Пирамида Маслоу плюс или Когда
бесспорное стало сомнительным
Одна из наиболее интересных попыток в
прояснении проблем мотивационного плана на предприятии сделана В.Бовыкиным (1). Однако, в
стремлении построить свою “Теорию интересов” В.Бовыкин
в полемическом задоре двинулся в направлении стирания уникальности
человека, “нивелировки” различий в мотивационных направленностях людей:
“Интересы не зависят от свойств личности индивида, так как базируются на
нуждах”. Явная несоотнесенность утверждений данного
автора с существующими психологическими понятиями проявляется и в его
определениях фундаментальных оснований действий индивида: “... потребность
– это желание, являющееся продуктом мышления, интеллекта человека”
(Курс. наш) или:
“Мышление индивида есть процесс отражения в его сознании объективной
реальности вкупе с неосознанным стремлением индивида к получению
наибольшей выгоды во всех отношениях” (Курс. наш). Очевидно, что В.Бовыкин
здесь осознанно или по недоразумению смешивает то, что в психологии с таким
трудом удалось различить. Однако, отмеченные
недостатки не умаляют того вклада, который В.Бовыкин
сделал, разработав авторскую концепцию стимулирования персонала
организации.
В нашей статье мы постарались, опираясь
на психологические теории мотивации А.Н.Леонтьева, О.С.Анисимова и др.,
внести необходимые коррекции в стратегическом подходе управления мотивацией
персонала и качественно усовершенствовать структуризацию мотивационных
факторов. Мы ведем речь о пересмотре канонической пирамиды А. Маслоу, выступающей долгое время одним из оснований в
самом подходе к проблемам мотивации работников компании. Тем, кто
сомневается, предлагаем самостоятельно в этом убедиться, ознакомившись с
разнообразной литературой по теории мотивации в менеджменте. Иерархия А.
Маслоу принималась длительное время как аксиома.
Не умаляя заслуг знаменитого западного
психолога, попробуем все-таки критически отнестись его пирамиде и внести
необходимые поправки. Такая щепетильность вовсе не связана с нашей прихотью.
Мы считали и считаем, что построить добротное здание можно только на
прочном фундаменте. А ведь именно в функции фундамента мотивационной
политики организации выступает пирамида потребностей.
Прежде чем приступить к анализу
несовершенств иерархии А. Маслоу остановимся на
проблемах, связанных с низкой мотивацией работников и на более широких
проблемах существования предприятия, куда мотивационная сторона входит лишь
как часть (рис. 1).
Рисунок 1. Роль и место мотивационной
политики предприятия
Проблемы организации, связанные с низкой
мотивацией персонала к работе, могут быть самыми разнообразными и
проявляться в виде следствий в других, на внешний взгляд, мало связанных
областях деятельности организации. Приведем далеко не полный список
типичных затруднений и проблем, имеющих отношение к мотивации персонала,
который был зарегистрирован в нашей консультационной практике.
Типичные проблемы в организациях,
связанные с низкой мотивацией персонала
- Высокая текучесть кадров
- Высокая конфликтность
- Низкий уровень исполнительской дисциплины
- Некачественный труд (брак)
- Нерациональность мотивов поведения
исполнителей
- Слабая связь результатов труда исполнителей и
поощрения
- Халатное отношение к труду
- Отсутствие условий для самореализации
потенциалов сотрудников
- Проблемы “общественного сотрудничества” в
деятельности фирмы
- Низкая эффективность воздействия
руководителей на подчиненных
- Низкий уровень межличностных коммуникаций
- Сбои в производственном процессе
- Проблемы при создании согласованной команды
- Слабая перспектива карьерного роста,
отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников
- Противоречия в отношениях между
предпринимателем и работником
- Низкая эффективность методов нормативного
описания труда
- Неудовлетворенность работой сотрудников
- Низкий профессиональный уровень персонала
- Безынициативность сотрудников
- Деятельность руководства негативно
оценивается персоналом
- Неудовлетворительный морально психологический
климат
- Недостаточное оснащение рабочих мест
- Организационная неразбериха
- Недостаточное внимание к учебе и стажировке
резерва
- Неразвитость соцкультбыта предприятия
- Нежелание сотрудников повышать свою
квалификацию
- Неналаженность системы стимулирования труда
- Несоответствие между реальным поведением
исполнителя и ожиданиями от него начальником
- Низкий моральный дух в коллективе
- Проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию, карьерному росту
- и многие другие.
Для анализа подобных проблем и выработки
адекватной кадровой и мотивационной политики
необходимо в первую очередь определить в каком
состоянии зрелости пребывает организация: становление, функционирование,
развитие или кризис. Аналогичное разделение стадий “жизненного цикла
организации” можно встретить, например, у Базарова Т.Ю. В своей новой книге
“Управление персоналом” он подчеркивает, что “ содержание деятельности по
управлению персоналом существенно детерминировано
задачами, которые решаются организацией на разных стадиях ее развития” (2).
