ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДонНТУ)


Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

Язык Разделы
ukr Український rus Русский eng English Библиотека Ссылки

ПЕТРОСЯН
ОЛЬГА
АЛЕКСАНДРОВНА

факультет : ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
группа: ЭМ-99б

e-mail:

petrosyan_olga@mail.ru

Тема магистерской работы: "Анализ возможных последствий вступления в ВТО для Украины"

Научный руководитель: профессор д.э.н. Василенко Валерий Николаевич



ПЛАН


    1.Мировая торговля как фактор проявления международного разделения труда

    2. Роль ВТО в упорядочении международной торговли

    3. Существующие проблемы функционирования стран - участниц ВТО

    4. Анализ последствий вступления в ВТО для Украины



    ВВЕДЕНИЕ


    Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.
    В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
    В настоящее время порядок функционирования многосторонней системы торговли в мире определяет Всемирная торговая организация (ВТО). Ее правилами регулируется более 93 процентов объемов мировой торговли.
    При оценке реальных последствий интегрирования Украины в мировое хозяйство следует учитывать, что кодексы и конвенции ВТО не являются приемлемыми для всех без исключения стран - и развитых, и тех, которые только лишь ступили на путь рыночных преобразований или преодолевают глубокий социально - экономический кризис. С одной стороны, при помощи ВТО решается широкий круг вопросов, а с другой - во взаимоотношениях между экономически развитыми странами, между развивающимися странами непрерывно возникают проблемы и противоречия, большинство которых обусловлено конфликтами интересов самих стран- участниц ВТО.
    Главенствующая роль в мировом производстве и экспорте лидеров экономического развития облегчает установление выгодных именно им "правил игры", усложняющих положение наиболее слабых партнеров. Расширяя сферу своего влияния через ВТО, развитые страны руководствуются прежде всего своими интересами и вряд ли поступятся ими в пользу менее развитых стран.
    Таким образом, курс на либерализацию и вступление в ВТО обусловлены не только потенциальными преимуществами: возможность увеличения валового национального дохода за счет увеличения объемов, включенных во внешнеторговый оборот ресурсов, усиления роли внешней торговли, как фактора экономического развития и структурных изменений, ускорение формирования конкурентной среды, обеспечение эффективной внешнеэкономической специализации за счет перехода от традиционной торговли к научно - технической кооперации и производственной интеграции на основе современных технологий; но и может привести при нынешнем состоянии экономики к негативным последствиям и нанести урон национальным интересам Украины и ее экономической безопасности. Именно этой проблеме посвящена настоящая работа. Основные цели работы - общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ГАТТ, характеристика проблем и перспектив Украины в связи с ее вступлением в ВТО.


