Кособоков А.Л. Государственное регулирование экономики: 
формы и методы факультет,Москва  1996 г.

Источник: диск российской компании "AlexSoft".





СОДЕРЖАНИЕ:

Введение;

Необходимость государственного регулирования экономи-
ки;
Экономические функции государства:
Создание и регулирование правовой основы функцио-
нирования экономики;
Антимонопольное регулирование;
Проведение политики макроэкономической стабилиза-
ции;
Воздействие на размещение ресурсов;
Деятельность в сфере распределения доходов;
Деятельность государства, как субъекта имуществен-
ных отношений.
Финансовая политика государства:
Фискальная политика;
Налоги и их функции;
Основные налоговые теории и их современные интер-
претации;
Государственный бюджет;
Кредитно-денежная политика государства:
Инструментарий кредитно-денежной политики;
Макроэкономические последствия монетарной поли-
тики;

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

В обеспечении нормального функционирования любой со-
временной экономической системы важная роль принадлежит го-
сударству. Государство на протяжении всей истории своего суще-
ствования наряду с задачами поддержания порядка, законности, 
организации национальной обороны, выполняло определенные 
функции в сфере экономики. Государственное регулирование эко-
номики имеет долгую историю - даже в период раннего капита-
лизма в Европе существовал централизованный контроль над це-
нами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внеш-
ней торговлей. В современных условиях любое государство осу-
ществляет регулирование национальной экономики, с различной 
степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться госу-
дарственное и рыночное регулирование, каковы границы и на-
правления государственного вмешательства, существует широкий 
спектр мнений и подходов - от полного государственного моно-
полизма до крайнего экономического либерализма. Однако необ-
ходимость выполнения государством определенных функций в 
экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило под-
тверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила 
переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и 
доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических док-
трин никто не снимал с национальных правительств ответственно-
сти за экономическое положение страны. Таким образом, госу-
дарственное регулирование экономики имеет важное значение для 
экономического и социального развития страны. При этом, осу-
ществляя регулирование экономики, государство использует ши-
рокий набор средств и методов воздействия на экономику таких 
как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое 
законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной 
экономике, государство выступает в известном смысле как эконо-
мический агент, обладающий правом и возможностью принужде-
ния, например в сфере налоговой политики, государственного за-
конодательства. Принуждение часто обосновывается политиче-
ской философией, требующей подчинения личных интересов об-
щественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во 
всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование 
экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Та-
ким образом государственное регулирование является важной ча-
стью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает само-
го пристального внимания.


Необходимость государственного
регулирования экономики

Отношение к государственному вмешательству в рыночную 
экономику было различным на разных этапах ее становления и 
развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-
XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - 
меркантилизм - основывалась на признании безусловной необхо-
димости государственного регулирования для развития в стране 
торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс 
предпринимателей начал рассматривать государственное вмеша-
тельство и связанные с этим ограничения как помеху в своей дея-
тельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, кото-
рые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем  
“Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли 
большое число поклонников.
Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегу-
лированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный 
со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудитель-
ная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Сми-
та была идея о том, что экономика будет функционировать эффек-
тивнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит 
считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, 
следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
При этом последователи А Смита, которых относят к так на-
зываемой классической школе, исходили из тезиса о необходимо-
сти выполнения государством традиционных функций, понимая, 
что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости 
рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается 
так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, кото-
рые потребляются коллективно (национальная оборона, образова-
ние, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что 
государство должно брать на себя заботу об их производстве и 
организовывать совместную оплату гражданами этой продукции. 
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурент-
ный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Меха-
низм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоя-
щей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты 
можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, 
т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точ-
ки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика подтвердила, что существуют си-
туации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координа-
ция не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиа-
ско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внеш-
ними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - 
это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих усло-
виях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного 
выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необ-
ходимыми выработка антимонопольного законодательства и его 
применение государством.
Кроме того, вне рыночного регулирования находятся про-
блемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, 
справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравен-
ству доходов и социальной незащищенности. При этом следует 
иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает 
большинство населения, это чревато серьезными социальными 
конфликтами.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в 
рыночной экономике был связан с именем выдающегося англий-
ского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе 
“кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеле-
ния экономического спада, необходимость государственной поли-
тики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос 
и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного 
состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В практическом плане экономическую политику, отражаю-
щую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-
денежный и финансовый инструментарий регулировался совокуп-
ный спрос, проводило большинство развитых стран мира после 
второй мировой войны. Считается, что она во многом способст-
вовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века 
выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масшта-
бов деятельности государства и усиления его роли в экономике. 
При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффек-
тивность достигается в условиях действия конкурентного рыноч-
ного механизма. Цель государства в рыночной экономике не кор-
ректировать рыночный механизм, а создавать условия его свобод-
ного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться 
везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - 
везде где необходимо.

