2. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

2.1. Конвенция ООН о договорах купли-продажи товаров

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров - меж-дународный документ, устраняющий расхождения в национальных законодательст-вах, регулирующих международную куплю-продажу товаров.

Положения Конвенции регламентируют заключение договора международ-ной купли-продажи, права и обязанности сторон договора, ответственность сторон сделки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Положения Конвенции не затрагивают содержание договора и вопроса права собственности на проданный товар.

Конвенция ООН состоит из частей:

В Конвенции определяются такие положения, как:

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции, что означает, что все ее положения признаются по договорам купли-продажи товаров. (На территории РБ Конвенция действует с 1 ноября 1990 года).

2.2. Структура внешнеторгового контракта

Структура и содержание контракта в значительной мере определяются ви-дом внешнеторговых операций (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), назначени-ем, видом товара и услуг (торговля промышленными товарами, машинами и обору-дованием, торговля лицензиями и ноу-хау, торговля инжиринговыми услугами, транспортное обслуживание и т.д.), а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.).

Однако, несмотря на различия, общими разделами контракта, как правило, являются:

  1. Юридические лица.
  2. Предмет контракта.
  3. Срок поставки.
  4. Цена и общая сумма контракта.
  5. Количество.
  6. Базисные условия поставок.
  7. Качество товара.
  8. Условия платежей.
  9. Упаковка и маркировка.
  10. Сдача и приемка.
  11. Страхование.
  12. Претензии.
  13. Форс-мажор.
  14. Санкции.
  15. Решение споров.
  16. Другие условия контракта.

В ряде случае, отдельные разделы контракта совмещаются. Это зависит от степени детализации договорных отношений партнеров. Ниже рассмотрим содержа-ние разделов внешнеторгового контракта.

Контракт начинается с обозначения названия документа "Контракт", номера, города, даты подписания.

2.3. Содержание разделов контракта

1. Раздел "Юридические лица"

Контракт начинается с определения сторон, т.е. с названия фирмы, органи-зации, местонахождения, страны, юридического адреса, должности и фамилии руко-водителя, подписывающего контракт.

Текст контракта должен начинаться с преамбулы, в которой указывается полное юридическое наименование сторон, заключающих договор, с обязательным указанием, какая из сторон является Продавцом--Покупателем (экспортером-импортером, лицензиаром - лицензиатом, заказчиком - исполнителем, арендатором - арендодателем, поручителем - агентом и т.д.).

2. Раздел "Предмет контракта"

В этом разделе обычно определяется вид сделки (купли-продажи, аренды, бартер, передачи "ноу-хау" и т.д.). Указывается наименование товара, характери-стики, ассортимент. В случае поставки целого ряда различных товаров они перечис-ляются в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта, о чем дела-ется соответствующая оговорка.

В случаях, когда предметом сделки является товар со сложными техниче-скими характеристиками, то необходимо ввести в проформу контракта специальный раздел "Технические условия" или "Технические спецификации".

3. Раздел "Сроки поставки"

Срок поставки - это момент, когда продавец обязан передать товар покупа-телю. В контракте он устанавливается обычно определением календарного дня по-ставки, определением периода, в течение которого необходимо поставить товар (в течение, не позднее, ежеквартально и т.п.). Срок может также определяться перио-дом времени, который начинается с момента выполнения одной из сторон оговорен-ного в контракте действия (например, "после извещения" или "после получения подтверждения и т.п.). В контракте может оговариваться право продавца поставить товар досрочно. В противном случае, она возможна только с согласия покупателя.

Датой поставки называется дата передачи товара покупателю. Ею может считаться: дата транспортного документа организации, принявшей товар для пере-возки; дата расписки транспортно-экспедиторской фирмы; дата складского свиде-тельства (если покупатель опоздал с предоставлением тоннажа, и продавец вос-пользовался правом сдать товар на склад), дата подписания приемо-сдаточного ак-та.

По правилам Международной торговли термин "немедленно" означает по-ставку товара в любой день в течение не более двух недель.

