Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

Д о н е ц к и й Н а ц и о н а л ь н ы й Т е х н и ч е с к и й У н и в е р с и т е т


Ярмоленко Илья Владимирович

Факультет Экономики и Менеджмента

Кафедра Внешнеэкономической деятельности предприятия

группа ЭМ-99а
e-mail: ilyko@etel.dn.ua

"Исследование эффективности внешнеэкономической деятельности Украины"

{Главная страница}
{Электронная библиотека}
{Ссылки}
{Результаты поиска}

Содержание

Введение
  1. Содержание и цели внешнеэкономической деятельности страны
  1. Особенности внешнеэкономической деятельности Украины в переходный период
  1. 1 Общая характеристика внешнеэкономической деятельности Украины в переходный период
  1. 2 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности украинского государства
  1. Направления совершенствования внешнеэкономической деятельности

Выводы

Перечень ссылок

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития общества характеризуется высокой степенью интернационализации производства и глобализации мировых отношений. Сейчас можно смело сказать, что все страны зависят друг от друга. Естественно сила взаимозависимости различна, однако нельзя считать, что какие-либо экономические или политические изменения в одной стране не приведут к каким-либо изменениям в другой стране. Яркий тому пример: начало военных действий в Ираке незамедлительно привело к увеличению курса евро. И таких примеров множество. Отсюда можно сделать маленький вывод, что на данном этапе развития человечества крайне важно и необходимо изучение международных экономических связей и мировой экономики. Одним из основных направлений мировой экономики является изучение и анализ внешнеэкономической деятельности страны.

Развитие внешнеэкономической деятельности является приоритетным для многих государств мира. Особенно этот вид деятельности достиг значительных результатов в развитых странах. Этому свидетельствуют значительный удельный вес внешнеэкономических показателей в общем объеме производства по сравнению с развивающимися и отсталыми странами.

Несмотря на то, что Украина находится в процессе реструктуризации экономики и по показателям внешнеэкономической деятельности занимает далеко не лидирующие позиции в мире, она имеет большой экспортный потенциал, и массу новых конкурентоспособных разработок в различных отраслях экономики, которые не могут быть воплощены в жизнь из-за недостатка капитала. Поэтому исследование и анализ внешнеэкономической деятельности являются особенно актуальными сейчас в период ее становления и развития.

Нужно сказать, что доля внешнеэкономической деятельности в самой экономике Украины относительно мала. В большей мере из-за того, что Украина является молодым государством, и за 11 лет независимости еще не успела сформировать и наладить новые внешнеэкономические связи. Следовательно, вопросы глубокого анализа и методики оценки эффективности ВЭД Украины сейчас на стадии разработки и требуют большего усовершенствования.

В данной работе была поставлена цель - рассмотреть настоящее состояние внешнеэкономической деятельности Украины, оценить ее эффективность и определить направления совершенствования.


1 СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАНЫ

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер внешнеэкономических связей. [1, стр. 377]

Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций. Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономической деятельности являются выполнение определенных операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг - транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также наличие коммерческой и валютно-финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков.

Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи, международной (или внешнеторговой) считается сделка, заключаемая между контрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах, или, иными словами, в юридическом адресе которых указаны разные государства. [2, стр. 21]

Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.

Внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи следует рассматривать как единое целое. Государство значительным образом влияет на внешнеэкономическую деятельность отдельных предприятий. Оно может, как стимулировать, так и ограничивать ее.

Основные цели внешнеэкономической деятельности государства, можно классифицировать таким образом:

  • Таможенный контроль товаров, перемещаемых через государственную границу;
  • Нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения;
  • Меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование (налоги, пошлины и сборы).

Эти цели существенно влияют на определение стратегии внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность государства складывается из совокупности предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Основной целью ВЭД государства является ее регулирование.

Теперь непосредственно перейдем к рассмотрению особенностей внешнеэкономической деятельности в Украине.


