Двумя главными причинами, лежащими в основе формирования новой производственно-технологической и экономической структуры украинского общества, следует считать, во-первых, функционирование самостоятельной национальной экономики, в известной мере сориентированной на мировое хозяйство, и во-вторых, базирование такой экономики на собственных природно-материальных, трудовых, научно-технических, финансовых ресурсах. Поскольку современное развитие мирового хозяйства объективно исключает автаркию, Украина имела и имеет довольно обширные внешнеэкономические отношения со многими странами мира. С другой стороны, развивающаяся экономика страны требует инвестиционных вложений в таком объеме, который невозможно обеспечить собственными средствами. Отсюда принципиально важным является обоснование двух направлений: создание и поддержание инвестиционного климата в стране, благоприятного для иностранных инвестиций, и использование последних в качестве фактора структурной перестройки украинской экономики. Исходя из опыта других стран, система иностранного инвестирования нередко выступает катализатором внутреннего экономического роста. Поэтому использование иностранного капитала и для Украины может быть эффективным с точки зрения ее независимого развития. Однако возникает проблема создания и поддержания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций, а последнее предполагает две характеристики: реальные условия приложения капитала и наличие государственной политики регулирования иностранного инвестирования в интересах национальной экономики.
Предлагаемая проблема, как представляется, должна рассматриваться безотносительно к тем разногласиям, которые имеются в экономической литературе по поводу противоречивого влияния иностранных инвестиций на украинскую экономику, то есть их позитивных и негативных последствий. [1; 2; 3]. Гораздо важнее исследовать вопрос, куда их направить и как использовать с максимальной отдачей, как это делают такие авторы, как М.Денисенко, А.Семенов, В.Комаров [4; 5; 6]. Что касается реальных условий применения иностранных инвестиций, то, с одной стороны, они есть, поскольку национальный капитал пока не в состоянии удовлетворить все инвестиционные потребности; с другой стороны, они формируются управленческой деятельностью государственных структур. Такое различение существует на практике, а потому должно быть вычленено в исследовании. Существует и третья сторона проблемы – готовность иностранных инвесторов направлять свои капитала в украинскую экономику, но она пока остается за пределами данного исследования. Учитывая наметившийся в стране с начала данного столетия экономический рост, следует считать, что в Украине существуют реальные условия для иностранного инвестирования. Так, за период с января по октябрь 2003 года ВВП вырос на 7, 2 % по сравнению с соответствующим периодом 2002 года. [7, 14]. Это способствовало тому, что за тот же период прямые иностранные инвестиции в форме денежных потоков, а также движимого и недвижимого имущества возросли на 4,3% [7,25], что составило 130 долл. США на одного жителя Украины (против 70 долл. в 1998 году).
Отметим, что создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата в стране заключается не только в привлечении определенного объема иностранных инвестиций, но и в конкретных условиях их применения. В этом смысле развитие национальной экономики Украины имеет определенные особенности. Во-первых, деиндустриализация страны потребовала сокращения производства продукции тяжелой промышленности до уровня национальных потребностей и потребностей экспорта ее продукции. Во-вторых, внедрение новых технологий и создание приоритетных сфер как основы информационного общества неизбежно связанно с привлечением иностранного капитала. В-третьих, немалых инвестиций требует реконструкция аграрного сектора страны и повышения его продуктивности. В-четвертых, обновление строительной индустрии связано с оптимальными ее размерам для национальной экономики. В-пятых, иностранные инвестиции могут быть использованы для возрождения фундаментальной науки и системы высшего образования. В-шестых, немалых средств требует частичная реанимация прошлой и создание новой модели социальной политики в стране, где также могут быть использованы иностранные инвестиции.
