6. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

6.1. Тарифные методы регулирования

В основе тарифных методов регулирования ВЭД лежит закон РБ "О таможенном тарифе".

Таможенный тариф Республики Беларусь является систематизированным сводом ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь вещи.

Таможенный тариф Республики Беларусь формируется в соответствии с ме-ждународно-признанными принципами и стандартами таможенно-тарифного регули-рования и базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования това-ров.

Основными видами таможенных пошлин являются:

Размер таможенной пошлины определяется следующими видами ставок:

Начисление таможенной пошлины на вещи, подлежащие обложению тамо-женной пошлиной, производится на основе их таможенной стоимости.

Таможенная стоимость заявляется таможенным органом Республики Бела-русь при декларировании вещей для целей таможенного оформления.

Таможенная пошлина взимается с реальной таможенной стоимости, указан-ной при декларировании не зависимо от ее соответствия указанной.

При определении таможенной стоимости и уплате таможенной пошлины иностранная валюта пересчитывается в валюту Республики Беларусь по курсу На-ционального банка Республики Беларусь, применяемому для расчетов по внешне-экономическим операциям и действующему на день таможенного оформления ве-щей.

Могут освобождаться от обложения таможенными пошлинами следующие вещи:

  1. личное имущество граждан, переселяющихся на постоянное место жи-тельства в Республику Беларусь;
  2. имущество, полученное резидентами Республики Беларусь за пределами таможенной территории в наследство;
  3. мебель и вещи домашнего обихода, предназначенные для обустройства квартиры (дома) нерезидентов Республики Беларусь в Республике Беларусь;
  4. личные вещи и предметы, необходимые для учебы лиц - нерезидентов Республики Беларусь, обучающихся в учебных заведениях Республики Беларусь;
  5. свадебные подарки и приданное;
  6. рекламные материалы, образцы продукции и другие предметы не значи-тельной стоимости, не имеющие коммерческого характера;
  7. вещи, предназначенные для использования в научных, образовательных и культурных целях;
  8. предметы культа, необходимые для осуществления религиозных обрядов;
  9. вещи, имеющие характер гуманитарной помощи;
  10. материалы для обустройства и украшения военных кладбищ, предметы для проведения погребальных церемоний;
  11. недорогостоящие подарки и сувениры, пересылаемые в международных почтовых отправлениях либо ввозимые частными лицами - нерезидентами Респуб-лики Беларусь и предназначенные для частных лиц;
  12. награды;
  13. корм для транспортируемых животных;
  14. упаковка и другие материалы, необходимые для обеспечения сохранно-сти груза во время транспортировки.
6.2. Нетарифные методы регулирования

Нетарифные методы ограничений - это совокупность экономических и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и ис-пользуемых в качестве национального торгово-политического инструментария при регулировании внешней торговли.

Нетарифные ограничения классифицируются по следующим основным груп-пам мероприятий:

1. Участие государства во внешнеторговых операциях (поддержка отечест-венного товаропроизводителя, субсидирование производства и экспорта товаров и др.).

В целях совершенствования системы предоставления мер государственной поддержки для развития промышленного потенциала Республики Беларусь на осно-ве создания условий для производства отечественными товаропроизводителями конкурентоспособной продукции на международном рынке и интеграции промыш-ленности республики в мировую экономику, а также формирования инфраструктуры, обеспечивающей внедрение в производство новых и высоких технологий, в РБ соз-дана Программа.

Основные ее положения:

Программа распространяется на предприятия, производящие конкурентоспо-собный, обладающий наиболее высокими показателями качества и потребительски-ми свойствами товар (продукцию), а также участвующие в реализации приоритетных направлений экономического развития Республики Беларусь. Указанным предпри-ятиям придается статус отечественного товаропроизводителя.

Для предприятий, получивших статус отечественного товаропроизводителя, могут быть предусмотрены меры государственной поддержки, в том числе:

2. Выработка таможенных и административных процедур (таможенные и кон-сульские формальности, товаросопроводительная документация и пр.).

К административным формальностям может быть отнесено требование о по-ставках товаров в Республику Беларусь.

Положение по поставке товаров в РБ регулирует отношения в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь. Действие Положения распространяет-ся на отношения между юридическими лицами и физическими лицами на террито-рии Республики Беларусь по поставке товаров.

3. Технические препятствия торговле

К техническим препятствиям торговле относится: сертификация ввозимой продукции, санитарно-ветеренарные нормы, а также запреты и ограничения на ввоз-вывоз отдельных товаров, упаковке, маркировке товара и пр.

4. Специфические ограничения

К специфическим ограничениям относится лицензирование и квотирование.

Лицензирование - это выдача государственными органами официального разрешения (лицензии) на осуществление ввоза-вывоза отдельных товаров. Выда-ча лицензии на осуществление экспортных операций производится Министерством иностранных дел.

Квотирование - это количественное ограничение ввоза-вывоза товаров.

5. Валютные ограничения (обязательность продажи валюты, ограничения по ее конвертации, предельные сроки получения валюты за экспортную сделку, ограни-чения по ее продаже на валютной бирже и пр.).

6.3. Налогообложение при перемещении товара через границу

При перемещении через таможенную границу РБ уплачиваются следующие таможенные платежи:

Таможенные пошлины

Таможенные пошлины - государственные денежные сборы (налоги), взи-маемые таможенными учреждениями с товаров, ценностей и имущества, привози-мых через границу страны.

Товары, перемещаемые через таможенную границу РБ, подлежат обложе-нию таможенной пошлиной в соответствии с Законом "О таможенном тарифе".

Таможенный тариф Республики Беларусь является систематизированным сводом ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь вещи.

Таможенный тариф Республики Беларусь формируется в соответствии с ме-ждународно-признанными принципами и стандартами таможенно-тарифного регули-рования и базируется на Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельно-сти (ТН ВЭД СНГ).

Таможенная пошлина начисляется таможенными органами Республики Бе-ларусь в соответствии со ставками таможенного тарифа, действующими на день та-моженного оформления вещей, подлежащих обложению таможенной пошлиной.

Начисление таможенной пошлины на вещи, подлежащие обложению тамо-женной пошлиной, производится на основе их таможенной стоимости.

Правила определения таможенной стоимости утверждаются Советом Мини-стров Республики Беларусь и базируются на общепринятых в международной прак-тике нормах и стандартах. Таможенная пошлина взимается с реальной таможенной стоимости, независимо от ее соответствия указанной при декларировании.

Используются следующие методы определения таможенной стоимости:

Налог на добавленную стоимость, акциз

Товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, облагаются налогом на добавленную стоимость и акцизами.

Таможенные органы взимают налог на добавленную стоимость и акцизы при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, в том числе и товаров, подле-жащих маркировке акцизными марками.

Плательщиками налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, вво-зимые на территорию Республики Беларусь, являются декларанты.

Налогообложению подлежат товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь в таможенных режимах, в которых в соответствии с законодательством предусматривается уплата налога на добавленную стоимость и акцизов.

Облагаемым оборотом для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой прибавляется таможенная по-шлина, а по подакцизным товарам - также и сумма акциза.

Объектом обложения для исчисления акцизов является таможенная стои-мость товаров, а по подакцизным товарам, на которые установлены специфические ставки, - объем товаров в натуральном выражении.

Установлены следующие ставки налога на добавленную стоимость на това-ры, ввозимые на территорию Республики Беларусь:

10 процентов - на продовольственные товары для детей по перечням, ут-верждаемым Кабинетом Министров Республики Беларусь;

20 процентов - на остальные товары, включая подакцизные продовольст-венные товары.

Уплата налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, производится до или в момент их таможенного оформления. Ответственность за правильность и своевременность уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов возлагается на плательщиков (их должностных лиц).

Своевременно неуплаченный налог на добавленную стоимость и акцизы взыскиваются по распоряжению таможенных органов или государственных налого-вых инспекций в бесспорном порядке с применением финансовых санкций.

Сборы за таможенное оформление

Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в разме-ре 0,15 % от их таможенной стоимости.

Таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются:

Таможенные сборы за таможенное оформление товаров уплачиваются до момента выдачи таможенным органом разрешения на использование товаров в заявленном таможенном режиме. Допускается производить предварительную оплату таможен-ных сборов за таможенное оформление путем внесения авансовой суммы.

Отсрочки или рассрочки уплаты таможенных сборов за таможенное оформление то-варов не предоставляются.