Оценка интеллектуального капитала при
продаже бизнеса http://www.cfin.ru/finanalysis/value/intangibles_and_intel.shtml
18-19 ноября 2002 года
Теоретически рыночная стоимость бизнеса,
основанного на знаниях, не должна отличаться от рыночной стоимости любого
другого бизнеса, обеспечивающего те же финансовые результаты. В соответствии с
принципом, известным как “теорема-ММ”5, стоимость фирмы
зависит лишь от величины приносимого ее деятельностью денежного потока и не
зависит от структуры активов. Однако практика дает основания усомниться
в справедливости данного утверждения.
Рыночная стоимость (в отличие от цены) фирмы
– расчетная величина. Реальная цена может отличаться от нее в ту или другую
сторону в зависимости от конкретных обстоятельств совершения сделки, причем
значительно. И все же эти отличия не должны приводить к полной бессмысленности
оценки бизнеса профессиональными оценщиками.
Оценка НМА – наиболее деликатная часть оценки
бизнеса. Существенно при этом, что оценка бизнеса обычно предшествует оценке
НМА. Сначала на основе доходного подхода и/или на основе анализа сопоставимых
продаж определяется рыночная стоимость бизнеса в целом. Потом осуществляется
оценка рыночной стоимости осязаемых активов. Оценка НМА в целом получается как
разность между рыночной стоимостью фирмы (бизнеса) и стоимостью ее осязаемых
чистых активов (активов за вычетом обязательств). Только после этого
оцениваются НМА по отдельности, если это вообще делается. Такой подход к оценке
НМА или ИК обычно называется return on assets concept (ROA). Далее идет
уточнение стоимости НМА и стоимости бизнеса с учетом этих уточнений. Обратная
последовательность действий (от активов, включая НМА к оценке фирмы в целом)
практически невозможна, поскольку для оценки НМА по отдельности, как правило,
просто нет достаточного количества данных6.
Кроме того, такой порядок оценки (ROA)
согласуется с принципами бухгалтерского учета и с тем обстоятельством, что
обычно далеко не все НМА на момент продажи фирмы отражены у нее на балансе. До
тех пор, пока НМА составляли относительно небольшую часть стоимости компаний,
это не вызывало проблем. Разность между ценой купли-продажи фирмы и стоимостью
ее чистых активов отражалась в балансе как goodwill. В ней автоматически
учитывалась стоимость всех НМА, не учтенных на балансе. Однако с ростом
экономики, основанной на знаниях, такая практика перестала быть адекватной
действительности. Согласно опубликованным в 1994 году данным комиссии по
бухгалтерским стандартам UK суммы, выплачиваемые за goodwill, возросли с 1% в
1976 году до 44% в 1986 году. В 1996 году, т.е. еще 10 лет спустя, стало
понятно, что относить указанную разность на goodwill не имеет смысла, так как
она составляет до 90% от суммы сделок. Соответственно изменилась практика
учета. Все большая часть получаемой суммы относится на идентифицируемые активы,
прежде всего на ИС. Существенные изменения в стандартах учета НМА произошли в
1999.
Современные концепции ИК, представленные в
основном авторами из Северной Европы, Австралии и США, идут гораздо дальше,
требуя еще более радикальных изменений в принципах оценки и учета НМА и приводя
многочисленные примеры разительного несовпадения между расчетными показателями
рыночной стоимости и реальной ценой сделок в сфере бизнеса, основанного на
знаниях. Наиболее яркие и убедительные из этих примеров – поглощение фирмы
Lotus фирмой IBM за 3,5 млрд. долларов при балансовой стоимости 226 млн.
долларов и падающей доходности (Edvinsson L., Malone M.S. 1997), а также
многократная переоценка “Очень полезной компании” с троекратными ошибками
(Stewart T. 1997) при каждой переоценке. Наиболее существенно в этих
требованиях то, что при оценке бизнеса, основанного на знаниях, обязательно
должен учитываться человеческий капитал, входящий в состав ИК. Вполне очевидно,
что при поглощении Lotus покупателями были учтены выдающиеся качества
менеджмента и программистов данной компании. Однако отсюда не следует, что их
надо учитывать в составе НМА и отражать на балансе. Это противоречит не только
конкретным нормам, но и фундаментальным принципам бухгалтерского учета.