Управление дебиторской задолженностью – существенный элемент системы
бухгалтерского и управленческого учета. Специфический характер задач
управления дебиторской задолженностью находит соответствующее отражение в
рганизационном устройстве. На предприятиях, внедривших системы
контроллинга, соответствующие службы рассматриваются обычно как
своеобразные единицы, в компетенцию которых входит решение различных
задач, в том числе управления дебиторской задолженностью.
Задачи управления дебиторской задолженностью в этом случае
распределяются между отдельными подразделениями отдела (сектора) общего
контроллинга, в функции которого входят анализ производственно финансовой
деятельности организации, хозяйственное планирование, продажи и контроль
за продажами товаров (работ и услуг). Процесс управления дебиторской
задолженностью включает следующие этапы:
- 1 й этап – финансовый анализ деятельности рганизации поставщика;
- 2 й этап – разработка кредитной политики организации;
- 3 й этап – принятие решения о предоставлении кредита, страхование
дебиторской задолженности;
- 4 й этап –изменение кредитной политики организации;
- 5 й этап – контроль за отгрузкой продукции, выпиской счета и его
отправкой покупателю; составление картотеки дебиторов;
- 6 й этап – контроль за финансовым состоянием дебиторов;
- 7 й этап – при непогашении долга или его части установление
оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга;
- 8 й этап – обращение в арбитражный суд с иском о взыскании
просроченной задолженности;
- 9 й этап – возбуждение дела о банкротстве;
- 10 й этап – компенсация убытков из фонда компенсации безнадежных
долгов.
Понятие дебиторской задолженности является исключительно важным для
определения финансового состояния организации, состояния источников
финансирования текущих и капитальных затрат, а также для оценки
правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
Дебиторская и кредиторская задолженность участвуют в расчете чистых
активов организации и целого ряда показателей финансового анализа.
Дебиторская задолженность является одной из разновидностей активов
организации, который может быть реализован, передан, бменен на имущество,
продукцию, результаты выполнения работ или оказания услуг. В зависимости
от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков ее
погашения, а также от того, какова вероятность непогашения задолженности,
можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях
ее развития.
Реализация товаров и услуг – заключительный и жизненно важный этап
оборота средств. Успешность данного этапа зависит от множества внутренних
и внешних факторов, в том числе от эволюции и качества производимой
продукции, от хода и процесса производства, от спроса, интенсивности
конкуренции,рекламы и т.д. Не менее важны для успеха реализации сроки,
назначаемые покупателям (заказчикам) для оплаты полученного товара. Каждое
предприятие знает, что для того, чтобы оставаться конкурентоспособным и
коммерчески успешным, оно должно, как правило, предоставить своим
покупателям определенный коммерческий кредит. Исключение составляет
ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать
свои платежные условия. Наоборот, если предприятие имеет неиспользуемые
мощности и его продукция легко заменима на рынке, то для достижения
запланированного уровня продаж требуется скорее либерализация платежных
условий.
Продажа в кредит обусловливает появление различий между бухгалтерскими
(учетными) и реально денежными показателями реализации продукции. До
момента оплаты процесс реализации, с точки зрения движения денег, еще
продолжается, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. До
наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться,
при этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена
покупателем (заказчиком)с опозданием либо ее вообще не будет.
Несомненно, что в условиях современного рынка продажа в кредит
необходима и важна. Едва ли обоснована беспечность, которая обычно
присутствует при решении вопросов кредитной политики. Нередко продажа в
кредит вызывает значительный рост дебиторской задолженности, что может
привести к росту как расходов, так и рисков. В своей сбытовой политике
предприятия должны не только принимать во внимание положительные
результаты кредитования покупателей (увеличение продаж и прибыли), но и
учитывать, что данный процесс обычно сопровождается увеличением расходов и
рисков.
Оценка положительных и отрицательных результатов кредитной политики
должна быть составной частью управления дебиторской задолженностью. Прежде
всего оценивается то, как отражается действующая в области сбыта кредитная
политика на продажах, дебиторской задолженности, издержках производства,
рисках потерь от безнадежных долгов. Сущность оценки финансово
экономических результатов кредитной политики раскрывает следующий
пример.
Допустим, что предприятие «ХY» в отношениях с заказчиками строго
придерживается политики поставки товаров против оплаты. В настоящее время
годовые объемы продажи предприятия оцениваются в 40 000 тыс. руб. (без
учета НДС и налога с продаж), общая себестоимость реализованной за год
продукции 35 000 тыс. руб. Предприятие рассматривает возможности для
увеличения объемов продажи путем либерализации кредитных условий. В
качестве возможного варианта рассматривается предоставление заказчикам для
оплаты 30 дневного срока с момента поставки товара (выставления счета
фактуры). В целях стимулирования заказчиков к досрочному расчету за
полученный товар в случае оплаты в 10 дневный срок предлагается скидка в
размере 5%. Действует 24% ная ставка налога на прибыль. Стоит задача –
выявить и сопоставить преимущества обоих вариантов.
