В ожидании убытков



Ирина Клименко "Компаньон", №47 (251),2002

14 ноября в столице Катара Дохе завершилась Четвертая конференция Всемирной торговой организации (ВТО). Декларация, одобренная министрами торговли стран-членов ВТО, открыла путь к возобновлению переговоров по изменению правил мировой торговли в пользу ее либерализации. Одновременно с этим для стран - соискателей членства в ВТО завершился двухлетний мораторий на ужесточение условий присоединения к ВТО. Для Украины это означает, что в условиях отсутствия у нее последовательной политики в данном вопросе, задача присоединения к ВТО в конце 2002 года является нереальной. Убытки отечественным экспортерам и импортерам почти гарантированы.
Украина так и не сумела воспользоваться паузой, возникшей в результате срыва аналогичного саммита в Сиэтле в декабре 1999 года, и присоединиться к унифицированному торговому сообществу уже к декабрю 2001 года. Тогда, в 2000 году, после двухлетнего перерыва были разморожены многосторонние переговоры в рамках ВТО, что давало основания Украине рассчитывать на успех. Не исключено, что предполагаемая дата вступления в ВТО, объявленная правительством В. Ющенко "целевой", определялась именно с учетом этих обстоятельств. Теперь правительство А. Кинаха отодвигает дату вступления на конец 2002 года. Однако ввиду последних событий в мировом торговом сообществе эти планы, вероятнее всего, скоро будут названы нереальными, а дата "Х" - отодвинута еще на несколько лет.
При этом, хотя тенденция к либерализации мировой торговли и наталкивается на жесткое сопротивление антиглобалистских движений, у экспертов нет сомнений в том, что с течением времени степень интегрированности мировой экономики будет только увеличиваться. Поэтому, по их мнению, задача украинской власти - правильно воспользоваться сложившейся ситуацией. От того, справится ли правительство с этой задачей, будут зависеть не столько формальные сроки вступления в ВТО, сколько объем убытков, которыми экономика в любом случае заплатит за изоляционизм.
Инициированные ВТО переговоры о снижении торговых барьеров усложняют процесс присоединения к ней новых членов
В последние полвека ВТО и ее предшественница ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) провели 8 раундов глобальных торговых переговоров, добившись снижения тарифов на импорт промышленных товаров в среднем с 40% до 3,8%. За это время международная торговля выросла в 14 раз. В опубликованном непосредственно накануне встречи в Дохе ежегодном докладе ВТО говорилось, что резкое замедление темпов глобального экономического роста, отмеченное в начале этого года, оказало большее, чем ожидалось влияние на мировую торговлю. На фоне ухудшающейся экономической ситуации это привело к тому, что в первой половине текущего года мировая торговля выросла в стоимостном выражении лишь на 1%, в то время как ее стоимость в 2000 году увеличилась на 12,5%. Поэтому, согласно прогнозам ВТО, объемы мировой торговли в 2001 году увеличатся, в лучшем случае, лишь на 2% вместо 7%, прогнозируемых ранее. В силу сложившихся обстоятельств перед ВТО стояла трудновыполнимая цель: не только возобновить международный диалог после провала в Сиэтле, но и способствовать оживлению товарообмена в условиях, когда национальные правительства под давлением местных лобби стремятся закрыть свои рынки от конкуренции.
Последние переговоры по либерализации мировой торговли проходили в 1994 году, после чего разногласия между богатыми и бедными странами стали препятствием на пути возобновления диалога. Конференция в Дохе стартовала 9 ноября и должна была завершится 14. Однако еще 13 ноября договоренности о новом раунде переговоров по либерализации мировой торговли оказались под угрозой срыва. Судить же о глубине противоречий, сопровождающих интеграционные процессы, можно по взаимным претензиям богатых и бедных стран, которые едва не подарили странам-аутсайдерам ВТО еще одну "паузу".
Больше всего развивающиеся страны возмущались тем, что богатые государства не выполняют соглашений, достигнутых на предыдущей встрече ВТО в 1994 году, однако требуют от беднейших стран придерживаться условий, на выполнение которых у них не хватает средств. В ответ представитель США на торговых переговорах Роберт Зеллик и его европейский коллега Паскаль Лами активно убеждали недовольных, что это не так и что новый раунд переговоров в их интересах. ЕС даже предложил некоторым из этих стран 50 млн. евро, чтобы помочь им выполнить условия ВТО. Кроме того, европейская делегация намекнула им, что может открыть свой рынок для импорта текстильной промышленности.
