ББК Т3 (4УКР) 63-5

 

КВАНТИФИКАЦИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

В.А. Моргун

 

Современная наука и цивилизация вплотную столкнулись с проблемой избытка специализации и дефицита универсальных знаний. Так, по данным украинского академика Г.А. Атанова, человека изучают сегодня около 80 наук [[1]]. Всё новые и новые узкопрофильные науки с угрожающей быстротой плодятся во всех областях знаний. Такая явно аномальная ситуация делает крайне актуальной проблему поиска методологических оснований для выработки универсальных подходов к познанию окружающей действительности.

Назрела необходимость активной интеграции гуманитарных и естественных наук, наведения мостов между наукой и религией. В этой же, если не в большей, мере нуждается в восстановлении союз науки и образования, попрание которого также является одним из «изобретений» новейшего времени. По нашему убеждению, решение этих задач невозможно без учёта психоисторического опыта человечества.

Психоисторический анализ свидетельствует, что универсальные подходы в познании сохранялись в Западной Европе в течение XVXVI вв., а в Восточной – до XVIIXVIII вв. После этого они проявляли себя лишь эпизодически, отдельно в гуманитарных и естественных науках [[2]].

В обществоведении универсализм продолжал существование в рамках философии истории. Большинство знаменитых ее представителей – наследники Г.В.Ф. Гегеля. Б.Рассел с его "Историей философии", О.Шпенглер с "Закатом Европы", А.Дж.Тойнби с "Постижением истории", К. Ясперс с «Истоками истории и её целью», Л.Н. Гумилёв с «Этносферой: историей людей и историей природы», С.Хантингтон с его "Столкновением цивилизаций", пожалуй, завершают период классической историософии. Непреходящее значение  последней заключается в том, что ее адепты расчистили место и заложили фундамент для квантовой революции в гуманитарных науках. Для этого, однако, требовался качественный сдвиг, радикальные шаги навстречу естественнонаучному знанию. Нельзя сказать, чтобы "лирики" и "физики", ученые и теологи, писатели и поэты, мистики и просто любители древностей не пробовали силы на поприще междисциплинарных исследований. Но мы со всей ответственностью заявляем, что до квантовой психоистории ни одна подобная попытка не увенчалась сколько-нибудь существенными результатами.

Корифеям классической историософии не хватило всего лишь шага до того, чтобы признать: цивилизационные, пассионарные, переселенческие, завоевательные, экономические, идеологические, религиозные и прочие биопсихосоциальные волны коррелируют с природными. При этом дело не только в климате или ландшафте, но и в корпускулярно-волновых колебаниях мироздания; перемещениях индивидов и человеческих масс, планет и звёзд в пространстве; изменениях качественного порядка в т.н. «фоновом излучении». Первые шаги по пути развития всеобъемлющих космометрических идей были сделаны биохимиком В.И. Вернадским, биофизиком А.Л. Чижевским, экономистом Н.Д. Кондратьевым, историками Й. Николсоном и С.А. Нефедовым, этнологом Л.Н. Гумилевым, археологами Н.А. Чмыховым и М. Котреллом, эзотериком Р. Геноном. Отдельные наблюдения и догадки по практической космометрии мы обнаруживаем у бесчисленного множества исследователей. Однако одно дело открыто встать  на сторону идей космизма и совсем иное – выработать соответствующую универсальную методологию познания.

Прежде всего подчеркнём, что создание подобной методологии невозможно без учёта Традиции – совокупности материальных и духовных артефактов, доставшихся ним в наследство от предшествующих цивилизаций. Появились неопровержимые данные, подтверждающие более высокий, в сравнении с современным, уровень знаний древних. Об этом свидетельствуют и исследования автора.

Актуальность этой установки возрастает с учетом синтетического характера древней науки, изучавшей Космос – природу, общество и человека – в их неразрывном единстве. Это был именно тот подход, которого так не хватает науке современной. После многолетних изысканий автор пришел к выводу о правильности пифагорейской – числовой, геоцентрической – парадигмы познания мироздания и к идее существования Творца. Ему удалось открыть периодическую систему пульсации Космоса – природы, общества и человека. В основе системы лежат единые эволюционные циклы, каждая фаза которых имеет особый психофизический, психофизиологический и психоисторический смысл и предназначение. Открытые циклы-фракталы имеют практически тождественные константы и отличаются лишь порядком 10n. Константы циклов связаны с пограничными «волнами  пространства-времени», которые располагаются на границах оптического диапазона и цветов радуги. Круговорот этих «волн» осуществляется в пределах циклов, коррелирующих с константой «золотого сечения» φ = 1,618. Удалось также установить корреляцию  мер пространства (современной метрической системы, считавшейся священной у древних цивилизаций) и времени (современного его деления на годы, месяцы, сутки, часы, минуты и секунды, полученного нами в дар от шумерской цивилизации). Об этой удивительной взаимосвязи знала космография (или космометрия) – традиционная наука, дожившая  до XVI в. и уничтоженная римско-католической инквизицией в борьбе с ученым миром за монополию на истину.

Периодическая система пульсации Космоса позволяет воочию убедиться в единстве всех известных современной науке физических циклов и констант мироздания, подтверждая тем самым правильность курса современной квантовой физики на создание единой теории поля [[3] - [4]].