В связи с введением лицензирования и квотирования ряда товаров право-мерна оговорка: "... товар поставляется по мере его готовности к отгрузке и после получения экспортной лицензии от соответствующих органов".

Датой поставки считается дата коносамента. Разрешается досрочная и час-тичная поставка, перегрузка в пути и отгрузка на палубе. При аккредитивной форме расчетов вышеуказанное условие должно быть включено в текст аккредитива.

4. Раздел "Цена и общая сумма контракта"

В контрактах обычно устанавливается цена за единицу количества товара и указывается общая сумма контракта.

Цены контрактов выражаются в определенных валютах (валюта цены). Од-нако для платежа по контракту, может быть выбрана и другая валюта (валюта пла-тежа). Следует иметь в виду, что все расчеты белорусских организаций по внешне-торговым операциям осуществляются в иностранных валютах.

Валютой цены товара теоретически может быть любая свободно-конвертируемая валюта страны-импортера, однако, по сложившейся практике внеш-неторговых белорусских организаций, в торговле с развитыми странами выступает шесть основных валют, по приоритетности располагаемые в следующем порядке:

  1. доллар США;
  2. марка ФРГ;
  3. фунт стерлингов;
  4. французский франк;
  5. швейцарский франк;
  6. японская йена.

Международные взаиморасчеты, как правило, осуществляются в конверти-руемой и твердой валюте.

Существует три основных способа фиксации цен.

Твердая фиксация цены. В этом случае в ходе исполнения контракта цены не меняются.

Цены с последующей фиксацией. В момент заключения контракта определя-ется только принцип установления цен (т.е. оговаривается, что цена на проданные товары будет установлена на уровне цен мирового рынка на определенную дату, на дату поставки отдельных партий товара и т.д.).

Скользящие цены. Применяются в контрактах с длительными сроками поста-вок, в течение которых экономические условия производства товаров могут сущест-венно меняться.

Мировые цены должны определяться на основе следующих документов и сведений:

5. Раздел "Количество"

Определяется единица измерения, устанавливается порядок определения количества: либо фиксированной цифрой, либо в установленных пределах (около, больше или меньше на ... %).

При поставках морским грузом бывает трудно отгрузить точно указанное в контракте количество из-за отсутствия судна нужного тоннажа. В таких случаях Вы должны оговорить, по какой цене будете оплачивать сверхконтрактное количество (по контрактной цене, либо по цене на момент исполнения сделки).

Если Ваш партнер действует в стране, где применяется другая система мер и весов, то во избежание недоразумений указывайте количество в обеих системах.

При отгрузке массовых (навалочных) грузов, когда не предоставляется воз-можным определить вес фактически поставляемого товара с точностью до тонны или же вес товара может изменяться из-за изменения влажности, уплотнения и т.д., то в контракте обязательно указывается предельное отклонение или делается ого-ворка "около".

6. Раздел "Базисные условия поставки"

Базисные условия поставки - это совокупность торговых обычаев при купле-продаже, которые определяют обязанности контрагентов по доставке товара и уста-навливают момент перехода права собственности на товар от продавца покупателю, а также момент перехода риска случайной порчи или утраты товара, если иное не оговорено в контракте. Иными словами, базисные условия определяют, какие расхо-ды несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру.

Базисные условия поставок товаров осуществляется в соответствии с "Инко-термс-90".

7. Раздел "Качество товара"

Существуют различные способы определения качества:

  1. По стандарту. Товар должен точно соответствовать стандарту - доку-менту, содержащему характеристику товара и разрабатываемому, как правило, сою-зами предпринимателей, крупными фирмами, ассоциациями, правительственными организациями.
  2. По техническим условиям. В случае, если отсутствует стандарт. При-меняется обычно в случае поставки уникального и сложного оборудования.
  3. По спецификации, указанной в контракте.
  4. По образцу.
    Качество должно соответствовать образцу, согласованному сторонами и яв-ляющемуся эталоном. Как правило, один образец находится у продавца, другой- у покупателя, третий - у нейтральной организации.
  5. По описанию.
  6. По предварительному осмотру. В контракте обозначается словами: "осмотрено-одобрено". Покупатель вправе осмотреть всю партию в уста-новленные сроки, а продавец обязуется поставить товара таким, каким его одобрил покупатель. За качество фактически поставленного товара продавец не отвечает, за исключением скрытых дефектов, которые покупатель обнаружить не имел возмож-ности.
  7. По содержанию отдельных веществ в товаре, по выходу готового продукта.
  8. По справедливому среднему качеству. Как правило, применяется при торговле зерновыми.
  9. Способ "тель-кель" - дословно "такой, какой есть". Покупатель обя-зан принять товар независимо от качества, если только он соответствует сорту, ука-занному в контракте. Например, при продаже еще не снятого урожая.

Каждый контракт должен содержать гарантии продавцов в отношении физи-ческих свойств, технических характеристик товаров и их качества. Определяется также ответственность продавцов за соблюдение гарантированных показателей. Га-рантии продавцов действуют в течение согласованного в контракте срока при усло-вии выполнения покупателем инструкций по транспортировки, хранению и использо-ванию товара.

Гарантии качества предусматривают соответствие товаров международным стандартам, стандартам национальным, техническим требованиям (условиям), об-разцам и т.д. Соответствие понятию такому, как "нормальное качество товара" при-меняется в международной практике в отношении к сырьевым товарам, к товарам животного и растительного происхождения.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его не-достатки не оговаривали в контракте, может по выбору предъявить следующие тре-бования:

8. Раздел "Условия платежей"

При определении условий платежей руководствуются публикацией Между-народной торговой палаты "Унифицированные правила по инкассо", "Унифициро-ванные правила и обычаи для документарных аккредитивов".

Расчеты по экспорту

Наиболее выгодной для белорусского экспортера формой расчетов является безотзывный документарный аккредитив, представляющий собой твердое платеж-ное обязательство банка, его открывшего (банка-эмитента), в пользу экспортера, и обособленное от внешнеторгового контракта, на котором он основан.

Аккредитив, при соблюдении всех его условий, обеспечивает (по сравнению с другими формами расчетов) быстрое получение экспортной выручки.

Аккредитив может применяться в качестве обеспечения платежей, как при расчетах на условиях оплаты наличными, так и при расчетах на условиях коммерче-ского кредита. При расчетах по коммерческому кредиту используются аккредитивы, открытые на акцепт тратт (акцептные аккредитивы), также аккредитивы с отсрочен-ным платежом. Аккредитивы могут открываться для оплаты поставок, оказанных ус-луг (включая услуги специалистов), проектных, монтажных и строительных работ.

Расчеты по импорту

Наиболее выгодной для белорусского импортера формой расчетов является инкассо с платежом после получения документов банком импортера.

Инкассо применяется как при расчетах за наличные, так и при расчетах на условиях коммерческого кредита.

Применение инкассовой формы расчетов позволяет обеспечить максималь-ную экономию валютных ресурсов белорусской стороны.

При заключении контрактов следует добиваться осуществления расчетов, главным образом, в форме инкассо с платежом в конкретный срок после получения документов банком РБ.

9. Раздел "Упаковка и маркировка"

Вид упаковки определяется базисными условиями поставок. Так, при ФОБ, СИФ и других условиях, предусматривающих перевозку товаров морем, продавец обязан обеспечить морскую упаковку груза; при других базисных условиях - сухопут-ную. Специальные требования к упаковке излагаются в контрактах.

Маркировка грузов выполняется в соответствии с общепринятыми междуна-родными нормами и специальными требованиями покупателей. Нередко упаковка и маркировка товаров, особенно потребительских, используется как эффектное сред-ство рекламы.

Маркировка грузов является важнейшим и обязательным элементом в тех-нологии внешнеторговых операций. Маркировка должна представлять, по - сущест-ву, товаросопроводительную информацию, содержащую следующие реквизиты (ес-ли иное не оговорено в контракте):

Следует иметь в виду, что, в связи со сложившейся практикой международ-ной торговли, продавец должен отгрузить товар в упаковке, применяемой для экс-порта товаров у него в стране, если в контракте отдельно не оговорено особых ука-заний относительно упаковки.