    1. Мировая торговля как фактор проявления международного разделения труда



    Основной формой мировых хозяйственных связей продолжает оставаться внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Темпы прироста международных экспортно - импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции[1].
    По данным Всемирной торговой организации (ВТО) за 1950 - 2003 гг. объем мирового экспорта возрос в 20 раз, в то время как мировое производство увеличилось лишь в 7 раз. Мировой экспорт промышленных товаров за тот же период увеличился в 35 раз, а мировое производство промышленной продукции в 10 раз.
    Динамика роста международной торговли по сравнению с динамикой роста мировой экономики характеризуется следующими данными:
    -1954 - 1963 гг. - среднегодовой темп прироста международной торговли составил 7, 1 %, рост мировой экономики - 5, 2 %.
    -1964 - 1973 гг. - 8, 7 %, 5, 7 %.
    -1974 - 1990 гг. - 4, 5 %, 3, 2 %.
    -1991 - 1996 гг. - 5, 6 %, 1, 5 %.
    -В 90 - е годы после довольно умеренного роста и стагнации (в 1993) объем мировой торговли товарами с 1994 г. начал расти достаточно высокими темпами. Темп прироста мировой торговли товарами составил почти 9 %.
    -В 1998 г. в результате азиатского финансового кризиса, распространившегося на другие страны мира, объем мировой торговли товарами сократился на 2 %.
    -В 2000-2003 гг. мировая торговля развивалась наиболее высокими за последние 30 лет темпами - объем мирового товарооборота увеличился на 12, 5 %.
    В последнее время зависимость большинства крупнейших стран мира от внешней торговли возросла. Доля внешней торговли в ВВП снизилась только у Японии.[2]
    Постоянно повышающаяся степень открытости мирового хозяйства стимулирует его развитие, однако при этом увеличивается зависимость экономического положения в отдельной стране от развития мировой экономики в целом.
    Динамизм международной торговли и повышение ее значения в мировой экономике обусловлены объективным процессом глобализации: ростом взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда. Общественное разделение труда на базе частной собствен-ности и обмена охватило всю структуру производственных и рыночных отношений внутри общества. Однако только в усло-виях капитализма международное разделение труда охватило народы и страны всех континентов, связав их между собой всемирным рынком.
    В основе разделения труда и развития всемирного рынка лежит торговый обмен всех стран мира. Но в последний период к товарному обмену добавился обмен услуг и капиталов. Всемирный рынок, отражающий интенсивное развитие международных экономических отношений, представляет собой довольно насыщенную сеть связей между различными типами разделения труда как отражение потребности всеобщего охвата всего мира достижениями научно- технической революции, массивного, расширенного производства. Роль всемирного рынка все более проявляется как эталон экономического образца общения между народами и государствами, стремящихся к экономической и политической стабильности, разрешению межгосударственных отношений.[3]
    В рамках современного всемирного разделения труда наиболее развитыми оказались так называемые старые капиталистические страны Западной Европы, США, Канада, Япония. С начала 70х г. к ним добавилась группа "азиатских тигров" (Таиланд, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань), Бразилия и некоторые нефтедобывающие страны Ближнего Востока. При этом необходимо отметить, что, несмотря на увеличение внешнеторгового оборота развивающихся стран на основе экономической зависимости от стран Запада, их доля во всемирной торговле на протяжении 70-90-х гг. имела тенденцию к сокращению. [3]
    Всемирное разделение труда, объединяющее несколько типов международного распределения обязанностей в единую систему, дает возможность каждому партнеру извлекать выгоды из рационального размещения своих производительных сил не-зависимо от природного фактора. Однако такому процессу обычно мешают торговые барьеры как проявление дискрими-нации одних стран по отношению к другим, несбалансирован-ное ценообразование, образующее ножницы цен между промышленно развитыми и развивающимися странами в рамках мирового рынка.[5]
    Динамичный рост производств отдельных стран ("азиатских тигров", малых стран Западной Европы, Бразилии, Аргентины в последние 10-15 лет), повышение их научно-технического и экономического потенциала создает условия для взаимной за-интересованности в развитии рынка на базе дальнейшего раз-деления труда. В этих рамках все эффективнее реализуется концепция развития отрасли производства для рынка. В резуль-тате структура экспорта все более насыщалась товарами обра-батывающей промышленности: машиностроения, приборо-строения, электроники, текстильной, обувной. Практически международное разделение труда направлено на реализацию достижений научно-технической революции и представляет собой и универсальный способ развития производительных сил и общественный фактор, выступающий как базис для природ-ного фактора в размещении производства. Если всемирная торговля свидетельствует о существовании всемирного рынка, а последний дает возможность обнаружить всемирное разделение труда как источник движения международного обмена, то вся образующаяся цепочка представляет собой конкретное доказа-тельство последнего.[6]
    Следует также обратить внимание на факторы, влияющие на участие стран в международном разделении труда. К числу этих факторов можно отнести следующие:
    а) Объем внутреннего рынка стра-ны

    У крупных стран с развитым рынком больше возможностей найти на нем необходимые факторы производства и потребитель-ские товары. И следовательно, меньшая потребность участвовать в международной специализации и товарообмене. В то же время развитый (диверсифицированный) рыночный спрос в стране побуж-дает расширять импортные закупки, возмещая их расширением экспортной специализации.
    б) Уровень экономического развития страны

    Необходимость учас-тия страны в МРТ тем больше, чем меньше экономический потен-циал страны.
    в) Обеспеченность страны природными ресурсами

    Высокая сте-пень обеспечения страны моноресурсом (например, нефтью), а также низкая степень обеспечения полезными ископаемыми вызы-вает необходимость активного участия в МРТ.
    г) Удельный вес в структуре экономики страны базовых отраслей промышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия и др.)

    Чем выше удельный вес базовых отраслей, тем, как правило, меньше ее включение в систему МРТ.[8]
    Следует иметь и виду, что все названные факторы не абсолютны в своем проявлении. Их влияние может быть в той или иной степени уменьшено, например, изменением международной конкуренто-способности местной продукции, ограничениями экспорта.
    Главное в процессе развития МРТ - это то, что каждый его участник ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в МРТ.[7] Реализация преимуществ МРТ в процессе международного об-мена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экс-портируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних за-трат из-за отказа от рационального производства при использова-нии более дешевого импорта.


    2 Роль ВТО в упорядочении международной торговли



    Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).[4] На сегодняшний день членами ВТО являются 145 государств.
    ВТО призвана регулировать торгово - политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т. н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986 - 1994 гг.).
    Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств - членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.
    Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
    ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой прак-тики, а именно:
      - таможенно-тарифное регулирование;
      - антидемпинговое регулирование и применение компенсационных по-шлин;
      - использование субсидий и компенсационных мер;
      - нетарифные ограничения;
      - количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;
      - деятельность государственных торговых предприятий;
      - таможенные союзы и зоны свободной торговли;
      - таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой до-кументации;
      - внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;
      - защитные меры в торговле;
      - технические барьеры в торговле;
      - санитарные и фитосанитарные меры;
      - правила происхождения товара;
      - торговля услугами;
      - торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, вклю-чая торговлю поддельными товарами;
      - торговля текстилем и одеждой;
      - торговля сельскохозяйственной продукцией;
      - осуществление правительственных закупок;
      - торговля гражданской авиатехникой;
      - торговые аспекты инвестиционных мер;
      - международная торговля и защита окружающей среды.[9]


    Важнейшие принципы ВТО в области регулирования международной торговли и торговой политики следующие:[11]
    Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации.

    Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц (ст. I - ГАТТ-1994). Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Догова-ривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении нее диск-риминационный подход.
    Принцип национального режима.

    Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхож-дения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряже-ний и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).
    Принцип зашиты национальной промышленности

    Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленно-сти страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количествен-ные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. XI-XVI ч. II). В ст. VI говорится, что "ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких зап-рещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспор-тных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов".
    Принцип содействия справедливой конкуренции.

    Речь идет о решении воп-росов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних суб-сидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регули-рования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определен-ные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обви-нениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых ком-пенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение "войны субсидий" и использование компенсационных мер в протекционистских целях. (ст. II ч. I)
    Общее запрещение количественных ограничений импорта.

    Такие ограни-чения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключе-ние составляют случаи применения количественных ограничений в целях за-щиты платежного баланса (ст. XII ч. II) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. XVIII ч. II).
    Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах.

    В дан-ном случае предусматриваются "изъятия" и применение "защитной оговор-ки". "Изъятия" (ст. XXV ч. III) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговы-ми обстоятельствами. "Защитная оговорка" (ст. XIX ч. III) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличи-вающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.
    Принцип региональных торговых договоренностей

    В рамках этих договоренностей группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наиболь-шего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. XXIV ч. III). Предусматривается, что региональные торго-вые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внеш-неторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять мно-гостороннюю торговую систему.

    Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощ-рение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также осво-бождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского ра-унда было принято положение о предоставлении развивающимся странам ре-жима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специаль-ный торговый режим для наименее развитых стран.

    Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими това-рами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран.[4]
    Все страны - члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90 % всей мировой торговли товарами и услугами.
    В настоящее время система ВТО является наиболее универсальной и полной. Подавляющая часть мировой торговли осуществляется странами - участницами этой организации.