2 ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКРАИНЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

2 2 Общая характеристика внешнеэкономической деятельности Украины в переходный период

В соответствии с законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов, которая построена на взаимоотношениях между ними и имеет место на территории Украины либо за ее пределами. [4, стр. 78]

Этот же закон определяет и принципы ВЭД действующие на территории Украины. Всего принципов 8, но мы уделим внимание основным наиболее важным среди них:

1) Свободы внешнеэкономического предпринимательства. Данный принцип означает, что вступление в ВЭД является добровольным. Однако следует заметить, что свободное вступление применимо только для крупных предприятий в приоритетных сферах производства. И таким образом, чтобы небольшому предприятию, занимающемуся, например, производством минеральной воды, необходимо для выхода на зарубежный рынок или просто для экспорта продукции сначала нарастить собственное производство, далее выполнить массу бюрократических процедур. Все эти меры значительно ограничивают свободу субъекта, желающего заниматься ВЭД, и требуют весомой доработки в законодательстве, дабы соответствовать этому принципу.

2) Юридического равенства и недискриминации. По этому принципу запрещается действие государства, которое ограничивает деятельность ВЭД. И тем не менее сохраняются элементы дискриминации украинских экспортеров за границей, а также применяются методы ограничительной деловой практики, в частности картельных соглашений для вытеснения или недопущения Украины на перспективные, емкие рынки..

3) Защиты интересов субъектов ВЭД. Субъекты ВЭД защищаются на своей территории, вне территории Украины в соответствии с международным законодательством (защита государственных интересов Украины). Касательно этого принципа, защита субъектов ВЭД на своей территории требует значительной доработки нашего законодательства по поводу ВЭД, а также конструктивные меры правительства для улучшения и увеличения внешнеэкономических связей с развитыми и развивающимися странами.

4) Эквивалентности обмена и недопустимости демпинга при ввозе (вывозе) товара. К сожалению, данный принцип неоднократно нарушался субъектами ВЭД Украины относительно экспорта продукции металлургического комплекса. Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» также определены виды внешнеэкономической деятельности, осуществляемые на Украине. К ним относятся:

  • экспорт и импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы);
  • оказание субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, аудиторских, юридических и других, не запрещенных законами Украины;
  • оказание вышеуказанных услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины;
  • научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;
  • международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины;
  • кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины;
  • совместная предпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом на территории Украины и за ее пределами;
  • предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности, аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины;
  • организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, симпозиумов, аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий с участием субъектов внешнеэкономической деятельности;
  • организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту;
  • товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на формах встречной торговли;
  • арендные, в том числе лизинговые операции;
  • операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, биржах и на межбанковском валютном рынке;
  • работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
  • другие виды внешнеэкономической деятельности не запрещенные законами Украины.

Приведенный в этом законе перечень видов и форм внешнеэкономической деятельности является весьма полным и охватывает практически все известные в мировой практике виды. Однако следует отметить, что ведущую роль для Украины играет такая форма внешнеэкономических связей как международная торговля, с помощью которой страна может развивать свою специализацию, повышать производительность своих ресурсов, увеличивать общий объем производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в тех продуктах, производство которых внутри страны крайне не эффективно или невозможно вообще.

Имея высокий экспортный потенциал, Украина использует его недостаточно эффективно. С 1997г. наблюдается уменьшение стоимостных объемов экспорта, что свидетельствует о кризисе производства, ориентированного преимущественно на экспорт. По объемам экспорта на душу населения Украина значительно уступает не только развитым странам, но и большинству государств Центральной и Восточной Европы. Это побуждает к более эффективной реализации экспортного потенциала с целью увеличения влияния Украины на мировые экономические процессы.

В течение 90-х годов произошла значительная географическая переориентация внешней торговли Украины – из стран бывшего СССР на другие регионы, что, в общем, является позитивным фактором. Однако, уменьшение экспорта в страны СНГ (в первую очередь в Россию) не удалось компенсировать наращиванием экспорта на новые рынки.

