ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УЗЛОВ ДВИЖЕНИЯ МОРСКИХ СУДЕН
Авторы: доц., к.т.н. Рак А. Н., студентка Антонова М. А.
Выход из строя узлов движения морских суден, в частности упорного подшипника главного двигателя, может привести к потере судном мореходности, утрате багажа и к гибеле людей.
Про возможные причины выхода из строя подшипника в достаточной мере изложено в [1]. Наиболее вероятной причиной его выхода из строя специалисты считали повышенное содержание воды в циркулирующем масле.
По нашему мнению необходимо сосредоточить внимание на таких вопросах как:
- влияние повышенного содержания воды на изменение температуры подшипника в переходном режиме;
- влияние изменения условий охлаждения на температуру подшипника.
Нами предлагается методика расчета с использованием теории тепловых переходных процессов. Согласно ей превышение температуры подшипника в переходном режиме:
(1)
C=mc (2)
где: SS -суммарная поверхность теплоотвода подшипника, определяется исходя из конструктивных данных,м2; q - превышение температуры подшипника температуры среды; t- время, с; с- удельная теплоемкость масла, Дж/кг°С; m- масса масла, кг; С- теплоемкость, Дж/°С.
(3)
a- коэффициент теплоотвода (КТВ), Вт/м2 *°С
Q= cVr(tвых-tвх)*10-3=cVrDt10-3 (4)
где: nв - линейная скорость, м/с.
Теплоотвод сквозь смазывающий материал, который вытекает из подшипника определяется:
где: r- плотность масла, кг/ м3;
V- объем масла, который проходит сквозь подшипник, м3 ;
Dt=tвых-tвх - разница температуры масла на выходе и входе в подшипник, °С.
При наличии в масле воды, его плотность и теплоемкость зависят от ее содержания и определяются:
r=rводы*b+(1-b)*rмасла (5)
с=своды*b+(1-b)*смасла (6)
где: b- содержание воды, %.
Температура масла в подшипнике, °С :
(7)
С использованием (1)...(7) получены зависимости изменения температуры подшипника в переходном режиме, представленные на рисунке 1.
а - в процессе нормальной эксплуатации;
б - в аварийном режиме
Рисунок1 - Зависимости изменения температуры подшипника в переходном режиме
Сравнение кривых нагрева в чистом масле (1) и масле с 2% содержанием воды (2) на рис.1,а свидетельствует, что содержание в масле воды является фактором не нагрева, а охлаждения. Температура изменяется медленно. На рис. 1,б показано практически "лавинообразный" рост температуры.
На нагрев подшипника влияют и условия охлаждения. С(3) следует, что с уменьшением КТВ увеличивается температура.
Сравнение зависимостей изменения температуры на рис.1,а,б показывает главное - методикой необходимо пользоваться при проведении анализа анормальных режимов работы.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1.Лукичев А. В., Рак А. Н. Влияние случайных факторов на долговечность и работоспособность гидродинамических узлов трения скольжения / Машиностроение и техносфера на рубеже 21 века. Сборник трудов международной научно-технической конференции в г. Севастополе 10-16 сентября 2001 г. В 3-х томах.- Донецк: ДонГТУ, 2001. Т1.-303с.