ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА В УКРАИНЕ

Опубликовано: Вернер А.Д., государственные меры стимулирования экспорта в Украине//Бизнесс. -2003. - №34. - с. 16.

Главной составляющей в ВЭД Украины является внешняя торговля. Государство регулирует внешнюю торговлю с помощью таможенных тарифов, лицензирования, квотирования товаров, введения специальных режимов в экспортировании и т.п. Правительство может осуществлять прямое или косвенное субсидирование экспорта.

С 90-х гг. в Украине происходит резкое сокращение применения административных методов регулирования внешней торговли. Взятый курс либерализации ВЭД соответствует тенденциям мирового сотрудничества, и он должен проводиться в стране с учетом сжатия российского рынка для большинства ранее экспортируемой продукции, ведущего к остановке и банкротству значительного числа передовых предприятий обрабатывающей промышленности. Необходимо либо временное сохранение старых, либо введение новых соответствующих мер по защите украинских товаропроизводителей.

Самыми крупными партнерами Украины в настоящее время являются: по экспорту – Германия, Италия, Беларусь; по импорту – Германия, Беларусь, Россия, США. Увеличивающийся спрос на сырьевые товары и продукты с невысокой долей добавленной стоимости обеспечил огромный рост в Украине экспорта по расчетам, 10-12 млрд долл. Но слабая диверсификация отечественного экспорт обусловливает опасность его снижения из-за возможного падения цен на нефть.

Российская экономика должна учитывать опыт внешнеэкономических связей, который накоплен в развитых странах, и эффективно применять мероприятия по организационно-экономическому и политико-правовому стимулированию экспорта, радикальному изменению структуры импорта. Нельзя забывать о расширении совместных предприятий и увеличении их значимости в экономике.

С начала 90-х гг. Правительство Украины практически отказалось от приоритетной поддержки наиболее развитых отраслей промышленности. Наиболее развитые отрасли, как правило, были связаны с оборонно-промышленным комплексом: авиастроение, ракетостроение, судостроение, производство простого вооружения, атомная энергетика, отдельные подотрасли химии и нефтехимии, а также определенные виды машиностроения и некоторые другие. Однако без поддержки правительственных структур предприятия указанных отраслей с трудом находят возможности для реализации своей продукции на внешнем рынке, а на внутреннем спроса на их продукцию мало. Декларируя программу конверсии предприятий, правительство не может обеспечить крупные оборонные заводы ни кредитные ресурсы, ни сбыт их продукции в случае удачной конверсионной реструктуризации. Внутри Украины с малой выгодой для государства используются современные формы международного сотрудничества (лизинг, франчайзинг и т.п.). Правительство Украины должно иметь долгосрочные цели ВЭД и более четко спрашивать за осуществление мероприятий по стимулированию экспорта. В ближайшие годы необходимо осуществить реализацию финансового содействия экспорту по следующим направлениям:

  • предоставление Правительством Украины через Минфин гарантийных обязательств по привлекаемым банками кредитных ресурсов для обеспечения оборотными средствами производств, ориентированных на экспорт;
  • предоставление государственных гарантий и обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров;
  • усиление контроля над закупками оборудования для развития экспортного производства и введение жесткого спроса с предприятий за эффективность использования получаемого оборудования;
  • кредитование производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимого в России сырья, материалов и комплектующих изделий;
  • предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредитования, на срок свыше полгода;
  • обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах;
  • страхование операций по освоению внешних рынков.

    Одним из главных направлений в ВЭД Российской Федерации должно стать сохранение, а в перспективе и расширение сбыта своей продукции в страны ближнего зарубежья. В конце 90-х гг. в экспорте продукции страны СНГ занимали чуть выше 13%. Из года в год объем торговли Украины с государствами СНГ сокращался, но только в последние годы импорт из СНГ стал стабильно меньше экспорта. Большинство украинских предпринимателей недооценивает значение реализации продукции и услуг в близрасположенных странах. По-прежнему предприниматели, занимающиеся внешней торговлей и другими формами ВЭД, ориентируются на страны Европы, Америки, Азии, хотя можно с уверенностью сказать, что многим субъектам краины гораздо легче сбывать (продавать) свою продукцию в ближнем зарубежье.

    Два украинских государственных коммерческих банка, занимающихся внешней торговлей – Внешторгбанк, Росэксимбанк – входят в число крупнейших отечественных банков. Но в любом случае их качество, сеть филиалов, мощность их активов не обеспечивают необходимое кредитование внешнеэкономических операций. Вместе с укреплением этих банков следует привлекать и другие коммерческие банки к внешнеторговым операциям, но при этом исполнительная власть должна тщательно заботиться о надежности уполномоченных банков. Кризис 1998 г. показал, что в финансово-кредитной сфере России практически нет банков, ведущих свою деятельность с полным соблюдением законодательства РФ и правил мировой торговли.

    Стимулирование экспорта невозможно без радикальной перестройки организаций, занимающихся страхованием ВЭД. Пока государство будет индифферентным к функционированию появившихся маломощных и слабых частных страховых компаний и не сделает адекватные инвестиции в эту часть финансового рынка, страхование рисков не будет соответствовать времени, и это будет снижать эффективность всей ВЭД.