Продавец обязан обеспечить такую тару и упаковку (в случае, когда их необ-ходимость вызывается особенностями товара), которые должны отвечать условиям перевозки и предохранять груз от повреждений в пути. Покупатель может предъя-вить какие-либо дополнительные требования к таре и упаковке исключительно в случаях, если эти дополнительные требования оговорены в контракте.

Содержание маркировки определяется либо по соглашению с покупателем, либо требованиями правил перевозки, либо свойствами самого товара.

Нанесение предупредительной маркировки на уплату (знаки и надписи, ука-зывающие на способ обращения с товаром при погрузке, выгрузке и хранении, такие как "верх", "не кантовать", "огнеопасно" и др.) признается обязанностью продавца, независимо от указаний об этом в контракте.

10. Раздел "Сдача-приемка"

Сдача-приемка. В контракте в обязательном порядке должен оговариваться целый ряд условий сдачи-приемки:

  1. вид сдачи-приемки. Она может быть предварительной или окончательной. Цель предварительной - лишь осмотреть товар на предприятии продавца для опре-деления качества, количества, правильности упаковки и маркировки. Покупатель может при каком-либо отклонении от этих условий забраковать товар. Окончатель-ная сдача-приемка устанавливает фактическое выполнение поставки в определен-ном месте и в определенный срок. Результаты такой приемки для сторон обязатель-ны и кладутся в основу для расчета по сделке;
  2. место сдачи-приемки. Обычно точно определяется в контракте (предпри-ятие, склад, порт, станция);
  3. срок сдачи-приемки. Сроки приемки по качеству и количеству обычно не совпадают. Проверку количества покупатель должен произвести немедленно по по-лучении товара, качество проверяется в течение более длительного срока;
  4. проверка количества. Покупатель не обязан принимать товар в большем или меньшем количестве по сравнению с условиями контракта. Он может оплатить предусмотренное договором количество товара, отказавшись от оплаты излишка. Проверка количества для определения суммы платежа производится по отгружен-ному или выгруженному весу. В первом случае учитывается вес или объем товара, определяемый в пункте отправления и указываемый в транспортном документе. При обнаружении недостачи в пункте прибытия покупатель предъявляет претензии пе-ревозчику. Во втором случае вес определяется в пункте назначения в стране импор-тера посредством взвешивания через определенное число дней после прибытия то-вара Результаты взвешивания фиксируются в весовых сертификатах, которые яв-ляются бесспорным доказательством в арбитраже;
  5. приемка по качеству. Она осуществляется либо на основе документа, под-тверждающего соответствие поставленного товара условиям контракта, либо путем проведения анализа, сличения с образцами, осмотра и т.п. Обычно в контракте ого-вариваются те пределы отклонений качества товара от контрактного, в которых по-купатель обязан все же принять его. В этом случае товар более низкого качества оплачивается по более низкой цене, так называемой скидкой-рефакцией. Если товар более высокого качества, применяется надбавка, именуемая бо-нификацией;
  6. метод сдачи-приемки. Обычно применяется либо выборочный метод, либо метод проверки всего количества товара.

В контракте обязательно указывается, кем производится сдача-приемка: обеими сторонами или их представителями, указанной компетентной организацией, незаинтересованной контролирующей организацией. Если одна из сторон не явля-ется, сдача-приемка может производиться в ее отсутствие, но обязательно в присут-ствии третьей стороны.

11. Раздел "Страхование"

В ходе исполнения контрактов купли-продажи осуществляется страхование товаров от транспортных рисков. Страхование является добровольным актом, а сто-рона-страхователь определяется выбором базисных условий поставок. Обычно груз страхуется в пользу покупателей или получателей товаров на 110 % его стоимости.