Следуя правилу “рассмотрения части через призму целого”, полагаем, что
необходимо вначале доопределиться с особенностями
этапов жизни организации в целом и лишь затем перейти к аспектам
мотивационного менеджмента на этих этапах. В связи с этим дадим
лаконичные характеристики каждому из этих состояний организации.
Основные характеристики различных
стадий организации
Становление организации
К становящимся мы
относим организации, находящиеся на стадии формирования
организационной структуры и коллектива сотрудников. Существенной характеристикой становления является
динамичность структуры деятельности и состава работников.
Стадии становления организации
(предприятия, компании, фирмы...) при нормальном ее протекании присущи:
·
|
Дух, оптимизм
|
Эти две характеристики отражают повышенный мотива-
|
|
сотрудников
|
ционный фон, характерный для тех, кто взялся за орга-
|
·
|
Энтузиазм,
|
низацию новой фирмы. Без такой приподнятости духа,
|
|
работоспособность
|
если что-то и будет, то весьма
непродолжительно и, ско-
|
|
|
рее всего, закончится ничем.
|
·
|
Объективная
|
Как правило, новая деятельность
появляется при нали-
|
|
необходимость
|
чие социального заказа (спроса), который либо не
удов-
|
|
такой
|
летворяется, либо удовлетворяется в недостаточной сте-
|
|
деятельности
|
пени. Это мы и называем объективной
необходимостью, в
|
|
|
отличие от субъективной предпосылки,
где ведущей
|
|
|
выступает потребность субъекта,
заинтересованного в
|
|
|
создании новой деятельности.
|
·
|
Взаимовыручка,
|
Поскольку становящаяся деятельность
обычно сопряже-
|
|
коллективизм
|
на с проблемами и трудностями, то необходимым усло-
|
·
|
Способность
|
вием ее выживания становятся такие факторы как: взаи-
|
|
работать
|
моподдержка, взаимовыручка (“чувство локтя”), коллек-
|
|
в проблемном
|
тивизм и др. При отсутствии таких установок у сотрудни-
|
|
режиме
|
ков у фирмы больше вероятности
развалиться, нежели
|
|
|
выйти на уровень устойчивого
функционирования.
|
·
|
Нормо-
|
Становящейся деятельности свойственно
отсутствие со-
|
|
оформительство
|
гласованных норм взаимодействия, четкого функциональ-
|
·
|
Технолого-
|
ного распределения, технологичности в работе и т.п.
|
|
творчество,
|
Поэтому на этой стадии осуществляется,
как правило,
|
|
нормо-творчество
|
подхватывание естественных проявлений
сотрудников и
|
|
|
нормативное оформление этих усилий
путем согласова-
|
|
|
ния. Так создается нормативная
база (основные задачи,
|
|
|
функции, нормы взаимодействия и пр.),
которая являет-
|
|
|
ся необходимым условием для выхода в стабильное
|
|
|
функционирование.
|
·
|
“Магнетизм”
|
В начале пути, на фазе становления,
больше всего со-
|
|
перспектив
|
трудников вдохновляет сама перспектива, та идеальная
|
|
становящейся
|
картинка, которая и манит сотрудников
вперед, поддер-
|
|
организации
|
живает высокую энергетику на пути достижения цели.
|
·
|
Оперативность
|
Характерной особенностью этапа
становления является
|
|
в действиях и
|
чувствительность сотрудников к
меняющимся условиям
|
|
ситуационная
|
(например, когда
ребенок еще только младенец, мать дол-
|
|
чувствительность
|
жна быть всегда начеку, ведь ребенок пока не окреп
и не
|
·
|
Интуитивность в
|
может самостоятельно противостоять
внешним услови-
|
|
действиях
|
ям). Это время жизни организации
характеризуется тем,
|
|
сотрудников
|
что решения, в основном, принимаются
интуитивно, по
|
|
|
ощущениям. Сотрудники еще не знатоки
своего дела, они
|
|
|
пока созидатели нового,
где сами еще не освоились, не
|
|
|
знают всего до мелочей, не имеют ясных
алгоритмов
|
|
|
действий и способов реагирования на многочисленные
|
|
|
факторы.
|
·
|
Значимость
|
У сотрудников на фазе становления, т.е.