Товарная структура экспорта Украины является крайне неблагоприятной. Она свидетельствует о неспособности государства преодолеть структурные диспропорции экономики, сформированной в рамках бывшего СССР. Доминирующими экспортными позициями остаются металлопродукция (44% от общего экспорта), минеральные продукты и химия (22%), а машиностроение составляет только лишь 12%. В отличие от стран Центральной Европы, в Украине не произошла переориентация с торговли сырьем и полуфабрикатами на торговлю товарами с высокой добавочной стоимостью. [5, стр. 27]

Основные экспортно-ориентированные отрасли остаются слишком энергоемкими, что делает их критически зависимыми от импортных энергоносителей и ограничивает возможности наращивания экспорта за счет девальвации национальной валюты Экспорт продукции металлургического комплекса характеризуется чувствительностью к ценовым колебаниям на мировых рынках, значительной долей продукции с низкой степенью переработки и низкой экономической эффективностью. Нередко экспорт металлопродукции ориентируется не на экономическую эффективность, а на удержание позиций на внешних рынках с целью обеспечения валютных поступлений любой ценой.

Продолжается сокращение экспорта химической продукции, что обусловлено неблагоприятной конъюнктурой мирового рынка. Кроме того, развитие экспортной химической продукции сдерживается ее высокой энергоемкостью и экологическим вредом. Доля продукции машиностроения в структуре импорта продолжает уменьшаться. Это негативно влияет на экспортный потенциал Украины, не дает возможности модернизации предприятий-экспортеров.

Реализация значительного потенциала АПК будет зависеть от эффективности осуществляемых сейчас экономических преобразований в селе. В следствии неэффективного государственного регулирования отношений в сфере АПК (включая регулирование экспорта сельскохозяйственной продукции), Украина потерпит ощутимые затраты на мировых рынках. Она уже потеряла позицию европейского лидера по производству сахара из сахарной свеклы, а также рынки его сбыта в странах СНГ, прежде всего в России; теряет внешние рынки сбыта и превращается в импортера зерна; теряет внешние рынки сбыта семечек подсолнуха.

Экспорт услуг имеет однобокий характер (транзит российских энергоносителей). Украина не реализует возможности выхода на наиболее динамичные в современном мире рынки услуг – туристический бизнес, рынок информационных технологий, а также недостаточно использует благоприятные условия для наращивания экспорта услуг на рынки СНГ и Азии. Следует отметить, что в 2000г. после периода несомненного сокращения показателей внешней торговли начала определяться тенденция к стабилизации работы отрасли.

Итак, в данном параграфе мы охарактеризовали формы и виды внешнеэкономической деятельности, установленные законодательством Украины, кратко осветили особенности состояния внешнеэкономической деятельности в переходный период. В соответствии с фактами и статистикой видно, что ситуация на первый взгляд довольно неблагоприятная. Но, чтобы сделать более точные и объективные выводы перейдем к рассмотрению и экономическому анализу показателей эффективности внешнеэкономической деятельности нашего государства.


2 3 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности украинского государства

Важно иметь в виду, что оценка внешнеэкономической деятельности не только желательна, но и необходима, поскольку любые просчеты в этой области ведут к практически безвозвратным потерям.

В настоящее время отсутствует какая-либо методика определения эффективности внешнеэкономической деятельности в нашей стране. Эффективность оценивается на уровне отдельных юридических и физических лиц, путем сопоставления затрат и результатов. Что же касается макроуровня, то расчеты эффективности внешней торговли базируются на рассуждениях о предпочтительности экспорта готовой продукции по сравнению с сырьевой.

До последних рыночных реформ, когда существовало Министерство внешней торговли для страны в целом, по странам — торговым партнерам, по широкой номенклатуре экспортно-импортных товаров и в разрезе внешнеторговых объединений определялась бюджетная эффективность. За основу при этом принимались бухгалтерские отчеты внешнеторговых объединений и контор (затем — фирм); отчеты были регулярными, в том числе в целом по итогам года. Бюджетной эта эффективность называлась потому, что отражала финансовые взаимоотношения экспортеров и импортеров страны с государственным бюджетом. Показатель рассчитывался таким образом: [6, стр. 125]

Выручка от реализации импортного товара на внутреннем рынке выражалась в оптовых ценах, если товар предназначался для производственного потребления; что касается импортных товаров народного потребления, то стоимость их реализации на внутреннем рынке исчислялась в розничных ценах.