В основе нашего подхода лежит панкосмическая интерпретация «золотого сечения». Мы полагаем, что, во-первых, все существующие циклы являются фрактальным отражением цикла пульсации солнечного света «золотого сечения» – Т162 х 10-24г. х 10n(:10n) л. Во-вторых, что внутри этих фракталов происходят постоянные смещения – «расширения-сжатия» – «волн пространства-времени» по принципу эффекта Доплера. Они модулируют циклические типологические изменения в космо- и биопсихосоциогенезе. Инфракрасные смещения (доплеровские) обуславливают господство в мире синергетических процессов и сенсорно-коллективистского типа личности и общества (с преобладанием эмоционально-чувственных подходов над рациональным мышлением), а ультрафиолетовые («антидоплеровские») – доминирование энтропийных процессов и рационально-индивидуалистской типологии (феномен «торжествующего рационализма»). Со всеми вытекающими отсюда психофизическими, психофизиологическими и психоисторическими последствиями.

Никто не оспаривает колоссальные достижения современной науки. Проблема, однако, заключается в том, что она идет к синтетическим идеям о единстве и разумности мироздания, преодолевая огромные трудности, наощупь, как бы «с черного хода». Между тем существует «парадная лестница», указанная самим Творцом в Библии – радуга. Анализ именно этой фундаментальной константы Космоса дал возможность открыть периодическую систему его пульсации и взаимопревращения всех его физических констант. Оказалось, что «волны пространства-времени», расположенные на границах оптического диапазона и цветов радуги, принимают самое живое участие в космометрических процессах. Показательно, что практически для каждой из них удалось найти фрактальное соответствие в периодической системе. Расхождение между параметрами указанных пограничных волн, определенными современной физикой, и их фрактальными прототипами не превышают 1-2%. Учитывая безграничный творческий потенциал этих волн, мы ассоциируем их с образами таинственных «Матерей» в «Фаусте» И.В.Гете [[5]].

Методологические основания квантовой психоистории позволяют предположить существование 1620-летних циклов «круговорота доминантных и рецессивных типов биопсихосоциогенеза (развития личности и общества)». В периодической системе пульсации Космоса это фрактал:

Т 1640,25 = Т1620+DТ20,25;

Т 1620=Т21*Т34*Т101.

Он коррелирует с физическими циклами:

1)           длительного пребывания на одной линии центров Солнца, Луны и Земли, которое повторяется через 1600 лет (цикл О. Петтерсона);

2)           перемещения магнитного центра Земли по замкнутой эллиптической орбите с периодом 1200-1800 лет, т. е. тоже около 1600 лет.

На основе указанных двух циклов создана развернутая периодизация всемирной истории талантливого украинского археолога и культуролога, доктора исторических наук Н. А. Чмыхова [[6],[7],[8]]. Однако мы констатируем существенные отличия наших позиций по вопросам происхождения этих циклов, определения точек их отсчёта и сущности вызываемых ими изменений в природе и обществе;

3)           есть основания полагать, что с ними связан также цикл инверсии (перемены местами) магнитных полюсов Земли. Об этом свидетельствует проведенный нами анализ дрейфа магнитных полюсов планеты (с учетом скорости дрейфа, современного местоположения магнитных полюсов и предполагаемого времени их совмещения с географическими; по нашим подсчетам, на Южном полюсе это событие действительно произошло в точке окончания предыдущего и начала современного 1620-летнего цикла – 1758 г.);

4)           примечательно, что с этим же временным интервалом коррелируют многовековые вариации солнечной активности Дж. Эдди и – что не скрывается авторами – привязанные к ним коллизии социо- и этногенеза Й. Николсена, М. Котрелла, Л. Н. Гумилева и др. [[9],[10],[11]]. Последний даже угадывает сам цикл, отводя на эволюцию каждому этносу около полуторы тысячи лет [[12]].

В неканонической христианской традиции этот цикл известен как «сорок сороков», т. е. опять-таки 1600 лет, которые отделяют Моисея и Христа [[13]]. По одному из ранних средневековых списков Священного Писания – Вульгате – ровно столько времени прошло от Сотворения Мира до Всемирного Потопа. Таким же сроком – примерно в полтора тысячелетия – разделяла Традиция особенно катастрофические землетрясения и камнепады из Космоса [[14]]. Благодаря Традиции же, автору удалось установить точки отсчёта указанного универсального цикла в реальной психоистории человечества [[15]].

Современная «точная» наука утверждает, что поведение общественного организма подчиняется законам гармонических и ангармонических колебаний и может быть описано с их помощью. В качестве характерного примера представим видение данной проблемы доктором физико-математических наук, профессором, академиком РАЕН, РАКЦ и ЛАН В.В. Горбачевым: «Расширяя представление Н.Д. Кондратьева о циклическом характере экономических процессов, правильнее говорить о наличии нескольких колебательных процессов с разными фазами и амплитудами, а также наложении их друг на друга, возникновении в том числе ангармонических колебаний и взаимодействий первой, второй и последующих гармоник колебательного процесса. Поэтому физическая модель нелинейных колебательных процессов в более широком смысле, чем кондратьевская теория длинных волн, при современном синергетическом понимании социально-экономических процессов позволяет количественно оценивать и более точно прогнозировать эти процессы и одновременно создает общую научную базу описания и понимая реальных процессов в природе и обществе. Предполагается, что в точках перегиба фаз происходит синхронизация этих колебательных процессов и взаимоувязка ритмов развития для разных уровней иерархии системы. При этом взаимосвязь подсистем различных иерархических уровней осуществляется путем резонансного взаимодействия, подобно маятиковым часам, стоящим на одной полке» [[16]].

