Источник: Власть (Москва), №5, 2004г.


Инновационный прорыв, или игра в "догонялки"         11 июня 2004
Андрей Орлов     http://www.3i.ru/themes.asp?ob_no=1525

 

"То, что мы знаем, - ограничено.
А то, что мы не знаем, - безгранично".
Лаплас

Ускоренное развитие инновационного малого предпринимательства (ИМП) может уже в ближайшие годы (2004-2006 гг.) способствовать кардинальному улучшению структуры российского малого бизнеса и экономическому росту в целом. Напомним, что в России уже были подъемы и рывки в экономике. Это, например, произошло на рубеже XIX и XX веков, когда структурно-модернизационные и институциональные реформы Сергея Юрьевича Витте перешли в новое качество -экономического подъема1. Экономический потенциал этих преобразований был бы востребован еще полнее и подъем бы был более устойчивым и весомым в случае осуществления Петром Аркадьевичем Столыпиным реформации сельской общины, земельных отношений, капитализации российского земледелия.

Россия благодаря экономическому рывку к 1913-1914 гг., не реализованному до конца из-за слабости самодержавия, консервативных общественных отношений, перед Первой мировой войной вошла в пятерку ведущих мировых держав. Для развития Советского Союза также были характерны по темпам прироста ВВП (годового валового продукта, национального дохода) два-три подъема экономики, которые несли в себе также черты рывка, прорыва. Первый рывок можно отнести к пятилетнему плану 1928-1932 гг. - пятилетке индустриализации, осуществленной сразу поле свертывания НЭПа.

Подобный подъем-рывок, правда, уже иного качества и при других условиях, имел место сразу после победы в Великой Отечественной войне. Этот рывок 1946-1951 гг. привел не только к восстановлению разрушенного войной на 2/3 народного хозяйства, но и вывел Советский Союз в число мировых супердержав. По крайней мере по масштабам производственного строительства, по развитию тяжелой индустрии, военно-промышленного комплекса, машиностроения, химической промышленности, состоянию фундаментальной науки и образования, атомных и ядерных энерго- и военных технологий. По общим темпам экономического роста нечто подобное имело место в 1966-1970 гг.

По целому ряду объективных и субъективных причин наша страна при огромных природных ресурсах, ее нынешних границах и возможностях пропустила свой шанс экономического подъема на рубеже XX и XXI веков. Мы убеждены, что развитие экономики

России не должно носить так называемый догоняющий характер. В этом пытались и пытаются убедить руководство страны и предпринимательское сообщество сторонники псевдолиберальных рыночных концепций и модернизаций. По своим природным богатствам, человеческому, интеллектуальному, научному и производственному потенциалу наша страна способна на экономический подъем с удвоением ВВП и более того - за 10 лет. Для этого необходимо перевести в фазу интенсивного развития малое предпринимательство и его инновационный сектор.

* * *

Рывок - это резкий подъем экономики за относительно короткий отрезок времени (от двух до пяти лет).

Прорыв - это использование подъема и рывка для перехода к социально-экономическому развитию совершенно нового качества с выходом на принципиально новые ступени в знаниях - науке, образовании, технологиях и в конечном счете - в уровне благосостояния общества и человека.

Для этого, в частности, необходимо сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на выполнение Федеральной программы по созданию одного миллиона рабочих мест (НРМ). Сделать это следует в оптимальных пропорциях между: 1) производственно-инновационным, 2) строительно-инновационным, 3) собственно инновационным, 4) инновационным менеджментом и 5) инновационно-информационным и образовательным малым инновационным бизнесом.

Должны быть обязательно учтены средние предприятия, обеспечивающие переход от пробных и мелких серий к промышленному освоению новой продукции, новых технологий в легкой промышленности, особенно новых лекарств и новых продуктов питания. Этот процесс, как показывает зарубежный опыт, должен протекать с участием крупных корпораций, заказывающих исследования и отбирающих проекты и "пасущих" МИП (малые инновационные предприятия) в бизнес-инкубаторах, инновационных центрах.

В рамках целевой Федеральной программы предлагаются финансовые и организационные механизмы, способные обеспечить инновационный прорыв и ускорение роста ВВП при новом качестве экономического роста.

