СТАНЕТ ЛИ УКРАИНА ЧЛЕНОМ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 2004 ГОДУ?




Юрий МОИСЕЕНКО, № 15 (440) Суббота, 19 - 25 Апреля 2003 года
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/440/38310/

Во время мартовских парламентских слушаний «О состоянии подготовки к вступлению Украины в ВТО» зал был заполнен лишь на десятую часть. Большинство выступающих появлялись непосредственно перед выступлением и исчезали сразу после него. И настроение царило в основном минорное. В частности, министр экономики и по вопросам евроинтеграции Валерий Хорошковский объяснил присутствующим, что «весь импорт, который должен был быть в стране, он уже в Украине. … он заходит или реально легальными путями, или нелегальным способом». Следовательно, наш рынок уже давно открыт для мира, и бояться нам ничего. А вопрос остается —
«Будет невозможно убедить Рабочую группу по вопросам вступления до тех пор, пока все необходимое законодательство не будет принято, и члены ВТО не удовлетворятся взятыми Украиной обязательствами по открытию рынков»
Майкл Джонсон, советник по вопросам торговой политики, Великобритания
17 марта в Брюсселе министр экономики и по вопросам европейской интеграции Валерий Хорошковский и комиссар по вопросам торговли Еврокомиссии Паскаль Лами подписали Двусторонний протокол о доступе на рынки товаров и услуг. Такие же протоколы были подписаны с Чехией и Словакией во время недавнего визита украинской делегации в Женеву. В конце марта в Вашингтоне был, наконец, разрешен один из наиболее проблемных вопросов в торговых отношениях с Соединенными Штатами — принята новая редакция ветеринарного сертификата на импорт куриного мяса, общеизвестных «ножек Буша». Подписание двухстороннего протокола планируется до конца года.
Итак, цивилизованный мир готов иметь дело с Украиной по общепринятым правилам. Но готов ли к этому претендент? Если вспомнить, что наша страна ведет переговорный процесс еще с 1993 года, а тот же Валерий Хорошковский еще несколько месяцев назад обнародовал пессимистический прогноз относительно даты вступления в ВТО — далекий 2010 год, сделанный на основе вывода консультативного документа Канадской программы помощи странам Центральной и Восточной Европы, то, видимо, не все так хорошо в «датском королевстве».
Программа деятельности правительства Виктора Януковича содержит как общие мероприятия — завершение переговорного процесса по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО, приближению законодательства к нормам и стандартам ВТО, так и конкретные — внедрение процедуры автоматического и неавтоматического лицензирования. Но и здесь не обошлось без разночтений. При наличии положения об обеспечении доступа нерезидентов к сфере оказания аудиторских услуг, отсутствует положение о предоставлении зарубежным банкам права на открытие филиалов в Украине (нацбанковский законопроект на эту тему отозван на доработку). Не очень убедительно звучит правительственное обещание о ежегодной гармонизации не менее 500 национальных стандартов с международными (за 10 лет гармонизировано всего 300 стандартов).
В Ежегодном послании Президента целый тематический доклад посвящен проблематике присоединения Украины к ВТО. И в качестве первопричины затягивания вступления называется непринятие Верховной Радой Украины ряда законодательных актов.
С формальной точки зрения, это действительно так. Вторая фаза графика вступления в действие приоритетных законопроектов с целью гармонизации национального законодательства провалена полностью. С апреля 2002-го по март 2003-го из 15 приоритетных законопроектов рассмотрены десять и приняты четыре. Но не следует обвинять во всем только народных избранников. Два законопроекта до сих пор не представлены правительством. Первый — об отмене ограничений для иностранных граждан и юридических лиц иных государств по учреждению информационных агентств и ограничению объема зарубежных инвестиций в уставный фонд подобных агентств — снят с рассмотрения Кабмином, как преждевременный, его рассмотрение перенесено на июнь. Второй — «О внесении изменений в статью 13 Закона «О телевидении и радиовещании» касательно увеличения доли иностранного капитала в уставном фонде телерадиоорганизаций — вообще планируется перенести на 2005 год. Возможно, финансово независимые СМИ до президентских выборов несколько несвоевременны, но как это объяснить нашим партнерам по Всемирной торговой организации?
Один из важнейших для Украины вопросов — аграрный. Судя по всему, дискуссии будут продолжаться до самого вступления нашего государства в ВТО. Дело в том, что правила этой организации не предполагают собственно отмены субсидирования. Выдвигается требование комплексной трансформации системы поддержки, которую должно оказывать государство сельскому хозяйству. На переговорах Украина отстаивает внутреннюю государственную поддержку сельского хозяйства на уровне 1,37 млрд. долл. США (в качестве базового взят период 1994—1996 годов). Между тем, некоторые члены ВТО, имея сильные аграрные позиции, хотели бы, чтобы эти расчеты выполнялись исходя из периода 1997—1999 годов — тогда сумма государственной поддержки аграрному сектору составит лишь 60 млн. долл. США.
Наименее согласованный вопрос переговоров — это тарифная квота на сахар-сырец. Украинская позиция на данном этапе такова: объем — 200 тыс. тонн в год со ставкой пошлины 2%, с ежегодным увеличением до 260 тыс. тонн в 2005 году. Проект положения о распределении тарифной квоты, подготовленный украинской стороной, гарантирует получение странами—традиционными поставщиками тростникового сахара-сырца не меньших объемов квоты, чем те, что были использовано за предыдущий год.
Пять стран (Куба, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия), являющиеся основными экспортерами сахара на мировом рынке, заинтересованы в экспорте в Украину. Отечественные производители, естественно, против. В частности, Национальная ассоциация «Укрцукор» настаивает на максимальном сокращении тарифной квоты на ввоз тростникового сахара-сырца в нашу страну, ссылаясь на возможные негативные социальные последствия. Между тем, рядового украинца значительно больше беспокоит уже начавшееся сезонное повышение цен на сахар, а не его происхождение.