Бюджетная эффективность сыграла положительную роль при решении многих проблем развития внешней торговли. Однако она подвергалась критике, особенно в академической среде, а также в ведомствах, занимавшихся макропроблемами, например в Госплане. Критика была направлена, прежде всего, на несоответствие наших внутренних цен так называемым общественно необходимым затратам труда. Большие нарекания вызывало и применение валютных курсов, если ставилась задача определения абсолютного эффекта экспорта и импорта. Кроме того, эффективность определялась более усложненным способом, с тем, чтобы уйти от искажающего влияния внутренних цен и валютных курсов. Большой вклад в решение этой крайне непростой задачи внесли С.А. Ситарян, И.Д. Иванов и другие видные советские экономисты. [7, стр. 12]

Ныне экономическая ситуация в стране во многом отличается от той, на которую были ориентированы прежние методики определения эффективности внешнеэкономических связей. Что касается внутренних цен, то они ныне значительно приблизились к общественной стоимости. Осложнился вопрос о том, что следует в макроэкономическом смысле конкретно включать в понятие результата внешнеэкономической деятельности.

Исходя из нынешней практики финансовых расчетов при экспорте и импорте, для оценки результата внешнеэкономической деятельности, в макроэкономическом смысле, представляется обоснованным считать в качестве такового, прежде всего, доходы от внешней торговли.

Положительная динамика показателей внешней торговли, которая наметилась еще в 2000г., продолжалась на протяжении 2001г. В течение года внешнеторговый оборот товарами и услугами увеличился на 9,7% и составил, по предварительным оценкам, 36,6 млрд.дол.США.

Объемы экспорта товаров и услуг увеличились на 10,2% (в 2000г. прирост был 18,8%) и составили 19,9 млрд.дол.США. Увеличение произошло за счет наращивания поставок неблагородных металлов и изделий из них, что обеспечило 21,4% общего прироста экспорта товаров, минеральных продуктов – 15,9%, продукции АПК – 22,1%, машин и оборудования – 27,9%, легкой промышленности – 5,9%. Улучшилась товарная структура экспорта: удельный вес продукции машиностроения и металлообработки в общей структуре экспорта товаров вырос с 12,6% в 2000г. до 14,2% в 2001г. Доля продукции агропромышленного комплекса увеличилась с 9,0% в 2000г. до 10,8% в 2001г. Продукции металлургического комплекса продолжает принадлежать треть общего объема экспорта товаров. Данную положительную тенденцию в первую очередь можно объяснить увеличением иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, значительно увеличилась доля инвестированного капитала из Германии, Польши, США, а также трансфертом новых технологий в машиностроительную, металлообрабатывающую и пищевую отрасли.

Соответственно объемы импорта увеличились на 9,0% (в 2000г. – 18,2%) и составили 16,7 млрд.дол.США. Ситуация с импортом говорит, что вместе с увеличением объема вывозимых товаров, Украина увеличила количество импортируемых товаров, в последние время это были польский уголь, продовольственное зерно. Данная тенденция стала результатом увеличения количества нерентабельных шахт в Украине (отсутствие современных технологий добычи угля, наличие старого оборудования, что приводит к нарушению правил безопасности и многочисленным авариям). Кроме того, плохой урожай 2000г. вызвал необходимость в закупке продовольственного зерна для удовлетворения потребности внутреннего рынка.

Сальдо торгового баланса является положительным в сумме 3,2 млрд.дол.США, что на 464,8 млн.дол.США больше, чем в 2000г. [8, стр. 15] Следует заметить, что такие цифры были впервые достигнуты за период существования независимой Украины и говорят о положительной тенденции во внешней торговле.