Обращаем Ваше внимание на содержащийся в правильных по сути рассуждениях маститого академика логический парадокс. С одной стороны, ангармонические колебания, по его мнению, более подходящи для описания социально-экономических процессов, чем «кондратьевские» гармонические. С другой стороны, он признает, что «путем резонансного взаимодействия» «в точках перегиба фаз происходит синхронизация» всех колебательных процессов. Т.е., что Н.Д. Кондратьев был, по существу, прав, и в мире доминируют гармонические колебания. Нам остается лишь уточнить: гармонические колебания «золотого сечения».

Возвратимся, однако, к анализу космо- и психоисторического фрактала пространства-времени «золотого сечения» Т1620 л. (См. схему 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.

Период двойной инверсии магнитного поля Земли 2Т1620 л. = Т3240 л. (Версия квантовой психоистории).

 


 

 

 

По версии квантовой психоистории, основывающейся на указаниях Традиции и достижениях современной науки, данный 1620-летний цикл состоит из двух 810-летних или четырех 405-летних. В свою очередь, два 1620-летних цикла входят в состав 3240-летнего, который связан с «двойной инверсией магнитных полюсов Земли», т. е. возвращением каждого из них в исходное положение. Причём второй 1620-летний цикл зеркально симметричным образом воспроизводит первый. Этот имеющий прецессионную природу полный круг Т 3240 л. = 2 Т 1620 л. = 4 Т 810 л. = 8 Т 405 л. (вспомним 4 стороны и 8 направлений света в Традиции и современной географии) – один из бесконечного ряда оптических и паноптических фракталов «полного круга пульсации солнечного света»:

Т 324*10-24 г. = 2 Т 162*10-24 г. = 4 Т 81*10-24 г. = 8 Т 40,5*10-24 г.

В процессе движения «волн пространства-времени» по 3240-летнему кругу в психоистории человечества последовательно чередуются периоды рационально-индивидуалистской (квантово-корпускулярной, короткопериодической и высокочастотной, ультрафиолетового смещения, «материальной», «капиталистической», «западной» и «северной») «Тьмы» и сенсорно-коллективистского (волнового, долгопериодического и низкочастотного, инфракрасного смещения, «духовного», «социалистического», «восточного» и «южного») «Света». Максимумами «Тьмы» являются географические полюса Земли, максимумом «Света» – экватор. Границы между ними проходят по 45° северной  и 45° южной широты. Период «Света» подразделяется на периоды всех цветов радуги (отсюда традиционная аналогия «цвет времени»).

Помимо 1620-летнего круговорота цветотипологических приоритетов, существуют и «постоянно действующие» («пространственные») приоритеты. Они вызываются фракталами «волн пространства-времени», порождаемыми вращением Земли вокруг оси («волны кручения», известные сегодня как «торсионные»). В точках полюсов генерируются «волны» Т0 (точки отсчета циклов в Традиции); на 45° – Т40,5*10-24 г., Т 405 л., Т4050 л. и т. д.; на экваторе – Т 81*10-24 г., Т 810 л., Т8100 л. и т. д. Экваториальная окружность Земли находится во фрактальном соотношении (~) с генерируемой на экваторе «волной пространства-времени» Т 81*10-24 г., Т 810 л., Т8100 л. и т. д. (40000 км ~ 40000 км «Дня» («Света») и 40000 км «Ночи» («Тьмы») ~ 80000 км «Дня» и «Ночи» («Света» и «Тьмы») ~ 80000 л. (по правилам традиционной космо- и геометрии).  Действие «постоянных» «волн кручения» в пространстве сказывается в том, что в регионах, которые расположены по отношению к вышеуказанным границам «Света» и «Тьмы» ближе к полюсам, всегда доминирует, главным образом, рационально-индивидуалистская типология личности и общества, а ближе к экватору – сенсорно-коллективистская.

Это тот самый фрактальный счет пространства-времени, о котором был прекрасно осведомлен один из Великих посвященных, украинец Г.С.Сковорода [[17]].  Он оперировал библейским периодом «седмица седмиц» (Т72 = Т49 л.) с 50-м «юбилейным годом» («jubilaeus»). При этом он указывает, что «… седмиц седмица составляет 40, 400 или 4000 с лишком». Квантовая психоистория позволяет объяснить, каким именно образом:

0,81Т50 л. = 50Т0,81 г. = Т40,5 г.;  8,1Т50 л. = 50Т8,1 г. = Т405 л.;  81Т50 л. = 50Т81 г. = Т4050 л.