    3 Существующие проблемы функционирования стран- участниц ВТО


    Изначально, как было отмечено выше, деятельность ВТО направлена на либерализацию торговли. С одной стороны, такая задача соответствует интересам национальных производителей, стремящихся расширить свои операции на внешнем рынке. С другой стороны, она противоречит интересам тех компаний, которые не стремятся к завоеванию рынков других стран и требуют от своих правительств защиты от иностранной конкуренции на внутреннем рынке.
    Следует также отметить, что правовая система международной торговли не является раз и навсегда данной, а постоянно развивается. Как и в любой другой правовой системе, здесь присутствуют белые пятна, которые допускают двоякое и троякое толкование. Постоянно идет борьба стран, стремящихся реализовать свои интересы как в рамках действующей правовой системы ВТО, так и посредством ее расширения. Отсюда- торговые конфликты, споры по поводу применения тех или иных норм, зафиксированных соглашениями ВТО.
    Конфликт интересов стран-участниц ВТО и несовместимость позиций различных сторон переговорного процесса в последние несколько лет достигли глобальных масштабов. Большинство развивающихся стран заявляют, что они не только не могут позволить себе расширить рамки либерализации торговых отношений, но и выступают с предложением отсрочить введение ранее достигнутых договоренностей Уругвайского раунда.
    Сложившийся в ВТО механизм принятия решений на основе консенсуса (хотя формально предусмотрено голосование) позволяет крупнейшим развитым странам - в первую очередь США и Европейскому Союзу - контролировать деятельность Организации. [12]
    Несмотря на свое преимущественное положение США и ЕС в процессе своего функционирования также как и развивающиеся страны сталкиваются с рядом проблем.
    В июле 2000 года Европейская комиссия опубликовала очередной доклад о действующих в США барьерах для торговли и инвестиций. В этом документе были перечислены такие "чувствительные" для стан ЕС проблемы внешнеэкономических связей, как экстерриториальное применение законодательства США, их склонность к принятию односторонних торгово - политических санкций против третьих стран, сохранение в этой стране ряда тарифных и технических барьеров, противоречивое антидемпинговое законодательство, нарушения прав интеллектуальной собственности европейцев, налоговые проблемы, существующие препятствия для доступа на рынок телекоммуникаций, законодательство "покупай американское" и т. д.
    Торговая политика США вызывает чувство неприятия не только в ЕС. США стали излюбленной мишенью для антидемпинговых расследований как в развитых так и развивающихся странах. По количеству возбужденных против них расследований в ВТО американцы находятся на третьем месте, уступая Китаю и Японии. Наибольшее число петиций против США выдвинули Мексика, Канада и страны ЕС. К примеру, США выступили ответчиком по процессам, возбужденным в связи с ограничениями на импорт полупроводниковых приборов из Южной Кореи, введением компенсационных пошлин на ввоз углеродистой стали из Великобритании. Пакистан потребовал от ВТО рассмотреть претензии к США в части действующих ограничений на импорт хлопка, Канада- по запретам, установленным на импорт круглого леса и т. д.
    В то же время Соединенные Штаты являются самым агрессивным жалобщиком в ВТО. Всего они инициировали 281 петицию по обвинению в демпинге против 48 стран. При этом их главными мишенями стали Китай, против которого начато свыше 40 антидемпинговых расследований, Япония и Тайвань. В докладе представителя США на переговорах о торговых барьерах за рубежом, опубликованном в апреле 2002 года, содержатся основные претензии США против их основных торговых партнеров. Так, наибольшее неприятие американцев вызывает финансовая поддержка европейской авиапромышленности, а также вопросы стандартизации и сертификации. Япония, по мнению американцев, продолжает сохранять препоны для импорта американского телекоммуникационного оборудования. Кроме того, США противятся действующим в этой стране ограничениям на ввоз американских сельскохозяйственных и лесных товаров, продукции рыболовства, медицинских инструментов и фармацевтики.
    Однако перечисленными странами США не ограничиваются. В разное время они направляли петиции в ВТО в связи с установленными в Индии квотами на импорт сельскохозяйственных и текстильных товаров, ограничениями по импорту молочных товаров в Канаду, установленными в Австралии субсидиями на некоторые виды изделий из кожи и т.д.
    Говоря о проблемах функционирования стран - участниц ВТО нужно остановиться на такой стране как Индия. Следует отметить, что она - одна из основательниц ГАТТ. Она стала членом этой организации в 1947 году и с 1995 года входит в ВТО, где пользуется заметным влиянием. Индия, часто кооперируясь с Бразилией, выступает в качестве главного оппонента индустриальных государств. Так, она выдвинула концепцию "особого и дифференцированного подхода" к развивающимся странам и переходным экономикам прежде всего в области финансовых услуг и информационных технологий. Как показывает практика ВТО, каждый участник организации защищает, прежде всего, собственные интересы.
    Большим разочарованием для Индии было сохранение ограничений на важнейшие виды ее экспорта, по которым первоначально были достигнуты соглашения в Дохе (ноябрь 2001 года) о расширении доступа (текстиль, готовая одежда, продукция сельского хозяйства). Особенно болезненны ограничения на текстильные товары, занимающие лидирующие позиции в структуре ее экспорта. Основной импортер США намечает дальнейшее ограничение свободы торговли текстилем с Индией, ссылаясь на то, что она "остается одним из наиболее защищенных рынков в мире". Также конфликтная ситуация сложилась в связи с экспортом стали в США. Индия занимает 11 место в мире по ее выплавке (2222 тыс. т.). США ввели ограничения на ее импорт еще в 2001 году и тогда же страна подала жалобу в ВТО на действия США. Индия пытается переориентировать свой стальной экспорт на Европу и Юго - Восточную Азию, но здесь трудно рассчитывать на успех из - за усиливающейся конкуренции аналогичной продукции Южной Кореи (выплавка 3236 тыс. т. стали в год).
    Также немаловажной проблемой является противоречие между 16 стран-экспортеров продовольствия (Австралия, Канада, США, Новая Зеландия и др.) и странами, не входящими в эту группу, в основном импортеров продовольствия (ЕС, Япония. Южная Корея и др).
    Страны первой группы относятся главным образом к странам южной группы, имеющим наиболее благоприятные климатические условия и низкие издержки производства