Критерий оценки вариантов – размер при были, которую может получить
предприятие. Если в первом варианте величина прибыли известна (5000 тыс.
руб. до налогообложения и 3800 тыс. руб. после налогообложения), то во
втором варианте для установления размера прибыли необходимо определить
уровень соответствующих расходов и доходов. Расчет величины прибыли по
второму варианту произведем в следующем порядке.
- Перспективная оценка доходов (продаж)
Согласно совместной
ценке службы финансового контроллинга и службы маркетинга предприятия в
результате либерализации платежных условий возможно увеличение годовых
продаж до 60 000 тыс.руб. Для такого роста в распоряжении предприятия
имеются свободные производственные мощности.
- Перспективная оценка себестоимости продаж
Поскольку
предприятие имеет постоянные расходы, ожидается, что себестоимость
реализованной продукции увеличится не пропорционально,а дегрессивно по
отношению к продажам, а именно – 50% ный рост продаж вызовет 45%ное
повышение их себестоимости. Себестоимость реализованной за год продукции
в этом случае составит:
35 000 тыс.руб x 1,45 =50 750
тыс.руб.
Связанное с ростом дебиторской задолженности увеличение
административных расходов в расчет не принимается.
- Перспективная оценка потерь от непогашенной дебиторской
задолженности
На основе предыдущего опыта данные потери
оцениваются в размере 5% от продаж. В нашем случае потери
составят:
0,05 x 60 000 тыс.руб.=3000 тыс.руб.
- Перспективная оценка скидок за досрочно произведенную
оплату
При оплате заказчиком полученного товара в 10 дневный срок
предприятие предоставляет скидку в размере 5%. Для определения общей
суммы скидок необходимо оценить реакцию заказчиков: предпочтут ли они
платить раньше и получать за это скидку либо не будут спешить с оплатой,
полностью используя предоставленный поставщиком кредит? В поиске ответа
на этот вопрос обычно обращаются к анализу финансового положения
заказчиков, учитывая при этом также процентную ставку. В нашем случае
ожидается, что скидкой воспользуются 60% заказчиков. Тогда общая сумма
скидок составит:
60% x 5% x годовой объем продаж
0,6 x
0,05 x 60 000 тыс.руб.=1 800 тыс.руб.
- Перспективная оценка уровня дебиторской задолженности
В
отличие от первого варианта, в котором дебиторская задолженность вообще
не возникает, во втором варианте определенная дебиторская задолженность
появляется. При ее расчете будем исходить из периода оборота дебиторской
задолженности. Здесь необходимо учитывать выраженное в процентах число
заказчиков,пользующихся (60%) и не пользующихся (40%) скидкой. Для 60%
продаж период оборота составляет 10 дней, для остальных 40% – 30 дней.
Связав вместе данные показатели, мы получим средний период оборота
(СПО)дебиторской задолженности:
0,6 x 10 + 0,4 x 30 =6 +12 =18
дней
Тогда средний уровень дебиторской задолженности
составит:
(Объем продаж/360) x СПО =(60 000/360) x 18 = 3000
тыс.руб.
Отметим, что при расчете СПО мы не принимали во внимание
потери от непогашенной в порядкеинкассодебиторскойзадолженности.
- Перспективная оценка расходов, вызванных блокировкой капитала в
дебиторскойзадолженности (далее по тексту «занятость
капитала)
Дебиторскаязадолженность, составляющая 3000 тыс.руб.,
должна быть покрыта финансовыми источниками. Затраты на использование
этих источников определяются в размере 15%. В случае кредита речь идет о
процентной ставке, в случае собственного капитала – о величине,
характеризующей стоимость потерянных возможностей. Расходы, вызванные
«занятостью капитала», составят:
3000 тыс.руб x 0,15 =450
тыс.руб.
- Обзор расходов и доходов для обоих вариантов
Обзор
расходов и доходов для обоих вариантов представлен в таблице.
Наименование показателей |
Вариант 1 (без коммерческого кредита) |
Вариант 2 (с коммерческим кредитом) |
Преспективная оценка продаж |
40 000 |
60 000 |
Перспекивная оценка себистоимости продаж |
35 000 |
50 750 |
Перспекивная оценка потерь от непогашенной в
порядке инкассо дебиторской задолжности |
- |
3 000 |
Перспекивная оценка скидок за досрочно
произведенную оплату |
- |
1 800 |
Перспекивная оценка расходов, вызванных занятостью
капитала в дебиторской задолжности |
- |
450 |
Прибыль от налогооблажения |
5 000 |
4 000 |
Налоги |
1 200 |
960 |
При оценке вариантов, с точки зрения прибыли, вариант2,
основанныйналиберализации платежных условий, представляется менее
выгодным. Однако разница невелика, и однозначность, категоричность выводов
здесь была бы неоправданной. Во первых, мы имели дело с перспективными
оценками, во вторых, прибыль не должна быть единственной целью
предприятия, на которую ориентируется его кредитная политика, определяющая
отношения с заказчиками. Целями могут являться, например, участие в рынке,
рост продаж, предотвращение потери заказчика и т.д.
Разумеется, всегда существует такая кредитная политика, которую можно
считать оптимальной с точки зрения поставленных целей (максимальные
прибыль, объем продажи т.п.). Кредитная политика задана определенными
параметрами, которые предприятие может изменять в пределах данных
конкретных условий (поведение покупателей [заказчиков] и конкуренция,
кредитная ставка и т.д.). Тот или иной выбор параметров, таких как,
например, сроки погашения коммерческого кредита, продолжительность
действия скидки и т.д., оказывают влияние на финансовое положение
организации, приводя к положительным или отрицательным изменениям объема
продаж, себестоимости продаж,потерь от непогашенной в порядке инкассо
дебиторской задолженности, затрат, вызванных «занятостью капитала».
С помощью соответствующего программного обеспечения можно разработать
до десяти различных вариантов кредитной политики. Выбор оптимального из
них варианта осуществляется в соответствии с избранными критериями
(максимальные прибыль, объем продаж и т.п.).
В хозяйственной практике регулярно осуществляется мониторинг
дебиторской задолженности с использованием показателей оборачиваемости и
периода оборота дебиторской задолженности. При этом под мониторингом
дебиторской задолженности понимается относящийся к контроллингу процесс,
который в первую очередь охватывает: учет и контроль за уровнем
дебиторской задолженности; оборачиваемость дебиторской задолженности,
сроки ее погашения.
Показатели контроля за дебиторской задолженностью, рассчитываются
следующим образом.
Оборачиваемость дебиторской задолженности (ОДЗ) отражает число
оборотов, совершаемых дебиторской задолженностью в течение
рассматриваемого периода:
В данном показателе результаты работы предприятия (продажи в кредит) в
исследуемом периоде соотносятся с «занятостью капитала», образуемого за
счет продаж (дебиторская задолженность). «Занятость капитала» приводится в
среднем размере или по состоянию на конец периода. Рост показателя
свидетельствует о положительных тенденциях в сфере дебиторской
задолженности.
Период оборота дебиторской задолженности (ПОДЗ) показывает
среднее количество дней между выставлением счета фактуры и его оплатой:
При положительном развитии данного показателя (его снижения) улучшается
соотношение между продажами и дебиторской задолженностью, на основании
чего можно говорить об увеличении скорости погашения дебиторской
задолженности.
«Возраст» дебиторской задолженности представляет собой величину,
с помощью которой можно осуществлять мониторинги контроль за «занятостью
капитала» в дебиторской задолженности. Для получения обзора возрастной
структуры дебиторской задолженности ее необходимо распределить по
возрастным группам в соответствии с датой выписки счета фактуры. Разбивка
на группы может быть помесячной, поквартальной и т.п. В заключение
сформулируем комплекс задач,определяемых целями кредитной политики
организации, решение которых будет способствовать в том числе сокращению
дебиторской задолженности:
- определение кредитных лимитов в отношениях с покупателями
(заказчиками) и контроль за ними;
- контроль за сроками погашения дебиторской задолженности и принятие
последующих мер по ее взысканию (напоминание, санкции и т.п.);
- сбор и управление информацией о покупателях (заказчиках);
- оценка платежеспособности покупателя (заказчика);
- контроль платежных условий заказов;
- мониторинг дебиторской задолженности (периода оборота,
оборачиваемости,возраста дебиторской задолженности и т.д.);
- анализ, планирование и контроль кредитных и долговых отношений;
- коммуникация со службами маркетинга, ценообразования и др.
Решение этих задач возлагается на имеющего соответствующую квалификацию
работника – менеджера по кредитам либо,если речь идет о крупном
предприятии,– на самостоятельно организованную службу (отдел). Наиболее
тесные коммуникационные связи такой отдел имеет с бухгалтерией предприятия
и службой маркетинга.
Литература
- Ивашкевич В. Б., Семенова И. М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской
задолжности. – М.: Из-во “Бухгалтерский учет”, 2003.
- Как списать дебиторскую задолженность? И.В. Гуленина, «Главбух», N 21, ноябрь 2001.
- Солодовникова Т. Методы управления дебиторской задолженностью.- Газета
«Белорусский рынок» № 30, 2002.
А. М. Петров. Управление
дебиторской задолжностью организации.//Вопросы экономики. - 2003.
- № 6. - с.13-22.