Будущее - за высокими технологиями

Источник: Московская правда (газета), 09 июня 2004 года http://www.3i.ru/themes.asp?ob_no=1514

В последние годы экономическое развитие государств и регионов в немалой степени происходит за счет новаций. Стало экономически более выгодно развивать производство на базе новых научных идей в виде наукоемких технологий. В этой ситуации важно определить экономически перспективные и конкурентоспособные научно-технологические направления, а также выявить коммерческий потенциал наукоемкой продукции. Большое значение имеет разработка механизма внедрения высоких технологий в реальный сектор экономики.

О возможности развития высоких технологий в столице рассказывает депутат Московской городской Думы Евгений БАЛАШОВ.

- Евгений Борисович, вы возглавляете комиссию Мосгордумы по науке и технологиям. Кому, как ни вам, знать, когда же от разговоров о высоких технологиях мы, наконец, перейдем к их внедрению в производство?

- В этом вопросе уже поставлена точка. И поставлена она президентом России 24 февраля 2004 года в ходе совместного заседания Президиума Госсовета и Совета безопасности РФ, где президент заявил, что главная задача в сфере экономики - снять нашу страну с "нефтяной иглы" и воссоздать, наконец, промышленность, конкурентоспособную на мировом рынке. Сделать это можно, как отметил президент, только за счет коммерциализации технологий. А в своем выступлении на совместном заседании коллегий Министерства финансов и Минэкономразвития Владимир Путин сказал: "Надо избавляться от отживающих и отживших свой век неконкурентных производств и создавать экономическую среду, восприимчивую и к инновациям, и к новым технологиям; среду, которая позволит России занять достойное место на глобальном рынке".

Выступая на этом же заседании, министр экономического развития Герман Греф обозначил несколько элементов стратегии, обеспечивающих выполнение поставленной президентом задачи. Показательно, что одним из них является резкое усиление развития малого бизнеса, прежде всего в сфере инноваций. Важной задачей является поддержка российской экономики в сфере высоких технологий и обеспечение ее специализацией на глобальных рынках высокотехнологичной продукции. А для реализации этой задачи, как отметил министр, необходимо создание национальной инновационной системы.

Эту же мысль подтверждает и протокол, утвержденный президентом страны по итогам совместного заседания Президиума Госсовета и Совета безопасности России, в котором констатируется, что создание национальной инновационной системы относится к числу высших приоритетов социально-экономической политики российского государства, и ставятся конкретные задачи по разработке мер, в том числе законодательных, уже в 2004 году.

Выступая в Совете Федерации, премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что главная цель, поставленная президентом перед новым кабинетом, - это экономический прорыв. По сути, речь идет о форсированном переходе к экономике развития. А для достижения этой цели нужно решить пять крупнейших задач, одна из которых звучит так: "создание жесткой среды, которая бы селектировала конкурентоспособные производства, то есть необходимо резко увеличить инновационную емкость бизнеса и стимулирование инноваций".

Я лично понимаю все это таким образом, что президент поставил задачу перейти от слов к делу в области инноваций и следующие четыре года акцент в его внутренней политике будет сделан, вернее уже делается, на инновационной деятельности.

- Как вы считаете, что является основой коммерциализации технологий?

- Хочу отметить, что основой успеха коммерциализации технологий является отлаженный организационно-правовой механизм, элементами которого являются законодательство и организационные структуры, обеспечивающие процедуры внедрения технологий. В этом вопросе показателен пример ведущих западных стран, опыт которых мы изучаем в течение многих лет. Но обратите внимание на разность в подходе к решению этой проблемы: они внедряют, а мы, изучая их опыт, только говорим; они получают результаты и доходы от этой деятельности, а мы проводим дискуссии и конференции по обсуждению этого предмета и мечтаем о таких же доходах. Но как гласит народная мудрость, "под лежачий камень вода не течет". Сами по себе новые технологии внедряться не будут, и дополнительные доходы в бюджете не появятся. Для этого необходимы воля и усилие человека.

Общеизвестно, что отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность, затрудняет решение вопросов обеспечения государственной поддержки инновационной деятельности. Например, на федеральном уровне такое законодательство отсутствует. Есть, правда, Федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике, но в этом законе только статья 15 регулирует вопросы поддержки науки, но и эта поддержка ограничивается НИОКРами, а вопросы инновационной деятельности, т.е. внедрения результатов этих НИОКР, не предусматриваются.

- Но и в московском законодательстве отсутствуют законы об инновациях. Что делают столичные законодатели в этом направлении?

- Что касается московского законодательства, то и здесь нам похвастать особо нечем. Есть отдельные правовые акты, в которых лишь упоминается слово "инновационная деятельность", но конкретных мер в этой сфере не предусматривается. Но, как бы то ни было, хочу сообщить вам, что Москва не стоит на месте и в этом вопросе. Группой депутатов Московской городской Думы совместно с Департаментом по науке и промышленной политике города Москвы подготовлен и внесен в феврале 2003 года проект закона города Москвы "Об инновационной деятельности в городе Москве", рассмотрение которого в третьем чтении планируется в ближайшее время. Обратите внимание на дату внесения данного законопроекта: практически за год до того момента, когда президент России поставил задачу перед правительством РФ о выделении инновационной деятельности в качестве главного приоритета политики страны. О чем это говорит? Конечно, о том, что Москва является не просто субъектом Российской Федерации, а таким субъектом, который демонстрирует передовые подходы во многих сферах экономики нашей страны. И этот опыт с успехом перенимают другие регионы.

Хочу сразу отметить, что само рассмотрение законопроекта идет непросто, поскольку, как у нас в стране, так и в регионах, нет пока специалистов-практиков, которые могли бы дать конкретный совет, что и как нужно делать. Одни предполагают и надеются, что в этом случае можно будет использовать выделяемые средства для покрытия своих потребностей, в том числе и на проведение НИОКР, не задумываясь о последующем внедрении их результатов. Другие предполагают использовать эти средства для всего, что заканчивается каким-то опытным образцом, не задумываясь над тем, а нужен ли этот продукт рынку и городу, будет ли он продаваем и будет ли приносить доход в городской бюджет. К сожалению, есть и такие, которые умышленно вставляют палки в колеса, не желая при этом подключаться к реализации такой важной проблемы.

Что предусматривает этот законопроект? Прежде всего, создание механизма, который будет более эффективно решать вопросы внедрения новых технологий в промышленное производство столицы. Таким механизмом, согласно статье 11 законопроекта, станет Целевой бюджетный инновационный фонд, который будет нацелен на реализацию только тех результатов НИОКР, которые могут принести реальную пользу городу.

- Какой экономический эффект будет иметь принятие закона?

- При реализации инновационной политики экономическая выгода как для государства, его субъекта и муниципального образования этого субъекта, так и для общества очевидна - она состоит в экономической деятельности, которая возникает в самом процессе коммерциализации. Сюда следует отнести создание новых малых и средних предприятий в сфере высоких технологий, создание новых рабочих мест для высококвалифицированных сотрудников, а также увеличение налоговых поступлений в результате появления дополнительной экономической деятельности.

Более того, закон будет иметь сильную социальную составляющую, предусматривающую не только создание новых рабочих мест, увеличение оплаты труда научной интеллигенции, вовлеченной в инновационный процесс, но он создаст и материальный стимул для ученых работать и творить в Москве, а не искать материального благополучия за рубежом.

Таким образом, коммерциализация результатов научных исследований даст новый импульс экономического развития. Это та истина, к которой приходят многие страны. А оценка здесь может быть только одна - активность и конкретные результаты коммерциализации науки.

Беседу провела Людмила Столетова