    Среди стран второй группы многие относятся к северной группе стран с менее благоприятными условиями (Норвегия, Финляндия, Швеция) или имеются страны с небольшой площадью пашни (Швейцария, Япония). Эти страны исторически оказывают значительную государственную поддержку своему сельскому хозяйству.
    Главным объектом международной критики является аграрная политика в странах ЕС и Японии, как стран наиболее поддерживающих свое сельское хозяйство.
    На самом деле размер государственной поддержки сельского хозяйства в расчете на одного фермера в США не ниже, чем в странах ЕС.
    Однако в США структура этой поддержки иная, направленная на поддержание экспорта, в то время как в ЕС превалирует прямая поддержка фермерам.
    ЕС намерен потребовать от США, Австралии, Канады и других стран прекратить предоставление государственных экспортных субсидий и отказаться от практики торговли сельхозпродукцией посредством государственных организаций (например. Австралийское управление по экспорту пшеницы).
    В то же время страны ЕС также как и Япония не намерены отказываться от прямой финансовой поддержки своим фермерским хозяйствам.
    Еще одно важное противоречие возникло недавно и связано с отношением ряда стран к торговле продуктами питания, произведенных с применением генной инженерии (трансгенные растения и животные, выращенные с помощью гормональных препаратов).
    Водораздел проходит между странами, широко разрабатывающих и уже использующих генетически модифицированные (ГМ) продукты (США, Бразилия, Аргентина, Китай. Канада и др.) и странами, считающими такую продукцию небезопасной для здоровья (страны ЕС. Индия, Россия и др.).
    В США отсутствует специальная маркировка на (ГМ) продукты, американцы заявляют, что научных доказательств вредности для здоровья и окружающей среды этой продукцией нет, а значит, и запрет ЕС на ее ввоз представляет собой грубое нарушение правил свободной торговли.
    В США каждая третья американская корова получает инъекцию генетически преобразованного бычьего гормона роста, повышающего удои молока.
    Широко практикуется в США производство семенного материала кукурузы и сои с внедрением генов живущего в почве микроба Bacillus thuringiensis в ДНК этих сельскохозяйственных культур и опасного для насекомых вредителей.
    Метод значительно удешевляет производство (уменьшение потерь урожая и неиспользование дорогих пестицидов), а при отсутствии маркировки сельскохозяйственная (ГМ) продукция реализуется по той же цене, что и натуральная.
    Экспорт такого посевного материала (фирма Monsanto) пока невелик из-за сопротивления многих стран.
    Существуют различные экзотические продукты: помидоры с повышенной сохраняемостью и морозостойкостью, зерна кофе без кофеина, картофель с повышенным содержанием крахмала и многое другое.
    В настоящее время в США примерно 40% сои, 25% кукурузы и 10% картофеля приходится на ГМ -культуры
    Рыночный подход стран - основных производителей такой продукции натолкнулся на не менее мощное сопротивление развивающихся и многих европейских стран, которые опасаются, по крайней мере, трех последствий: дешевая (ГМ) продукция подорвет позиции национальных производителей, нанесет ущерб их биологическим ресурсам и может иметь негативные долгосрочные последствия для здоровья человека.
    Хотя формально в странах-противниках (ГМ) продукции запрета на ее импорт не существует, де-факто в странах ЕС действует мораторий на производство. Особенно активно за запрет выступают Испания, Португалия, Австрия. Люксембург, Италия и Греция.
    Одним из первых государств СНГ к ВТО присоединилась Киргизия - 20 декабря 1998 года. За период членства республики в ВТО наблюдается позитивная тенденция улучшения сальдо торгового баланса, вместе с тем, существует ряд очень весомых причин, из-за которых Киргизская Республика пока не может воспользоваться благоприятными условиями выхода своей продукции, предоставляемыми членством в ВТО.
    Во-первых, географическая удаленность и высокие транспортные издержки. Ввиду большой удаленности от потенциально привлекательных рынков стран-членов ВТО и недостаточно развитой транспортной инфраструктуры, товары поступают на эти рынки уже существенно удорожавшими или вовсе не поступают.
    Во-вторых, недостаточно высокое качество продукции. Здесь имеет место низкая конкурентоспособность товаров, как правило, производимых на предприятиях с устаревшим оборудованием.
    В-третьих, протекционистская внешнеторговая политика соседних стран, которые в последние годы активно практикуют политику ограничения импорта, особенно тех товаров, которые производятся в этих странах.
    В-четвертых, существует проблема транзита через соседние страны, не являющихся пока членами ВТО.[11]
    Сам факт членства не гарантирует автоматического получения выгод, их реализация зависит от целого ряда условий, на многие из которых республика не может оказать заметного влияния. Однако, ситуация может измениться после вступления ее основных торговых партнеров Узбекистана и России, хотя бы только потому, что членство этих стран в ВТО даст возможность застраховаться от односторонних непредсказуемых изменений в торговой политике этих стран и позволит решать конфликты и споры с помощью применяемых ВТО процедур. Более того, Киргизская Республика сможет решить проблему транзита киргизских товаров через территории этих стран. Таким образом, вступление соседних стран в ВТО может способствовать снижению цен на киргизские товары на внешних рынках за счет уменьшения тарифов и транспортных издержек, а также росту качества отечественных товаров, обусловленному потенциальным ростом инвестиций в современные производства.
    В заключении следует отметить, что для того чтобы на равных с другими членами ВТО использовать торгово - политический инструментарий, Украине придется, независимо от хода переговоров и времени присоединения к ВТО, форсировать проведение следующих мероприятий:
      - приложить максимум усилий к созданию полноценного рынка факторов производства, включая рынки капиталов, труда и земли, а также развитых систем кредитования, страхования, лизинга, национальной инновационной системы;
      - постоянно работать на улучшением делового климата в стране, повышением ее инвестиционной привлекательности;
      - создать максимально доступную систему информации о положении на украинском и мировом товарных рынках, о соблюдении нормативов ВТО в других странах - членах;
      - восстановить практику системного и долгосрочного прогнозирования национальной экономики, основанную на постоянном мониторинге и периодической корректировке отраслевых и макроэкономических прогнозов;
      - обеспечить подготовку специалистов, способных использовать правовые нормы ВТО и действующую в ней систему разрешения споров для отстаивания интересов Украины.