В контракте указываются виды страхования или перечисляются риски, от ко-торых товар должен быть застрахован. Если в контракте риски не перечислены, то внешнее страхование обычно осуществляется экспортером на условиях "с ответст-венностью за все риски", что, однако, не включает потери вследствие умышленных действий или грубой неосторожности, а также от повреждений из-за внутренних свойств товаров и военных действий.

12. Раздел "Претензии"

Претензии, предъявляемые покупателем продавцу в связи с несоответстви-ем качества или количества товара условиям контракта, могут предъявляться только по тем вопросам, которые не являлись предметом приемки товара, либо в случае, если представленные продавцом документы не соответствуют фактическим данным. Рекламации представляются в письменной форме с указанием всех необходимых реквизитов и с приложением всех доказательных документов (актов экспертизы, рекламационных актов, коносаментов, спецификаций и т.п.). Сроки представления рекламаций обычно устанавливаются в каждом конкретном случае в контракте, а срок рекламаций по качеству, как правило, длиннее, чем по количеству.

Следует иметь в виду, что предъявление рекламации не может служить для покупателя основанием для отказа как от данной поставки, так и поставки следую-щих партий товара. Покупатель должен поместить рекламируемый товар на склад отдельно от других товаров, составить акт экспертизы, представить образцы де-фектного товара. Продавец имеет право путем осмотра товара проверить обосно-ванность рекламации, рассмотреть рекламацию и сообщить свое решение в уста-новленный срок. В случае отсутствия его ответа по - существу претензия считается признанной продавцом, и покупатель имеет право обратиться в арбитраж (расходы по арбитражу за счет продавца).

Урегулирование рекламации может производиться восполнением недогруза при поставке следующих партий товара, путем возврата рекламируемого товара и уплаты его стоимости, исправлением дефектов за счет продавца, заменой товара другим, предоставлением скидки с цены или уценки всей парии товара, обязатель-ством зачесть сумму рекламации при расчетах за последующие поставки.

13. Раздел "Форс-мажор"

Практически все внешнеторговые контракты содержат оговорку об обстоя-тельствах непреодолимой силы, или Форс-мажор. Она разрешает переносить срок исполнения обязательств, либо вообще освобождает стороны от них в случае воз-действия обстоятельств, не зависящих от воли сторон. Это может быть, например, война, блокада, валютные и иные ограничения правительства, а также пожар, на-воднение, стихийные бедствия, закрытия морских проливов. Обычно продавец ста-рается указать в контракте как можно больше конкретных форс-мажорных обстоя-тельств. В противном случае ситуация может быть истолкована в соответствии с торговыми обычаями. Устанавливается в контракте и срок, по истечении которого стороны вправе отказаться от выполнения обязательств. Длительность действия форс-мажорных обстоятельств обычно учитывает как особенности сделки, так и тор-говые обычаи. Понятно, что при поставках скоропортящихся продуктов этот срок ми-нимален (до 1 месяца), при поставках оборудования - значительно дольше (полгода и выше). Сторона, которая оказывается не в состоянии выполнять свои обязатель-ства, должна немедленно оповестить партнера (с указанием органа, свидетельст-вующего о наступлении форс-мажора).

14. Раздел "Санкции"

В большинстве случаев контракты предусматривают материальную ответст-венность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Та-кая материальная ответственность может быть предусмотрена в форме как уплаты штрафа, так и возмещения убытков.

Штрафные санкции обычно устанавливаются к продавцам за нарушение сро-ков поставок товаров, неизвещение об отгрузках товаров, некомплектные поставки, задержки в предоставлении технической документации, поставку некачественных товаров. Покупатель обычно штрафуется за нарушение платежных обязательств.

Наибольшее распространение в международной практике получило прогрес-сивное начисление штрафных санкций в следующих размерах: в течение первых 30 дней - по 0,08:, в дальнейшем - по 0,12 % за каждый день просрочки. Предельная величина штрафных санкций чаще всего составляет 8 % стоимости не поставленных в срок товаров.

За поставку некачественных товаров обычно предусматривается начисление таких же штрафных санкций на время, в течение которого товар не мог быть исполь-зован по назначению из-за обнаруженных дефектов.

