ЗАКОН УКРАИНЫ
от 16.07.99 № 996-XIV

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УКРАИНЕ

 

Настоящий Закон определяет правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение терминов

Для целей настоящего Закона термины применяются в следующем значении:

активы - ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем;

бухгалтерский учет - процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений;

внутрихозяйственный (управленческий) учет - система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием;

хозяйственная операция - действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия;

обязательство - задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих экономические выгоды;

экономическая выгода - потенциальная возможность получения предприятием денежных средств от использования активов;

консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность, отражающая финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица и его дочерних предприятий как единой экономической единицы;

национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета - нормативно-правовой акт, утвержденный Министерством финансов Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам;

учетная политика - совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности;

первичный документ - документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление;

финансовая отчетность - бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период;

пользователи финансовой отчетности (далее - пользователи) - физические или юридические лица, нуждающиеся в информации о деятельности предприятия для принятия решений.

Статья 2. Сфера действия Закона

1. Настоящий Закон распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности (далее - предприятия), которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность согласно законодательству.

2. Субъекты предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством освобождены от обязательного учета доходов и расходов, не ведут бухгалтерский учет и не представляют финансовую отчетность.

3. Субъекты предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством предоставлено разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.

Статья 3. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

2. Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, которые используют денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

Статья 4. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на следующих основных принципах:

осмотрительность - применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предупреждать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия;

полное освещение - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, которые принимаются на ее основе;

автономность - каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его владельцев, в связи с чем личное имущество и обязательства владельцев не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия;

последовательность - постоянное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;

непрерывность - оценка активов и обязательств предприятия осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться далее;

начисление и соответствие доходов и расходов - для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;

превалирование сущности над формой - операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;

историческая (фактическая) себестоимость - приоритетной является оценка активов предприятия, исходя из расходов на их производство и приобретение;

единый денежный измеритель - измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;

периодичность - возможность распределения деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.

Статья 5. Валюта бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единице Украины.

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Статья 6. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине

1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине осуществляется с целью:

создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые являются обязательными для всех предприятий, гарантируют и защищают интересы пользователей;

усовершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2. Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Украины, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.

3. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках устанавливается Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом и национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

4. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности об исполнении бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины в соответствии с законодательством.

5. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции, в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывают на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методические рекомендации по их применению.

Статья 7. Методологический совет по бухгалтерскому учету

1. Методологический совет по бухгалтерскому учету действует как совещательный орган при Министерстве финансов Украины с целью:

организации разработки и рассмотрения проектов национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, других нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;

усовершенствования организационных форм и методов бухгалтерского учета в Украине;

методологического обеспечения внедрения современной технологии сбора и обработки учетно-экономической информации;

разработки рекомендаций по усовершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров.

2. Методологический совет по бухгалтерскому учету создается из высококвалифицированных научных сотрудников, специалистов министерств и других центральных органов исполнительной власти, предприятий, представителей общественных организаций бухгалтеров и аудиторов Украины.

3. Методологический совет по бухгалтерскому учету действует на основании Положения о Методологическом совете по бухгалтерскому учету. Положение о Методологическом совете по бухгалтерскому учету и его персональном составе утверждается Министром финансов Украины.

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Статья 8. Организация бухгалтерского учета на предприятии

1. Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации.

2. Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его владельца (владельцев) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет владелец (владельцы) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

4. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:

введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

ведение на договорных основах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно владельцем или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться.

5. Предприятие самостоятельно:

определяет учетную политику предприятия;

выбирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных настоящим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;

утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

6. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и представления к учету первичных документов.

7. Главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия (далее - бухгалтер):

обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности;

организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия;

обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия.

8. Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия и составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая создается в соответствии с законодательством.

Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

2. Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

название документа (формы);

дату и место составления;

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции.

3. Информация, которая содержится в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно.

Данные аналитических счетов должны быть тождественны соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

4. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, позволяющие идентифицировать лиц, которые принимали участие в их составлении.

5. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами.

7. Предприятие принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащее хранение в течение установленного срока.

8. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

9. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятому в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Должностное лицо предприятия имеет право в присутствии представителей органов, осуществляющих изъятие, снять копии изымаемых документов. Обязательным является составление реестра изымаемых документов в порядке, установленном законодательством.

Статья 10. Инвентаризация активов и обязательств

1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

2. Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются владельцем (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству.

Раздел IV. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 11. Общие требования к финансовой отчетности

1. На основании данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия.

2. Финансовая отчетность предприятия (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных такими в соответствии с действующим законодательством) включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.

3. Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

4. Формы финансовой отчетности предприятий (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

5. Формы финансовой отчетности банков и порядок их заполнения устанавливаются Национальным банком Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

6. Формы финансовой отчетности бюджетных учреждений, органов Государственного казначейства Украины по исполнению бюджетов всех уровней и смет расходов и порядок их заполнения устанавливаются Государственным казначейством Украины.

Статья 12. Консолидированная и сводная финансовая отчетность

1. Предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность.

2. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, учрежденные на государственной собственности, и органы, осуществляющие управление имуществом предприятий, учрежденных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и представляют сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, которые относятся к сфере их управления.

Указанные органы также отдельно составляют сводную финансовую отчетность относительно хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в государственной и коммунальной собственности.

3. Объединения предприятий кроме собственной отчетности составляют и представляют сводную финансовую отчетность относительно всех предприятий, которые входят в их состав.

Статья 13. Отчетный период

1. Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года).

2. Первый отчетный период вновь созданного предприятия может быть менее 12 месяцев, но не более 15 месяцев.

3. Отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала отчетного года до даты принятия решения о его ликвидации.

Статья 14. Представление и обнародование финансовой отчетности

1. Предприятия обязаны представлять квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они относятся, трудовым коллективам по их требованию, владельцам (учредителям) в соответствии с учредительными документами, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Органам исполнительной власти и другим пользователям финансовая отчетность представляется в соответствии с законодательством. Срок представления финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины.

2. Финансовая отчетность предприятий не составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

3. Открытые акционерные общества, предприятия - эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее 1 июня следующего за отчетным года обнародовать годовую финансовую отчетность и консолидированную отчетность путем публикации в периодических изданиях или распространения ее в виде отдельных печатных изданий.

4. В случае ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законами, публикует его в течение 45 дней.

Статья 15. Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине осуществляется соответствующими органами в пределах их полномочий, предусмотренных законами.

Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2000 года.

2. Кабинету Министров Украины:

  • подготовить и представить в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;
  • привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить разработку министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом, а также пересмотр и отмену их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
  • Президент Украины Л.Кучма

    Украинская баннерная сеть
    ©1999 ЧП "Мираж"
    Designed by Tamara Yaroshenko
    Hosted by Marka ISP