Не менее любопытна история под названием «Текила и мескаль». Можно предположить, что несколько лет назад в ходе переговоров с представителем правительства Мексики, являющейся членом Рабочей группы, украинские чиновники удовлетворили его просьбу разрешить ввоз в Украину этих известных напитков со смешной пошлиной в 3% после вступления нашего государства в ВТО. При рассмотрении этого вопроса в сессионном зале 28 ноября прошлого года экс-министр экономики Александр Шлапак сразу согласился с выводом профильного комитета по вопросам финансов и банковской деятельности о неприемлемости указанной льготы. 18 марта, при обсуждении перед повторным первым чтением, заместитель госсекретаря Минэкономики Владимир Стеценко вообще не касался этого вопроса. И в обоих случаях суммы возможных потерь бюджета так и не были названы. А они, кстати, в перспективе могут быть довольно значительными.
И дело здесь не только в возможной внезапной любви отечественных пьяниц к таким экзотическим напиткам, как текила и мескаль, в случае их значительного удешевления. Но и в последующем появлении даже в заштатных сельских магазинах таких раритетов, как шотландское виски или знаменитый «Hennessy» (настоящие или фальсифицированные, это уже второй вопрос). Ведь, согласно правилам ВТО, со дня вступления Украины в эту уважаемую организацию остальные производители эксклюзивных спиртных напитков, получив доступ к подписанным протоколам, также получают право требовать от Украины согласия на экспорт своей продукции на тех же условиях, что и Мексика, по так называемому принципу наибольшего благоприятствования. Вряд ли народные избранники в курсе всех этих нюансов, но следует признать, что нюх на беспошлинное спиртное у них безупречен, что и было подтверждено голосованием 3 апреля: льготная ввозная пошлина на текилу и мескаль не предусматривается.
Со своей стороны представитель Мексики, которая первой среди стран-членов Рабочей группы подписала с Украиной двусторонний протокол о доступе на рынки товаров и услуг, на 10-м заседании Рабочей группы в Женеве подтвердил готовность своей страны поддержать вступление Украины в эту организацию. Он, видимо, свято верит в незыблемость слова украинских чиновников. Каков же выход? Скорее всего, извиниться перед Мексикой и предложить дополнить подписанный протокол определенной квотой на беспошлинный ввоз в Украину текилы и мескаля.
Можно не сомневаться, что это не единственная «мина» в подписанных украинскими чиновниками двусторонних протоколах — состав делегации в течение почти десятилетнего вступительного процесса, естественно, постоянно менялся. Просто они скрыты от общественности грифом «ДСП», поэтому суть становится известной лишь после передачи в парламент (в соответствии с международной практикой, полное содержание двусторонних протоколов обнародуется с момента вступления страны-кандидата в ВТО). Как мне объяснил один из правительственных клерков, «когда подожмут сроки, куда те нардепы денутся. Проголосуют за что угодно...». Но следует ли полагаться на случай в столь серьезном деле, как вступление в ВТО? В парламенте, как известно, заседают далеко не бедные люди, но до американских или российских коллег им еще далековато. Поэтому открытие отечественного рынка перед транснациональными корпорациями для большинства из них будет автоматически означать если не крах, то значительные финансовые потери и необходимость играть по общепринятым, а не придуманным под себя правилам. Естественно, к этому мало кто готов.
Немецкий политолог Александр Рар довольно точно подметил эту национальную особенность: «Психологически Украина не сможет открыть свой рынок для западного капитала настолько, насколько того требуют правила ВТО. Олигархические структуры, имеющие в Украине большой вес, будут препятствовать вступлению. Украинские олигархи беднее западных концернов, а последние с радостью пойдут на украинский рынок, как только будут обеспечены равные правила игры». Об этом убедительно свидетельствуют статистические данные о значительном росте зарубежных инвестиций сразу после вступления в ВТО наших соседей — Венгрии, Чехии, Словакии, Польши, стран Балтии.
Разумеется, вступление не является панацеей от всех бед. Это лишь мощный инструмент, позволяющий (если хорошо знаешь, как им пользоваться) значительно ускорить поступательное движение конкретной страны, о чем ярко свидетельствуют примеры Китая и стран Балтии. В случае же неготовности местной элиты, вступление в ВТО приведет лишь к еще более глубокому погружению в трясину нищеты и коррупции. В условиях, когда двое из трех украинцев вынуждены в большей или меньшей степени ограничивать свой пищевой рацион, не имеют удовлетворительного медицинского и пенсионного обеспечения, а ответственность за все свои беды возлагают на власть и олигархов, рассуждать о нашей готовности, мягко говоря, преждевременно. И именно это, на мой взгляд, является нашей крупнейшей интеграционной проблемой.
А что касается вероятности вступления Украины в ВТО уже в 2004 году, то есть весомые причины оставаться пессимистом в этом вопросе. С осени текущего года украинская политическая элита втянется в предвыборную гонку. И у разнообразных лоббистов появится замечательный повод торпедировать законопроекты по гармонизации отечественного законодательства, если они хотя бы в незначительной степени ущемляют финансовые интересы и реальную власть определенных групп. Зато обещаниям «ускорить» и «углубить» не будет конца...

Юрий МОИСЕЕНКО,"СТАНЕТ ЛИ УКРАИНА ЧЛЕНОМ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 2004 ГОДУ?"//Зеркало недели, № 15 (440) Суббота, 19 - 25 Апреля 2003 года,
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/440/38310/