Экономические функции государства
	
	Многообразие задач, которые стоят перед государством в 
рыночной экономике определяют выполняемые государством 
экономические функции. Для решения задач, стоящих перед госу-
дарством в процессе выполнения этих функций в распоряжении 
государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых 
относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика 
и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая поли-
тика; и другие.
	К фискальной политике относят деятельность государства 
по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой 
деятельности связана со сбором средств через систему налогооб-
ложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюд-
жетных средств государство выполняет свои общественные функ-
ции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, 
здравоохранение, фундаментальные научные исследования, реше-
ние экологических проблем, социальные проблемы и т.д.
	Фискальная политика - важный инструмент для достижения 
макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя го-
сударственными расходами и налогами, можно стимулировать де-
ловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. 
Неправильная фискальная политика государства может приводить 
к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной 
экономики.
	Не менее важной по значимости является денежная полити-
ка. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, 
инвестиционные проекты и потребление населения, объем нацио-
нального производства, инфляцию и темпы экономического роста. 
Денежная политика, как и фискальная, может служить средством 
стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на эконо-
мику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией не-
возможна.
	Любое государство проводит определенную социальную по-
литику. Функцию перераспределения доходов государство выпол-
няет через государственную налоговую систему, а также через 
различные социальные программы по государственной помощи 
малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, 
образования, культуры, медицины, и т.д.
	Государственное регулирование внешнеэкономической дея-
тельности, также является одним из важнейших инструментов го-
сударственного регулирования. Государство осуществляет торго-
вое и валютное регулирование, использует квотирование, тамо-
женные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможен-
ными пошлинами, государство может оказывать косвенную под-
держку национальному производству, регулируя валютные курсы - 
оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.
	Все инструменты проведения экономической политики тес-
но взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необхо-
димо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государ-
ственных расходах и налогах, требует соответствующего измене-
ния денежной массы. Изменения в фискальной и денежной поли-
тике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем 
национального производства и размеры чистого экспорта. Важно 
подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической поли-
тики не действует изолированно от других.
	К функциям, выполняемым государством относятся, прежде 
всего, следующие:
? создание и регулирование правовой основы функциони-
рования экономики;
? антимонопольное регулирование;
? проведение политики макроэкономической стабилизации;
? воздействие на размещение ресурсов;
? деятельность в сфере распределения доходов;
? деятельность государства, как субъекта имущественных 
отношений.
	Такая классификация достаточно условна, так как в реальной 
практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. 
Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие 
соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказы-
ваться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. 
Рассмотрим эти функции государства.

Создание и регулирование правовой основы 
функционирования экономики

	Прежде всего на государстве лежит ответственность за соз-
дание законов и правил, регулирующих экономическую деятель-
ность, а также контроль за их исполнением. Создание законода-
тельной базы - это установление правил поведения экономических 
агентов, юридических принципов экономического общения, кото-
рых обязаны придерживаться в своих действиях все экономиче-
ские агенты - производители, потребители и само государство. В 
числе этих правил можно отметить законодательные и норматив-
ные акты, защищающие права частной собственности и опреде-
ляющие формы предпринимательской деятельности, условия 
функционирования предприятий, их взаимоотношения между со-
бой и государством. Правовые нормы распространяются на про-
блемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаи-
моотношений профсоюзов и администрации и др.

