РАЗРАБОТКА БЛОКА КОНТРОЛЯ ТЕКУЩЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ И СКОРОСТИ МАГИСТРАЛЬНОГО ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА (БКТС)

Кулиш В.А., студент; Гавриленко Б.В., доц., к.т.н.

Донецкий национальный технический университет

Ввиду с участившимися случаями пожаров на шахтных магистральных ленточных конвейерах (ЛК) связанных с возгоранием конвейерной ленты из-за пробуксовки на приводных барабанах, актуальной становится проблема контроля температуры места схода ленты сприводного барабана, как наиболее вероятного с точки зрения нагрева и возгорания ленты.

Поэтому с особой актуальностью стал вопрос о создании устройства, которое контролировало бы не только скорость ленты, но и температуру приводного барабана.

Существующая базовая аппаратура АКТЛ-1 имеет ряд недостатков [1]. Таких как громоздкость конструкции, невозможность оперативной перестановки на контроль другого объекта, необходимость сложной настройки и ремонта устройства.

С этой целью разработано устройство, контролирующее температуру приводного барабана и скорость ленты конвейера –– блок контроля текущей температуры и скорости магистрального ленточного конвейера (БКТС). Измерение температуры нагрева ленты основано на регестрации тепловой энергии, принятой в инфракрасном диапазоне пирометрическим датчиком – термобатареей (рис.1) [2].

Термобатарея пирометра

Рисунок 1 – Термобатарея пирометра БКТС

На рис. 2 приведена схема подключения БКТС в комплекте с аппаратурой АУК 1М [3].

подключение БКТС к аппаратуре АУК 1М

Рисунок 2 – Схема подключения БКТС с аппаратурой АУК 1М:

БУ АУК1М – соответственно пульт и блок управления,
АУК1М, ВПУ – выносной приборный указатель,
УТС – устройство телефонной связи,
1ПВВ и 2ПВВ – пускатели,
УС – устройство сигнализации,
ДЗ – датчик заштыбовки,
ДКСЛ – датчик контроля схода ленты,
ВКА – аварийный выключатель экстренной остановки конвейера,
ПДТ – пирометрический датчик температуры.

Работа БКТС заключается в следующем. При отклонении уровня сигналов либо с ДС либо с ПДТ от допустимого значения БКТС подает управляющий сигнал на отключение БУ АУК1М. Последний отключает пускатель приводного конвейера.

Принципиальная схема БКТС приведена на рис.3.

Принципиальная схема БКТС

Сигнал от термобатареи В усиливается прецизионным усилителем DA1, а компаратор DA2 определяет порог срабатывания устройства по температуре. Датчик скорости движения ленты конвейера подключается к клеммам ХР5, ХР6.

Блок БКТС выполняет функции обработки и выдачи сигналов поступающих от датчиков скорости ДС и ПДТ в блок управления БУ АУК1М. Таким образом при наличии аварийного сигнала от одного из датчиков блок определения параметра должен выдать сигнал в БУ АУК1М, что ведет к отключению привода (1ПВВ, 2ПВВ) ленточного конвейера. Под аварийными ситуациями понимаем превышение температуры приводного барабана 80 °С, что создает пожароопасную ситуацию, а также снижение скорости ленты более чем на 25 %.

Устройство работает в рамках базовой аппаратурой автоматизации АУК 1М. БКТС позволяет измерять температуру дистанционно, что позволяет устанавливать чувствительный элемент на некотором расстоянии от объекта измерения и не имеет недостатков АУК 1М. Место установки блока может быть любое, расположенное на расстоянии не более 15 м от приводного барабана, где выполняется условие точной направленности чувствительного элемента на объект.

Таким образом БКТС позволяет снизить ававрийность работы ленточного конвейера и создать условия предотвращающие возникновение пожара.


Перечень ссылок

  1. Толпежников Л.И. Автоматизированное управление процессами шахт и рудников. Учебник для вузов. М.: Недра, 1995.
  2. Гордов А.Н., Жагулло О.М. Основы температурных измерений. – М.: Энергоатомиздат, 1992.
  3. Справочник по автоматизации шахтного конвейерного транспорта/ Стадник Н.И., Ильюшенко В.Г., и др. – К.: Техника, 1992


Сборник трудов III Международной научно-технической конференции аспирантов и студентов "Автоматизация технологических объектов и процессов. Поиск молодых". Донецк, ДонНТУ, 2003 г.

Выход в электронную библиотеку