Понятно, что для оптимизации процесса удовлетворения данных потребностей невозможно обойтись без регулирующей деятельности государства по формированию и распределению инвестиционного фонда. Государственная политика в этом направлении осуществляется Законом Украины «Об иностранном инвестировании», который определяет условия принятия иностранного капитала в нашу страну, долю иностранных инвестиций в совместных предприятиях, экспертное подтверждение прав интеллектуальной собственности иностранного инвестора, возможности осуществления совместной инвестиционной деятельности (совместного предпринимательства) и др. Но дело в том, что практическое воплощение положений данного Закона наталкивается на две (по меньшей мере) проблемы. Первая заключается в необходимости уравнивания условий инвестирования украинского и иностранного капиталов. К сожалению, нет единства взглядов на нее и оценок среди исследователей: одни пытаются обосновать необходимость создания более благоприятного инвестиционного климата для иностранного капитала (аргумент – привлечение в страну как можно большего объема иностранного капитала); другие настаивают на справедливости по отношению к отечественному капиталу и предлагают практику одинаковых условий (льгот, процентов, налогов и т.п.). Представляется, что обе позиции имеют как позитивные, так и негативные стороны. Так, создание более благоприятного климата иностранным инвесторам имеет положительный смысл в том, что внутренних инвестиционных ресурсов действительно не хватает. Отрицательным моментом данного мнения следует считать отсутствие стимула для инвестиций в легальную экономику со стороны теневого капитала. Или: с помощью иностранных капиталовложений можно быстрее реанимировать предприятия производственного комплекса, имеющего национальное значение. Но одновременно существует опасность подчинения этой части экономики интересам капитала инвестора; то же можно отнести и к безусловно позитивному влиянию иностранных инвестиций на увеличение занятости трудоспособного населения страны-реципиента, рост его доходов и стимулирование совокупного спроса, но одновременно негативом можно считать относительно низкую оплату труда, известную его деквалификацию по сравнению с развитыми странами или тем уровнем, который был характерен работнику до потери им работы. И в этом смысле действительность подтверждает справедливость мнения о наличии известной опасности со стороны иностранного капитала.
Анализ позиции относительно дискриминации отечественных инвесторов по сравнению с иностранными показывает, что кроме юридической, экономической и моральной несправедливости по отношению к национальному капиталу, это является одной из причин его утечки за границу, т.е. лишения собственного потенциального источника инвестирования украинской экономики. В этом факте просматривается слабость аргумента за предоставление более благоприятных условий иностранным инвесторам.
Некоторые авторы [2, 72] выдвигают в качестве препятствий для более объемного иностранного инвестирования в экономику Украины такие причины, как нестабильность законодательной базы, несовершенство налоговой системы, противоречивость (в теории и на практике) прав собственности на землю, пробелы в механизме приватизации госимущества иностранными юридическими и физическими лицами, по существу отсутствие государственных гарантий иностранным вложениям капитала. Данные утверждения можно рассматривать и как справедливые и не очень. Дело в том, что, на наш взгляд, с двумя из них согласиться трудно. Так, нестабильность характерна для любой переходной экономики, а несовершенство законодательства или налогообложения по поводу иностранного капитала существует во всех странах, особенно в развивающихся. Однако, и то, и другое отнюдь не является препятствием для иностранного инвестирования их экономики. Брать во внимание, как представляется, следует главное – экономическую эффективность инвестиций как для иностранного инвестора, так и для национальной экономики Украины. И только с этой позиции надлежит определять благоприятен ли инвестиционный климат в стране-реципиенте капитала.
Таким образом, для Украины позитивными результатами ввоза капитала следует признать создание возможностей развития ее национальной экономики на уровне современных техники и технологий, росту занятости населения, развитию инфраструктуры (транспорта и других коммуникаций), росту жизненного уровня народа страны в конечном итоге. К отрицательным последствиям можно отнести: риски (экономические, финансовые, технологические) из-за политической нестабильности, сокращение возможностей прибыльного применения капитала в своей стране, сокращение поля деятельности для малого и среднего предпринимательства или его вытеснения СП с иностранным капиталом и т.п. Кроме того, нельзя сбрасывать со счета и цели иностранных инвесторов: использование дешевой рабочей силы, дешевого сырья, благоприятной для них экономической ситуации в стремлении увеличить прибыль от вывозимого капитала, вольное или невольное сдерживание развития тех отраслей национальной экономики, которые могли бы развиваться более успешно при наличии собственных инвестиционных ресурсов.
Следовательно, выявляются противоречивые процессы и тенденции в росте объема иностранных инвестиций. Тем не менее, их целесообразность для экономики Украины очевидна – она диктуется тем, что ее реструктуризация требует значительных инвестиций, которых за счет собственных источников покрывать не удается. Отсюда кредиты МВФ и МБ, отдельных государств и частных фирм, расширение практики совместных с иностранным капиталом предприятий, привлечение зарубежного капитала в строительство важных для страны объектов, улучшение производственной и социальной инфраструктуры и зон свободного предпринимательства (ЗСП). Особенно эффективным выявилось использование траншей, грандов, обмен специалистами и т.п. Все это приводит к необходимости создания в стране определенных привлекательных условий для иностранных инвесторов, т.е. созданию хотя бы относительного благоприятного для них инвестиционного климата.