Антимонопольное регулирование

	К важнейшим законодательным актам, регулирующим эко-
номическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, 
следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Ан-
тимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало 
которой было положено законом Шермана, принятым в США в 
1890 г.
	Для предотвращения последствий, связанных с несовершен-
ством конкуренции, государство, на основе антимонопольного за-
конодательства, использует меры государственного регулирова-
ния, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению 
больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в 
судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.
	Защита конкуренции как основы функционирования рыноч-
ной экономики не сводится к регулированию правил поведения 
монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания 
конкурентной среды является наличие достоверной информации о 
ситуации на рынке и состояния экономики в целом.
	Антимонопольное (антитрестовское) законодательство пред-
ставляет собой пакет законов, который выступает как средство 
поддержания государством баланса между конкуренцией и моно-
полией, как средство установления официальных “правил игры” на 
рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного за-
конодательства в разных странах имеют свои особенности, однако 
можно выделить общие для всех стран основы этого законода-
тельства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирма-
ми, занимающими господствующее положение на рынке, контроль 
над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и 
содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
	Современное антимонопольное законодательство имеет два 
принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за 
слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в пер-
вую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным являет-
ся сговор между фирмами в целях установления цен. Законом пре-
следуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно 
устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрас-
ли конкурентов.

Макроэкономическая стабилизация

	Другое не менее важное направление деятельности государ-
ства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая 
стабилизация. Ее можно определить как деятельность правитель-
ства, направленную на обеспечение экономического роста, полной 
занятости и стабильного уровня цен.
	Равновесие в экономической системе, которое устанавлива-
ется на основе рыночной самонастройки экономики, может со-
провождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной ин-
фляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица 
сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, 
направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно оп-
ределить как деятельность правительства по сглаживанию про-
мышленных циклов.
	Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и 
денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетари-
сты, высказывают сомнения в возможности государства вывести 
экономику на более оптимальный равновесный уровень путем 
вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое пра-
вительство так или иначе проводит денежную и фискальную поли-
тику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирова-
ние бюджета не происходит, на объем денег в обращении также 
влияют действия правительства.
	Согласно общим рекомендациям, для проведения политики 
стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы 
и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сек-
тора в периоды высокой безработицы или соответственно сокра-
щать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы 
сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество 
больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают си-
туацию те или иные действия правительства, приходится судить по 
последствиям.

Размещение ресурсов

	Наряду с макроэкономической сферой объектом непосред-
ственного воздействия государства является и микроэкономика. 
Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы 
является способность эффективно распределять ресурсы. Но в оп-
ределенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные 
товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема 
нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмеша-
тельство государства для социально справедливого решения этой 
проблемы.
	Перераспределение ресурсов может касаться промышленно-
го и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном 
случае используются определенные разновидности государствен-
ного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться 
налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирова-
ние и т.д.
	Так, через систему налогов и субсидий государство может 
воздействовать на производство общественных благ и услуг. В ка-
честве примера можно привести льготное налогообложение и суб-
сидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. 
Оно может брать на себя, полностью или частично, производство 
общественных благ.
	В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с 
экологией, в издержках производства не учитываются последствия 
загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизне-
деятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредст-
венными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной про-
дукции неучтенными оказываются социальные издержки произ-
водства. Следовательно, данное производство потребляет чрез-
мерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.
	Правительственный запрет или ограничения на такие загряз-
нения, установление стандартов безопасности (например, предель-
но допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) 
заставляют производителей нести дополнительные расходы на 
оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополни-
тельные издержки ведут к сокращению объемов производства до 
более оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное 
потребление ресурсов данным производством. Переложить на 
производителей издержки, связанные с побочными эффектами, 
можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. 
Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема досто-
верной информации, бывает сложно установить источник загряз-
нения, характер ущерба.
	Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты 
для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у произво-
дителей. В подобных вариантах возникает необходимость в госу-
дарственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помо-
щью субсидий.