Инновационный прорыв предполагает рассмотрение методического, практического и образовательного аспектов. Инновационный прорыв (ИП) базируется на понимании того, что инновационно-информационная цивилизация это подтверждается опытом Финляндии, Канады, Таиланда, Малайзии и других стран, воплощающих достижения Экономики Знаний (Knowledge) способна поставить во главу угла социальной и экономической политики интересы человека, осваивающего инновационную культуру2, при эффективном использовании возможностей малого предпринимательства. При этом резко повышаются значение и востребованность фундаментально-академической и университетской науки, в сочетании с прикладной образующих прорывные направления науки. Это те открытия, результаты которых выводят на принципиально новые рубежи и технологические ступени. Сочетание фундаментальной и прикладной (отраслевой) науки способствует формированию инновационного менеджмента, развитию инновационного образования в традиционных и новых корпоративных университетах. В рамках этих процессов целенаправленно формируется инновационная инфраструктура, включающая взаимодействующие между собой бизнес-инкубаторы, инновационные центры, технопарки, инновационные анклавы, научные парки и т. п.

ООН, ЮНЕСКО и Европейским союзом XXI век провозглашен веком обществ и экономик, основанных на знаниях, веком инновационно-информационных цивилизаций. В развитых странах 80-95% прироста ВВП обеспечивается за счет принципиально новых знаний, принципиально новых материалов и технологий. Не только выставочные площади, но и залы супермаркетов и гипермаркетов, торговые парки, склады все интенсивнее заполняются принципиально новыми товарами, сопровождаемыми новыми услугами. Это и есть как раз то, что называется инновациями.

Мы относим к инновациям, способным обеспечить инновационный рывок, а затем и прорыв (ИП), в первую очередь те новейшие открытия, те научные результаты, которые либо не имеют аналогов в мире, либо соответствуют самому высокому уровню мировых достижений.

Инновации становятся результатом взаимодействия основных звеньев инновационной системы от академического института (университета) до начала их освоения корпорациями: НИР по заказу госструктуры (министерства) или корпорации > генерирующие МИП > посевные МИП > стартовые МИП > госструктура или корпорация-заказчик.

Обследования промышленных компаний Институтом экономики переходного периода в 2003 году показали, что повышение инвестиционной активности позволило компаниям-производителям уделить значительно больше внимания инновационной деятельности. Больше половины из обследованных предприятий осваивают новую продукцию, не менее 1/3 взялись за новые технологии, примерно треть проводит научно-исследовательские работы (НИР, НИОКРы, ОКРы). При этом принципиально важно, как под влиянием инноваций развиваются новые, быстро растущие рынки. Например, рынки тех же сотовых телефонов, новейших информационных технологий, телекоммуникационных систем, а также ноутбуков последних поколений для использования в научных исследованиях, высшем образовании, работе инженеров хайтековых компаний.

Новые знания и инновации3 рождаются, прежде всего, в лоне фундаментальной и прикладной науки. Создаются академическими институтами, традиционными и новыми корпоративными университетами. Именно в этих университетах на основе прорывных фундаментальных и прикладных знаний формируется новое высшее образование и новая система непрерывного повышения квалификации. Чаще всего заказчиком и на НИОКРы, и на новое послевузовское образование становятся ведущие корпорации. Примеры -"Иточу" в Японии, "Нокиа" в Финляндии, "Люфтганза" в ФРГ. По их заказам проводятся новейшие научные исследования. Делается это силами мировых научных школ и центров, где интеграторами фундаментального образования и новейших научных направлений выступают университеты. Эти тенденции, характерные для ведущих стран в конце XX века, становятся в XXI веке общим достоянием, как и новые элементы инфраструктуры - инновационные центры, инновационные и научные парки.

Это во многом становится возможным благодаря новым механизмам и гибким схемам передачи или трансфера инновационных знаний и самих инноваций. С помощью этих новых механизмов и новой инфраструктуры появилась реальная возможность коммерциализовать получение и передачу результатов научно-технических разработок, в том числе университетских, корпорациям-заказчикам. Корпорации же с участием госструктур и без них налаживают массовое производство новых технологий, новых материалов, новой продукции. Речь идет также о контроле и передаче государством госзаказов на процесс создания инноваций в рамках конкурсов корпорациям, другим предпринимательским структурам и малому бизнесу. В таких ведущих странах, как США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Финляндия, процесс создания и освоения инноваций идет при участии и поддержке со стороны государства.