Вместе с тем, высокие проценты по кредитам, доля присваиваемой прибыли с объектов совместного предпринимательства, в ряде случаев кабальные условия «помощи» вызывают законное неприятие иностранных инвестиций. Общеизвестно: ученые-экономисты считают, что сумма иностранного капитала в стране-реципиенте не должна превышать 30-ти процентов от ВВП, поскольку превышение этой границы может повлечь за собой угрозу ее экономической (национальной) безопасности. Пока для Украины такой опасности не существует – общий объем прямых иностранных инвестиций в стране не достигает по отношению к ВВП и трех процентов. С января по сентябрь 2003 г. в экономику Украины иностранными инвесторами вложено прямых инвестиций на сумму 954,1 млн.долл. США. Инвестиции поступили из 114 стран мира, среди которых первые позиции принадлежат США, Кипру, Великобритании, Нидерландам, Германии, России, Швейцарии, Австрии [7, 25-26].
Более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала, а также сдерживанию «бегства» отечественного капитала может воспрепятствовать ряд факторов, которые в совокупности и формируют инвестиционный климат в стране. Прежде всего этот климат зависит от так называемой рыночной реакции, важнейшими параметрами которой следует считать особенности и степень развитости рыночного механизма экономики в регионах страны: налоговые льготы и преференции, динамика развития и усложнения рыночных отношений, стартовые условия вхождения в рынок каждого региона. По данным официальной статистики наибольшей привлекательностью для иностранных инвесторов сегодня обладают г.Киев и Киевская область, Днепропетровская, Запорожская, Донецкая, Одесская, Львовская и Харьковская области и Автономная Республика Крым – в эти регионы вложено 78,2 % иностранных инвестиций [7, 26].
С точки зрения комплексного анализа инвестиционного климата в стране и ее регионах, можно выделить (по Бэрри) такие характеристики: политическая стабильность, темпы экономического роста, конвертируемость валюты, заработная плата и уровень производительности труда, краткосрочные и долгосрочные кредиты за счет собственного капитала, отношение к иностранным инвестициям и прибылям, масштабы приватизации (или национализации), состояние платежного баланса, степень реальности реализации договора, уровень развитости транспорта и связи, местного самоуправления, наличие надежных партнеров, возможность использования услуг экспертов. Обобщая данные характеристики, можно выделить основные факторы создания благоприятного инвестиционного климата: политические, экономические, социальные, экологические, финансовые, ресурсно-сырьевые, трудовые, производственные, инновационные, инфраструктурные, потребительские, институциональные, законодательные, криминальные.
Существенным фактором, с нашей точки зрения, является и то, в какой мере иностранные инвестиции способствуют или тормозят инновационные процессы в реструктуризации национальной экономики в целом и с точки зрения вхождения страны в международное экономическое сообщество. В. Гусев рассматривает данный фактор с позиции интернационализации хозяйственной жизни с учетом процессов расширения международного разделения труда, усиления конкуренции, транснационализации, интернационализации капитала, функционирования транснациональных корпораций (ТНК), миграции рабочей силы, создания единого информационного пространства [1, 77-81]. Данный подход представляется весьма перспективным для дальнейших исследований рассмотренной в статье проблемы.
Проведенное исследование условий создания и поддержания инвестиционного климата в Украине дает основание для следующих выводов.
Цели привлечения иностранного капитала в страну должны формироваться с учетом интересов страны-реципиента и быть направлены на стабилизацию и экономический рост национальной экономики. Следует в законодательном порядке определить приоритетные сферы экономики для реализации инвестиционных проектов.
Инвестиционный потенциал страны должен быть представлен отечественным капиталом и привлеченным иностранным. Целесообразно проводить регулярный мониторинг структуры капитала во избежание структурных перекосов. Необходимо временно ограничить размер вывозимых денежных средств определенной долей от общей суммы полученных доходов или объема инвестиций.
Уместным было бы определение и постоянный мониторинг инвестиционного рейтинга Украины, создание Центра мониторинга инвестиционного климата Украины.
Политическая стабильность, благоприятная социальная середа и правильное восприятие места и роли иностранного капитала в национальной экономике большей частью населения – основные условия эффективного использования внешнего капитала для развития экономики страны-реципиента. Единство отмеченных условий позволит создать благоприятный инвестиционный климат в Украине в долгосрочной перспективе.