    От того, в какой мере Украина сумеет проводить эффективную экономическую политику, в максимальной степени использующую механизмы ВТО, будет зависеть результат последствий присоединения.


    4. Анализ последствий вступления в ВТО для Украины


    Анализ социально - экономических процессов, которые происходили в Украине на протяжении последнего десятилетия, позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее развитие государства во многом будет зависит от согласования тенденций внутреннего экономического развития с общемировыми, и прежде всего, теми, которые вырабатываются в сфере регулирования мировой торговли товарами, услугами и технологиями.
    В последнее время одной из центральных тем экономической жизни Украины стало возможное вступление государства во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Хотя вероятность этого события в ближайшее время минимальна, последние шаги руководства страны свидетельствуют о приоритетности этой задачи в деятельности властей в уже обозримом будущем. Между тем сам факт вступления Украины в эту известную мировую экономическую структуру неоднозначен с точки зрения украинских экономических интересов.

    В настоящие время, опираясь на работы отечественных и зарубежных исследователей можно выделить преимущества и недостатки вхождения Украины в ВТО.(см. рис 1)




    Рисунок 1.- Положительные и отрицательные последствия вступления в ВТО для Украины

    Эксперты прогнозируют, что положительные последствия вступления Украины в ВТО ожидают области самолетостроения, судостроения, химическую промышленность, сельское хозяйство, сферы риелторсих услуг, образования морского транспорта и медицинских услуг. Также это приведет к положительным последствиям в сфере легкой и пищевой промышленности, сфере телекоммуникаций, туристических услуг, на фондовых биржах, трубопроводном транспорте, сфере страхования, почтовой связи и банковских услуг.[13]
    Членство в ВТО будет означать внедрение прозрачных и одинаковых для всех участников рынка условий хозяйственной деятельности и конкуренции. Это, безусловно, приведет к росту деловой активности и росту иностранных инвестиций.
    Как свидетельствует опыт стран Центральной Европы, рост иностранных инвестиций после вступления в ВТО составляет от 50% до 200%.
    Министерство экономики Украины прогнозирует приток инвестиций в размере 3 млрд. долларов.[15]
    Членами ВТО являются 145 государств, доля которых в мировой торговле составляет 96%. Став членом этой организации, Украина получит лучшие условия доступа на рынки стран - членов ВТО, вследствие уменьшения тарифных и нетарифных ограничений, что, несомненно, будет содействовать росту экспорта.
    По мнению экспертов, после вступления Украины в ВТО объем отечественного экспорта увеличится на 1 млрд. дол. США.
    По расчетам Министерства Экономики Украины, чрезвычайного увеличения импорта товаров вследствие вступления Украины в ВТО не состоится. Причина состоит в особенностях внутреннего рынка Украины, который еще недостаточно развит для поглощения больших объемов импорта.
    Минэкономики имеет прогнозные расчеты изменений объемов импорта с учетом обязательств, взятых на себя Украиной в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО по отдельным товарным группам:
      - средняя ставка таможенной пошлины на продукцию легкой промышленности, соответственно тарифному положению Украины, может быть уменьшена с 6,35 до 5,97 %. Объемы импорта этой области возрастут с 660 до 750 млн. дол. США, или на 14 %;
      - в металлургии можно ожидать уменьшение ставки ввозной пошлины до "нулевой". В результате импорт увеличится с 1,2 до 1,4 млрд. дол. США, или на 16 %;
      - ставки таможенной пошлины на продукцию химической промышленности Украина предполагает уменьшить с 6,39 % до 5,73 %. Ожидается, что за переходный период объем импорта этой продукции возрастет с 1,7 до 1,9 млрд. дол. США, или на 11,5 %;
      - соответственно тарифному предложению предполагается уменьшение ставки ввозной пошлины на сельскохозяйственную продукцию с 20,96 до 12,53 %, а увеличение импорта этой продукции в Украину не превысит 7 -8 %. В данном случае важно, что на сегодняшний день отечественная продукция занимает 93 % рынка продуктов питания Украины. Такая ситуация не является типичной - на рынках других стран их отечественная продукция составляет 60 -70 %, остальное - импорт.
    [13]
