеличение дохода с высокой достоверностью предопределяют и возрастание показателя удельной прибыли, которая обеспечивает предприятию вознаграждение в виде снижения ставки налога на прибыль. Данное снижение выражается формулой (1):

                                              (1)

       где Сп - ставка налога на прибыль в отчетном периоде;
             Спб - ставка налога на прибыль в базовом периоде (30%);
             Кт - коэффициент торможения ставка налога на прибыль (Kт = от 0 до 1);
             Кс - коэффициент регулирования скорости снижения ставки налога на прибыль. Кс рассчитывается по формуле (2):

                                                     (2)

       где Потч, Пбаз - соответственно прибыли отчетного и базового периодов.
       Из формул (1) и (2) видно, что для снижения ставки налога на прибыль предприятиям необходимо стремится к увеличению значения Потч. При значительном увеличении данного показателя Кс стремится к единице. В этих условиях, согласно формуле (3), государство получает возможность воздействовать на систему налогообложения прибыли, регулируя только лишь величину Кт, дифференцируя ее по видам деятельности, степени зрелости предприятия и другим признакам.

                                                     (3)

       Таким образом, данная система налогообложения учитывает интересы и государства и плательщиков налога.
       В целом, анализируемый принцип стимулирующего снижения ставок налогообложения является адекватным требованиям, которые выдвигаются к системам стимулирования, поскольку его применение:
  • стимулирует увеличение выручки, действуя только в случае соответствующего увеличения удельной прибыли;
  • увеличивает (по мере роста удельной прибыли и выручки) сумму налога на прибыль, которая уплачивается предприятием государству;
  • уменьшает удельный вес суммы налога на прибыль в выручке предприятия;
  • увеличивает общую массу чистой прибыли предприятия и ее удельный вес в выручке;
  • в отличие от действующей пропорциональной системы налогообложения прибыли предприятий, регрессивная система увеличивает, при определенных условиях, не только массу прибыли до налогообложения, но и темпы ее роста в целом;
  • обеспечивает экономию заработной платы на предприятии.
       Итак, резюмируя все вышесказанное: в условиях рыночной экономики важным вопросом, связанным с эффективностью производства и общим экономическим развитием страны, является именно правильное построение и организация налоговых отношений хозяйствующих субъектов с государством, которые необходимо строить на базе приоритета регулирующей и стимулирующей функции налогов. Только при этом условии Украина может утвердиться как экономически развитое государство, имеющее эффективную и дееспособную налоговую систему.

       Список использованных источников:
  1. Михельс В., Киселева М., Стимулирующее налогообложение прибыли предприятий// Банковское дело.- 2000. - №6.
  2. Огаян К.И. Основные направления совершенствования налогообложения прибыли // Финансы. - 2000. - №5.
  3. Антоненко В.Н., Бурлуцкий Б.В., Регрессивное налогообложение как фактор повышения регулирующей роли налога на прибыль//Финансы Украины. - 2002. - №11.
  4. Белик М., Оптимальне оподаткування в умовах дефіциту державного бюджету//Економіст. - 2002. - № 5.
  5. Юрий С.И., Квасовский О.Р., Фискальная и стимулирующая эффективность упрощенных режимов налогообложения для предприятий// Финансы Украины. - 2002. - № 8.


Тезисы выступления в 2003 году во Всеукраинской научной студенческой конференции «Актуальные вопросы менеджмента в современных условиях», г. Донецк, 27-28 марта 2003 г. Издательство ДонНТУ, 2003г. (с.44-49)

К электронной библиотеке
На главную страницу

        synergy_don@ukrtop.com