Перераспределение доходов

	Не менее важной является и функция, связанная с перерас-
пределением доходов. Распределение, которое обеспечивает кон-
курентный механизм, приводит к социальному расслоению и бед-
ности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, 
неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих 
гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие 
программ социальной защиты. Например, выплаты по социально-
му страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и 
т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие 
возможность получения образования вне зависимости от доходов 
семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйствен-
ных продуктов и т.д.



Деятельность государства, как субъекта имущественных 
отношений

	Традиционным объектом государственной собственности 
является национальное достояние, не являющееся объектом купли-
продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках 
государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфра-
структуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промыш-
ленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, 
условия, необходимые для функционирования рыночной эконо-
мики.
	Значительный вес в государственной собственности состав-
ляют смешанные корпорации, где государственное участие в капи-
тале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), одна-
ко оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью 
компании.
	Источником формирования государственной собственности 
выступают национализация и собственно государственное пред-
принимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных 
средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отно-
шений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.
	Казалось бы, государственная собственность на инфра-
структуру, которая начала складываться еще в прошлые века (поч-
та, телеграф, железные дороги) является непременным условием 
развивающейся экономики. Это далеко не так. Государственная 
собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. 
Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государствен-
ного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их 
бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и 
средств связи позволяет организовывать работу сфер инфраструк-
туры и на частнохозяйственном уровне.
	Государственное предпринимательство является сферой 
столкновения теоретических концепций неоклассиков, уповающих 
на действие рыночных сил, и государственников. Действительно, 
современная рыночная экономика невозможна без государствен-
ных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за 
рамки необходимого. Соотношение между рынком и государст-
венным вмешательством изменяется применительно к ситуации.



Финансовая политика государства

	Мероприятия государства по мобилизации финансовых ре-
сурсов, их распределению и использованию на основе финансово-
го законодательства страны называются финансовой политикой. 
Направления финансовой политики зависят от экономического со-
стояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет 
финансовую политику, направленную, с одной стороны на пре-
кращение спада производства и на стимулирование производства 
(например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на 
мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вло-
жения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдержива-
ние всех социальных программ, сокращение расходов на оборону 
и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состоя-
ние меняются направления финансовой политики.
	Правильность выбранной финансовой политики, несомнен-
но, зависит от критической оценки складывающейся в стране эко-
номической ситуации, от соблюдения “золотого правила” эконо-
мической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оце-
нивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а 
не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, по-
скольку общей тенденцией развития является усиление роли пра-
вительства в регулировании национальной экономики через фи-
нансовую систему, а именно - расходы государства на программы 
по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня 
доходов, на здравоохранение, образование и т.д.
Между возникновением опасности, принятием решений, 
проведением соответствующих действий и их эффектом неизбеж-
ны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие выше-
названные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг 
между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохож-
дением закона через властные структуры. Таким образом, отсроч-
ки при принятии решений часто приводят к результатам, противо-
положным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют 
ситуацию.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязан-
ных направлений деятельности государства: в области налогооб-
ложения и регулирования структуры государственных расходов с 
целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в облас-
ти регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика

	Фискальная политика предполагает использование возмож-
ностей правительства взимать налоги и расходовать средства го-
сударственного бюджета для регулирования уровня деловой ак-
тивности и решения различных социальных задач.
	Основным рычагом фискальной политики государства явля-
ется изменение налоговых ставок в соответствии с целями прави-
тельства. Проведение фискальной политики - прерогатива законо-
дательных органов власти страны, поскольку именно они контро-
лируют налогообложение и расходование этих средств.
	Фискальная политика складывается из так называемой дис-
креционной фискальной политики и автоматической. Под дискре-
ционной фискальной политикой понимается сознательное регули-
рование государством налогообложения и государственных рас-
ходов с целью воздействовать на реальный объем национального 
производства, занятость, инфляцию и экономический рост. 
	Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.
	В период спада стимулирующая дискреционная фискальная 
политика складывается из:
? увеличения государственных расходов;
? снижения налогов;
? сочетания роста государственных расходов со снижением 
налогов.
	Такая фискальная политика приводит фактически к дефицит-
ному финансированию, но обеспечивает сокращение падения про-
изводства. 
	В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (ин-
фляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная по-
литика складывается из:
? уменьшения государственных расходов;
? увеличения налогов;
? сочетания сокращения государственных расходов с рас-
тущим налогообложением.
	Такая фискальная политика ориентируется на положительное 
сальдо бюджета.
	В общей фискальной политике есть вторая составляющая - 
автоматическая фискальная политика, или политика автоматиче-
ских (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или 
встроенным, стабилизатором понимается экономический меха-
низм, который автоматически реагирует на изменение экономиче-
ского положения без необходимости принятия каких-либо шагов 
со стороны правительства.
	К основным встроенным стабилизаторам относится, во-
первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зави-
сит от величины доходов, поэтому в период экономического 
подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период 
спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, про-
грессивная налоговая система в период инфляционного роста 
приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в 
период замедления экономического роста она обеспечивает мини-
мальную потерю покупательной способности.
	К встроенным стабилизаторам относится и система пособий 
по безработице и различных социальных выплат, программы по 
поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие рез-
кому сокращению совокупного спроса даже в период экономиче-
ского спада. В период подъема и сокращения безработицы выпла-
та различных пособий или прекращается, или уменьшается, что 
сдерживает совокупный спрос.

Налоги и их функции

	Налоги являются необходимым звеном экономических от-
ношений в обществе с момента возникновения государства и иг-
рают одну из важнейших ролей в государственном регулировании 
экономики. Развитие и изменение форм государственного устрой-
ства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. 
В современном цивилизованном обществе налоги - основная фор-
ма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функ-
ции налоговый механизм используется для экономического воз-
действия государства на общественное производство, его динами-
ку и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
	Налоги возникли вместе с товарным производством, разде-
лением общества на классы и появлением государства. “В налогах 
воплощено экономически выраженное существование государст-
ва”, - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития ка-
питалистических отношений значение налогов стало усиливаться. 
Изъятие государством в пользу общества определенной части ва-
лового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и со-
ставляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участ-
ники производства валового внутреннего продукта:
? работники, своим трудом создающие материальные и не-
материальные блага и получающие определенный доход;
? хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действую-
щие в сфере предпринимательства.
	А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах бо-
гатства народов” считал основными принципами налогообложе-
ния всеобщность, справедливость, определенность и удобность. 
Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспече-
ния достаточности и подвижности налогов (налог может быть 
увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и 
возможностями государства), выбора надлежащего источника и 
объекта налогообложения, однократности обложения.
	По методу установления налоги подразделяются на прямые 
и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог 
на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и 
пользование которыми служат основанием для обложения. Кос-
венные налоги вытекают из хозяйственных операций (налог на до-
бавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на операции с 
ценными бумагами и др.). 
	Функция налога - это проявление его сущности в действии, 
способ выражения его свойств. Функция показывает, каким обра-
зом реализуется общественное назначение данной экономической 
категории как инструмента стоимостного распределения и пере-
распределения доходов. Отсюда возникает главная распредели-
тельная функция налогов, выражающая их сущность как особого 
централизованного (фискального) инструмента распределительных 
отношений.
	Посредством фискальной функции реализуется главное об-
щественное назначение налогов - формирование финансовых ре-
сурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и вне-
бюджетных фондах и необходимых для осуществления собствен-
ных функций государства. Формирование доходов государствен-
ного бюджета на основе стабильного и централизованного взима-
ния налогов превращает само государство в крупнейшего эконо-
мического субъекта.
	Другая функция налогов как экономической категории со-
стоит в том, что появляется возможность количественного отра-
жения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностя-
ми государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной 
функции оценивается эффективность налогового механизма, обес-
печивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявля-
ется необходимость внесения изменений в налоговую систему и 
бюджетную политику. Контрольная функция налогово-
финансовых отношений проявляется в условиях действия распре-
делительной функции. Таким образом, обе функции в органиче-
ском единстве определяют эффективность налогово-финансовых 
отношений и бюджетной политики.
	Регулирующая функция налогов состоит в том, что государ-
ство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и от-
меняя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штра-
фов, способствует решению важнейших социально-экономических 
проблем.
	Перераспределительная функция налогов проявляется в том, 
что с помощью налоговой системы государство перераспределяет 
национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу 
тех или иных групп населения. Это достигается установлением 
прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и нало-
говых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.