В рамках программного подхода первые шаги по освоению инновационной культуры и инновационных знаний должны начинаться с подготовительной ступени к школьному образованию, то есть в детских садах. В этот процесс все активнее должны включаться школы, гимназии, колледжи (техникумы) и, конечно, вершиной этой образовательной пирамиды становятся университеты и ведущие вузы. В последние годы это относится не только к традиционным, но и к корпоративным университетам, созданным при ведущих ТНК ("Люфтганзе" , "McDonalds" , "Нокиа" и др.). Инновационный прорыв осуществляется с непосредственным участием государства и крупных корпораций. В Японии - это "Итону" , в Финляндии - это "Нокиа" , США - "Майкрософт" , ФРГ - "Сименс" , "Люфтганза" и другие.

Уже много лет в развитых странах осваивается и поддерживается инновационная и корпоративная культура, инновационный и инновационно-креативный типы поведения4.

Традиционные задачи университетов заключаются в том, чтобы дать глубокое, фундаментальное и одновременно максимально универсальное образование. При этом развиваются исторически сложившиеся научные школы (в МГУ -это физическая, математическая, химическая и т. д.). Корпоративные же университеты поддерживают прежде всего профильную целям и задачам корпорации прорывную науку, но они не могут обойтись без университетской науки. На этой основе в рамках специальных стратегии и программ корпорации с участием государственных структур (например, министерств образования и науки, специальных фондов) развивают высокотехнологичную прикладную науку, создавая системы разнообразных малых инновационных предприятий (МИП).

В результате создаются необходимые и достаточные условия для перехода на такую ступень инновационной культуры, которая способствует подготовке и проведению инновационного прорыва, а в терминах развития - для нового инновационного витка5.

В последние годы XX века резко возросли потребности в послевузовском образовании нового качества. Это явилось результатом новейших исследований самого процесса образования, последующих стадий непрерывного пополнения знаний. Крупнейшие корпорации пошли по пути создания принципиально новых корпоративных университетов со специальными информационными порталами, центрами инноваций, инновационной и корпоративной культуры, технопарками, бизнес-инкубаторами и другими элементами инновационной инфраструктуры, включая как звенья единой системы малые инновационные предприятия: от кафедры - до передачи инноваций государственным структурам (фондам) и корпорациям-заказчикам. В России такую попытку предприняли в 2002-2003 гг. металлургический концерн "Северсталь" и начавшая реформирование и реструктуризацию ведущая монополия в энергетике - РАО "ЕЭС". На 2003-2004 годы приходятся решающие фазы реформации и реструктуризации РАО "ЕЭС" , которые получили правовое подкрепление законами и программами, принятыми Государственной думой и правительством России.

* * *

В Советском Союзе получение и внедрение научных результатов происходило по относительно устойчивой схеме: университет - факультет - кафедра -диссертации - лаборатории - НИРы -НИОКРы - опытные образцы - академический или отраслевой институт -опытное производство - промышленное освоение. На отдельных стадиях подключались отраслевые НИИ со своими лабораториями (отделами), экспериментальной базой академических институтов. В рамках специальных планов аспиранты и докторанты получали заказы на темы диссертаций и НИОКРы, готовили научные разработки, которые, как правило, доводили "до ума" отраслевые НИИ. Эта схема была почти стандартной. Но с 1992 года положение коренным образом изменилось в худшую сторону. Старая советская система была разрушена, а на создание новой по зарубежным образцам потребовалось значительно больше времени, чем ожидалось. Весьма конструктивным оказался опыт работы в инновационном направлении университетов США, Великобритании, Канады, Японии, Финляндии, ФРГ и др. Ныне подобную задачу в мире считают третьей и наиважнейшей задачей традиционных и корпоративных университетов.

Для освоения зарубежного опыта в МГУ под патронатом ректора была создана специальная рабочая группа из ведущих ученых, экономистов и юристов. Освоение новых механизмов внедрения результатов научных разработок оказалось не таким простым. Ученый-исследователь как генератор идей и конструктор проектов порой не знает, как оценить социальную и экономическую эффективность, а также перспективность своих разработок. И уж тем более плохо представляет, как оптимально коммерциализировать идеи, открытия, результаты исследований. Даже ведущим кафедрам университетов и вузов, их аспирантам и докторантам трудно найти деловых партнеров, адекватных их научным интересам. Для поиска партнеров и налаживания деловых связей в рыночных условиях необходимы специальные механизм (орган) и инфраструктура. Это -фонды, ИМП, технопарки, бизнес-инкубаторы и, конечно, пусковой (стартовый) венчурный капитал. Также необходимо заранее определить строго в соответствии с законом, кому же принадлежит созданная и передаваемая заказчику интеллектуальная собственность: ученому, кафедре (факультету), университету, государству (министерству) или ИМП, или поддерживающей эту инновационную систему корпорации-заказчику?

Систему продвижения и передачи научных результатов корпорациям с участием госструктур и без них в университеты создавали не один десяток лет. Так, в Великобритании - это комбинация различных структур и звеньев, созданных в университетах с участием государства и банков, в Канаде большая роль отводится банкам, в Японии - наоборот - корпорациям. Что представляют собой основные элементы этой системы?

В России понимание стратегической роли инновационной деятельности в университетах для подготовки прорыва только начинает формироваться. Первые шаги в этом направлении были сделаны в МГУ более десяти лет назад. Университет им М. В. Ломоносова и Минпромнауки РФ создали специальный научный парк как одно из звеньев инновационно-научной системы, которая занимается в том числе трансфером технологий и инноваций. Существенное значение в организации этого научного парка играл и играет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее Фонд СРМФП в НТС).

Научный парк Московского университета занимает 11,5 тысячи квадратных метров помещений, приспособленных для работы инновационных малых компаний. Эти МИП профильны факультетам и ведущим кафедрам университета, ведущим научным школам и ученым с мировым именем. Это компании по генерации идей и открытий, способные к их посеву. Такого типа "посевных" МИП в научном парке МГУ действует порядка десяти. В научном парке выращивается еще около 30 МИП, организованных выпускниками университета и учеными. Это фильтрующие новые идеи и открытия МИП, так называемые селекционеры и МИП, способные к "посеву" и "старту" , создающие принципиально новые виды продукции и технологии.

Государственные органы, в частности Минпромнауки, Роспатент, способствовали тому, что в феврале 2003 года были приняты дополнения и изменения к патентному закону (закон РФ "О патентной деятельности в Российской Федерации"). Теперь права на интеллектуальную собственность теоретически могут принадлежать университету, если государство заказало и оплатило ему исследования. Правда, государственные органы вправе прописать особые условия в контракте с университетом, а университет - свои условия в контракте с факультетом (кафедрой) и учеными. Предстоит еще создать для МИП устойчивые и прозрачные правила финансирования и капитализации полученных результатов. Экономисты и юристы университета с участием корпораций-заказчиков и Фонда СРМФП в НТС наметили создание процедуры и механизмов по управлению интеллектуальной собственностью и передачи технологий, которые будут регулировать отношения университета и ученых. Для этого в университете создана структура (по образцу Великобритании -отдел, офис) по трансферу технологий и информационная база "возможностей" университета и "потребностей" ведущих корпораций, потенциальных заказчиков. Эти задачи решаются совместно с Российской академией наук, Минпромнауки, РФФИ, Фондом фундаментальных исследований, Фондом СРМФП в НТС. Думается, что здесь будет полезен и опыт Канады и Японии, который изучен нами. Попытаемся интегрировать основные элементы трансфера научных разработок и инноваций в зарубежных университетах в схему возможной организации научной и инновационной деятельности в рамках корпоративного университета РАО "ЕЭС" , создаваемого с участием Московского энергетического университета.

Выводы

Первое

"Знания - один из существенных видов капитала. Вся история производственного процесса неопровержимо свидетельствует о выдающейся роли этого капитала".

Новые знания, информация и инновационная деятельность - это основные факторы прорывного экономического роста, решения социальных задач и повышения благосостояния граждан. Количество центров, в которых создаются фундаментальные знания, в мире, как и в России, достаточно ограниченно. Число же национальных и общемировых научные школ в конце XX века имело тенденцию к сокращению.

В то же время потребление знаний и информации в развитых и развивающихся странах растет высокими темпами. Россия постепенно, несмотря на наличие этих центров, угасавших с 1992 года в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске... теряет свой общемировой научный и образовательный авторитет. Если Россия хочет сохранить свою роль в мире, исходя из наличия этих центров, то необходимо сосредоточить и поддержать в университетах общемировые школы ученых в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Второе

В США более половины инноваций и более 40% ВВП создается в малом инновационном бизнесе. Всего же в США около 22 млн. малых и средних компаний создают около 60% ВВП.

В США, Канаде, Японии инновационный прорыв готовился и осуществлялся раньше других стран на 3-5 лет. В Финляндии - в середине и конце последнего десятилетия XX века. Финляндия сумела создать к началу XXI века новую инновационно-информационную цивилизацию при особой роли государства в развитии науки, образования и МИП, поддерживаемых с помощью специальной государственной корпорации "Финвера" и ТНК "Нокиа".

В 2003 году в Малайзии подготовлен специальный пятилетний план, реализация которого позволит осуществить ИП в 2004-2007 гг. В Таиланде реализуется семилетний план, цель которого создание 2 миллионов новых рабочих мест и подготовка ИП.

В ФРГ и Франции с целью преодоления обострившейся безработицы подготовлены двухгодичные планы на 2004-2005 гг. по созданию по 0,5-1 млн. новых рабочих мест в МИП. Эти планы ориентированы на преодоление отставания в осуществлении ИП. Особое значение эти планы имели для преодоления социальной напряженности в Восточных землях ФРГ, на Корсике и других трудных по занятости регионах Франции.

Третье

В нашей стране для осуществления ИП необходимо в 2004-2005 годах преодолеть воздействие факторов и процессов торможения - бедность, коррупцию, административные барьеры. Резко снизить их отрицательное влияние, сконцентрировать финансовые, интеллектуальные, административные ресурсы и начать массированную работу по идеологическим, экономическим и организованным направлениям для подготовки ИП.

Академическая же наука и университеты совместно с государственными структурами (Минпромнауки России, Минэкономразвития России, Минобразования России, Минкультуры России, Минпечати России и т. д.), Фондом СРМФП в НТС, Федеральным фондом ПМП, а также ТПП России, РСПП с участием заинтересованных ведущих корпораций, печатных и электронных СМИ на базе Института (центра) стратегических инноваций должны в 2004 году развернуть рабочие группы при администрации президента и правительстве России и Комиссию по инновационному прорыву при президенте России с целью подготовки соответствующей концепции, стратегии и программы ИП на 2004-2006 гг. и до 2010 года.***

Графические материалы:

Схема N 1

Организация научно-инновационной деятельности и трансфер ее результатов в производство (университеты Великобритании - Оксфорд, Кембридж, Дарэм)

Материал доступен в бумажной версии издания

***

1 Это были реформы, укрепившие финансы, сделавшие конвертируемым рубль, создавшие по существу банковскую и коммуникационную системы, активизировавшие отечественные и зарубежные инвестиции, ускорившие развитие промышленности и торговли

2 Инновационная культура наряду с деловой культурой, этикой бизнеса составляет корпоративную культуру

3 Инновации - это принципиально новые знания, новые технологии, новые продукты, вытесняющие за определенный срок старые на 50 и более процентов. Инновации - это ноу-хау, это высокие технологии, коренным образом преобразующие производство. Массовое использование в аудиториях университетов и ведущих вузов России ноутбуков последнего поколения, позволяющее лектору общаться с каждым из студентов для диалога и решения индивидуальных задач - это инновация

4 В нашей же стране пока преобладает тормозящий социально-экономическое развитие консервативный тип поведения (это относится к поведению граждан в широком смысле и потребительскому поведению в частности)

5 За модель развития знаний (науки, образования, технологий) и инновационной деятельности для длительного периода времени можно принять спираль. Подобный процесс можно также выразить в форме логистической функции, которая графически, при длинных временных рядах представляет как бы "сшивку" растянутых ступеней, показывая подъем, рывок, стабилизацию, спад, стабилизацию, рывок, подъем и т. д.

Об авторе: Орлов Андрей Владимирович, д. э. н., профессор, зав. кафедрой Российской эконом, академии им. Г. В. Плеханова