Подходы к оценке стоимости научно-технической продукции
http://www.nas.gov.ua/ciptt/References/publikacii/intel/pub1.html
10-14 сентября 2001
В последние годы достаточно широко используются и уже прочно
вошли в общественное сознание такие понятия как "интеллектуальная
собственность", "интеллектуальный продукт",
"интеллектуальный потенциал". И это закономерно, поскольку возмещение
расходов научного труда другими отраслями, потребляющими его результаты,
приобретает в условиях рыночной экономики характер товарно-денежных отношений.
Эти отношения
развиваются на основе углубления разделения труда как между самими наукой и
производством, так и в результате обособления отдельных этапов научных
исследований: фундаментальные исследования опытно-конструкторские разработки
последующего использования нововведений в производстве: опытно-эксперементальные
заводы, венчурные фирмы, инжиниринговые компании и др.
Становление
рыночных отношений невозможно без справедливой оценки работы ученых, инженеров,
рационализаторов и изобретателей. Каждый член трудового коллектива
заинтересован в объективной оценке своего вклада за проработанный на
предприятии период. И дело вовсе не в стаже или должности того или иного
конкретного работника.
Взять
хотя бы проблему приватизации государственных предприятий. Проблема
справедливой оценки имущественного вклада каждого конкретного ученого или
инженера при создании новых хозяйственных структур довольно актуальна.
В
данном случае решается судьба авторов разнообразных технических решений,
изобретений или рационализаторских предложений, позволяющих получать
конкурентоспособную продукцию и, соответственно, прибыль: быть ему по
прежнему наемным работником теперь уже нового хозяина или стать совладельцем
предприятия. Возникает возможность превратить разработку в товар, а не искать
новый заказ и снова расходовать свой, увы, достаточно ограниченный жизненный
ресурс. При этом имеющиеся на предприятии новые технологические разработки
могут оказаться весьма прибыльными на предприятиях с изношенными основными
производственными фондами, где новому владельцу выгоднее большую их часть сдать
в металлолом, чем использовать или восстанавливать.
В ходе структурной перестройки экономики нашей страны все
аспекты изменения форм собственности связаны с уточнением единых подходов к
оценке материальных и нематериальных активов субъектов хозяйствования. Без
этого нельзя определить размер уставного фонда вновь создаваемого предприятия,
который утверждается в учредительных документах и изменяется только по решению
собственников. Пересчет уставного фонда на конкретную дату требует
дополнительных, причинных связей. При этом, если расчет стоимости различных
видов основных и оборотных средств не вызывает особых затруднений (есть
определенные наработки), то расчет стоимости интеллектуальной собственности до
недавнего времени у нас не применялся. Методологические подходы к этому вопросу
только определяются.
Объектом
определения стоимости интеллектуальной собственности может быть любая
научно-техническая продукция в виде:
-
отчетов по научно-исследовательским работам;
-
комплектов конструкторской и технологической документации;
-
компьютерных рограмм;
-
нормативно-технической и инструктивно-методической документации;
-
макетов опытных и экспериментальных образцов новых изделий.
Причем
каждый оцениваемый объект должен обладать потребительской стоимостью, состоящей
в способности снижать стоимость производимого товара или создавать качественно
новый товар, т.е. он должен содержать неизвестные знания и опыт, способные
удовлетворить потребности определенных предприятий. Если же при этом
оцениваемая научно-техническая продукция включает в себя еще и объекты
промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы,
товарные знаки и др.), то ее стоимость существенно возрастает.
До
недавнего времени методы установления договорных цен на научно-техническую
продукцию исходили, как правило, из условий возмещения издержек на создание
той или иной разработки и определения полезного эффекта от ее использования, а именно
, где
- цена на
научно-техническую продукцию;
-
себестоимость;
- норматив
рентабельности, %
- изменение
норматива рентабельности (%) в зависимости от важности разработки, ее
научно-технического уровня, сроков исполнения;
- общий
корректирующий коэффициент;
- зарплата
разработчиков.
Подобный
подход к определению стоимости научно-технической продукции не отвечает
интересам не только самих разработчиков, но и их партнеров по инновационному
процессу, поскольку он игнорирует конъюнктуру рынка на продукцию, получаемую на
основе оцениваемой разработки.
Для
оценки стоимости научно-технической продукции необходимо знать ее основные
характеристики, а именно:
-
назначение;
-
основные технико-экономические показатели;
-
стадию разработки;
-
полноту передаваемой информации;
-
степень правовой защищенности (патенты, свидетельства, авторские права);
-
сведения о патентной чистоте.
Кроме
этого представляют интерес данные о эффективности использования
научно-технической продукции, в том числе о:
-
предполагаемом объеме производства;
-
расчетной цене конечной продукции;
-
величине предполагаемой прибыли от использования научно-технической продукции.
Сегодня
уже ни для кого не секрет, что не существует единого универсального метода,
применимого для оценки стоимости любого объекта. Хотя и не исключено, что
каждый из известных методов может быть применен к какой-либо группе однородных
или близких по своим потребительским свойствам объектов. В то же время не
исключается и возможность определения стоимости однородных объектов с помощью
нескольких методов.
В
зависимости от целей оценки и особенностей каждого конкретного объекта методы
определения его стоимости различны2.
При этом, очевидно, что оценку стоимости научно-технической продукции в
рыночных условиях совершенно не приемлемо производить на основании затратного
подхода.