То-есть, речь идет о выделяемых нами фракталах «Тьмы» и «Света». Причем Сковорода не только использует ту же, что и мы, традиционную терминологию, но и прямо увязывает «Тьму» с рационально-индивидуалистским (материальным, абстрактно-логическим) типом  биопсихосоциогенеза («тьма … и вечер приводят к разуму, плач всего тлена…», «… ночь ночи сообщает разум»). А Свет – с сенсорно-коллективистским (духовным, эмоционально-чувственным) типом («… утро и светозарное солнце громко проповедуют радость сияющей Вечного славы», «небеса поведают славу божию», «день дню отрыгивает слово…»).

Г.С.Сковорода даже указывает на основные мерные «волны пространства-времени». Он называет «начало» и «конец» (Т0); волну «фиолетово-ультрафиолетовую» Т40,5 (Т40 + DТ0,5) х 10-24г. («… а седмица седмиц составляет 40, 400 или 4000 с лишком…»). И, наконец, намекает на ту главную волну – «красную веревку» – которая является ключем к божественным тайнам: волну «красно-инфракрасную» Т81 х 10-24г. («эта веревочка есть для нас поводырем во многих, связанных между собой, чертогах дома Божьего, которая отделяет Фареса от Зари, свет от тьмы».

«Этой веревкой межует Навин землю, а за этой мерой ест Иезекииль священные хлебы и воду. «Вервь красная – уста твои». «Видел и это муж, а в руке его шнур землемерный». «Им же меряй…». «Отмерится нам». Именно эта мера открывает нам тайну «седмицы седмиц»: 81Т50 л. = 50Т81 г. = Т4050 л., или граница «Света» и «Тьмы» в традиционной геометрии, 45° северной или южной широты. Бог, вступая в 50-й – «юбилейный» – период Т81 г., преодолевает к концу его границу «Тьмы» и «Света» и вступает в «царство Света». Это «суббота» – «праздник праздников и поселение поселений Божиих, как песня песней – наиглавнейшая и символов символ, который сравнивает тлен с вечностью, чтобы мы помнили ее нетленность».

Космометрические построения Г.С. Сковороды всеохватны и всеобъемлющи. Однако, в основе их лежит единая методология, путеводная «нить Ариадны» – мистерия света, задающая универсальный ритм «дыхания» Космосу. Смысл и значение этого «дыхания» – параметры универсальных циклов космо- и биопсихосоциогенеза, а также их содержательное наполнение – и стремится постичь человечество: «Познав день, познаешь седмицу, а эту познав, познаешь «Книгу бытия» и другие, как ветви ее». 

Смена на Земле цветотипологических приоритетов во времени и пространстве проявляется в реальном давлении друг на друга «светлых» и «темных» сторон света. В рационально-индивидуалистские эпохи «Тьмы» Запад и Север наступают (в прямом, а не в переносном смысле!) на Восток и Юг. В сенсорно-коллективисткие эпохи «Света» Восток и Юг осуществляют контрнаступление на Запад и Север. Каждая эпоха-наступление длится по 810 лет, причем первые 405 л. наступающая сторона действует исподволь и, как правило, не одерживает решающих побед. В последующие же 405 л. ее перевес становится подавляющим и виден, что называется, «невооруженным глазом». Победители навязывают побежденным свой образ жизни, экономику, политику, идеологию, культуру, религию. Побежденные или вяло сопротивляются чуждому влиянию, или даже принимают его с радостью и энтузиазмом, как долгожданное избавление от догм и стереотипов. После 810 лет «ветер перемен» начинает дуть в другую сторону. Но еще долгие 405 лет «последние» не станут «первыми», слабые не добьются решающего перевеса над сильными и будут вынуждены откладывать реванш до лучших времен. По истечении же этого срока ранее побежденные вступают в права победителей.

Зарождение и географическое распространение той или иной типологии связаны с поступательным (Т0–Т810 л., сенсорно-коллективистская («экваториальная») эпоха) и возвратным (Т810 л. – Т0, рационально-индивидуалистская («полюсная») эпоха) движением «волн пространства-времени». Периоды 810-летнего абсолютного и относительного господства той или иной типологии смещены на 405 лет («до 450 северной или южной широты») как по отношению к началу, так и по отношению к окончанию «её» эпохи (Т405 л. – Т810 л. – Т405 л. – для сенсорно-коллективисткой эпохи и Т405 л. – Т0 – Т405 л. – для рационально-индивидуалистской эпохи). Однако во второй половине господства доминирующая типология не только завершает свою территориальную экспансию, но и демонстрирует сокращение ареала распространения. 

Связанные с 1620-летним алгоритмом «цивилизационные волны» того или иного типа состоят из двух фаз, которые, по аналогии с терминологией выдающегося советского экономиста, первооткрывателя т.н. «длинных волн» Н.Д. Кондратьева, можно было бы назвать «повышательной» и «понижательной» [[18]].  «Повышательная фаза» волны того или иного типа представляет собой ни что иное, как «её» 810-летнюю «эпоху» с достижением в конце этой «эпохи» соответствующего типу волны типологического максимума (сенсорно-коллективистского «экваториального» или рационально-индивидуалистского «полюсного»). «Понижательная фаза» волны охватывает 810 лет противоположной по типу «эпохи» и завершается противоположным по типу максимумом. Соответственно, сенсорно-коллективистская цивилизационная волна геометрически всегда начинается и заканчивается «на одном из полюсов», а рационально-индивидуалистская – «на экваторе». Абсолютное доминирование в мире 1620-летней волны того или иного типа приходится на 405 лет до соответствующего её природе типологического максимума (последний достигается через 810 лет после начала волны). Относительное – в течение 405 лет после него (См. схему 1).

