Учет материалов в производстве

Татьяна КАМЕНСКАЯ

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

Одним из наиболее трудоемких видов учета является учет материалов в производстве. Это связано как с большим количеством необходимой для его правильной организации первичной документации, так и с тем, что вести учет нужно и в денежном, и в количественном выражении. При этом такой учет ведется не только в бухгалтерии предприятия, но и у материально ответственных лиц в местах хранения материалов. Первичный учет материалов на предприятиях, ввиду отсутствия нормативных документов Украины по этому вопросу, может пока вестись в соответствии с Письмом № 103 и оформляться первичными документами по форме, утвержденной Приказом № 193.

Производственные материалы входят в состав общего и достаточно емкого определения “запасы”. Для них также действуют описанные в ПБУ-9 принципы определения запасов, порядок их оценки, признания и отражения в отчетности.

Согласно ПБУ-9 производственные запасы — это активы, которые содержатся для потребления в процессе производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг, а также управления предприятием. Они включают сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и другие материальные ценности.

Материалы, как и другие запасы, признаются активом в том случае, если существует возможность получения в будущем экономических выгод, связанных с их использованием, и их стоимость может быть достоверно измерена.

Таким образом, если на предприятии имеются неликвидные материалы, которые не могут быть использованы в производстве, и нет возможности их реализовать (морально устаревшие, испорченные и др.), их необходимо исключить из состава активов путем списания на операционные расходы отчетного периода.

Материалы учитываются в бухгалтерском учете в разрезе их наименований или однородных групп. Для этого используют счет 20 “Производственные запасы”.

Поступление материалов на предприятие

Для получения материалов со склада поставщика транспортной организации или уполномоченному лицу выдается доверенность. Все материальные ценности, поступающие на предприятие, должны быть своевременно оприходованы соответствующими складами. Размещение материалов должно проводиться по секциям складов, а внутри их — по отдельным группам и типо-, сорторазмерам материалов (в штабелях, стеллажах, на полках и др.) таким образом, чтобы обеспечить возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся здесь материале. Руководитель предприятия своим распоряжением устанавливает круг лиц, ответственных за приемку, хранение и отпуск материальных ценностей, а также за правильное и своевременное оформление этих операций. С такими лицами заключаются письменные договоры о материальной ответственности. Руководитель предприятия устанавливает также перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов и выдавать разрешения на вывоз с предприятия материальных ценностей.

Если в интересах производства целесообразно направить отдельные партии материалов непосредственно в цех, такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в цех или на участок. При этом в приходных и расходных документах склада и цеха (участка) делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы цеху без завоза их на склад (транзитом). Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно в цеха, должен быть определен и оформлен приказом по предприятию.

Материалы, поступающие на склады предприятий, должны подвергаться тщательной проверке по их соответствию ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах. Сырье, полуфабрикаты и другие материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (по весу, объему, счету и т.д.). В случае если материал (например, листовое железо) поступает в одной единице измерения (по весу), а расходуется — в другой (по счету), то его оприходование, хранение и отпуск должны отражаться в документах и аналитических регистрах одновременно в двух единицах измерения.

Приемка и оприходование поступающих от поставщиков материалов и тары, оформляются соответствующими складами предприятия и стройки, как правило, путем составления приходных ордеров по форме № М-4, утвержденной Приказом № 193. На массовые однородные грузы (уголь, песок, щебень и др.), прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня допускается составление приходных ордеров в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение дня делаются соответствующие записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются и общим итогом заносятся в приходный ордер.

В случае установления несоответствия поступивших материалов ассортименту, качеству и количеству, указанным в документах поставщика, составляется акт о приемке материалов по форме № М-7 с обязательным участием в приемной комиссии материально ответственного лица и представителя поставщика или независимого представителя. Если имеется приемный акт, приходный ордер не оформляется. Приемные акты и приходные ордера на оприходование материальных ценностей, как правило, составляются в день их поступления.

Материалы, принимаемые на временное ответственное хранение или на переработку, должны быть своевременно записаны заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу в разделе отдельных партий материалов по владельцам. Такие материалы хранятся на складах обособленно и не могут расходоваться. В бухгалтерском учете они учитываются на забалансовом счете 02 “Активы на ответственном хранении”.

Процесс сдачи цехами и участками из производства на склад материальных ценностей, изготовленных или переработанных ими, должен оформляться путем выписки накладных на внутреннее перемещение материалов по форме № М-11. Этими же накладными оформляются и операции по сдаче цехами из производства на склад или в кладовую остатков неизрасходованных материалов (если они ранее были получены по требованию), а также сдача отходов от производства продукции, от брака, от ликвидации основных средств, от разборки временных сооружений и др.

В бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ-9 материалы зачисляются на баланс по первоначальной стоимости, которая определяется в зависимости от способа их поступления на предприятие.

Первоначальной стоимостью материалов, приобретенных за плату, является себестоимость, состоящая из следующих фактических расходов:

• сумм на оплату поставщику (продавцу) согласно договору;

• сумм ввозной пошлины;

• сумм непрямых налогов, связанных с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию;

• транспортно-заготовительных расходов (затрат на заготовку запасов, оплаты тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы на страхование рисков транспортировки запасов);

• других расходов, непосредственно связанных с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Пример 1. Предприятие выпускает верхнюю женскую одежду. Согласно договору купли-продажи была приобретена ткань на сумму 24000 грн., в том числе НДС — 4000 грн. Транспортные расходы по доставке ткани на предприятие сторонними организациями составили 660 грн., в том числе НДС — 110 грн., а осуществленные собственными силами предприятия — 100 грн. Расходы по разгрузке ткани (заработная плата с начислениями) составили 80 грн. Бухгалтерские записи будут следующими. 