Основные налоговые теории и их современные 
интерпретации

	Эволюция различных налоговых теорий происходила одно-
временно с развитием различных направлений экономической 
мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в за-
висимости от экономической политики государства.
	Формирование налоговой системы происходит на достаточ-
но высоком уровне развития государства. Долгое время господ-
ствующим было только классическое представление о роли нало-
гов в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом впервые было 
создано учение об эволюции государственных финансов и налого-
вой системе. Он определил ее как более или менее упорядоченное 
и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяй-
ствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложе-
ния: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевиз-
на. Налоги играли роль источников дохода бюджета государства, 
и полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания 
(равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловлен-
ного фискальной потребностью. Но с усложнением экономиче-
ских отношений в обществе, действий объективных циклических 
процессов возникла потребность в корректировке классического 
учения, выделении роли государства, влияния его на экономиче-
ские процессы, а также регулировании социально-экономических 
границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. В 
настоящее время можно выделить два основных направления эко-
номической мысли - кейнсианское и неоклассическое.
	Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего 
функционирования экономики, обосновывает важные макроэко-
номические направления государственного регулирования. Данная 
теория доказывает необходимость создания “эффективного спро-
са” как условия для обеспечения реализации произведенной про-
дукции посредством воздействия различных методов государст-
венного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока ин-
вестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-
денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое ру-
ководящее влияние на склонность к потреблению путем соответ-
ствующей системы налогов, не исключая всякого рода компро-
миссов и способов сотрудничества государственной власти с ча-
стной инициативой.
	Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности в налого-
обложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая сис-
тема стимулирует принятие риска производителем относительно 
капитальных вложений. Одним из важных условий его теории яв-
ляется зависимость экономического роста от достаточных денеж-
ных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого 
нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так 
как представляют собой пассивный источник доходов, не вклады-
ваются в производство, поэтому излишние сбережения надо изы-
мать с помощью налогов.
	В условиях научно-технического подъема, все более частого 
проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательст-
ва государства по линии достижения “эффективного спроса” пере-
стала отвечать требованиям экономического развития. Кейнсиан-
ская система регулирования была подорвана по следующим при-
чинам.
	Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический 
характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализа-
ции, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило 
бы предложение ресурсов, а не спрос на них.
	Во-вторых, с развитием экономической интеграции про-
изошло повышение зависимости каждой страны от внешних рын-
ков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало 
положительное воздействие на иностранные инвестиции. Поэтому 
на смену кейнсианской концепции “эффективного спроса” пришла 
неоклассическая теория “эффективного предложения”.
	Неоклассическая теория основывается на преимуществе 
свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономи-
ческих, в частности производственных, процессов. Различие в 
этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к 
методам государственного регулирования. Согласно неоклассиче-
скому направлению внешние корректирующие меры должны быть 
направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие 
действию законов свободной конкуренции, поэтому государст-
венное вмешательство не должно ограничивать рынок с его есте-
ственными саморегулирующими законами, способными без какой-
либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В 
этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсиан-
ской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие не-
устойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмеша-
тельства государства в экономические процессы.
	Дж. Мид, построивший неоклассичекую модель, отводил го-
сударству лишь косвенную роль в регулировании экономических 
процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с 
безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь 
кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая 
бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что 
таким образом будет создан эффективный механизм перераспре-
деления дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый 
рост национального богатства.
	В неоклассической теории, в свою очередь, широкое разви-
тие получили два направления: теория экономики предложения и 
монетаризм.
	Теория экономики предложения предусматривает снижение 
налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, 
по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдер-
живают предпринимательскую инициативу и тормозят политику 
инвестирования, обновления и расширения производства. Другой 
важный аспект теории - обязательное сокращение государствен-
ных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что 
лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регули-
рование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функ-
ционированию.
	Общий закон формирования уровня налоговых ставок гла-
сит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно не-
большие ставки налогообложения и, наоборот, достаточно узкая 
налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполага-
ет их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки на-
логов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и де-
ловую активность предпринимателей, вызывают различную реак-
цию по отношению к инвестиционным процессам.
	Действительно, объективно существует оптимальная доля 
изъятия прибыли в бюджет. Но, чтобы ее найти, необходимо про-
вести исследование активности предприятий в случае применения 
тех или иных процентных ставок. Их уровень, однако, не должен 
быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета 
и поставлено под угрозу нормальное функционирование общест-
венного хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции 
экономического регулятора.
	Теория монетаризма, разработанная американским экономи-
стом, профессором Чикагского университета М. Фридманом, при-
верженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль 
государства только той деятельностью, которую кроме него никто 
не может осуществить: регулирование денег в обращении. Делает-
ся также ставка и на снижение налогов. В то же время по теории 
монетаризма одним из основных средств регулирования экономи-
ки является изменение денежной массы и процентных банковских 
ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои 
расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя 
допускать к созданию богатства общества, регулированию объе-
мов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в 
регулировании денежной массы - изъяв лишнее количество денег 
из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. 
Таким образом сочетание снижения налогов с манипулированием 
денежной массой и процентной ставкой позволяет создать ста-
бильность функционирования механизма не только государствен-
ного, но и частного предприятия.
	Основная идея неоклассических теорий заключается в поис-
ках методов снижения инфляции и предоставлении большего ко-
личества налоговых льгот корпорациям и той части населения, ко-
торая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на 
популярность и практическое использование приемов неокласси-
ческого направления, полной замены кейнсианских методов регу-
лирования экономики не произошло.