в начале пути
|
|
соответствия
|
распределения задач
|
|
согласованным
|
ся норм. Поэтому характерным здесь является
значимость
|
|
“устным” нормам
|
устных договоров между сотрудниками, обязательно со-
|
·
|
Оптимальность,
|
гласованных, иначе велика вероятность растягивания
|
|
справедливость
|
общего дела по отдельным несвязанным
кусочкам. Мера
|
|
|
справедливости распределения задач на этом этапе носит
|
|
|
ключевой характер: каждый делает то,
что умеет, любит,
|
|
|
что соответствует его возможностям, что
согласовано и
|
|
|
взаимозависимо от остальных
сотрудников.
|
Функционирование организации
Под функционирующей организацией
мы понимаем систему деятельности, имеющую стабильную организационную
структуру и сформированный коллектив сотрудников. Отличительной
чертой функционирования является готовность организации к реализации
различных заказов без существенной перестройки деятельности.
Нормально функционирующей организации
свойственно, в основном:
·
|
нормативная
|
Функционирование характеризуется
наличием четких норм
|
|
дисциплина
|
и контролем за
их исполнением. Главный признак этого эта-
|
|
|
па - определенность норм и адекватность
действий работни-
|
|
|
ков этим нормам. В нормально
функционирующей системе
|
|
|
существуют также механизмы поддержания нормативной дис-
|
|
|
циплины.
|
·
|
готовность персона-
|
Т.к. функционирование характеризуется
стабильностью и
|
|
ла к дообучению
|
сохранностью норм, то от работников
требуется в большей
|
|
и закреплению
|
степени не творческая инициатива, а
строгое соответствие
|
|
навыков
|
нормам. Для наиболее адекватного
соответствия нормам ра-
|
|
|
ботники проходят дообучение,
а так же самостоятельно со-
|
|
|
вершенствуются в пределах своей функции. Готовность ра-
|
|
|
ботников к дообучению
становится одним из критериев
|
|
|
оценки и подбора персонала организации.
|
·
|
устойчивость
|
Функционированию присущи
устойчивые, закрепленные
|
|
вертикальных и
|
нормативно вертикальные и
горизонтальные отношения. Как
|
|
горизонтальных
|
правило, эти отношения признаны,
приняты и исполняют-
|
|
отношений и
|
ся работниками без критического напряжения.
|
|
оргструктуры
|
|
|
в целом
|
|
·
|
доминирование
|
В отличие от становления в
функционировании преобладает
|
|
задачного,
|
задачный режим работы, где известно,
что и как делать, а
|
|
рутинизированного
|
работники обладают необходимыми
умениями для выполне-
|
|
типа работы
|
ния своих функций (если нет - дообучение).
На этом этапе
|
|
|
не порождается, в основном, новых идей
и от сотрудников
|
|
|
не требуется творческого подхода, скорее,
наоборот, при-
|
|
|
ветствуется тщательность и методичность в рутинообразной
|
|
|
работе.
|
·
|
сбалансированность
|
Границы между функциями четко прописаны
и взаимодей-
|
|
межфункциональных
|
ствия представителей различных функций нормированы и
|
|
и межличностных
|
тщательно прописаны, межличностные
взаимодействия сба-
|
|
отношений
|
лансированы, конфликты разрешены и
возможные типы от-
|
|
|
ношений согласованы и приняты всеми
членами команды
|
·
|
четкость,
|
Нормативная база в функционировании
носит конкретный,
|
|
операциональность,
|
технологичный характер. Каждая функция
доступна и по-
|
|
техничность и
|
нятна работникам, четко обозначен круг задач и цель каж-
|
|
задачность
|
дой функции. Все это позволяет каждому работнику
само-
|
|
выполнения норм
|
стоятельно и адекватно реализовывать стоящие задачи. В свя-
|
|
|
зи с этим и облегчается контроль
за исполнением
|
·
|
консерватизм нор-
|
Нормативная база характеризуется
большим потенциалом со-
|
|
мативной базы
|
хранности и носит характер безукоснительного
предписания
|
·
|
воспроизводимость
|
для работников. Коррекция норм в
функционировании до-
|
|
основных техноло-
|
вольно редкая процедура, к которой
прибегают в крайних
|
|
гических процедур
|
случаях. Сверхценность
функционирования – соблюдение ус-
|
|
при незначитель-
|
тановленных норм. Работники, в основном, воспроизводят
|
|
ности модификаций
|
одни и те же процедуры в рамках
предписанного цикла. Мо-
|
|
|
дификации подвергаются (только по необходимости!) лишь
|
|
|
незначительные детали в утвержденных
процедурах.
|
·
|
стабильность норм
|
Взаимодействия сотрудников, во-первых, нормативно
про-
|
|
взаимодействий
|
писаны, а во-вторых, у работников сформированы необхо-
|
|
сотрудников
|
димые навыки по продуктивному взаимодействию. При
ста-
|
|
|
бильном функционировании редки
конфликты и взаимные
|
|
|
претензии между сотрудниками.