Рисунок 2.2.1 Динамика внешней торговли товарами и услугами в 2000-2001гг.

Что касается 2001г., то внешнеторговый оборот товарами увеличился на 12,3% по сравнению с предыдущим годом. При этом экспорт товаров увеличился на 11,6% и составил 16264,7 млн.дол.США. Однако импорт тоже увеличился, а именно на 13,0% и составил 15775,1 млн.дол.США, что говорит о все большей зависимости от зарубежных государств. По-прежнему страной-импортером номер один для Украины является Россия. Что касается положительного сальда внешней торговли товарами, то оно составило 489,6 млн.дол.США, а в 2000г. – 616,6 млн.дол.США.. Что говорит об изменении положительной тенденции во внешней торговли Украины на отрицательную. Это в первую очередь было связано с уменьшением объема инвестиций, как отечественными предпринимателями, так и иностранными компаниями в результате подрыва имиджа государства.

В течение 2001г. продолжалась диверсификация географии внешней торговли Украины товарами. Основные страны – партнеры Украины в экспорте товаров в 2001г.


Рис.2.2.2 Процентное соотношение экспорта украинских товаров.

В январе-ноябре 2001г. значительно уменьшилась доля бартера во внешней торговле товарами. В экспорте она составляла 0,4% от общего объема поставок из Украины, в импорте – 0,4% (соответственно 1,5% и 1,6% в январе-ноябре 2000г.). Причиной этого в первую очередь стало действие специальной импортной процедуры, которая была предусмотрена законодательством Украины в 1995г.

Экспорт давальческого сырья за январь-ноябрь 2001г. составил 144,0 млн.дол.США, или 1,0% (январь-ноябрь 2001г. – 1,5%) от общего объема экспорта страны. Импортировано готовой продукции, изготовленной из давальческого сырья, на 64,1 млн.дол.США, или 0,4% (за 11 месяцев 2000г. – 0,8%) от общего импорта страны. За 11 месяцев 2001г. в Украину поступило иностранного давальческого сырья на 928,1 млн.дол.США (на 15,8% больше, чем за 11 месяцев 2000г.), доля которого составляет 6,5% от общего объема импорта страны, как и в январе-ноябре 2000г. Т.о., объемы экспортируемого давальческого сырья остаются постоянными, но на достаточно высоком уровне, что подтверждает слабую позицию Украины в отношении возможности самостоятельной закупки и обработки сырья.

Привлечение прямых иностранных инвестиций в Украину является приоритетом украинского правительства со времени провозглашения независимости. Эта политика была очевидной в 1992г., когда был издан закон, поощряющий иностранные инвестиции, который продолжает действовать и сейчас с целью привлечении иностранного капитала. Потребность экономики Украины в иностранных инвестициях велика в любой сфере экономики: от сельского хозяйства до телекоммуникаций. Правительством Украины было подсчитано, что для реструктуризации экономики необходимо 40 млд. дол. США. [8, стр. 15]

Однако в течение последних 10 лет Украина получила только крупинку от ожидаемого. Годовой поток прямых иностранных инвестиций повысился в течение первого года независимости, но остается на отметке в 500 млн. дол. последние 5 лет. Для сравнения, в течение того же периода времени (1990-1999гг.) Польша получила от иностранных государств приблизительно 39 млд.дол. инвестиций, включая 5,2 млд.дол. от США. По последним данным общее число иностранных инвестиций в Украину увеличилось на 15% в 1999г. и составляло 3,25 млд.дол., как и в январе 2000г. В 1999г. иностранные инвестиции в экономику Украины составили 437 млн.дол., что на 18% меньше, чем в 1998г. Причиной такой негативной ситуации, прежде всего, является непрозрачность экономики Украины, высокий уровень коррупции, низкий мировой рейтинг надежности Украины для кредитов и инвестиций, что затрудняет использование иностранных финансовых ресурсов, и другие внутри политические и социално-экономические проблемы.

