Опубликовано в: ЛегПромБизнес-Директор. 2001. № 12.

НАЛОГОВЫЕ КОШМАРЫ: КАРТИНКИ ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Е.Ф. Мосин

Интернет: http://www.rcom.ru/mosin

E-mail: mosin@mail.rcom.ru

            

            С небольшим преувеличением можно сказать, что налоговую политику и налоговую систему России критикуют все, кто знает, что означает слово "налог". Без всякого преувеличения можно сказать, что оснований для этой критики вполне достаточно.

            Однако все относительно и все познается в сравнении. Ведь ни в одном из ведущих государств мира налоговая система не является простой, а во многих государствах она даже сложнее российской. Другое дело, что наше налоговое законодательство отличается от других наличием в нем противоречий, алогичностей, двусмысленностей, неясных формулировок, а также распыленностью по множеству нормативных правовых актов. Но ведь оно самое молодое среди законодательств мира и непрерывно совершенствуется, хотя, конечно, не так быстро, как бы хотелось.

            А чтобы представить, насколько иногда может быть тяжелым налоговое бремя, в этой статье предлагаются отдельные налоговые зарисовки из истории цивилизаций. К сожалению, из-за ограниченности объема статьи сколь-нибудь систематическое изложение дать невозможно. Ну, что ж, зато картинки бывают забавными.

            Вы полагаете, что в России слишком много разных налогов и сборов? Надо бы уменьшить их число? Но их количество и так во много раз меньше, чем было в античном мире. Например, в Римской империи их число временами достигало 213. Были, например, такие: сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати, прибавка на "поход" при сдаче налога натурой, налог за владение рабами (с головы), налог на вино, налог на торговый оборот, налог на предметы роскоши, сбор за обмен или размен денег, сбор на содержание статистиков и счетчиков по исчислению налогов, сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений, сбор на содержание начальника района, сбор на содержание сборщика налогов, сбор на папирус для канцелярий.

           Да и позже налогов было немало. Например, в Англии в эпоху Кромвеля за 20 лет было введено около 200 одних только видов акцизов. Был даже акциз на соломенную труху. В связи с этим в конце 17-го века английский писатель Уильям Карр писал: "Всеобщий акциз - это проклятый налог, придуманный мерзавцами". В том же 17-м веке в Голландии на порцию рыбы, поданную в гостинице, приходилось 34 вида акцизов. А вы, небось, полагаете, что в России много акцизов?

            А может вы полагаете, что некоторые из налогов у нас явно лишние? А вы знаете, что когда-то в Англии был налог на покойников и налог на холостяков, в Вюртемберге - налог на соловьев, в СССР - налог на холостяков.

            Думаете, раньше на Руси с налогами было проще? Ошибаетесь! Один только сбор с бороды чего стоил! Если вы дворянин, то по указу Петра I от 1705 г. вы бы платили за бороду 60 руб. (что во много раз больше нынешних 60 долларов), если первостатейный купец - 100 руб., если холоп - 30 руб. (холопу столько и не заработать). А вот будучи крестьянином вы носили бы бороду даром, но только в деревне; при въезде в город с вас бы взяли за нее 1 копейку (при выезде тоже). Кстати, а вы знаете одно из основных правил финансовой политики Петра I: требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного! Теперь вы лучше думаете о МНС РФ?

            Вы полагаете, что налогообложению должны быть пределы? Вы правы. Такие пределы есть и были всегда. Вот, например, что по этому поводу пишет немецкий специалист по финансовой политике Хэфеле Хансйорг: "Исторические примеры убедительно доказывают, что налогообложению есть пределы. Однако из событий позднего феодализма нельзя сделать вывода, где же точно пролегали эти границы. Можно лишь сказать, что в каждом случае налогообложение выходило далеко за эти границы.

            Вы работаете налоговым инспектором и не считаете выездные налоговые проверки тихой и спокойной работой? Тогда вспомните, насколько труднее было этим заниматься ранее. Вот, например, что написано в библии, в Третьей книге Царств (глава 12, стих 18): "И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер". Или, например, в Фредгарской хронике VII в.: "И чтоб Бертольд погиб как можно быстрее, было решено отправить его по городам и областям королевства собирать налоги".

            Вам нечем заплатить налоги? Но зато Вы и не занимаете в долг с единственной целью: вовремя заплатить налог. А вот в Библии, в Книге Неемии (глава 5, стих 4) написано: "Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших".

            Вам кажется, что наше налоговое законодательство трудно для понимания? Но ведь так было всегда. Вот, например, что писал знаменитый русский историк В.О. Ключевский: "Я не решаюсь сказать, с какой степенью подробности должны мы изучать терминологию древнерусских налогов. Это самая запутанная, т.е. наименее изученная, сфера явлений нашей древней истории...".

            Литература

            1) Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 4 // Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. IV. - М.: Мысль, 1989.

            2) Ключевский В.О. Терминология русской истории // Там же. Т. VI.

            3) Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. - М.: ИНФРА-М, 1996.

            4) Ранович  А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М.: Политиздат, 1990.

            5) Хансйорг Х. Границы налогообложения. Размышления финансового политика // В кн.: Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. - М.: Прогресс, 1992.

 

            http://www.rcom.ru/mosin