    В целом средневзвешенная ставка действующего таможенного тарифа составляет 7,02 %, а снизить ее предлагается до 5,66%.
    Соответственно прогнозным расчетам Минэкономики, с 2002 до 2006 года экспорт из Украины увеличится с 21,1 до 23,9 млрд. долларов США, или на 12,6%. Импорт - с 17,4 до 20,5 млрд. долларов США, или на 17,7 %. Таким образом, в 2006 году положительное сальдо внешней торговли составит 3,4 млрд. долларов США.
    Однако, следует подчеркнуть, что снижение импортных тарифов приведет к обострению конкуренции на внутреннем рынке между украинскими и зарубежными производителями. Со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию украинские компании столкнутся с импортом более конкурентоспособной иностранной продукцией. Это в совою очередь, может вызвать снижение возможностей расширения производства для украинских производителей на внутреннем рынке.
    Необходимо также обратить внимание на тот факт, что изменения в сфере налоговых и других льгот приведут к закрытию некоторых предприятий. Членство в ВТО предполагает согласованность любой помощи или субсидии со странами - членами организации. ВТО категорически выступает против адресной помощи "приближённым предприятиям".
    Вступление в ВТО существенным образом повлияет на промышленность Украины. В первую очередь это касается металлургической, химической, легкой и деревообрабатывающей отраслей, машиностроительной промышленности, в частности электронной, электротехнической, авиа- и судостроительной. Самый большой положительный эффект получат експортоориентированные производства: металлургическая, химическая и текстильная отрасли промышленности. Отрицательное влияние испытают отдельные отрасли машиностроения, мебельная и деревообрабатывающая промышленность.
    Необходимо также отметить, что членство Украины в ВТО обусловит ускорение рыночной трансформации аграрного комплекса, который в долгосрочной перспективе будет иметь неопровержимые положительные последствия. Вместе с тем возможны определенные потери, связанные с необходимостью перестройки государственной системы поддержки сельского хозяйства и адаптации субъектов хозяйственной деятельности к новым правилам и условиям регулирования этой сферы.
    Наиболее несогласованный и проблемный вопрос в ходе переговоров относительно вступления в ВТО - это тарифная квота на сахар - сырец. Украинская позиция на данный момент такая : объем 200 тыс. т. в год со ставкой таможенной пошлины 2% с увеличением до 260 тыс. т. в 2005 году. Размер квоты по сахару - сырцу составляет приблизительно 15% от внутреннего потребления сахара в Украине. Такой объем не может не повредить внутренним производителям, конкурентоспособность которых на сегодняшний день остается низкой. Вместе с тем несогласование этой позиции в переговорном процессе может заблокировать вступление Украины в ВТО. Решение данного разногласия находится в плоскости государственной поддержки сахарной отрасли, которая по нормам ВТО может составлять не меньше 100 млн. грн. (5% от стоимости производства сахарной свеклы в стране).[10]
    Вообще внедрение в аграрном секторе норм и правил ВТО, относительно сельского хозяйства, отвечает объективным потребностям реформирования аграрных отношений и будет оказывать содействие реализации сравнительных и конкурентных преимуществ отрасли на внешних рынках.
    Говоря о возможных преимуществах и недостатках вступления Украины в ВТО нужно также остановиться на рынке услуг. Учитывая инфраструктурную целенаправленность большинства секторов услуг можно утверждать, что реформы, осуществляемые в контексте правил и норм ВТО, могли бы содействовать повышению конкурентоспособности большинства видов деятельности и, таким образом улучшить функционирование экономики Украины в целом.
    Рассматривая сектор услуг в первую очередь необходимо остановиться на секторе банковских услуг. Можно выделить следующие положительные последствия допуска филиалов иностранных банков на рынок банковских услуг Украины:
      - повышение уровня обслуживание трансакций в банковской системе, сократятся их сроки, спектр услуг расширится и усовершенствуются технологии их предоставления;
      - стимулирование через конкуренцию развития украинских банков в направлении расширения спектра услуг;
      - увеличение объемов кредитования, которые могут быть предоставлены такими учреждениями (собственный капитал материнских банков значительно больше чем дочерних).