Несмотря на то, что Вашингтон занимал на переговорах с беднейшими странами традиционно более жесткую позицию, США также дали понять, что могут снять некоторые ограничения на импорт текстиля в США. Таким образом, даже накануне подписания проекта договора последний воспринимался бедными странами как "не отвечающий их интересам".
В конечном счете конференция была продлена на сутки, и после длительных дискуссий министры торговли 142 стран-членов ВТО поддержали решение о трехлетнем цикле переговоров, направленных на снижение торговых барьеров во всем мире. Принятое компромиссное решение, как считают аналитики, потребует взаимных уступок как от развитых, так и от развивающихся стран. "В создавшихся условиях уступки представляются абсолютно неизбежными, - говорят они. - Однако аутсайдерам ВТО взаимные уступки богатых и бедных стран вряд ли помогут ускорить оформление своего членства в этой организации. Наоборот, новые условия будут требовать преодоления дополнительных вступительных барьеров, новых согласований и затрат времени на переговоры". Ведь согласно оптимистическим прогнозам члены ВТО рассчитывают завершить все юридические процедуры в течение 3 лет.
От дальнейшей либерализации мировой торговли в выигрыше оказались все, кроме стран-аутсайдеров
Следующий раунд торговых переговоров должен начаться 1 января 2002 года. Судя по результатам Катарской конференции, он откроет для либерализации отрасли, на которые прежде было наложено негласное табу. Иными словами, существующий режим мировой торговли, являющийся с 1994 г. некой отправной точкой для Украины, будет подвергнут модернизации. Причем не всегда и не во всем выгодной для Украины.
Очевидно, наиболее удручающим для отечественного бизнеса станет известие о том, что с 2002 года начнется процесс постепенной отмены тарифов и субсидий в аграрном секторе. Объем таких протекционистских мер оценивается в $700 млрд., что можно сравнить с появлением на мировом рынке новой экономики размера Канады. Страны так называемой Кернской группы (Австралия, Новая Зеландия, Канада), а также примкнувшая к ним Индия с самого начала выступали за то, чтобы в дальнейшем полностью отказаться от поддержки экспорта агропродукции. Близкую точку зрения высказали и США: по расчетам Министерства сельского хозяйства США новый раунд торговых переговоров будет способствовать снижению цен на продукты питания в среднем на $25 млрд. в год. Небезосновательно считается, что это положительное решение стало возможным главным образом вследствие того, что Европейский союз нашел в себе силы пойти на уступки, согласившись на компромисс по чувствительному для себя вопросу сокращения субсидий производителям сельхозпродукции, оцененным в $90 млрд. в 2000 году.
Помимо договоренности о снижении тарифных барьеров, страны-члены ВТО пришли к согласию в вопросе о необходимости исследования антидемпингового законодательства США и других стран с целью внесения в него изменений, а также либерализации рынка текстиля США (о чем, несомненно, будет приятно узнать украинским промышленникам). Между тем Америка до самого последнего момента продолжала настаивать на своем праве активно применять антидемпинговые меры. Главными ее оппонентами были пострадавшая от "стальных" разбирательств Япония и требующая снятия ограничения для текстиля Индия. Правда, наибольший радикализм проявили не они, а представитель самостоятельно представленного в ВТО Гонконга: он предложил странам вообще отменить антидемпинговое законодательство.
Ссылаясь на международную статистику, эксперты тем не менее сомневаются в ощутимом сокращении количества антидемпинговых преследований. Так, только в течение 1990-1999 годов было начато 2483 антидемпинговых дела, соответствующие уведомления о которых направлены в ВТО. Почти половина этих дел была начата ЕС, Австралией, США и Канадой. В США по состоянию на 1 января 2000 года действовало 315 окончательных антидемпинговых мер. К антидемпинговым мерам обращались и развивающиеся страны. В 1995-1999 годах из 1229 начатых антидемпинговых процедур 47% было инициировано развивающимися странами. И все же, несмотря на это, согласно прогнозам в течение следующих 10 лет в результате смягчения торгового режима освободится около $700 млрд., которые могут быть использованы не на уплату тарифов, пошлин, сборов и других подобных расходов, а на развитие торговли.
Пока экспертам кажется, что от достигнутого компромисса выиграли все стороны, за исключением стран, еще не присоединившихся к ВТО. США - в отношении увеличения открытости рынков для сельскохозяйственных продуктов, промышленных товаров и услуг. Развивающиеся страны добились уступок в отношении торговых барьеров для продукции легкой промышленности, сельского хозяйства и производства лекарственных средств. ЕС достиг своей цели, поставив на повестку дня вопросы регулирования инвестиционных потоков и конкуренции, а также проблемы трудового законодательства и окружающей среды.
Затягивая решение вопроса о вступлении в ВТО, Украина рискует ухудшить торговый режим со странами-партнерами
Заметным событием закончившихся переговоров стало подписание Китаем и Тайванем соглашения о вступлении в ВТО. Таким образом, Китай сможет стать ее 143-м членом уже к концу года.
Между тем, Украина в лице Китая неизбежно приобретает еще одного оппонента, с которым придется согласовывать дополнительные эксклюзивные претензии по поводу торгового режима. Ведь в настоящее время Китай является одним из крупнейших торговых партнеров Украины. По данным Госкомстата Украины, в 2000 году товарооборот между Украиной и Китаем составил $760,71 млн. При этом экспорт украинских товаров в Китай составил $628,85 млн., а импорт китайских товаров в Украину - $131,85 млн. Положительное сальдо внешней торговли товарами составило $497 млн. Основными товарами экспорта Китая в Украину являются изделия текстильной, легкой и пищевой промышленности, металлоизделия и прокат черных металлов.
После того как Китай официально был принят в ВТО, в кулуарах обсуждалось, когда же теперь наступит очередь России. Украинские аналитики признают, что в случае присоединения России к ВТО раньше Украины правительство получит еще одного "серьезного" и крайне неуступчивого переговорщика, а Россия, в свою очередь, - вполне законное право выставлять Украине требования по внешнеторговым "уступкам". В этом случае можно будет забыть обо всех потенциальных внешнеэкономических выигрышах во взаимной торговле. Заметим, что уже сейчас, проводя консультации и согласования с представителями международных институтов, Россия учитывает украинский контекст, и целый ряд политических решений непосредственно касаются и нашей страны.
На первый взгляд, позиция России выглядит очень похожей на украинскую. Так, в минувшем октябре премьер-министр Анатолий Кинах твердо пообещал, что "в ближайшие сроки" Украина подойдет к вступлению в ВТО. Правда, при этом глава украинского правительства (почти как В. Путин) уточнил рамки украинского "подхода": с одной стороны, присоединение Украины к этой организации "не имеет альтернативы", а с другой - "безусловно, не должно быть самоцелью". Следовательно, интеграция в ВТО должна стать "серьезным, согласованным процессом, который должен опираться на соответствующий уровень конкурентоспособности Украины, открытость нашей экономики, на все составляющие, которых требует принцип прозрачной, рыночной конкуренции".
Так же, как и для РФ ключевой вопрос переговоров о вступлении в ВТО в представлении украинских чиновников заключается в определении предела уступок, перейдя который экономика не сможет компенсировать выгодами потери от присоединения к ВТО. Собственно, на этом формальное сходство Украины с Россией заканчивается, и начинаются содержательные различия. Во-первых, украинский предел уступок прочнее, чем российский, привязан к нерыночным факторам местной конкурентоспособности (т. е. к тому, что на простом языке называется коррупция, плюс административное ценообразование, монополизированность рынков и т. п.). Во-вторых, в то время как Россия определяет объекты протекционизма и оценивает возможные риски "на ходу", параллельно с ведением переговоров, Украина к активным переговорам еще не подступалась. По состоянию на середину 2001 г. были подписаны протоколы по результатам переговоров всего лишь с 3 странами, тогда как необходимо заключить соглашения с 40, включая ЕС, США и теперь еще Китай. В-третьих, для вступления в ВТО нужна последовательная политика, способная снимать противоречия во время двусторонних и многосторонних переговоров и отстаивать национальные интересы страны. В Украине, как считают эксперты, нет ни первого, ни второго, что с учетом вышесказанного делает задачу присоединения Украины к ВТО в конце 2002 года, да и в последующие пару лет, нереальной. То есть воспользоваться всеми преимуществами грядущей либерализации мировой торговли Украина сможет еще не скоро. А вот дополнительные финансовые издержки экспортерам и импортерам от неизбежного ухудшения торгового режима со странами-партнерами, по мнению экспертов, гарантированы.

Ирина Клименко "В ожидании убытков"// Компаньон, №47 (251),2002