В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны «барометром» для иностранных инвесторов. В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России , даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно, и предвзятыми. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. По оценке, потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. дол. в год Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: ? достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса; ? ускорение работы Государственной Думы над общехозяйственным и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка; ? радикализацию борьбы с преступностью; ? торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты; ? пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; ? мобилизацию свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; ? внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию; ? запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства; ? предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; ? формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
Наиболее привлекательными отраслями для иностранного капитала являются финансовая сфера, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, топливная промышленность. В число первых шести отраслей, которые наиболее активно инвестируются иностранными компаниями, входят пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, торговля и общественное питание. Основная доля иностранных инвестиций приходится на пять регионов- Москву и московскую область, Тюменскую область, С.-Петербург и Республику Татарстан. По итогам 1996 года доля этих регионов составила почти 82% общего объема иностранных инвестиций, что значительно превышает долю всех остальных субъектов РФ. Объем и структура иностранных инвестиций являются неудовлетворительными. Прежде всего объем иностранных инвестиций не соответствует основным показателям, характеризующим российскую экономику: масштабам производства, емкости рынка, обеспеченности сырьевыми и минеральными ресурсами, квалификации и стоимости рабочей силы. Страновая структура иностранных инвестиций требует большей дифференциации стран- основных инвесторов, что будет способствовать ослаблению экономической зависимости в получении дополнительных источников накоплений как от одной, отдельно взятой, страны, так и от небольшого количества стран. Отраслевая структура предопределяет необходимость увеличения вложений иностранных инвестиций в отрасли материального производства. Региональная структура иностранных инвестиций деформирована и характеризуется очень незначительными вложениями иностранных инвестиций в основную часть регионов РФ. Основная причина незначительных объемов иностранных инвестиций в российскую экономику, как указывалось, заключается в недостаточно благоприятном инвестиционном климате, для которого характерны следующие признаки: экономическая и правовая нестабильность; жесткая налоговая система; низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры; слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможностях инвестирования капитала; недостаточно четкая регламентация прав собственности на землю, фонды партнера, имущество приватизируемых предприятий. Поэтому актуальной задачей является создание системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций.
Необходимость стимулирования инвестиционной деятельности предопределяется следующими факторами. Во первых, для противодействия вхождению экономики в длительную депрессию, преодоления инвестиционного кризиса и дефицита накоплений необходимо повысить инвестиционную активность субъектов предпринимательской деятельности и эффективность капитальных вложений посредством создания системы стимулирования инвесторов. Во вторых, для многих субъектов предпринимательской деятельности банковский кредит является недостаточно доступным из-за высокого процента. Кроме того, банки весьма неохотно инвестируют отрасли материального производства, имеющие низкую скорость оборота капитала, и предпочитают краткосрочные кредиты в тех сферах хозяйственной деятельности, которые имеют высокую скорость оборота. В-третьих, мировые рынки капиталов характеризуются превышением спроса над предложением. В-четвертых, в ближайшей перспективе в связи с выходом экономики из кризиса, превышением темпов развития отраслей и производств, необходимостью обновления элементов основного капитала проблема дополнительных источников накопления может еще более обостриться. Все это предопределяет необходимость стимулирования иностранных инвестиций. С целью улучшения инвестиционного климата осуществлен ряд мер налогового и таможенного регулирования, направленных на предоставление льгот иностранным инвесторам.
Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством РФ и международными договорами, действующими на территории России. Условия осуществления иностранных инвестиций и правовой режим деятельности иностранных инвесторов не могут быть менее благоприятным, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности российских инвесторов, кроме изъятий, которые устанавливаются федеральными законами. Российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам права собственности. Так, Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» установлено, что иностранные инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случае национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Решения о национализации принимаются Государственной думой, решения о реквизиции и конфискации- в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством, и могут быть обжалованы в суде РФ. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», принятый 30 декабря 1995 года, направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в сферу недропользования. Закон предоставляет государственные гарантии стабильности условий хозяйственной деятельности на весь период действия соглашения о разделе продукции. В соответствии с соглашением о разделе продукции РФ предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор со своей стороны обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все условия, связанные с пользованием недр. В том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения. В результате принятия Федерального закона « О соглашениях о разделе продукции» вступили в действие соглашения о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Соглашения предусматривают освоение пяти крупных нефтеконденсатных месторождений на шельфе о.Сахалин. На основании технико-экономических расчетов ориентировочный объем инвестиций по проектам составляет 27 млрд. Долл. США. Чистый доход российского государства оценивается 35-40 млрд.долл. США Кроме того будет создано 20 тыс. Новых рабочих мест. Реализация проектов гарантирует полное обеспечение Дальневосточного региона собственным топливом и нефтепродуктами, газификацию Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Амурской областей. Правовая защита деятельности иностранных инвесторов осуществляется судебными органами РФ. С 1 июля 1995 года введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ. СТ.22 этого кодекса предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями. Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями стали участниками арбитражного процесса независимо от того, имеется ли соглашение о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд. Ведутся переговоры о заключении межправительственных соглашений, предусматривающих поощрение и взаимную защиту капиталовложений. Заключено 37 таких соглашений. Межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений предоставляют правовые гарантии зарубежным инвесторам, вкладывающим капитал в российскую экономику, а также российским инвесторам осуществляющим капиталовложения за границей. Такие соглашения содействуют притоку иностранных инвестиций в экономику России. В 1995-1996 гг. Подготовлен ряд законодательных актов. Регулирующих участие иностранного инвестора в инвестиционной деятельности. Важнейшими из них являются проекты федеральных законов: « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «О свободных экономических зонах», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами».