В. К. Ананьев.
Управление предприятиями. Коэффициенты как инструмент финансового анализа. Статья опубликована в Финансовой газете. Региональный выпуск. - 1999 г. - № 42.

Управление предприятиями.
Коэффициенты как инструмент финансового анализа.

Изначально исследования касались в основном одного аспекта - привлечения на самых выгодных условиях финансовых средств, в которых нуждается предприятие в любой момент времени. Позже на первый план вышли проблемы нехватки ликвидности, связанные с излишками накопленных товарно-материальных запасов и недостаточностью средств для осуществления самых неотложных выплат, поскольку сбыт товаров, обеспечивающий один из естественных источников финансирования, резко сократился. Кроме того, возникла необходимость в изучении причин и последствий экономического спада в плане ликвидации обанкротившихся предприятий, отсрочки платежей и т.д. К настоящему времени суть финансовых проблем существенно изменилась, и была осознана необходимость новых подходов к финансовому анализу. Причиной этого стали изменения в финансовой структуре предприятий, заключающееся в том, что задача привлечения средств отходит на второй план и становится следствием взаимоотношений этой структуры с общей финансово-экономической системой хозяйствования, т.е. изучение финансовой структуры позволяет рассматривать привлечение средств и их рациональное размещение как единую задачу.

Таким образом, приобретают особую важность вопрос изучения стоимости капитала и теоретические попытки определения оптимальной финансовой структуры. Кроме того, появляется желание достичь определенного уровня ликвидности и контролировать вероятность взыскания платежей, а как следствие - поддерживать необходимый уровень рентабельности. Дивидендная политика в свою очередь является элементом, который также следует принимать во внимание при анализе всех финансовых возможностей предприятия, так как она влияет на ликвидность и на степень самофинансирования.

Среди традиционно используемых элементов финансово-экономического анализа вызывает интерес так называемый метод коэффициентов.

Коэффициентом называют отношение между определенными элементами имущества, позволяющее выявить особенности экономического или финансового положения, т.е. это количественное представление о каком-либо аспекте финансово-экономической деятельности.

С помощью коэффициентов финансовые менеджеры, аналитики и руководители предприятия получают целый ряд возможностей как для оценки положения предприятия в определенный момент, так и для прогноза его развития во времени, сравнения положения предприятия и его конкурентов. Существует несколько классификаций коэффициентов. Прежде всего это деление на коэффициенты распределения и координации.

Коэффициенты распределения применяют в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога группы абсолютных показателей, в которую он входит. Коэффициенты распределения и их изменения за отчетный период играют большую роль в ходе предварительного ознакомления с финансовым состоянием по сравнительному аналитическому балансу.

Коэффициенты координации используют для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

По другой классификации выделяют четыре вида коэффициентов.

Статистический анализ, при котором рассматриваются баланс и отчет о состоянии предприятия и извлекается информация о положении предприятия в определенный момент.

Сравнительная статистика, при которой сравнивается положение предприятия в разные моменты времени, причем не за весь период существования, а за два или более периода, и оцениваются отдельные аспекты деятельности.

Положение предприятия на рынке, при котором сравнивается существующее положение предприятия с положением других предприятий той же отрасли или подотрасли.

Сравнение со стандартными коэффициентами, при котором сравнивают коэффициенты одного предприятия со стандартными нормативными коэффициентами, позволяющими достичь желаемого состояния.

Классические методы финансового анализа основаны на данных, полученных в основном из таких обобщающих документов, как баланс, отчет о производственной деятельности, отчет о прибылях и убытках. Из этих документов получают сведения, которые традиционно обрабатывают с помощью коэффициентов. Баланс и его счета обычно группируют по степени ликвидности (для счетов актива) и степени востребованности (для счетов пассива). В таблице 1 приведена такая схема, причем позиции в ней упорядочены от большей к меньшей ликвидности или востребованности.

Таблица 1

_________________________________________________________________________

¦               Актив               ¦              Пассив               ¦

_________________________________________________________________________

¦ Наличные средства                 ¦ Краткосрочные заемные средства    ¦

_________________________________________________________________________

¦ Ликвидные средства                ¦ Долгосрочные заемные  средства    ¦

_________________________________________________________________________

¦ Товарно-материальные запасы       ¦ Капитал и резервы                 ¦

_________________________________________________________________________

¦Основной капитал                   ¦

_____________________________________

В более сжатом виде баланс представлен в таблице 2.

Таблица 2

_________________________________________________________________________

¦               Актив               ¦              Пассив               ¦

_________________________________________________________________________

¦ Оборотный актив                   ¦ Краткосрочные заемные средства    ¦

_________________________________________________________________________

¦ Основной капитал                  ¦ Постоянный капитал                ¦

_________________________________________________________________________

При рассмотрении баланса можно получить отношение между двумя частями балансовой стоимости. Здесь может быть использован вертикальный анализ, при котором определяются отношения к общей сумме активов или пассивов наличных средств или основного капитала, либо краткосрочных заемных средств, долгосрочных заемных средств, капитала и резервов. Обычно эти коэффициенты дают определенное представление о предприятии. Например, на промышленном предприятии общая стоимость нематериальных активов составляет по отношению ко всей стоимости активов больший процент, чем на торговом предприятии. Если же, например, предприятие сохраняет много наличных средств, это может быть вызвано трудностями в получении кредитов и т.д.

При горизонтальном анализе сравнивается общая стоимость отдельных элементов активов с общей стоимостью отдельных элементов пассивов. Известно, что стоимость с меньшей ликвидностью имеет определенную зависимость со стоимостью с меньшей востребованностью.

Только по одному коэффициенту нельзя определить положение и перспективы предприятия. Для отражения многообразных аспектов финансово-экономической деятельности необходимо рассмотреть несколько коэффициентов. Их набор определяется исходя из вида предприятия, его размера и требуемого аспекта изучения.

Если нужно проанализировать способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства, сравнивают некоторые составляющие актива с составляющими пассива для того, чтобы определить, существует ли достаточная степень платежеспособности, когда реализуемость актива позволяет удовлетворить востребованность элементов пассива.

Важно, чтобы коэффициенты, рассчитываемые в ходе анализа, использовались не бессистемно, а в увязке с факторами производства. В этом смысле интересна модель фирмы Дюпон, в которой несколько показателей увязываются вместе и приводятся в виде треугольной структуры, на вершине которой находится коэффициент рентабельности совокупного капитала ROA как показатель, характеризующий эффективность средств, вложенных в деятельность фирмы, а в основании - два факторных показателя - рентабельность продаж NPM и ресурсоотдача TAT .

                                   ROA

                                  /   \

                                 /     \

                                /       \

                               /         \

                          NPM <-----------> TAT

Указанная модель была предложена еще в 1919 г., а в последнее время получила развитие и выглядит следующим образом, хотя возможны некоторые варианты:

                   ________________¦ ¦________________

                 Данные            ¦ ¦           Коэффициенты

                                   ¦ ¦

 Прямые ___                        ¦ ¦

издержки  ¦                        ¦ ¦

  (+)     ¦                        ¦ ¦

Издержки  ¦                        ¦ ¦

по сбыту  ¦   Доходы __            ¦ ¦

  (+)     ¦    (-)    ___Прибыль__ ¦ ¦  Прибыль-__

Финансовые¦           ¦    (:)   _______ ность   ¦

 Затраты  ___Издержки__  Продажи__ ¦ ¦  продаж   ¦  Окупае- __

  (+)     ¦                        ¦ ¦           ¦  мость    ¦

 Налоги ___                        ¦ ¦           ___инвести- ¦

                                   ¦ ¦           ¦    ций    ¦

 Касса  ___               Доход__  ¦ ¦           ¦           ¦

  (+)     ¦              от реа-¦  ¦ ¦           ¦           ¦

Клиенты   ¦  Оборот- __  лизации¦  ¦ ¦  Оборачи- ¦           ¦   Окупае-

  (+)     ___ный фонд ¦    (:)  ________ваемость ¦           ___  мость

Мат.-тов. ¦    (+)    ___ Посто-¦  ¦ ¦  инвести- ¦           ¦   собст-

 запасы   ¦   Чистый  ¦   янные ¦  ¦ ¦    ций  ___           ¦   венного

  (-)     ¦  основной ¦   фонды__  ¦ ¦                       ¦   капитала

 Кратко-  ¦  капитал __            ¦ ¦                       ¦

 срочные  ¦                        ¦ ¦                       ¦

привлечен.¦                        ¦ ¦                       ¦

средства  ¦                        ¦ ¦                       ¦

  (+)     ¦                        ¦ ¦                       ¦

 Аванси-  ¦                        ¦ ¦                       ¦

рованные  ¦                        ¦ ¦                       ¦

расходы ___                        ¦ ¦                       ¦

                                   ¦ ¦                       ¦

              Собст- __        __  ¦ ¦   Отноше-             ¦

              венный  ¦  Посто- ________  ние:  ______________

             капитал  ___янный  ¦  ¦ ¦   собст-

               (+)    ¦  пассив ¦  ¦ ¦   венный

              Долго-  ¦   (:)   ¦  ¦ ¦   капитал/

             срочный  ¦  Собст- ¦  ¦ ¦   посто-

             привлеч. ¦  венный ¦  ¦ ¦   янный

             капитал __ капитал__  ¦ ¦   капитал

                                   ¦ ¦

Таким образом, коэффициенты являются тем инструментом, без которого невозможно построить методику анализа финансового состояния предприятия. В свою очередь руководители, не использующие при принятии управленческих решений результаты анализа, не могут рассчитывать на длительное успешное функционирование своего предприятия. Хорошим помощником в проведении анализа являются системы автоматизации, которые необходимы совсем не потому, что соответствующие расчеты невозможно произвести вручную. Основная задача автоматизации - повышение качества принятия решений за счет повышения оперативности, полноты и достоверности информации.

Проблема оперативности особенно остро стоит в крупных компаниях и корпорациях, в состав которых входят филиалы или дочерние, зависимые предприятия. Одной из наиболее известных корпоративных информационных систем является система "Галактика", которая располагает всем необходимым для финансового анализа с помощью коэффициентов и предоставляет целый ряд дополнительных возможностей. Если речь идет о корпорации или компании со сложной структурой организации и управления, "Галактика" предлагает для слияния данных функционал модуля "Консолидация". А затем консолидированный баланс и его приложения анализируются в модуле "Финансовый анализ". Данный модуль имеет широкий набор уже заложенных форм, отчетов и расчетов в соответствии с известными финансовыми школами Палия и Ковалева, а также предусматривает возможность задания пользователем собственных схем и методик расчетов, обеспечивающих финансистов и руководителей необходимой оперативной информацией для принятия оптимальных решений.

Литература
  1. Остапенко В. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути повышения //Экономист. 1998. № 7.
  2. Винслав Ю. Финансовый менеджмент в крупных корпоративных структурах // Российский экономический журнал. - 1998. - № 3.
  3. Астринский Д., Наонян В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 1999. № 12.
  4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1999.

  5. В. К. Ананьев. Управление предприятиями. Коэффициенты как инструмент финансового анализа.// Финансовая газета. Региональный выпуск. - 1999 г. - № 42.