Контракты могут предусматривать возмещение убытков за причиненный ма-териальный ущерб, вызванный нарушением договорных обязательств. Под убытка-ми понимаются расходы, утрата или повреждение имущества, упущенная выгода. В некоторых контрактах стороны устанавливают предельный срок просрочки в постав-ке, по истечении которого покупатель получает право отказаться от выполнения кон-тракта, взыскав с поставщика либо штраф, либо убытки.

В тех случаях, когда задержки в поставке (или отгрузке) товаров или обору-дования могут вызвать серьезные отрицательные последствия, следует предусмот-реть, наряду со штрафными санкциями, компенсацию убытков, которые заранее оцениваются со штрафными санкциями, компенсацию убытков, которые заранее оцениваются и согласуются сторонами и/или "пенальти" (penalty), т.е. размер штрафа, который может превышать 5-10 % стоимости недопоставки или неотправки товара. При этом методика расчета убытков должна обязательно согласовываться сторонами и оговариваться в контракте.

15. Раздел "Решение споров"

Обычно стороны стремятся решить возникающие разногласия путем перего-воров. Однако контракты всегда предусматривают, что если сторонами не удается решить разногласия путем переговоров, то разногласия предаются на рассмотрении арбитражей, решения которых являются окончательными и обжалованию не подле-жат.

16. Раздел "Другие условия контракта"

Их может быть бесчисленное множество, но к наиболее часто встречающим-ся можно отнести следующие:

2.4. Инкотермс-90. Содержание, основные базисные условия поставки товаров

Базисные условия поставки - это совокупность торговых обычаев при купле-продаже, которые определяют обязанности контрагентов по доставке товара и уста-навливают момент перехода прав собственности на товар от продавца покупателю, а также момент перехода риска случайной порчи или утраты товара, если иное не оговорено в контракте. Иными словами, базисные условия определяют, какие расхо-ды несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру.

В соответствии с Инкотермс-90 существуют следующие разновидности ба-зисных условий (см.табл.1):

Таблица 1. Разновидности базисных условий
Группа Е Отгрузка EXW С завода
Группа F Основная возка
не оплачена
 
FCA
FAS
FOB
франко перевозчик
свободно вдоль борта судна
свободно на борту
Группа С Основная возка
оплачена
 
 
CFR
CIF
CPT
CIP
стоимость и фрахт
страхование и фрахт
перевозка оплачена до
перевоз и страхование оплачены до
Группа D Прибытие
 
 
 
DAF
DES
DEQ
DDU
DDP
поставка на границе
поставка с судна
поставка с причала
поставка без оплаты таможенных пошлин
поставка с оплатой таможенных пошлин

С завода (с указанием пункта) EX WORKS EXW

Термин "С завода" означает, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предпри-ятии (заводе, фабрике, складе и т.п.).

В частности, он не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также за таможенную очистку товара ввоза, если не оговорено иное. Покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой то-вара от предприятия продавца к месту назначения. Таким образом, данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности. Он не применим, если покупа-тель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных фор-мальностей. В этом случае должен использоваться термин FCA.

Франко-перевозчик (с указанием пункта) FCA

Термин "Франко-перевозчик" означает, что продавец считается выполнив-шим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пунк-те. При отсутствии указания покупателя о таком пункте, продавец вправе опреде-лить такой пункт сам среди ряда подобных пунктов, где перевозчик принимает товар в свое распоряжение. В тех случаях, когда согласно коммерческой практике для за-ключения договора перевозки необходимо содействие продавца (при перевозке то-вара воздушным или железнодорожным транспортом), он может действовать в таких случаях за счет и на риск покупателя.

Свободно вдоль борта судна (наименование порта отгрузки) FAS

"Свободно вдоль борта судна" означает, что продавец считается выпол-нившим свое обязательство по поставке, когда товара размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном пункте отгрузки. Это означает, что с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или поврежде-ния товара.

По условиям ФАС (FAS) на покупателя возлагается обязанность по очистке товара от пошлин для его вывоза. Данный термин не следует применять, когда поку-патель прямо или косвенно не в состоянии обеспечить выполнение таможенных формальностей.