Таким образом, «эпохи», «периоды абсолютного и относительного доминирования» и «цивилизационные волны» в нашей терминологии несут родственную, но несколько отличную – взаимодополняющую и разъясняющую – смысловую нагрузку. Нюансы различения этих понятий связаны с нюансами предложенной нами схемы типологизации и периодизации психоистории человечества.

Итак, в космическом царстве "волн пространства-времени" доминируют фракталы "золотого сечения" Т162х10n (Т162:10n). Они связаны с периодом пульсации солнечного света Т162х10-24=2Т81х10-24г., а также с периодами кругового перемещения магнитного центра Земли по замкнутой эллиптической орбите (1200-1800 лет или в среднем около 1620 лет) и длительного пребывания на одной линии центров Земли, Луны и Солнца (1600 лет или почти 1620 лет, "цикл О.Петтерсона"). С точки зрения относительной космометрии очевидно, что цветотипологически фракталы "пульсации солнечного света" (Т162х10-24 г.) имеют, по-преимуществу, рационально-индивидуалистскую природу (короткопериодическую, ультрафиолетового смещения), а "пульсации Земли" – по-преимуществу, сенсорно-коллективистскую (долгопериодическую, инфракрасного смещения). Космо- и биопсихосоциометрический анализ свидетельствует, что наиболее зримо в развитии человеческой цивилизации проявляется фрактал "волны пространства-времени золотого сечения"  Т1620 л. Это говорит о преимущественно сенсорно-коллективистском (долгопериодическом, инфракрасного смещения, духовном) характере заложенной Творцом программы эволюции homo sapiens.

Вся известная психоистория человечества – это чередование 1620-летних сенсорно-коллективистских и рационально-индивидуалистских «цивилизационных волн» с интервалом Т810 л. Каждая из них 810 лет нарастает и подавляет противоположную по типу, а последующие 810 лет – спадает, оказываясь в итоге полностью накрытой волной враждебной типологии. Для понимания сути и перспектив развития человечества достаточно анализа последнего 8100-летнего цикла 4722 г. до н.э. – 3378 г. н.э., от "Сотворения Мира" до "Конца Света". (См. график 1).

 

 

График 1.

Сенсорно-коллективистские («восточные» и «южные») и рационально-индивидуалистские («западные» и «восточные») 1620-летние «цивилизационные волны» «золотого сечения». (Версия квантовой психоистории).

 

__________________     – сенсорно-коллективистские ("естественные", "восточные" и "южные") "волны пространства-времени", "золотое сечение" Т1620 л. (полупериод);

- - - - - - - - - - - -        – рационально-индивидуалистские ("искусственные", "западные" и "северные") "волны пространства-времени", "золотое сечение" – Т1620 л. (полупериод).

 

Вообще-то мы видим (см. график 1), что полный период указанных "волн" – Т3240 л. = 2Т1620 л. Т.е., 1620-летние "волны золотого сечения", действительно, "секут" целую волну пополам (все циклы периодической системы пульсации Космоса парные). Однако дело в том, что ни одна цивилизация, включая древние (за исключением, пожалуй, одной сенсорно-коллективистской – иудаистской) не смогла завершить цикл "двойного возрождения и двойного умирания". "Ограничившись" усеченным 1620-летним. Или жизненным циклом, принятым Л.Н.Гумилевым за полный цикл этногенеза ("1500-летний"). 1215-летним, если не учитывать его четвертую часть, когда каждая психоисторическая волна определенного типа достигает того предела, за которым практически полностью подавляется волной противоположной типологии. Примерно такой срок отводил О.Шпенглер на существование одной культуры (цивилизации) ("1000-летний").

В принципе, из тезиса о дублировании всех циклов Космоса по оси Т2n (или, по другой парадигме познания – утроения по оси Т3n) вытекает, что все циклы могут воспроизводить сами себя (а индивиды и социумы, народы и цивилизации – умирать и вновь возрождаться) до бесконечности. По крайней мере, традиционные теории космического круговорота содержат подобную методологическую установку. Однако, известная нам психоистория человечества нелостаточно продолжительна для того, чтобы высказываться в этом смысле более определенно. Но и она дает нам подобные примеры "синдрома птицы Феникс", обнажая склонность Космоса повторяться. Впрочем, и жизнь цивилизаций, культур и этносов, и жизнь отдельных людей дает нам гораздо больше примеров "безвременной кончины". Правда, по фракталу Т16,2 г. люди доживают и до "целого срока" Т32,4 г. (смерть и повторное возрождение Иисуса Христа), и до "двойного целого" Т64,8 г., и даже до "учетверенного целого" Т129,6 г. На рассматриваемом нами фрактальном уровне для цивилизаций это, соответственно, Т3240 л., Т6480 л. и Т12960 л. ("Большой год" древних греков и персов, соответствующий, по их представлениям, сроку жизни каждой очередной человеческой цивилизации; половина прецессионного цикла Земли).

Следует также указать на такой феномен психоистории  человечества, как «типологические окна» – 405-летние периоды абсолютного доминирования одной типологии и, соответственно, абсолютного забвения другой, которые наступают непосредственно перед 1620-летними сенсорно-коллективистскими и рационально-индивидуалистскими максимумами. В эти периоды господствующая типология не только переживает наивысший подъем, но и демонстрирует возрождение всех психоисторических форм своего существования. Для сенсорно-коллективистской типологии это все известные формы общественной и государственной собственности и демократического управления.  Для рационально-индивидуалистской – все формы частной собственности и авторитарной власти. По причине того, что современное рационально-индивидуалистское сознание воспринимает (и небезосновательно) сенсорно-коллективистскую типологию как психоисторически предшествующую рационально-индивидуалистской, создается также впечатление, что сенсорно-коллективистские «окна» на Земле связаны, по-преимуществу, с рождением народов и цивилизаций, а рационально-индивидуалистские – с периодами их наивысшего могущества. Однако это впечатление обманчиво, ибо для сенсорно-коллективистского сознания дело обстоит как раз наоборот. Не встречая в своем «окне» сколько-нибудь серьезного глобального сопротивления, каждая типология «цветет пышным цветом», а традиционные для ее развития географические регионы планеты намного опережают в своем развитии нетрадиционные.

В чуждом для себя «окне» цивилизации противоположной типологической ориентации прозябают «на задворках истории». Вместе с тем, это время их «внутриутробного развития» перед «новым возрождением». Одновременно этот же период «внутриутробного развития» в лоне чуждой типологии переживают те этнические общности, народы, которым предстоит еще только «рождение». Т. е. которые впервые появятся на психоисторической сцене, чтобы стать господствующими нациями и цивилизациями в последующую эпоху. При этом все они – кому предстоит «родиться» или «возродиться» – переживают в период «внутриутробного развития» сильнейшее воздействие господствующей «типологии матки».

Естественно, надо помнить, что свойственное Традиции соотнесение Света с Добром, а Тьмы – со Злом весьма условно. Оно справедливо в той степени, в какой может быть справедливо соотношение с Добром сенсорно-коллективистских сторон личности и общества (например, способности человеческого мышления интуитивно угадывать истину и синтезировать целостную картину мира), а со Злом – их рационально-индивидуалистских характеристик (скажем, способности человеческого мышления к углубленному логическому анализу – греховному с точки зрения Традиции разлелению Добра и Зла, крайне важному, однако, для полноценного вторичного синтеза).

Данная типология и периодизация вполне определенно указывает на постоянное воспроизводство в психоистории человечества "осевого времени" К.Ясперса. Мы в целом согласны с мнением выдающегося философа и психолога, что «… ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть «осевым временем»» [[19]]. Но на самом деле Ясперс обнаружил начало только одной из 1620-летних рационально-индивидуалистских  "волн пространства-времени" 672 г. до н.э. – 138 г. н.э. – 948 г., ограничившись анализом только четверти ее истинной длительности. О.Шпенглер обратил внимание, что у разных культур – восточных "магических" и западных "фаустовских" – "не совпадали их эпохи развития". И даже гениально конкретизировал эту разницу – "на тысячу лет" [[20]]. Однако только версия квантовой психоистории даёт возможность упорядочить эволюцию человечества в целом и представить её как непрерывный ряд чередующихся с интервалами в 810 лет 1620-летних «цивилизационных волн» противоположной типологии.

В равной мере допустима трактовка последней, по версии квантовой психоистории, 8100-летней "волны" – 4722 г. до н.э. – 3378 г. н.э. – в качестве завершающей половины  16200-летней (четверти 32400-летней) "волны" сенсорно-коллективистского (природного, "восточного" и "южного", "духовного") типа. И выделение в её рамках пяти 1620-летних "волн золотого сечения", из которых две первые будут иметь, по-преимуществу, сенсорно-коллективистскую природу, третья – переходную, а две последние – рационально-индивидуалистскую. Мы уже вкратце характеризовали их в другой статье как "эпоху Адама", "Допотопную" или "Ветхозаветную – 1" (4722–3102 гг. до н.э.); "эпоху Ноя", "Послепотопную" или "Ветхозаветную-2" (3102–1482 гг. до н.э.); "Переходную эпоху" или "Исхода" (1482 г. до н.э. – 138 г. н.э.), "Эпоху Христа" или "Новозаветную – 1" (138–1758 гг.) и "Эпоху архистратига Михаила", "Дж.Бруно – Г.С.Сковороды" или "Новозаветную – 2" (1758–3378 гг.) [[21]].