п/п

Содержание записи

Бухгалтерский учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

1.1

Отражена стоимость приобретенных материалов

201

631

20000

1.2

Отражена сумма НДС

641

631

4000

1.3

Перечислены поставщику денежные средства

631

311

24000

2.1

Отражена стоимость транспортных расходов по услугам, предоставленным сторонними организациями

201

685

550

2.2

Отражена сумма НДС

641

685

110

2.3

Перечислены денежные средства транспортной организации

685

311

660

3

Отражена стоимость транспортных расходов по перевозкам, осуществленным силами предприятия

201

203,661,65

90

4

Отражены расходы по разгрузке материалов

201

661,65

80

 В данном примере стоимость транспортно-заготовительных расходов можно отнести к конкретному виду материалов. Однако в том случае, когда такие расходы связаны одновременно с несколькими видами материалов, бывает довольно сложно распределить их сумму между разными вилами материалов. Для этого ПБУ-9 предлагает использовать метод среднего процента, в соответствии с которым сумма транспортно-заготовительных расходов в течение месяца накапливается на отдельном субсчете счета “Запасы”, например 291 “Транспортно-заготовительные расходы по доставке материалов”. В конце месяца определяется сумма транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), подлежащая списанию.

Ńóģģą ŅĒŠ = ńšåäķčé % ŅĒŠ*ńņīčģīńņü āūįūāųčõ ģąņåščąėīā 

В свою очередь:

                                   Сумма ТЗР на               +       ТЗР, осуществленные в

                                   начало месяца                               течение месяца

Средний % ТЗР = ----------------------------------------------------------------------------

                                   Сумма остатков             +       Стоимость материалов,

                           материалов на начало месяца  поступивших за отчетный месяц

Приведем пример расчета распределения ТЗР.

Пример 2. Остатки по счетам на начало месяца были следующими:

Дебет 20— 220 тыс. грн. Дебет 29.1 — 15тыс. грн. За отчетный период на предприятие поступили материалы на сумму 750 тыс. грн. и израсходованы в производство на сумму 580 тыс. грн.

Транспортно-заготовительные расходы составили 90 тыс. грн.

Расчет имеет следующий вид. 

Содержание

Стоимость материалов, тыс. грн. Счет 20

Транспортно-заготовительные расходы, тыс. грн. счет 291

Остаток на начало месяца

220

15

Поступило за месяц

750

90

Выбыло за месяц

580

62,78*

Остаток на конец месяца

220 + 750 - 580 = 390

15+90-63=42

*Сумма ТЗР, которая приходится на материалы, выбывшие в отчетном месяце, составляет: (15+90)/(220+750)*580=62,78 тыс. грн.

Сумма списания ТЗР отражается на тех же счетах учета, в корреспонденции с которыми отражается и выбытие материалов. В большинстве случаев это будет передача в производство:

Дт23 “Производство” Кт291 “ТЗР материалов”.

Если суммы ТЗР несущественны, возможно списание на себестоимость реализованной готовой продукции:

Дт901 “Себестоимость реализованной готовой продукции Кт291 “ТЗР материалов”.

Поступившие в качестве взноса в уставный капитал предприятия материалы оцениваются по справедливой стоимости, согласованной учредителями. При этом бухгалтерские записи имеют вид:

Дт20 “Производственные запасы” Кт46 “Неоплаченный капитал”.

Первоначальной стоимостью безвозмездно полученных материалов является также их справедливая стоимость, и отражаться они будут в составе доходов от операционной деятельности предприятия:

Дт20 “Производственные запасы” Кт 719 “Прочие доходы от операционной деятельности”.

Материалы могут поступать на предприятие и в результате обменной операции. В этом случае важно, подобные это активы или неподобные. Подобными признаются те активы, которые имеют одинаковое назначение (выполняют подобную функцию в таком же виде деятельности) и имеют одинаковую справедливую стоимость (балансовая стоимость при этом может быть разной).

Первоначальная стоимость материалов, приобретенных в результате обмена на подобные материалы, равна балансовой стоимости переданных материалов. Однако если балансовая стоимость последних выше их справедливой стоимости, то первоначальная стоимость полученных материалов будет равна их справедливой стоимости. Разница между балансовой и справедливой стоимостью переданных материалов включается в состав расходов отчетного периода.

Пример 3. Предприятие имеет заказ на пошив пальто красного цвета. На складе предприятия имеется ткань лишь черном цвета. Принято решение обменять ткань. Справедливая стоимость подобной ткани составляет 40 грн. за метр. Балансовая стоимость ткани черного цвета: вариант 1 — 30грн., вариант 2 — 50грн. Всего передано 200 метров ткани. Указанная операция отражается следующими записями

п/п

Содержание записи

Бухгалтерский учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

1

Вариант 1. Списана ткань черного цвета и оприходована ткань красного цвета

201

201

6000

2

Вариант 2. Списана ткань черного цвета и оприходована ткань красного цвета

201 946

201

201

8000

2000