Важным условием для эффективного развития интеграционного
процесса в рамках СНГ является его
открытость и
подчиненность
задачам интеграции в мирохозяйственные и общеевропейские экономические
структуры. Ошибочными представляются попытки формировать на основе СНГ
некое обособленное образование, принятие на вооружение таких моделей развития
интеграционного процесса, которые бы:
- преследовали цели противопоставления СНГ Европейскому Союзу;
- внедряли принципы коллективного протекционизма посредством введения
тарифных и нетарифных барьеров, отгораживающих рынок Содружества от
мирового;
- формировали внутри СНГ отличный от принятых в рамках международной
экономической системы принципов механизм регулирования взаимных связей.
Следует учесть, что те трудности, с которыми сталкивается
интеграционный процесс внутри СНГ, во многом предопределяются наличием у
стран-участниц достаточно отчетливо различающихся национальных интересов. Без
их гармонизации, нахождения общего знаменателя вряд ли возможна эффективная
реализация далеко идущих планов интеграции. Интеграция внутри СНГ должна
протекать в более широком контексте, в который были бы органически
вмонтированы элементы, способствующие:
- повышению потенциала включения в мирохозяйственную систему на
справедливой, недискриминационной основе;
- более высокому уровню отношений со странами ЕС, который, однако, для
разных государств - участников Содружества может иметь несколько различное
содержание - в диапазоне от стремления получения полноправного членства до
простого расширения и углубления связей в избранных областях
общеевропейского и евразийского сотрудничества;
- совместному укреплению позиций стран - членов СНГ на рынках стран
"третьего мира", прежде всего в регионе Центральной и Восточной Азии (в
отношении Китая, Индии и других стран указанного региона).
Важным компонентом любой модели развития региональной
экономической интеграции всегда выступает
необходимость гармонизации
национального законодательства государств, входящих в интеграционное
содружество. СНГ в этом смысле не является исключением. Вместе с тем
следует учесть, что ряд стран, и в том числе Украина, сегодня имеют четкие
международные обязательства относительно адаптации своего национального
законодательства к нормам права Европейского Союза. Возникает также
необходимость имплементации в национальном законодательстве норм соглашений
ВТО и ряда других международных организаций. Поэтому
процессы гармонизации
внутри СНГ должны развиваться с учетом (а лучше - на основе) обязательств
отдельных государств - участников СНГ относительно Европейского Союза, ВТО и
других международных организаций. Более того, сама система действующих
и будущих соглашений внутри СНГ должна быть адаптирована к нормам ВТО и
Европейского Союза. Особо следует подчеркнуть необходимость
полностью адаптировать к действующим нормам ВТО такие соглашения, как
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. (в редакции
от 2 апреля 1999 г.). В этом контексте возникают обязанности полного
соблюдения регулирующих норм статьи ХХІV ГАТТ 1994 и Договоренности о
толковании данной статьи, принятой на Уругвайском раунде ГАТТ. В частности,
создание на территории СНГ зон свободной торговли или таможенных союзов
требует того, чтобы они были направлены на содействие торговле между странами
- членами СНГ, а не на создание дополнительных барьеров в торговле с другими
странами. При этом создание зоны свободной торговли или таможенного союза не
должно вести к повышению в отношении третьих стран уровней тарифов и прочих
средств регулирования торговли. А отклонения от этого принципа должны
предусматривать соответствующие компенсации странам-нечленам (например, в виде
частичных уступок в других областях).
В этом плане представляется, что
заключение полноценного соглашения о зоне свободной торговле внутри СНГ
актуализирует данный вопрос в отношениях с Европейским Союзом, что в принципе
предусмотрено действующим Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между
Украиной и ЕС. Однако
в условиях действия многостороннего соглашения о
свободной торговле внутри СНГ создание такой зоны с ЕС уже вряд ли будет
возможным лишь в ограниченном формате "Украина-ЕС", а, очевидно, потребует
скоординированного решения в формате "ЕС-СНГ".В процессе создания
региональных зон свободной торговли и таможенных союзов в соответствии с
нормами ВТО страны обязаны не только осуществлять уведомление стран-членов
этой организации об их создании и вести консультации с ними по данному
вопросу, но и возникает обязанность периодических отчетов перед Советом по
торговле товарами ВТО о действии заключенных соглашений.
Присоединение к
ВТО стран - участниц соглашения о зоне свободной торговли СНГ объективно
ставит вопрос о
гармонизации некоторых регулятивных механизмов этого
соглашения с положениями соглашений ГАТТ/ВТО. В частности, речь может идти
о внедрении в него положений о возможности:
- применения механизмов специальных защитных мер в сфере поставок
сельскохозяйственных товаров, предусмотренных статьей 5 Соглашения о
сельском хозяйстве;
- применения механизмов регулирования торговли в целях обеспечения
равновесия платежного баланса (статья ХII ГАТТ 1994 и Договоренности о
положениях ГАТТ 1994 относительно платежного баланса);
- последовательного применения правил применения в строго оговоренных
случаях количественных ограничений (статьи ХI, ХIII и ХIV ГАТТ 1994),
валютного регулирования, касающегося торговли (статья ХV ГАТТ 1994),
антидемпинговых процедур, правил применения субсидий, параметров процедур
автоматического и неавтоматического лицензирования, а также правил
осуществления государственных закупок, предусмотренных соответствующими
соглашениями ГАТТ/ВТО.
Важным параметром перспективной модели
интеграции внутри СНГ является режим осуществления внешнеэкономической
политики государств-участников в отношении третьих стран.
Обоснованная
координация внешнеэкономической политики государств - участников СНГ в ряде
областей, видимо, могла бы укрепить позиции каждого из государств в процессе
интеграции в мировое сообщество. Вместе с тем следует учитывать
имеющиеся различия в национальных интересах отдельных государств - участников
СНГ, заметные отличия в механизмах проведения их экономической и
внешнеэкономической политики.
Среди них
проблема режима присоединения и
дальнейшего участия в деятельности в рамках ВТО является на сегодня,
пожалуй, наиболее актуальной. Взаимодействие в этой сфере может быть
сконцентрировано на таких направлениях:
- Интенсифицировать обмен опытом в сфере ведения переговоров о вступлении
в ВТО, содействовать рациональному сближению формата будущих договоренностей
об условиях членства в ВТО.
- В процессе присоединения к ВТО должны быть легализованы преференции,
предоставляемые внутри СНГ его членам на основе статьи ХХIV ГАТТ 1994.
- Необходимо принять меры к формированию скоординированной политики
стран-членов СНГ не только в процессе присоединения, но и в рамках
членства в ВТО, особенно в связи с ходом нынешнего раунда многосторонних
торговых переговоров - "Раунда развития", и возможного институционального
оформления такой скоординированной деятельности (возможен аналог известной
"Группы 77" развивающихся стран).
Желательным является также
усиление обмена опытом и формирование согласованной позиции в вопросах
развития сотрудничества с Европейским Союзом,
согласованное создание
предпосылок для формирования в перспективе единого европейского экономического
пространства.