|
·
|
устойчивое
|
Каждый работник выполняет закрепленную за ним функ-
|
|
распределение
|
цию и хорошо понимает свой кооперативный вклад в
общее
|
|
функций
|
дело.
|
·
|
налаженность, сба-
|
Если на фазе становления взаимодействия
с внешней сре-
|
|
лансированность
|
дой носили случайный, неорганизованный характер, то
те-
|
|
отношений органи-
|
перь эти отношения имеют стабильность. Организация орга-
|
|
зации с внешней
|
нично вписана во внешнюю экономическую, правовую,
|
|
средой
|
социо-культурную и другие среды. Взаимодействие со вне-
|
|
|
шними структурами носит технологично-оформленный ха-
|
|
|
рактер, т.е. есть определенность, с кем и как
необходимо
|
|
|
взаимодействовать, по какому поводу и
т.п.
|
Развитие организации
Под развивающейся мы понимаем
такую организацию, которая, столкнувшись с кризисом прежних форм
деятельности и невозможностью их воспроизводства, осуществляет внутриорганизационные
реформы. Признаком развивающейся организации является наличие
процессов совершенствования структуры деятельности и привлечения
необходимых ресурсов, способных обеспечить адаптацию организации в новых
условиях.
Предпосылками к развитию организации
выступают:
·
|
кризис прежних
|
Кризис прежних форм деятельности
возникает при исчер-
|
|
форм деятельности
|
панности, крайней неэффективности существующих
внут-
|
|
|
риорганизационных форм, т.е. при их моральном
устарева-
|
|
|
нии. Признаки, характеризующие кризис, могут иметь
раз-
|
|
|
личные формы:
недопустимо низкий уровень внутренней
|
|
|
эффективности предприятия, рост
задолженностей и дефи-
|
|
|
цит финансов, неуклонное снижение прибыли,
повторяющиеся
межличностные, межфункциональные конфликты,
|
|
|
потеря клиентов и др.
|
·
|
изменение внешних
|
Под внешними условиями понимается внешняя по отноше-
|
|
условий, проблема-
|
нию к организации среда: экономическая, правовая,
поли-
|
|
тизирующее даль-
|
тическая, социальная, экологическая и пр. Все перечислен-
|
|
нейшее функциони-
|
ные типы сред имеют свою логику изменяемости. (Напри-
|
|
рование и побужда-
|
мер, конкурентная фирма завоевывает себе часть потреби-
|
|
ющее организацию
|
тельского рынка; новые законы предписывают иные формы
|
|
к изменениям
|
хозяйствования, потребители больше не
нуждаются в про-
|
|
|
дукции (услугах) фирмы, поставщики не имеют возможно
|
|
|
сти предоставлять сырье, необходимое для
производства и
|
|
|
пр.). Эта изменяемость и не позволяет
организации длитель-
|
|
|
ное время реализовывать застывшие нормы.
|
·
|
накопление потен-
|
Работники начинают
ощущать дефицит раскрытия собствен-
|
|
циала для развития
|
ного потенциала в прежних условиях, начинают видеть
пре-
|
|
(оргтехнического и
|
жние технологические и другие нормы, как устаревшие
и
|
|
профессионально-
|
требующие усовершенствования. Или: цели
и стратегия фир-
|
|
личностного)
|
мы становятся зауженными, не имеющими
перспективы.
|
|
|
Средства, способы и технологии
деятельности фирмы не
|
|
|
позволяют работать эффективнее, и выявляется
потенциал
|
|
|
их усовершенствования
|
·
|
несовершенство
|
Существующая система управления
перестает устраивать как
|
|
системы управления
|
исполнителей, так и самого
руководителя. Фирма разраста-
|
|
и неспособность
|
ется, увеличивая количество сотрудников, в связи с
чем
|
|
оперативно решать
|
прежние методы управления не дают
должного эффекта, не
|
|
управленческие
|
высока слаженность в работе
управленческих звеньев и т.п.
|
|
задачи
|
|
·
|
объективная потреб-
|
В связи с появлением новых задач и
неспособности к их
|
|
ность организации в
|
решению в рамках существующей структуры
возникает объек-
|
|
создании новых
|
тивная предпосылка к разделению функций, образованию
|
|
подразделений
|
новых структурных подразделений,
обеспечивающих дости-
|
·
|
невозможность по-
|
жимость новых целей и снимающих воспроизводящиеся
зат-
|
|
вышать производи-
|
руднения (например, конфликты и
противоречия между от-
|
|
тельность в рамках
|
делами).