    Среди отрицательных следствий допуска филиалов иностранных банков на рынок банковских услуг следует отметить то, что отдельные банки с иностранным капиталом, о чем свидетельствует практика их деятельности в Украине, на определенном этапе своей деятельности начинают отдавать предпочтение удовлетворению интересов государства происхождения капитала.
    Проблему осложнения надзора за такими учреждениями можно решить путем создания эффективной системы банковского надзора за такими учреждениями, в частности, национальный режим надзора, доступ к филиалу органов банковского надзора страны местонахождение самого банка, участие в национальной системе страхования банковских депозитов и т.п.
    Главными положительными следствиями для страхового сектора от обретения Украиной членства во Всемирной торговой организации должны стать:
      - увеличение иностранных инвестиций в страховой сектор;
      - стимулирование использования новейших технологий предоставление страховых услуг и доведение их уровня до мировых стандартов;
      - расширение ассортимента страховых услуг, повышение качества услуг и обслуживание клиентов.

    К основным отрицательным последствиям можно отнести:
      - обострение конкурентной борьбы между национальными и иностранными поставщиками страховых услуг;
      - сужение внутреннего рынка для национальных поставщиков услуг;
      - поглощение более мощными иностранными страховыми учреждениями отдельных отечественных страховых компаний.

    Рынок услуг Украины является одним из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов. Членство в ВТО для отрасли связи и информатизации обеспечит следующие преимущества:
      а) увеличение поступлений иностранных инвестиций в отрасль;
      б)обеспечение принятия правил торговли в сфере предоставления услуг связи, которые действуют в большинства стран мира;
      в) предоставление широких возможностей относительно справедливого урегулирования споров в сфере связи;
      г) возможность использования потенциала Украины в сфере информационно-коммуникационных технологий на мировом рынке услуг;
      д) повышение качества и расширение спектра услуг связи;
      е) внедрение передовых технологий, а вообще это будет оказывать содействие ускорению экономических реформ в Украине в рамках обеспечения интеграционного процесса к ЕС;
      ж) либерализация рынка телекоммуникаций будет оказывать содействие развитию других услуг: финансовых, информационных и компьютерных технологий, туризма, транспорта, которые в значительной мере зависят от эффективности коммуникационных систем.
    [15]
    Вступление Украины в ВТО и либерализация рынка услуг связи отрицательно повлияет на неконкурентоспособных операторов связи, но будет оказывать содействие импорту услуг по значительно низким ценами и более высокого качества, предоставлению потребителям широкого выбора услуг вообще. Иностранные инвестиции приходят лишь в наиболее прибыльные и динамические секторы отрасли, такие как мобильная связь, услуги Интернет.
    Определенные услуги, такие как обычная корреспонденция, не являются прибыльными, но чрезвычайно важными для населения, что ставит перед государством вопрос о финансовой поддержке.
    В заключении можно сделать следующие выводы. Процесс вступления в ВТО носит противоречивый характер. В нем можно выделить ряд достоинств и недостатков. Учитывая открывающиеся перед Украиной перспективы и то, что присоединение к странам Всемирно й торговой организации - необходимость без которой довольно сложно развиваться, занять достойное место в мире, нашему государству следует взять курс на вступление в ВТО.
    Инициатором таких смелых шагов должно стать государство и парламент, так как в их руках скооперированы законодательная и исполнительная власти. Только сотрудничая, они смогут решить все болезненные проблемы настоящего времени, свести к минимуму отрицательные аспекты присоединения Украины к ВТО, максимизировать плюсы членства в этой организации, использовать эту возможность с огромной пользой для Украины, для общества в целом и для каждого человека в частности.


    Заключение



    В заключении можно сделать следующие выводы. Процесс вступления в ВТО носит противоречивый характер. В нем можно выделить ряд достоинств и недостатков. Учитывая открывающиеся перед Украиной перспективы и то, что присоединение к странам Всемирно й торговой организации - необходимость без которой довольно сложно развиваться, занять достойное место в мире, нашему государству следует взять курс на вступление в ВТО.
    Инициатором таких смелых шагов должно стать государство и парламент, так как в их руках скооперированы законодательная и исполнительная власти. Только сотрудничая, они смогут решить все болезненные проблемы настоящего времени, свести к минимуму отрицательные аспекты присоединения Украины к ВТО, максимизировать плюсы членства в этой организации, использовать эту возможность с огромной пользой для Украины, для общества в целом и для каждого человека в частности.



    Список литературы


      1. Авдокушин Е.Ф. "Международные экономические отношения" М-ЮРИСТЪ, 2001 г., стр. 1939-58.
      2. Акопова Е.С., О.Н. Воронова, Н.Н. Гаврилко "Мировая экономика и международные экономические отношения", Ростов - на Дону- Деникс, 2001г, стр. 332-342.
      3. Булатова А.С. "Мировая экономика", М- ЮРИСТЪ, 2002г., стр. 140-142.
      4. Герчикова И.Н. "Международные экономические организации", стр. 143-154
      5. Киреев Алексей "Международная экономика" ч- I, М-Международные отношения , 2000г., стр. 331-339.
      6. Миклашевская Н. И., А.В. Холопов "Международная экономика", М- Дело и Сервис, 1998г., стр. 115-117.
      7. Рыбалкина В.Е. "Международные экономические отношения", М-ЮНИТИ, 2001г., стр. 18-19.
      8. Семенов К.А. "Международные экономические отношения" , М-1998г. 10-31.
      9. Шуркалина А.К., Цыпина Н.С. "Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность " М- логос, 2002г., стр. 191-194.
      10. Строкова О.Г. "Вопросы сельского хозяйства при вступлении стран СНГ в ВТО" : Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2000г., №12, с.31- 42
      11. Шепенко Р. "Третейские группы ВТО": МЭ и МО, 2002 г., №1, с. 34-39.
      12. "Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках" : МЭ и МО, 2002 г., №8, с. 12-121.
      13. Кочура И.В., Хижняк С.С. "Украина - ВТО: проблемы, риски, перспективы", Региональный сборник научных трудов по экономике: Д , Юго - Восток, 2003г. с. 271 - 282.
      14. Покрещук А.А. "Некоторые аспекты присоединения Украины к системе ГАТТ/ВТО в условиях глобализации мировой экономики", Региональный сборник научных трудов по экономике: Д , Юго - Восток, 2002 г., с. 106 - 115
      15. Третьяк В.В. "Перспективы вступления Украины в ВТО с позиций опыта стран с переходной экономикой" Региональный сборник научных трудов по экономике: Д , Юго - Восток, 2003 г, с. 111 - 121.

    Начало