В настоящее время пищевая промышленность привлекает наибольшие иностранные инвестиции (662,4 млн.дол), далее идет внутренняя торговля (557,8 млн.дол), затем следует металлургическая промышленность (354,8 млн.дол) и энергетика (189,5 млн.дол).

Рассмотрев всю совокупность показателей внешнеэкономической деятельности следует сделать вывод, что в последние три года ситуация начинает изменяться в положительную сторону, о чем свидетельствует достигнутое впервые за многие годы положительное сальдо торгового баланса. Однако в соответствии с прогнозами аналитиков в 2003-2004 гг. увеличение импорта машин и оборудования и рост доходов населения вызовут опережающий рост импорта по сравнению с экспортом. Таким образом, ожидается, что в 2003 г. впервые за несколько лет сальдо торгового баланса будет отрицательным. В 2003 и в 2004гг. сальдо текущего баланса будет снижаться, чему будет дополнительно способствовать сокращение объема трансфертов.

Итак, рассмотрев основные причины низкой эффективности внешнеэкономической деятельности Украины, мы логически подходим к завершающему этапу курсовой работы, а именно, к определению путей улучшения внешнеэкономической деятельности Украины.


3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из сказанного выше следует вывод о необходимости неотложного формирования целостной системы мер для стимулирования экспорта и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности украинского государства. Поэтому мы определили следующие меры исходя из причин низкой эффективности ВЭД:

    1. Для искоренения первой причины необходима разработка и реализация национальной программы повышения конкурентоспособности отечественных производителей в стратегически важных для Украины секторах, создание комплекса технологически связанных конкурентоспособных (на международных рынках) производств, способных наращивать экспорт как товаров, так и научно-технических, инженеринговых, образовательных, информационных и других услуг. Такая программа должна была бы в частности предвидеть следующие приоритеты [16, стр. 64]:
    2. В существующем комплексе «горнодобывающая промышленность – черная металлургия – тяжелое машиностроение» ориентацию на экспорт высококачественного проката, металлоемкой продукции, включая транспортные средства (особенно судна), экскаваторы, металлорежущие станки, комплексное оборудование, в частности горное, энергетическое, металлургическое и химическое; максимально возможное использование спроса на рынках развивающихся стран.
    3. Развитие комплекса конкурентоспособных производств на основе отечественного АПК, экспортная специализация на отдельных видах сельскохозяйственной продукции (зерно, семя подсолнечника), перерабатывающей и пищевой промышленности (мясопродукты, отдельные молокопродукты, подсолнечное масло, сахар, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки), сельскохозяйственные машины, и оборудование для пищевой промышленности.
    4. Развитие специализированного, ориентированного на международные рынки, комплексы производства ракетной и авиационной техники (прежде всего, производство транспортных самолетов); поддержка военно-промышленного комплекса, прежде всего в направлениях, которые уже имеют перспективы выхода на внешние рынки (бронетехника, техника ПВО, стрелковое оружие, инженерная техника).
    5. Создание нового производственного комплекса на основе отраслей по выработке редких металлов, развития микроэлектроники (в том числе с использованием новых космических технологий), выпуска компьютеров, бытовой электроники и другой техники; привлечение в этот комплекс иностранного капитала с целью ускорения модернизации и создания новых производств.
    6. Формирование нового наукоемкого комплекса на основе производств, которые непосредственно связаны с реализацией перспективных научно-технических достижений, а также научных институтов Национальной академии наук и передовых университетов Украины – в отрасли порошковой металлургии, сварочных аппаратов, новых высококачественных материалов и т.д. Организационными формами развития такого комплекса могли бы стать:
    7. Сеть технопарков и технополисов, созданная с привлечением иностранного капитала;
    8. Подключение ведущих научных институтов Украины к международным научно-технологическим программам, в отдельности, в рамках ЕС.
    9. Существенное расширение и модернизация транспортного комплекса и транспортной инфраструктуры Украины для реализации транзитных функций в направлениях Восток – Запад и Север – Юг. Речь идет про все виды перевозок с использованием трубопроводного, железнодорожного, автомобильного, морского и воздушного транспорта. Создание в Украине комплекса развития международного туризма на основе широкого привлечения иностранного капитала в развитие соответствующей инфраструктуры.
    10. Кроме того, повышение конкурентоспособности предприятий-экспортеров Украины можно обеспечить путем создания маркетинговых и сервисных сетей на приоритетных зарубежных рынках. В такие сети следует привлекать капитал и коммерческие возможности авторитетных местных компаний и банков, которые владеют информацией о состоянии рынка и соответственными коммерческими контрактами. Государство могло бы инициировать этот процесс через использование наиболее важных рынков торговых домов, бизнес- и технических центров на акционерных началах, совместно с коммерческими и банковскими структурами Украины. [17, стр. 23]
    11. Относительно первой причины, для ее устранения следует также увеличить закупки за границей лицензий на новые технологии (ноу-хау), машины, оборудование и приборы с целью создания новых конкурентоспособных национальных производств. По мнению экспертов для этого Государственный инновационный фонд Украины стоит переделать в акционерную коммерческую структуру с привлечением государственного и частного украинского капитала. [18, стр. 14]
    12. Чтобы искоренить вторую причину следует более активно внедрять в Украине международные стандарты, требования и процедуры сертификации, которые обеспечат соответствие национальной продукции и услуг международным стандартам, разработать и реализовать соответствующую национальную программу; сократить до оправданного минимума перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации при экспорте; расширить практику признания украинских сертификатов за границей.
    13. Для ликвидации второй причины необходимо использование средств политического дипломатического и законодательного характера, которые бы благоприятствовали участию Украины в крупных международных (производственных, научно-технических, научно-производственных) кооперационных проектах в приоритетных для отечетвенной экономики отраслях. При этом приоритет должен отдаваться: [19, стр. 4]
    14. Обновлению кооперационных связей с Россией;
    15. Вхождению в межгосударственные программы ЕС;
    16. Участии в региональных и глобальных кооперационных проектов (в ракетно-космической отрасли, в сферах информатики и телекоммуникаций, энергетики, АПК, охраны здоровья и экологии, развитию международных транспортных коридоров, решения фундаментальных научных проблем ).
    17. Чтобы ускорить информатизацию экономики и внешнеэкономических связей Украины на разных иерархических уровнях необходимо принять следующие меры: [20]
    18. Создание комплексной информационной системы в отрасли внешнеэкономической деятельности и государственного мониторинга за осуществлением экспортно-импортных операций;
    19. Создание единой информационной базы данных тендеров, которые проводятся в зарубежных странах;
    20. Разработка мер относительно государственной информационной поддержки отечественных предприятий, которые принимают участие в международных тендерах;
    21. Введение в практику хозяйственной деятельности международные стандарты бухгалтерского и статистического учета;
    22. Стимулирование подключения субъектов внешней экономической деятельности к международным информационным сетям (например, путем освобождения продаж компьютерной техники и предоставления Интернет-услуг от НДС, а импорта соответственных комплектующих и уникального оборудования – от оплат пошлин.
    23. Чтобы усовершенствовать финансовые механизмы регулирования деятельности экспортеров необходимо предпринять следующие шаги: [21]
    24. Разработка механизма оформления долговых обязательств государства с возвращением экспортерам НДС в виде облигаций (или сертификатов) как своеобразных гарантий для получения кредитов. Введение этого механизма:
    25. Увеличит оборотные средства предприятий-экспортеров, которые можно будет направить на обновление (расширение) производства;
    26. Позволит экспортерам получать кредиты, необходимые для развития производства;
    27. Даст возможность увеличить срок возвращения предприятиям НДС, не заимствуя у них оборотных средств.
    28. Введение механизма предоставления экспортных кредитов путем проведения Национальным банком Украины переучета банковских векселей. Это увеличит оборотные средства экспортеров, будет стимулировать рост объемов производства экспортной продукции.
    29. Для исключения седьмой причины необходим тщательный пересмотр законодательства Украины, которое регулирует внешнеэкономическую деятельность; внесение перемен, которые обеспечили бы реализацию приведенных выше стратегических приоритетов Украины и адаптацию национального законодательства к нормам ВТО. Эти меры необходимо использовать параллельно с активизацией переговорного процесса по поводу получения членства в ВТО. [15, стр. 303]
    30. Для того, чтобы повысить конкурентоспособность Украины на рынках транспортных услуг необходимо заключение международных договоров для проведения совместного контроля транзитных грузов и присоединение Украины к международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, подписанной в Женеве в 1982г. [22]
    31. Для сокращения дискриминации украинских экспортеров за границей и применения методов ограничительной деловой практики для вытеснения или недопущения Украины на перспективные, емкие рынки, а также для повышения мирового рейтинга надежности Украины для кредитов и инвестиций необходимо принимать меры определенные под пунктами 3-4 для увеличения конкурентоспособности продукции и создания хорошего имиджа государства.

