Вестник ВНИИЖТ, 2002, № 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК 625.032.825:629.4.037.2Канд. техн. наук И. А. ЖАРОВ, инж. М. А. МАРКОВВлияние радиуса кривой и смазывания
|
![]() |
Рис. 1. Система координат тележки |
Величины могут иметь индексы i — номер оси, j — правая или левая сторона и k — номер точки контакта. Индексы растут в сторону уменьшения значений по соответствующей оси. То есть i равно 1 для ведущей оси и 2 для ведомой, j равно 1 справа по ходу движения и 2 слева, k равно 1 для контакта с большим значением z (на гребне) и 2 для меньшего значения z (на поверхности катания). Положение колесной пары характеризуется смещением ее центра yi и разворотом ai (см. рис. 1).
При этом использованы следующие обозначения:
2а — расстояние между центрами колесных пар тележки;
2b — расстояние между кругами катания колес;
2d, с — зазор в колее и жесткость пути;
r, V — радиус кривой и скорость движения тележки;
Qj — сила, действующая на колесо со стороны рельса вдоль оси Z (обычно меньше нуля);
wi — угловая скорость
вращения колесной пары вокруг ее оси (близка к и обычно меньше нуля);
— вектор скорости проскальзывания колеса по
рельсу;
Rijk — расстояние от оси колесной пары до точки контакта;
tk — угол между нормалью в точке контакта и осью Z;
Nijk — нормальная сила в точке контакта;
— вектор силы трения в точке контакта;
Yijk — сила, действующая на колесо вдоль оси Y;
Zijk — сила, действующая на колесо вдоль оси Z;
анеп — непогашенное ускорение;
i* = 2i – 3, j* = 2j – 3, k* = 2k – 3, квадраты этих величин равны 1;
Нi — рамное усилие (сила), действующее на колесную пару.
Трибологические параметры точек контакта. При квазистатическом
движении тележки угловая скорость ее движения равна –V/r, и справедливы следующие
соотношения:
![]() |
(1) |
![]() |
(2) |
![]() |
(3) |
![]() |
(4) |
В соответствии с кривой крипа находим величину Kijk
как функцию от отношения vijk/V, которое обычно
называется величиной относительного проскальзывания lijk. Направление вектора противоположно вектору
:
![]() |
(5) |
Вектор называется вектором силы трения от
единичной нагрузки [6]. Соответственно силы трения находятся по формуле:
![]() |
(6) |
Верны следующие формулы:
![]() |
(7) |
![]() |
(8) |
Введем величины rijk по формулам
![]() ![]() |
(9) |
Заметим, что эти величины не зависят от Nijk.
Боковой отжим рельсов. Значения Rijk при двухточечном контакте обозначим через Rk. Эти радиусы зависят от профилей колес и рельсов. Соответствующие этим радиусам значения rijk обозначим через rjk. Введем величины Dij, которые определим следующим образом:
Dij = – j*Yi – d. | (10) |
Если rj2QjЈ cDijЈ rj1Qj, то контакт двухточечный и силы Zijk находятся из уравнений равновесия рельса в вертикальном и боковом направлении:
Zij1 + Zij2 = Qj; | (11) |
rj1Zij1 + rj2Zij2 = cDij. | (12) |
Если k*cDij < k*rjkQj, то контакт одноточечный. При этом
Zijk = Qj, | (13) |
сдвиг колеса от положения двухточечного контакта
sijk = Dij– rijkQj/c, | (14) |
радиус в точке контакта
Rijk = Rk + tg(tk)sijk. | (15) |
Заметим, что величина rijk в формуле (14) зависит от Rijk. Поэтому организуется процесс итераций, где начальное значение Rijk равно Rk. Критерий окончания этого процесса — изменение Rijk становится меньше микрона.
Во всех случаях силы Yijk определяются по формуле
Yijk = j*rijkZijk, | (16) |
а силы Nijk и находятся из уравнений (8) и (6).
Уравнения вращения колесных пар. Уравнения динамики колесных пар имеют следующий вид:
![]() |
(17) |
Здесь величины — забеги соответствующих
точек контакта [6, 7]. Углы набегания считаются равными yi.
Уравнения движения тележки. Уравнения движения тележки записываются в предположении, что она двигается как жесткое тело, что верно для квазистатического движения. Они имеют вид:
![]() |
(18) |
![]() |
(19) |
При записи этих уравнений смещение тележки считалось равным
(у1 + у2)/2, а угол ее поворота равным
(у1 – у2)/(2а). Решая систему
из линейных уравнений (18) и (19), находим
Определение углов набегания (yi). Углы yi можно задавать следующими способами:
1. yi = const. Такое задание углов набегания может потребоваться при обработке результатов измерений углов набегания тележек;
2. yi =(у1 – у2)/(2а) + ai – i*a/r. При этом предполагается, что колесные пары в тележке развернуты на постоянный угол ai. В этом и предыдущем случаях уравнения (17)...(19) приводятся к шести дифференциальным уравнениям первого порядка, для которых находится установившееся решение;
3. Углы yi являются функциями сил, действующих на колеса тележки (например, их линейной комбинацией). В этом случае алгебраические уравнения заменяются дифференциальным путем введения фиктивного демпфера. После этого получается система из восьми уравнений первого порядка;
4. Для углов yi можно записать уравнения динамики, используя уже введенные выше силы и координаты. В этом случае мы имеем систему из десяти уравнений первого порядка.
Задание исходных данных для расчетов. Для проведения оценок были использованы те же значения величин, что и в работе [6]: радиус кривой r = 300 м, половина расстояния между точками контакта на поверхностях катания соседних колес b = 0,79 м, половина расстояния между осями тележки а = 0,92 м, зазор между гребнем и боковой гранью головки рельса при центрированном положении колесной пары в колее d = 8 мм (половина зазора в колее).
Рельсы и колеса приняты новыми, и, значит, наклон обода колеса tg (t2) = 0,05, угол наклона гребня t1 = 60°. Согласно работе [8] разность радиусов R1 и R2 близка к 10 мм. Они приняты равными 485 и 475 мм соответственно.
Коэффициенты трения kjk считаем равными 0,45, что
примерно соответствует трению колес по рельсам при отсутствии следов
смазки любого вида. Функцию Kijk(l)/kjk положим равной минимуму из
функций 1 и 200l. При этом предполагается, что
вид функции К от i не зависит, а от j и k
зависит только через коэффициент трения скольжения kjk.
Непогашенное ускорение принимаем равным нулю, и, следовательно,
анеп = 0, а Q1 = Q2
= – P/2. Моменты и Му
приняты нулевыми. Рассчитанные силы нормировались на величину Р/2,
где Р — нагрузка на ось. Величина Р была принята равной 240
кН и соответственно масса М равной 48 000 кг. Величины
Jy и
приняты равными 100
кг·м2 и 5000 кг·м2 соответственно. Для имитации
жесткого пути жесткость принята равной 109 Н/м.
Страница (из 2): | 1 | 2 |