Как видим, все 5 1620-летних эпох внутри 8100-летней, 8100-летняя в составе 16200-летней и т.д. сохраняют сенсорно-коллективистский (естественный для Космоса, "духовный") алгоритм – движутся от рационально-индивидуалистского максимума «сжатия» «волн пространства-времени» («выдоха» Космоса) через сенсорно-коллективистский максимум их «расширения» («вдоха» Космоса) и вновь к рационально-индивидуалистскому максимуму «сжатия» («выдоха»). В Традиции логика этого движения отражена как постоянное изменение соотношения сил сенсорно-коллективистского "Света", "Добра" и рационально-индивидуалистской "Тьмы", "Зла". Доминирование первого при "Сотворении Мира", а последнего – "в конце времен" косвенно свидетельствует в пользу весьма почтенного возраста современной мифологии. Ведущей свое начало, очевидно, от сенсорно-коллективистского 8100-летнего максимума 4722 г. до н.э., отождествляемого Традицией  с "Сотворением Мира". С ее – сенсорно-коллективистской – точки зрения "лучше всего" было в районе 16200-летнего сенсорно-коллективистского максимума 4722 г. до н.э., "похуже", но "вполне сносно" – в окрестностях 1620-летних сенсорно-коллективистских максимумов 3912 г. до н.э., 2292 г. до н.э., 672 г. до н.э., 948 г. н.э., будет в 2568 г. Но в целом, с момента изгнания Адама из Рая и вплоть до «Страшного Суда», в мире прогнозируется перманентное ухудшение ситуации. Т.е. будут усиливаться рационально-индивидуалистские тенденции, что вполне согласуется с цветотипологической версией квантовой психоистории.

При рассмотрении других фракталов 1620-летних «цивилизационных волн» «золотого сечения», в одну и другую сторону по оси Т10n, необходимо иметь в виду следующие принципиальные моменты:

1)           10 162-летних фракталов внутри 1620-летних, 10 1620-летних фракталов внутри 16200-летних, 10 16200-летних фракталов внутри 162000-летних и т.д., с одной стороны, обладают относительной цветотипологической независимостью, а с другой – подчинены цветотипологической логике развития больших фракталов;

2)           из-за этого каждый конкретный фрактал, описывая собственный дуальный круг цветотипологических изменений (1/2 рационально-индивидуалистской «Тьмы» и 1/2 сенсорно-коллективистского «Света»), всегда включает в себя 10 таких же кругов следующего порядка 10-n. При этом 5 из них будут находиться под доминирующим влиянием одной цветотипологии, а 5 – противоположной. Обращаем Ваше внимание на то, что цветотипология двух 3-х (3-го и 8-го) – «пограничных» – фракталов двойственна. (См. графики 2,3).

 

График 2.

Взаимосвязь цветотипологии фракталов полупериода пульсации солнечного света «золотого сечения» Т162х10-24г. (Версия квантовой психоистории).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Наиболее важно подтверждение нашей концепции на уровне 162-летних периодов «золотого сечения». Такой анализ гораздо более сложен, требует более высокой психоисторической квалификации и, возможно, менее показательный, ибо всеобщие закономерности лучше прослеживаются на фракталах большего масштаба. Однако мы понимали, что в случае успеха на уровне, приближающемся к микросоциальному анализу, квантовая психоистория получит гораздо больше шансов на всеобщее признание. Подтолкнуло нас к этому делу и постепенное накопление необходимого багажа знаний.

Развёрнутая характеристика 1620-летних «цивилизационных волн» и их 162-летних «уменьшенных копий» будет дана в последующих статьях. Пока же позволим себе лишь одно предварительное замечание. Преимущество данной версии в том, что она в общем и целом соответствует действительности, и, следовательно, обладает огромным эвристическим потенциалом, который вовсе не исчерпан автором. Дальнейшее продвижение в точном биопсихосоциоанализе и прогнозе потребует объединенных усилий ученого мира, концентрации на данном направлении ресурсов современной цивилизации. Если конечно, она собирается выжить, а не сгореть или утонуть в очередном глобальном катаклизме.

 

 

 

График 3.

Взаимосвязь цветотипологии фракталов четвертьпериода пульсации солнечного света «золотого сечения» Т81*10-24 г. (Версия квантовой психоистории).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таким образом, автор предлагает революционную синергетическую методологию познания, на основе которой возможно объединение передовых сил науки и общественности. Наличие такой методологии – принципиально важный момент, без которого все разговоры об интенсификации интеграционных процессов в науке, сближении позиций науки и религии, развитии системы универсального образования оставались бы благим намерением.

Авторская теория уравновешенного космо- и биопсихосоциогенеза – квантовая психоистория – изложена в ряде публикаций, апробирована на  всеукраинских и международных конференциях с участием как гуманитариев, так и представителей точных наук [[22],[23],[24]]. Она преподается на историческом факультете Донецкого национального университета. В целом новые идеи получили поддержку научной общественности и студентов. Дело теперь за их дальнейшей популяризацией и внедрением в общественное сознание. В перспективе речь может и должна идти о «квантовой революции в  гуманитарных науках», по аналогии с «квантовой революцией в физике» в 20-е гг. ХХ ст. Суть её будет заключаться в придании психоисторическому процессу «точного» характера путём обоснования взаимосвязи циклов естественного, общественного и индивидуального развития. В связи с этим на качественно новый уровень поднимется биопсихосоциальный анализ и прогноз.

Пока же приходится признать, что «воз и ныне там». Межпредметные связи практически перестали учитываться как в науке, так и в преподавании. В начале XХI в. можно говорить о глубоком кризисе универсализма. Методологией его возрождения может стать квантовая психоистория. Претворение в жизнь авторской концепции универсальной науки и образования – не панацея от всех бед человечества, но вполне эффективное средство для выведения его на качественно новый – синтезный – уровень познания и преобразования действительности. Естественным результатом продвижения по этому пути станет единение человека и Космоса.   

 

 

РЕЗЮМЕ

У статті здійснена спроба квантифікації всесвітньої історії. Ця спроба базується на методологічних засадах квантової психоісторії, яку автор пропонує у якості універсальної методології пізнання. Він виходить із спільності законів гуманітарних та природничих наук, спирається на раціональні засади релігії. Наголошується на необхідності інтеграції багатьох спеціальних наук у єдину науку про Космос – природу, суспільство та людину.

 

 

SUMMARY

In this article the attempt of quantification of the world history was made. That attempt is based on the methodological approaches of the quantum psychohistory, which were offered by author as the universal methodology of knowing. The author proceeds from the community of the lows of natural and humanitarian sciences, and leans upon the rational aspects of religion. Is underlined the necessity of integration the big amount of special sciences in united science about the Universe – about the nature, the society and the human.  

 

 

ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ:



[1]. Атанов Г.А. «Украинской науке есть что сказать!» // Золотой  Скиф. – 2002. – №2. – С.51.

[2]. Моргун В.А. Универсальная наука и образование: прошлое, настоящее и будущее // Наука, религия, общество. – 2004. – №1. – С. 279 – 294.

[3]. Моргун В.А. Традиційні та сучасні засади космометрії (у контексті відкриття періодичної системи пульсації Космосу – природи, суспільства, людини)  // Штучний інтелект. – 2003. №4. – С. 509-569.

[4]. Моргун В.А. Квантовая психоистория как универсальная методология познания. Часть I // Наука, религия, общество. – 2004. – №2.

[5]. Моргун В.А. Традиційні та сучасні засади космометрії (уконтексті відкриття періодичної системи пульсації Космосу – природи, суспільства та людини) // Штучний інтелект. –2003. – №4. – С. 518, 554–556.

[6]. Чмихов М. Вісім тисячоліть археологічної космології в Україні // Космос Древньої України. Трипілля – Троянь: Мітологія. Філософія. Етногенез. – К.: “Індо-Європа”, “Європейський телеграф”, 1992. – С. 91.

[7]. Чмыхов Н.А. Проблема осознания Космоса в обществах неолита – бронзового века Юга Восточной Европы: Науч. доклад … д-ра ист. наук , 07.00.02. – К.: Киевский гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко, 1992. – С. 28.

[8]. Чмихов М.О. Давня культура: Навч. посібник. – К.: Либідь, 1994. – С. 5.

[9]. Эдди Дж. История об исчезнувших солнечных пятнах // Успехи физических наук. – М., 1978. – Т.125. – Вып. 2.

[10]. Котрелл М. Тайна древних цивилизаций. Пророчества Тутанхомона. – М.: издательство ЭКСМО, 2002. – С. 330-332.

[11]. Котрелл М. Белые божества инков. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2002. – С. 88.

[12]. Гумилёв Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2002. – С. 312-313.

[13]. Солохин В. «Бич Божий» и «струны истории». Интервью с вице-президентом Академии междисциплинарных исследований В.А.Богдановым // Интересная газета. – 2003. – №1(112). – С. 3.

[14]. Грищенков В. Рукотворные каменные круги // Невероятное, легендарное, очевидное. – 2004. - №12(320). – 15 марта. – С. 10.

[15]. Моргун В.А. Традиційні та сучасні засади космометрії (в контексті відкриття періодичної системи пульсації Космосу – природи, суспільства, людини) // Штучний інтеллект. – 2003. – №4. – С. 543-546.

[16]. Горбачев В.В. Синергетическое представление социально-экономических процессов // Этика и наука будущего. Единство в многообразии. Роль духовности в познании мира: Материалы Третьей междисциплинарной научной конференции. – Ежегодник. – М.: Благотворительный фонд «Дельфис», 2003. – С. 102.

[17]. Сковорода Г.С. Книжечка, що називається Silenus Alcibiadis, тобто Ікона Алківіадська (Ізраїльський змій) // Сковорода Г.С. Пізнай в собі людину. – Львів: Світ, 1995. – С.349-350, 351-352, 353-355, 357-359,360, 362-363, 364-365.

[18]. Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: Избранные труды / Ред. кол.: Абалкин Л.И. (пред.) и др. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. – С. 351.

[19]. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – Пер. с нем. – 2-е изд. – М.: Республика, 1994. – С. 32.

[20]. Шпенглер О. Закат Европы. – Мн.:Харвест; М.: АСТ, 2000. – С. 1081.

[21]. Моргун В.А. Традиційні та сучасні засади космометрії (у контексті періодичної системи пульсації Космосу – природи, суспільства, людини) // Штучний інтелект. – 2003. – №4. – С. 545-546.

[22]. Моргун В.А. Громадянське суспільство в контексті типології психоісторії людства // Наука, релігія, суспільство. – 2003. – №1. – С. 171-212.

[23]. Моргун В.А. Квантова психоісторія людства // Штучний інтелект. – 2003. – №2. – С. 93-105.

[24]. Моргун В.А. Традиційні та сучасні засади космометрії (у контексті відкриття періодичної системи пульсації Космосу – природи, суспільства, людини)  // Штучний інтелект. – 2003. – №4. – С. 509-569.