Для
определения стоимости научно-технической продукции (в том числе стоимости
интеллектуальной собственности) необходимы методы, которые бы учитывали:
-
технический уровень и конкурентоспособность продукции, полученной на основе
оцениваемой разработки;
-
прибыль, получаемую на конкретном рынке при реализации продукции, полученной на
основе оцениваемой разрботки;
-
ценность разработки в связи с неизвестными неопределенному кругу лиц
техническими знаниями и опыта автора.
К
сожалению, в большинстве работ, опубликованных по вопросам оценки стоимости
интеллектуальной собственности (за редким исключением3)
роль конкурентной ситуации как одного из важных ценообразующих факторов даже не
упоминается. Если продукция, полученная на основе оцениваемой разработки, не
обладает конкурентоспособностью, оценка стоимости интеллектуальной
собственности (независимо от вложенных в оцениваемый объект средств) теряет
смысл.
Конкурентоспособность
обычно трактуют как определяемую потребительскими и стоимостными
характеристиками способность экономически выгодной реализации продукции,
полученной на основе оцениваемой разработки, на конкретном рынке в
запланированный будущий период времени. При этом показателями
конкурентоспособности предлагаемой к выпуску с использованием нововведения
продукции могут быть:
-
соответствие ее мировому уровню в данной области (выше, соответствует, ниже);
-
степень патентно-правовой защищенности (защищены основные узлы и товарный знак,
защищены второстепенные узлы и товарный знак, защищен только товарный знак);
-
место на рынке (новый тип продукции, новые характеристики продукции, продукция
аналогична имеющейся);
-
характеристика рынка (вся страна с разнообразными потребителями, некоторые
районы с разнообразными потребителями, специализированный рынок с небольшим
количеством потребителей);
-
цена по сравнению с ценой сходной продукции (ниже, совпадает, выше);
-
ожидаемая острота конкуренции (выход конкурентов на рынок затруднен, возможен
выход на рынок ограниченного числа конкурентов, любая фирма может выйти на
рынок);
-
вероятность расширения рынка (число потребителей будет расширяться значительно,
будет стабильно, будет сокращаться).
Наиболее
целесообразно определять стоимость научно-технической продукции как долю в
избыточной прибыли, получаемой от применения разработки, на основании так
называемого доходного подхода
, где
- стоимость
научно технической продукции;
- цена
единицы продукции, изготовленной с использованием оцениваемой разработки в
i-том году;
- объем
продаж в i-том году;
- доля объема
продаж в i-том году;
- коэффициент
дисконтирования к i-тому году;
- срок
полезного использования оцениваемой разработки.
В
этом случае расчетам должен предшествовать всесторонний анализ
научно-технической, патентно-правовой и конъюнктурно-экономической информации в
той области техники, к которой принадлежит оцениваемый объект, поскольку при
использовании этого подхода важными являются знания о:
-
техническом уровне объекта оценки, т.е. соответствии его мировому,
региональному или отечественному уровню техники в данной области;
-
конкурентоспособности продукции на предполагаемом рынке и сегменте рынка, на
который может претендовать оцениваемая продукция;
-
конъюнктуру рынка аналогичной продукции, т.е. имеющуюся потребность в этой
продукции, прогнозируемые изменения этой потребности во времени (рынок
постоянный, расширяющийся, уменьшающийся),
-
емкость рынка и наличие конкурентов на рынке, их активность в освоении новых
рынков;
-
стандартные роялти, применяемые в международной практике при торговле
лицензиями в области техники, к которой относится оцениваемый объект, а по
возможности и для аналогичных объектов;
-
влияние на изменение роялти: технического уровня разработки, полноты
передаваемой информации, патентно-правовой защиты, наличия "ноу-хау",
стадии освоения объекта оценки и др.
С
учетом представленных данных определяются необходимые для расчетов значения , .
Так,
например, если выяснится, что технический уровень оцениваемого объекта
соответствует или превышает мировой уровень в данной области техники,
целесообразно использовать для расчетов величину мировой цены на аналогичную
продукцию. Если же технический уровень оцениваемого объекта превышает только
отечественный уровень - можно для определения стоимости оцениваемого объекта
использовать цены на аналогичные объекты, представленные на данном рынке
(например, балловым методом на основании определения комплексного показателя
качества)5.
Кроме прочего, анализ ситуации, сложившейся на рынке аналогичной продукции,
дает ответ на вопрос о постоянстве значения во времени.
Объем
продаж , который
также может меняться во времени, определяется, как правило, не только
производственными возможностями предприятия (сегодняшними и перспективными),
где планируется использование оцениваемой научно-технической разработки, но и
потребностями рынка.
Все
эти факторы определяют и принимаемую для расчетов величину , влияя на
отклонение средней величины принятого роялти. В зависимости от характеристики
рынка значение может быть
как постоянной, так и переменной во времени величиной.
Коэффициент
дисконтирования вводится в
формулу с целью учесть разницу в стоимости денег во времени. Так, например, при
передаче интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставной капитал
вновь создаваемого предприятия ее следует рассматривать как своего рода аванс
до начала коммерческого использования.
Коэффициент
дисконтирования определяется по формуле:
, где находится в
промежутке между учетными ставками банка по вкладам и кредитам.
И,
наконец, определяется
техническим уровнем оцениваемого объекта в сочетании с выбранным вариантом учетной
политики и может совпадать с "жизненным циклом" оцениваемого объекта
либо нет в зависимости от величины "средней продолжительности обновления
техники в данной области".