Т.о., резюмируя выше сказанное, основными мерами для улучшения состояния внешнеэкономической деятельности Украины должны быть: повышение конкурентоспособности продукции, улучшение законодательной и финансовой системы для содействия украинским экспортерам, а также создание благоприятного климата не только для иностранных, но и для отечественных инвесторов.


ВЫВОДЫ

Итак, внешнеэкономическая деятельность государства складывается из совокупности предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Основной целью ВЭД государства является ее регулирование. Основным видом внешнеэкономической деятельности в Украине является внешняя торговля.

В соответствии с фактами и статистикой видно, что ситуация во внешнеэкономической деятельности Украины довольно неблагоприятна. Однако рассмотрев всю совокупность показателей эффективности ВЭД следует сделать вывод, что в последние три года ситуация начинает изменяться в положительную сторону, о чем свидетельствует достигнутое впервые за многие годы положительное сальдо торгового баланса. В соответствии с прогнозами аналитиков в 2003-2004 гг. увеличение импорта машин и оборудования и рост доходов населения вызовут опережающий рост импорта по сравнению с экспортом. Таким образом, ожидается, что в 2003 г. впервые за несколько лет сальдо торгового баланса будет отрицательным. В 2003 и в 2004гг. сальдо текущего баланса будет снижаться, чему будет дополнительно способствовать сокращение объема трансфертов. Рассмотрев и оценив показатели внешнеэкономической деятельности Украины, мы определили основные направления улучшения состояния внешнеэкономической деятельности Украины:

    1. Тщательный пересмотр законодательства Украины. которое регулирует внешнеэкономическую деятельность; внесение перемен, которые обеспечили бы реализацию стратегических приоритетов Украины и адаптацию национального законодательства к нормам ВТО.
    2. Разработка и реализация национальной программы повышения конкурентоспособности отечественных производителей в стратегически важных для Украины секторах.
    3. Повышение конкурентоспособности предприятий-экспортеров путем создания маркетинговых и сервисных сетей на приоритетных зарубежных рынках.
    4. Увеличение закупок за границей лицензий на новые технологии (ноу-хау), машины, оборудование и приборы с целью создания новых конкурентоспособных национальных производств.
    5. Более активное внедрение в Украине международных стандартов, требований и процедур сертификации, которые обеспечат соответствие национальной продукции и услуг международным стандартам, разработка и реализация соответствующей национальной программы; сокращение до оправданного минимума перечня продукции, которая подлежит обязательной сертификации при экспорте; расширение практики признания украинских сертификатов за границей.
    6. Использование средств политического дипломатического и законодательного характера, которые бы благоприятствовали участию Украины в крупных международных (производственных, научно-технических, научно-производственных) кооперационных проектах в приоритетных для отечетвенной экономики отраслях.
    7. Ускоренная информатизация экономики и внешнеэкономических связей Украины на разных иерархических уровнях.
    8. Усовершенствование финансовых механизмов регулирования деятельности экспортеров.
    9. Заключение международных договоров для проведения совместного контроля транзитных грузов и присоединение Украины к международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, подписанной в Женеве в 1982г.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК