http://www.offshore-journal.com/num8/num8_invest1.html
«Индекс налогового
бремени»
Согласно данным, опубликованным в этом году, текущую ситуацию
можно охарактеризовать в общем положительно - предельные налоговые ставки
продолжают снижаться. «Индекс налогового бремени» в этом году снизился в 9
странах мира из 26-ти, включенных в «налоговый рейтинг» в прошлом году, и
только в 4 странах наблюдался небольшой рост этого показателя, а в остальных 13
странах он остался на прежнем уровне.
«Новая» Европа
В 2003 г. база объектов исследования была расширена на 24 страны
(региона). Важным дополнением к ежегодному рейтингу «Индексов налогового
бремени» стало включение в него 10 стран, присоединяющихся к ЕС. Новые
страны-члены ЕС предложат свободный доступ на свои территории 25 странам-членам
ЕС и их более чем 400 миллионной потребительской «аудитории». Учитывая эти
события, а также ряд других политических и экономических факторов,
международные инвесторы смогут найти целый ряд дополнительных мотивов
инвестировать в страны «Новой» Европы. Традиционно, одним из преимуществ этих
стран считается относительно низкая стоимость трудовых ресурсов, но, кроме
этого фактора, нелишним будет принять во внимание и соответствующие «Индексы
налогового бремени», позволяющие достаточно быстро (хотя и приблизительно)
сопоставить уровни потенциальных налоговых обязательств в разных странах.
Проведенные исследования показывают, что «Новая» Европа может успешно
конкурировать со «Старой» с точки зрения «Индекса налогового бремени».
Так, если говорить о новых странах-членах ЕС (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва,
Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония), их усредненный «Индекс
налогового бремени» составляет порядка 115 балов, что значительно ниже
максимального показателя индекса в рейтинге, который принадлежит Франции (179)
и чуть ниже, чем у Германии (117). Но ни одна из стран бывшего
социалистического лагеря, а теперь - «Новой» Европы, не сравнится в плане
привлекательности налоговой политики с Россией («Индекс налогового бремени» в
2003 г. составил 92.6) с ее максимальной ставкой на доходы физических лиц в
размере 13% и налогом на прибыль предприятий - 24%.
Однако существуют потенциальные ловушки для инвесторов. Дело в том, что не все
вышеперечисленные страны изменили систему социального страхования, и затраты на
уплату обязательных взносов в фонды социального страхования ряда стран «Новой»
Европы могут оказаться на том же уровне, что и в «Старой» Европе. Так,
например, Республика Чехия заявила, что будет применять совокупный социальный
налог в размере 47,5% (с работодателей и работников) к доходам экспатриантов,
независимо от положений ранее подписанных международных соглашений. Несомненно,
эта оговорка является дискриминационной мерой и, таким образом, должна быть
устранена в скором времени.
Итак, ставки подоходного налога и налога на прибыль предприятий среди стран
«Новой» Европы достаточно «конкурентоспособны», за исключением Словении с ее
прогрессивной шкалой подоходного налога, где максимальная ставка составляет
50%. Наиболее либеральной страной «Новой» Европы теперь по праву будет считаться
Кипр («Индекс налогового бремени» в 2003 г. составил 74.3).
«Лидер» рейтинга, или «кому вниз?»
Как и предсказывалось ранее, «лидером» в «налоговом» рейтинге (самый высокий
показатель «Индекса налогового бремени» среди всех исследуемых стран)
продолжает оставаться Франция, которая, кстати, начинает принимать некоторые
меры по снижению налогов. Можно отметить тот факт, что впервые с 1919 г.
максимальная ставка прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц
опустилась ниже уровня 50%. Однако тут не следует забывать о дополнительном
фиксированном налоге на доходы (взимаемом по ставкам 8 и 10%), который
нейтрализует эффект реформы. Кроме этого, существует еще и ежегодный налог на
капитал (1,8%), которым облагается стоимость собственности, находящейся во
владении налогоплательщика по всему миру, и который пока остается в силе.
Кстати, этот налог привел к тому, что за период с 1997 по 2001 гг. из Франции
было вывезено имущества на 11 млрд. EUR, и около 2000 высококлассных
специалистов с семьями сменили Францию (как постоянное место жительства) на
другие страны (надо полагать, с более либеральными ставками индивидуального
налогообложения). Упредить этот отток средств и (далеко не худших)
налогоплательщиков не помогло даже введение специального налога на вывоз
капитала из страны, рассчитанное на предотвращение возможных негативных
тенденций.
На этом фоне неудивительным кажется то, что незначительное уменьшение
прогрессивного налога на доходы физических лиц (около 3% с 2001 г.) не привело
к значительному экономическому росту. Надо полагать, эти меры являются лишь
первыми шагами в реализации долгосрочного процесса по снижению общего
налогового бремени в стране. В числе прочих изменений французское Правительство
намерено ввести более благоприятные условия по уплате некоторых местных
налогов, снизить дополнительные корпоративные налоги, упростить процедуры по
возмещению НДС, снизить налоги на доходы экспатриантов и ограничить базу
налогообложения по налогу на собственность экспатриантов имуществом,
находящимся на территории Франции. Кроме того, для привлечения иностранных
специалистов во Францию будут упрощены весьма сложные и дорогостоящие на
сегодня иммиграционные процедуры. Обещано также дальнейшее снижение
прогрессивного налога на доходы физических лиц на 1%, однако, возможно, это
будет компенсировано увеличением фиксированного налога на доходы. Все эти
изменения могут свидетельствовать об очень медленном движении в сторону
либерализации налоговой политики страны.
Где найти
«налоговый рай»?
Если посмотреть на самые нижние позиции рейтинга «Индексов
налогового бремени», то здесь можно отметить концентрацию развивающихся стран
Азии. Анализ наметившихся тенденций позволяет обнаружить постепенное повышение
«Индекса налогового бремени» в Гонконге, хотя, похоже, что по исследуемым
показателям эта страна еще довольно долгое время будет занимать самую нижнюю
позицию в рейтинге.
Анализируя планируемые изменения налоговой политики в США можно предположить,
что и так довольно неплохой «Индекс налогового бремени», в случае реализации
намеченных реформ в 2006 г., существенно снизится. В числе прочих мер, к такому
результату может привести установление максимальной ставки на доходы физических
лиц в размере 35%.
Если возвратиться к «Старой» Европе, то «Индекс налогового бремени» помогает
понять, почему львиная доля прямых инвестиций, осуществленных за последний
период, пришлась на Великобританию, где «Индекс налогового бремени» в 2003 г.
составил 111.3. Однако стоит обратить более пристальное внимание на динамику
этого показателя за последний год. Впервые темпы роста «Индекса налогового
бремени» в Великобритании превысили темпы снижения аналогичного показателя во
Франции. Причиной роста послужило увеличение налога на социальное страхование.
Такие тенденции несколько настораживают: несмотря на то, что вряд ли с такими
темпами роста они приведут к такому уровню налогов, как во Франции, следует
помнить о том, что все серьезные изменения начинались когда-то с маленьких и
безобидных.
Комментарии Ольги Горбановской и Галины Хоменко, специалистов
компании Ernst & Young Ukraine
1. Для чего используется -«Индекс налогового бремени»- и где он
применяется?
«Индекс налогового бремени» дает возможность быстрого сравнения исследуемых
стран с точки зрения привлекательности их налоговых режимов. Хотя существует
целый ряд условностей и ограничений, которые влияют на точность расчетов такого
индекса по каждой стране, рейтинг «Индексов налогового бремени» является
достаточно удобным инструментом экспресс-диагностики для инвесторов при выборе
потенциального региона для осуществления инвестиций. Этот рейтинг также
представляет интерес для компаний, которые являются одновременно работодателями
и «поставщиками» в другие страны высокооплачиваемых специалистов и управленцев
с международным опытом работы. Рейтинг помогает этим компаниям оценить затраты
на выплату зарплат и компенсационных пакетов для таких «мобильных»
специалистов, а иногда и принять решение относительно целесообразности
размещения своего головного офиса в определенной стране. Также рейтинг может
интересовать и самих высокооплачиваемых «мобильных» сотрудников, поскольку
бремя подоходного налога ложится на их плечи (если только работодателем не
разработана особая политика, нейтрализующая налоговый эффект от перемещения из
одной страны в другую).
Кроме этого, существует мнение, что «Индекс налогового бремени»
косвенно отражает уровень жизни в определенной стране (например, чем выше
индекс, тем, казалось бы, выше должен быть и уровень жизни, поскольку больше
средств взимается на благоустройство общества в данном государстве). Однако, на
наш взгляд, эта позиция неоднозначна, так как не принимает во внимание целый
ряд факторов (географическое положение стран, традиции, политику стран в
отношении их инвестиционной привлекательности и др.). В этом можно убедиться с
помощью простого сравнения «Индексов налогового бремени» развитых стран с
высоким уровнем жизни, например, Франции и Великобритании (так, соответствующие
индексы 179 и 111 не предполагают вывода об аналогичном различии в уровнях
жизни данных стран).
2. При изучении рейтинга - «Индексов налогового бремени» -
бросается в глаза отсутствие в нем Украины. Чем это объясняется?
Изначально этот индекс рассчитывался для 26 стран, которые представляли
первостепенный интерес для инвесторов, работодателей-поставщиков высококлассных
«мобильных» специалистов (в первую очередь, управленцев высшего звена), а также
самих специалистов (особенно высокооплачиваемых). Как можно заметить, с этого
года рейтинг был увеличен на 24 страны. Такое расширение произошло, в первую
очередь, из-за того, что десять стран вступают в ЕС. Кроме этого, какие-то
страны стали более привлекательными в инвестиционном аспекте.
Что касается отсутствия в рейтинге Украины, то это объясняется, главным
образом, недостаточной инвестиционной привлекательностью нашей страны на данный
момент. Поэтому хочется верить, что когда инвестиционный климат в Украине
станет более привлекательным, ее также будут сравнивать с другими странами.
Будем надеяться, что первым шагом на этом пути станет реформирование налогового
законодательства (касающееся, на сегодняшний момент, ставок налогообложения
прибыли предприятий и доходов физических лиц), а также системы социального
страхования.
3. Если рассчитать «Индекс налогового бремени» - для Украины, то
каково будет его значение сегодня?
Украина не займет самое высокое место в рейтинге «Индексов налогового бремени».
Когда мы говорим, что в Украине высокие налоги, то не всегда задумываемся о
том, какие же налоги в других странах. И в этой ситуации рейтинг «Индексов
налогового бремени» дает достаточно наглядное представление о налоговой
ситуации в мире.
По приблизительным подсчетам, на сегодняшний момент, учитывая, что в Украине
ставка на прибыль предприятия составляет 30%, предельная ставка налога на
доходы физических лиц составляет 40%, обязательные взносы в фонды социального
страхования составляют порядка 38% для работодателя и 3% для сотрудников, а
налог на добавочную стоимость - 20%, такой индекс составит порядка 131.
4. А если учесть грядущие изменения в отечественной налоговой
системе, какое место в рейтинге займет Украина?
Если учитывать изменения, запланированные в налоговом законодательстве с 1
января 2004 г., когда предполагается снижение подоходного налога до 13%, налога
на прибыль предприятия до 25%, а также возможно объединение основой массы
обязательных взносов в фонды социального страхования в единый социальный налог
с применением ставок 37% и 25% -для работодателя, и 2% - для сотрудников, то
«Индекс налогового бремени» для Украины будет составлять порядка 97.
5. Вы подчеркиваете, что эти расчеты имеют приблизительный
характер. С чем это связано?
Это объясняется тем, что существует ряд ограничений и особенностей при подсчете
индексов (как-то степень прогрессивности шкалы налогообложения, различия в базе
налогообложения, уровень дохода, к которому применяется максимальная ставка
налогообложения, социальные и налоговые льготы, а также максимальный размер
доходов, с которых осуществляются взносы в фонды социального страхования). Эти
ограничения и особенности, в основном, принимаются во внимание особой
методологией подсчета индексов. Кроме этого, в дополнение к «Индексу налогового
бремени» рассчитываются и другие показатели, позволяющие комплексно подойти к
изучению данной проблемы и проанализировать ряд «скрытых» факторов (например,
так называемый «индекс льгот» или «амортизированный индекс налогового бремени»,
который дает возможность оценить, насколько налоговое бремя среднего
налогоплательщика смягчается социальными льготами, предусмотренными
законодательством).
Чтобы проиллюстрировать комплексность задачи, приведем в пример особенности
осуществления обязательных взносов в фонды социального страхования, уровень
которых играет немаловажную роль в подсчете соответствующего индекса. Так, в
Украине, в отличие от других стран мира, обязательные взносы в фонды
социального страхования (как с работодателя, так и с работника) ограничиваются
определенной максимальной суммой, сегодня это 2,660 грн. на человека в месяц.
Кроме этого, один из видов обязательных взносов в фонды социального страхования
(от несчастного случая на производстве) зависит от классификации производства
по степени профессионального риска, поэтому если сегодня говорить о совокупном
уровне обязательных взносов в фонды социального страхования с работодателей, можно
назвать две предельные ставки нижнюю - 37% (для предприятий сельского
хозяйства) и верхнюю -50.6% (для предприятий, добывающих уголь подземным
способом). В связи с этим, когда мы говорим о приблизительном уровне «Индекса
налогового бремени» для Украины (131), мы апеллируем к совокупной ставке
обязательных взносов в (БОНДЫ социальногострахования на уровне 38%, применяемой
к предприятиям, обеспечивающим функционирование рынка (не принимая во внимание
установленное ограничение по максимальной сумме, с которой осуществляются
обязательные взносы).
С учетом всех изменений в законодательстве, о которых мы говорили выше, можно
предположить, что Украина в 2004 г. сможет приблизиться к цифре 97 (хотя это
маловероятно, учитывая ситуацию с законопроектом о едином социальном налоге).
Конечно же, разница между 131 и 97 ощутима. Если все запланированные изменения
в законах будут реализованы, то реформы затронут четыре основных составляющих
«Индекса налогового бремени». Предполагалось также снижение и пятой
составляющей - налога на добавленную стоимость (с 20% до 17%), но на
соответствующий Закон, предполагающий введение этого изменения, наложено вето
Президента. Что же касается шестой составляющей индекса - налога на капитал, то
украинское законодательство не предусматривает отдельного налога в том виде, в
котором он существует в ряде других стран. Поэтому при расчетах
приблизительного уровня «Индекса налогового бремени» для Украины мы его просто
опускаем.
6. С какими
странами сравним приблизительный -«Индекс налогового бремени» Украины, и какие
тенденции прослеживаются?
Если сегодня Украину по уровню «Индекса налогового бремени»
можно рассматривать на уровне Чехии, Словении, Нидерландов и Венгрии, то после
изменений мы будем приблизительно на уровне Литвы. Возможно, что Казахстан
также попадет в этот рейтинг, поскольку там тоже планируется налоговая реформа,
в частности, снижение подоходного налога до 13%. Страны СНГ, взяв в качестве
примера Россию, стараются создать конкурентоспособные условия для привлечения
инвестиций. Мы надеемся на то, что налоговая реформа принесет положительные
изменения в инвестиционный климат Украины, и страна станет более
привлекательной для иностранных инвесторов.
http://www.offshore-journal.com/num8/num8_invest1.html
|