|
|
прежней структуры
|
|
·
|
смена целевых
|
Т.к. потребности рынка постоянно
меняются: требуется бо-
|
|
ориентиров
|
лее качественная продукция или
появляются потребности в
|
|
|
дополнительных продуктах
или услугах, фирме необходимо
|
|
|
менять или уточнять цели, чтобы
удержаться на рынке и
|
|
|
преуспеть. Например, если раньше
клиентов устраивал лишь
|
|
|
сам продукт, то теперь необходимо
сопровождать продажу
|
|
|
дополнительными услугами.
|
·
|
прогноз проблем
|
Потребность в усовершенствовании на
предприятии может
|
|
при дальнейшем
|
возникнуть также и при неблагоприятных
прогнозах будуще-
|
|
воспроизводстве
|
го предприятия, и при ощутимой “угрозе”
со стороны кон-
|
|
прежнего способа
|
курентов, если существующие способы работы предприятия
|
|
работы организации
|
не могут обеспечить сохранения своих
позиций.
|
·
|
повышение конку-
|
|
|
рентности и сниже-
|
|
|
ние конкурентоспо-
|
|
|
собности фирмы
|
|
·
|
обнаружение новых,
|
Импульсом к коренным изменениям в фирме
может стать и
|
|
более эффективных
|
обнаружение управленческим корпусом новых эффективных
|
|
форм деятельности
|
технологий как в производственной, так и в других сферах.
|
|
|
моделями деятельности подобных фирм.
|
Кризис организации
Кризис организации предопределяется
продолжительным сочетанием двух факторов:
- Остро созревшими объективными предпосылками к
изменению деятельности организации (проблематизация
функционирования).
- Игнорированием этих предпосылок
управленческим звеном.
Уровни потребностей человека
Исходными для понимания мотивационных
факторов выступают категории “потребность”, “мотив”, “мотивация” и пр. Мы
не будем останавливаться здесь на раскрытии этих фундаментальных
психологических категорий. Следует только отметить, что мы разделяем
понимание содержаний этих категорий, нашедшее отражение в работе профессора
д.пс.н. О.С.Анисимова (3). Традиционно
потребности разделяются на материальные, социальные и духовные. Или: первично-материальные (пища, вода, потребность
дышать, спать и т.п.), вторично-социальные (потребность в общении, в
хороших отношениях в коллективе и т.п.) и третично-духовные
(потребность в культурном творчестве, в повышении правосознания общества и
т.п.).
Вот как описывал генезис потребностей
известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев (4): “Развитие человеческих
потребностей начинается с того, что человек действует для удовлетворения
своих витальных потребностей. Но далее это отношение обращается, и человек
удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. С
развитием духовного производства... формируется особый тип потребности -
потребность предметно-функциональная, например, потребность в труде,
художественном творчестве и т.д. Потребности вступают в новые отношения
друг с другом. Хотя удовлетворение витальных потребностей остается для
человека “первым делом” и неустранимым условием его жизни, высшие,
специально-человеческие потребности вовсе не образуют лишь наслаивающиеся
на них поверхностные образования”.
Очевидно, что в концепции А.Маслоу отражены только первичные и вторичные потребности
(см. рис. 2).
Рисунок 2. Пирамида потребностей А.Маслоу
Попытка считать последний уровень в
пирамиде Маслоу как соответствующий духовным
потребностям, на наш взгляд, лишена оснований. Дело в том, что
самовыражение или самоактуализация может иметь
самые различные формы и иногда даже бесполезные для социума (как, например,
графоманство). Такие типы самовыражения не могут
претендовать на высший уровень потребностей и относятся ко
вторичным потребностям (например, самовыражение как самоутверждение в
каком-то кругу людей).
Кроме того, как в свое время отмечал
выдающийся философ Гегель, духовные потребности неразрывно связаны с
устремлениями всеобщего характера. Потребность в самовыражении лишь тогда
можно считать духовной потребностью, если это самовыражение становится
инструментом трансляции надситуативных ценностей
общества и (не побоимся банальности!) “сеет разумное, доброе, вечное”. Как
известно, данные тонкости А.Маслоу не ввел,
чем ввел в заблуждение многих своих поклонников.
Подведем критический итог: пирамида
потребностей человека по А. Маслоу не отражает
культурный надиндивидуальный уровень развития
потребностей (т.е. духовных устремлений).
Ко второму недостатку следует отнести неоднородность слоев по
степени абстрактно-конкретности
(или родо-видовых отношений). Так, социальные
потребности включают в себя и потребность в уважении и многие другие, а в
пирамиде А. Маслоу, по непонятным основаниям,
потребность человека в уважении его другими выделена в особый слой.
В связи с этим мы предлагаем усовершенствованный
вариант иерархизации потребностей,
который, на наш взгляд, лишен вышеотмеченных недостатков (см. рис. 3).
Рисунок 3. “Пирамида МАСЛОУ ПЛЮС”
Однако осуществленная дифференциация
мотивационных факторов, приведшая к увеличению числа слоев, может усложнить
и без того непростой анализ реальных мотиваций работников организации.
Психологические категории: индивид, субъект и личность, критериально
разведенные Анисимовым О.С. (3), позволяют уйти от деталей и более крупноблочно рассматривать иерархическую структуру
потребностей (см. рис. 4).
Рисунок 4. Укрупненная схема
взаимосвязи психологических категорий и видов потребностей
Для правильного понимания предложенных
категорий (индивид, субъект, личность) охарактеризуем их подробнее1 .
Индивидные проявления человека в деятельности характеризуются
направленностью действий человека на удовлетворение своих потребностей
и рассмотрением всего окружающего в качестве предметов своей потребности.
При индивидном самоопределении человек рассматривает деятельность как
источник получения средств для удовлетворения
собственных потребностей. Нормы, которые получает человек с индивидной
направленностью, он стремится изменить под свое собственное удобство, даже
в ущерб решению задач деятельности. При возникновении затруднений в решении
поставленных задач человек с индивидным самоопределением теряет значимость
выполнения нереализуемой, по его мнению, нормы и прекращает работу.
Субъектные проявления человека в деятельности - это действия,
соответствующие требованиям деятельностной
нормы. Субъектное самоопределение предполагает оценку своих действий и
всего окружения с точки зрения выполнения функциональных и нормативных
требований. Основной акцент его деятельности - исполнительство. В случае
возникновения препятствий в реализации своих задач субъект деятельности
либо корректирует свои действия в рамках заданной нормы, либо ставит в
известность управленца о своем затруднении. Значимость строгого
соответствия норме способствует готовности субъекта к дообучению
и профессиональному росту.
Личностные проявления человека в деятельности - это действия, в основе которых лежат социальные
ценности или ценности деятельности. В рамках деятельности личностное
самоопределение проявляется как действия, направленные на развитие
деятельности фирмы. При возникновении или прогнозировании затруднений и
проблем в деятельности деятель с личностной ориентацией активизирует анализ
причин и ищет оптимальные пути выхода из затруднений. Таким образом,
личностный акцент сосредоточен на непрерывном совершенствовании
деятельности за счет коррекции нормативной базы, но не на основе своих
потребностей (как у индивида), а на основании согласованных ценностей деятельности.
Используя данные различия, получаем три
основных слоя в пирамиде “Маслоу плюс” (см. рис.
5).
Рисунок 5. Укрупненная пирамида “Маслоу плюс”
Такое обобщение дает возможность выделять
в планировании мотивационной стратегии и разработке системы стимулирования
всего три основных типа поведения человека, существенных для организации.
Мы утверждаем, что только учет всех трех возможных “характеров”
деятелей, типов поведений, установок и реагирования, возволяет
реализовать системный подход в разработке оптимальной системы мотивации и
стимулирования кадров. Игнорирование любого из трех акцентов неминуемо
приведет к негативным последствиям сначала в мотивационном настрое
на работу сотрудников упущенного акцента, а затем и в уровне их
производительности.
В табл. 1 мы приводим список потребностей
и мотивов, свойственных каждому из семи уровней пирамиды Маслоу ПЛЮС. Разумеется, данный список нельзя считать
завершенным. Разобравшись с содержанием и логикой каждого
из слоев менеджер по персоналу может добавить и другие мотивозначимые факторы. Здесь важна не столько их
полнота, сколько критериальная
структурированность, которая позволит менеджеру лучше ориентироваться в
качественно отличных мотивационных полях своих сотрудников. Используя данную
таблицу, можно легко перейти от общей мотивационной направленности к
частным факторам мотивации и наоборот.
Приведем некоторые исходные положения
Системы оптимальной мотивации труда.
Опорные базисы Системы оптимальной
мотивации труда (СОМТ)
·Стратегия кадрового управления должна вписываться
в общую стратегию деятельности организации
·Направленность Системы
оптимальной мотивации труда (СОМТ) должна соответствовать стратегии
кадрового управления
·Система оптимальной мотивации труда (СОМТ) должна
учитывать стадию, на которой находится организация: становление,
функционирование, развитие
Внешние ограничения системы
оптимальной мотивации труда
·Правовая среда: СОМТ должна
учитывать существующее трудовое и другие законодательства
·Экономическая среда: СОМТ должна
учитывать ситуацию на рынке труда и общие экономические условия в
государстве, регионе и т.д.
Таблица 1
Типология факторов мотивации
(потребности, мотивы, системы ожидания, ценностные установки,
внешние условия и стимулы и т.п.)
Индивидные
|
Физиологические
|
Физиолого-психологические
|
в экологически чистой пище
|
безопасность
|
в тепле
|
защищенность
|
в воде
|
гигиеничность
|
во сне
|
зарплата, обеспечивающая удовлетворение
первичных потребностей
|
в сексе
|
жилье
|
в чистоте
|
потребность в психологическом отдыхе
|
в жилье
|
чувство территории
|
в физическом отдыхе
|
неприкосновенность собственности
|
в средствах удовлетворения первичных
потребностей
|
возможность держаться на “дистанции”
|
|
собственное благополучие
|
Индивидно-субъектные
|
Психолого-социальные потребности:
|
моральное подкрепление
|
самоутверждение
|
награждение (премии, акции, дивиденды
от прибыли)
|
карьерный рост
|
оценка личного вклада
|
уверенность в завтрашнем дне фирмы
|
оценка достоинства работника
|
интересная работа
|
оказание внимания
|
соревновательный эффект
|
удобство рабочего места
|
потребность в успехе
|
зарплата
|
стремление к власти
|
потребность в социальных благах (мед. обслуживание и т.д.)
|
статус, престиж
|
чувство сопричастности к коллективу
|
индивидуально значимое самовыражение
|
потребность в уважении, признании,
одобрении со стороны: коллег, руководства
|
семейный комфорт
|
Субъектные
|
Социальные
|
Функционирования деятельности
|
социальный отдых: спортивный,
культурный
|
удовольствие от работы
|
потребность в общении
|
гордость за свою работу
|
клубные взаимодействия: совместное
празднование
|
чувство сопричастности к делу фирмы
|
хорошие отношения в коллективе
|
потребность в соответствии
профессиональным нормам
|
ощущение своей полезности в коллективе
|
возможности к дообучению
|
потребность в совместном принятии
решения
|
потребность в усложнении решаемых задач
|
интересная работа
|
рост ответственности
|
соревновательный эффект
|
развитие воли
|
потребность в согласовании
|
ощущение своей полезности в деле фирмы
|
справедливость
|
получение всей необходимой для эффективной
работы информации
|
правовая обеспеченность
|
интересная работа
|
социальное равноправие
|
соревновательный эффект
|
поддержание социальных устоев
|
потребность получать ясные цели и
задачи
|
потребность жить по законам, нормам, правилам
общества
|
потребность в одобрении хорошо
сделанной работы
|
|
ценность самореализации;
|
Личностные
|
Развития деятельности
|
Культурно-творческого самовыражения
|
потребность в творчестве, значимом для
деятельности
|
потребность в творчестве, значимом для социокультурной сферы
|
потребность в развитии профессиональных
норм;
|
ценность развития социокультурной
сферы
|
ценность развития деятельности;
|
развитие своей духовной культуры
|
ценность саморазвития;
|
потребность в создании культурнозначимых эталонов
|
стремление к новизне и
экспериментированию
|
ценность трансляции культуры
|
возможность совершенствования
деятельности фирмы
|
активное участие в совершенствовании
законов общества на основе универсумальных ценностей
|
соревновательный эффект
|
стремление к повышению уровня
правосознания общества
|
ожидание доверия к профессионализму
|
культивирование принципов гуманности и
демократичности
|
стремление к совершенствованию
корпоративной культуры
|
|
повышение престижа фирмы
|
|
повышение полезности фирмы для общества
|
|
·Социальная среда: СОМТ должна
учитывать средний уровень жизни (прожиточный минимум), особенности профессиональных
и общественных объединений, в которые так или иначе включены сотрудники
организации, уровень преступности, перспективность региона, уровень
напряженности и т.д.
·Политическая ситуация: СОМТ
должна учитывать общеполитическую ситуацию, сложившуюся в регионе (наличие
забастовок, стачек и т.д.)
·Факторы технологического развития
отрасли.
·Экологические факторы.
·Социо-культурные
факторы.
Основные ценности Системы оптимальной
мотивации труда (СОМТ)
- Каждый труд должен иметь адекватное
вознаграждение.
- Равное
вознаграждение за равный труд.
- СОМТ должна обслуживать адекватную мотивацию
работника к труду.
- СОМТ должна обслуживать адекватное самоопределение
работника к кругу своих профессиональных задач
- СОМТ должна поощрять такой труд работника,
который ценен для организации.
Основные принципы Системы оптимальной
мотивации труда (СОМТ)
СОМТ должна быть направлена на:
- поддержание требуемой производительности
- производительности
- поддержание норм организации
- совершенствование норм организации
Стратегические ориентиры в управлении
мотивацией персонала (на различных стадиях организации)
Проявляя мотивационную составляющую на
различных стадиях существования организации с учетом введенных
психологических акцентов, можно выделить общие стратегические ориентиры в
управлении мотивацией и стимулирования персонала.
Введем два общих принципа (см. рис. 6):
- СОМТ должна поддерживать “действия”
сотрудников, наиболее приемлемые для организации в настоящее время
(“здесь и теперь”).
- СОМТ должна иметь направленность на
поддержание у персонала мотивации участия в совершенствовании
деятельности организации, т.е. работы на перспективу организации.
Мотивационные аспекты этапа
становления организации
На стадии становления организации присущи
следующие стратегические мотивационные ориентиры:
- Харизма лидера, личный пример и заражение
сотрудников энтузиазмом, оптимизмом, энергией, командным духом
- Активность лидера в разрешении конфликтов и
противоречий в коллективе
- Поощрение активной личностной позиции членов
организации
- Построение и трансляция лидером картины
“Больших перспектив” организации
- Моральное (по возможности, материальное)
стимулирование находчивости, оперативности и т.п.
- Распределение задач, функций с учетом предрасположенностей
людей (давать людям интересную для них работу)
Рисунок 6. Стратегические ориентиры в
управлении мотивацией персонала
Основные акценты мотивации:
- при индивидно-субъектной
направленности работника – стабильность материального
стимулирования; перспективы повышения зарплаты и социального статуса;
- при субъектной направленности работника
– гарантированность большей стабильности; организационная
поддержка; ограждение от проблемного режима путем постановки конкретных
задач; одобрение положительных результатов в присутствии коллектива;
стимулирование полноценного, открытого общения и доверие;
- при личностной направленности работника
– стимулирование творческой активности; делегирование решения проблем;
стимулирование инициативы анализа и совершенствования деятельности;
поручение нового неизведанного фронта работы; проявление доверия к
профессионализму; привлечение в соучастники в нормотворчестве;
поддержка в донесении эффективных идей и путей их реализации в
коллектив
Мотивационные аспекты этапа
функционирования организации
На этапе функционирования можно выделить
следующие направления мотивации и стимулирования работников:
- Стимулирование четкого соответствия своему
функционалу и нормам позиционного взаимодействия (для субъектной
направленности);
- Стабильное материальное стимулирование и
повышение зарплаты в соответствии с результатами работы и уровнем
квалификации (для всех работников, особенно для индивидно-субъектной
направленности);
- Поощрение совершенствования мастерства
работников (стимул для индивидной направленности – повышение
зарплаты, для субъекта – повышение профессионализма, для личностного
акцента – возможность саморазвития и большего вклада в деятельность
организации);
- Предоставление инициативы в
усовершенствовании способов решения сложных задач (для субъекта)
и проблем (для личностной направленности);
- Внедрение системы стимулов, позволяющих
работникам самим “управлять” своей з/платой
/при повышении объема и качества своей работы получать больше/ ( для индивидной направленности).
Мотивационные аспекты этапа развития
организации
На этапе развития организации значимым в мотивационном плане выступает:
- Моральное и материальное стимулирование
работников к поиску новых, перспективных, оригинальных и т.п. идей по
совершенствованию своей деятельности и организации в целом (в
основном для личностной направленности);
- Создание системы поощрений для неформальных
лидеров, осознавших необходимость организационных изменений и
объясняющих эту необходимость другим (в основном для личностной
направленности);
- Разъяснительная работа среди персонала,
направленная на подтверждение стабильности деятельности организации (для
субъектной направленности);
- Введение убедительных доводов и аргументации
по гарантиям повышения материальных стимулов после внедрения
нововведений в организации (для индивидной направленности).
Заключение
Введение пирамиды потребностей Маслоу Плюс в качестве более совершенного основания для
разработки и анализа мотивационной политики кадрового менеджмента – ключ к
пониманию не только тех работников, которые приходят в организацию
“подзаработать” или “пообщаться” с приятными людьми, но и тех, кто живет
делами и заботами организации. То есть тот уровень развития членов
организации, когда они “... сами проявляют заинтересованное участие в делах
организации, осуществляют необходимые действия, не дожидаясь или же вообще
не получая соответствующего стимулирующего воздействия” (5). Рассмотрение
приоритетов стратегии организации на разных этапах ее жизни позволило нам
локализовать мотивационные задачи в управлении персоналом, с учетом: с
одной стороны, стадий существования организации; а, с другой стороны, трех
типовых мотивационных направленностей работников.
Авторы статьи будут признательны
читателям за отклики и предложения по проблематике статьи. Связаться с нами
можно по телефону (095) 303-35-69.
Литература
(1). Бовыкин В.И. Новый менеджмент:
(управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика
эффективного управления). – М.: Экономика, 1997. – 368 с.
(2). Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под
ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.
(3). Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата
психологии, Новгород, 1990. – 334 с.
(4). Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. /
Деятельность. Сознание. Личность /, т. 2, – М.: Педагогика, 1983.
(5). Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
Учебник для экономических спец. вузов. – М.: Высшая школа., 1994. – 224 с.
|