Свободно на борту (наименование порта отгрузки) FOB

"Свободно на борту" означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Это означает, что с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на покупателя возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для этого экспорта.

Стоимость и фрахт (наименование порта назначения) CFR

"Стоимость и фрахт" означает, что продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, однако риск утраты или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов, возни-кающих после перехода товаром борта судна, переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. По условиям CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его вывоза.

Стоимость, страхование и фрахт (наименование порта назначения) СIF

"Стоимость, страхование, фрахт" означает, продавец несет те же обяза-тельства, что по условиям CFR, однако он должен обеспечить морское страхование от риска гибели или повреждения товара во время перевозки Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховщику страховую премию.

Покупатель должен принять к сведению, что согласно условиям CIF от про-давца требуется лишь обеспечение страхования на минимальных условиях.

Перевозка оплачена до (наименование пункта назначения) СРТ

"Перевозка оплачена до ..." означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения.

Риск гибели или повреждения товара, а также любого увеличения издержек, возникающего после передачи товара перевозчику, переходит с продавца на покупа-теля, когда товар передан в распоряжение перевозчика.

Провозная плата и страхование оплачены до (наименование пункта поставки на границе) DAF

"Поставок до границы" означает, что обязанности продавца по поставке то-вара считаются выполненными, когда товар, очищенный от пошлин для вывоза, пребывает в указанный пункт или место на границе, однако до поступления товара на таможенную границу принимающей страны. Под термином "граница" понимается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому в данном условии весь-ма важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или ме-сто.

Постава с судна (наименование порта назначения) DES

"Поставка с судна" означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления неочищенного от тамо-женных пошлин при ввозе товара в распоряжение покупателя в согласованном порту назначения. Все расходы и риски по доставке товара в согласованный порт назначе-ния несет продавец.

Данный термин может использоваться только при перевозах товара морским транспортом или внутренним водным транспортом.

Поставка с пристани (с оплатой пошлины) (наименование порта на-значения) DEQ

"Поставка с пристани (с оплатой пошлины)" означает, что продавец считает-ся выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления очищенного от таможенной пошлины при ввозе товара в распоряжение покупателя на пристани (причале) в согласованном порту назначения. Все расходы и риски, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов, по доставке товара в согласованное место несет продавец.

Поставка без оплаты пошлины (наименование пункта назначения) DDU

"Поставка без оплаты пошлины (наименование пункта назначения)" означа-ет, что продавец считается выполнившим свои обязанности с момента доставки то-вара в согласованный пункт в стране ввоза. Продавец должен нести расходы по оп-лате всех связанных с этим расходов и нести все риски, падающие на товар (исклю-чая уплату налога, пошлин и иных официальных сборов, взимаемых при ввозе това-ра), а также все расходы и риски, в связи с выполнением таможенных формально-стей.

Поставка с оплатой пошлины (наименование пункта назначения) DDP

"Поставка с оплатой пошлины", означает, что продавец считается выпол-нившим свои обязанности, с момента предоставления товара в согласованном пунк-те в стране ввоза. Продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом товара, включая оплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе товаров. В то время как термин "С завода" возлагает на продавца минимальные обязанности, термин "Поставка с оплатой пошлины" предполагает максимальные обязанности продавца.

2.5. Способы обеспечения исполнения обязательств во внешнеторговых сделках

Под способом обеспечения исполнения обязательств понимается конкрет-ный источник погашения имеющегося долга и юридическое оформление права кре-дитора на его использование.

Наибольшее распространение в международной коммерческой практике по-лучили следующие способы обеспечения исполнения обязательств:

Предметом залога может быть любое имущество - предприятие, здание, со-оружение, оборудование, ценные бумаги, земля, товар и другое имущество.

Обеспечение исполнения обязательств предусмотрено правом многих зару-бежных стран. В Республике Беларусь данные способы рассматриваются Граждан-ским кодексом, Законами "О залоге", "О страховании" и др.