Государственный бюджет

	Государственный бюджет - это подлежащая перераспределе-
нию часть национального дохода. Бюджет организован в виде ба-
ланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во 
всех странах играет, конечно, общенациональный или федераль-
ный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные 
бюджеты.
Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый 
характер и их можно встретить практически повсеместно. К ним 
относятся в расходной части - социальная поддержка и нацио-
нальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, штатам или 
регионам, расходы по управлению и обслуживанию государствен-
ного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на 
население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и го-
сударственные займы.

Федеральный бюджет США (1994 г.)
Доходы (в %%)
Расходы (в %%)
Подоходный налог - 38,3
Налог на прибыль корпораций - 9,6
Налог на отчисления предприятий в 
фонд медицинского и социального 
страхования - 33,0
Акцизы - 13,9
Прочие налоги - 5,5
Социальные выплаты населению - 45,7
Национальная безопасность - 27,7
Субсидии штатам - 4,8
Процентные платежи - 14,5
Прочие расходы - 7,3
Дефицит - 264 млрд. долл.


Бюджет РФ (1994 г.)
Доходы (в %%)
Расходы (в %%)
НДС и акцизы - 34,6
Подоходный налог - 0,1
Налог на прибыль - 21,0
Таможенные сборы - 2,3
Прочие доходы - 42,0
Оборона и правоохранительные 
органы - 26,2
Капиталовложения в народное хозяй-
ство - 13,1
Социальные расходы - 8,3
Государственное управление - 2,6
Обслуживание долга - 7,5
Дефицит - 63 трлн. руб.



Дефицит бюджета и величина государственного долга - это 
важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной 
проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит 
бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюд-
жета превосходят его доходы. В теории различают активный и 
пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения 
бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и 
прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или 
иных причин).
Причин бюджетного дефицита может быть много:
? спад общественного производства;
? рост предельных издержек общественного производства;
? массовый выпуск “пустых” денег;
? неоправданно “раздутые” социальные программы;
? возросшие затраты на финансирование ВПК;
? крупномасштабный оборот “теневого” капитала;
? огромные непроизводительные расходы, приписки, хище-
ния, потери произведенной продукции и многое другое, 
пока не поддающееся общественному учету.
	В экономических системах с фиксированным количеством 
денег в обращении правительство располагает двумя традицион-
ными способами покрытия дефицита бюджета - это государствен-
ные займы и ужесточение налогообложения.
	Бюджетный дефицит относится к так называемым отрица-
тельным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, 
безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемле-
мыми элементами экономической системы. Более того, без них 
экономическая система утрачивает способность к самодвижению 
и поступательному развитию.
	Бездефицитность бюджета еще не означает “здоровья” эко-
номики, надо четко представлять себе, какие процессы протекают 
внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроиз-
водственного цикла отражают дефицит бюджета.
	Существует несколько концепций бюджетной политики. 
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть 
ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалан-
сированный бюджет считался целью финансовой политики. Одна-
ко при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится 
очевидно, что такое состояние бюджета исключает или в значи-
тельной степени уменьшает эффективность фискальной политики 
государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую на-
правленность.
	Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен 
быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый 
год. Данная концепция предполагает, что правительство осущест-
вляет антициклическое воздействие и одновременно стремится 
сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции 
бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, 
чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и уве-
личивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В 
ходе последующего инфляционного подъема правительство по-
вышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникаю-
щее положительное сальдо бюджета может быть использовано на 
покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, 
правительство проводит позитивную антициклическую политику и 
одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, 
а, возможно за период в несколько лет.
	Третья концепция связана с идеей так называемых функцио-
нальных финансов. В соответствии с этой концепцией целью госу-
дарственных финансов является обеспечение сбалансированности 
экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономиче-
ской стабильности может сопровождаться как устойчивым поло-
жительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Та-
ким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции 
является второстепенной проблемой.
	Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой по-
литики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся 
на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика пред-
полагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в 
рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием 
бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделе-
ние бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный 
экономический эффект.
	Однако при всей привлекательности политики бюджетного 
дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрица-
тельным последствиям даже для “богатых” в экономическом от-
ношении стран. В конечном счете нарастание бюджетного дефи-
цита приводит в экономике к появлению и росту государственного 
долга.
	Государственный долг - это сумма накопленного за опреде-
ленный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имев-
шихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный 
дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во пер-
вых, государственный займ - важнейший источник покрытия 
бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен 
тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа 
величины государственного долга. С другой стороны, для оценки 
государственного долга необходимо исследование роста бюджет-
ного дефицита.
	Рост государственного долга влечет за собой реальные нега-
тивные экономические последствия. Во-первых, выплата процен-
тов по государственному долгу увеличивает неравенство в дохо-
дах, поскольку значительная часть государственных обязательств 
сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-
вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты госу-
дарственного долга или его уменьшения) может подорвать дейст-
вие экономических стимулов развития производства, снизить ин-
вестиции в производство, а также усилить социальную напряжен-
ность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капи-
талов для рефинансирования долга или уплаты процентов по госу-
дарственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение 
частных капиталовложений.


Кредитно-денежная политика государства

	Большинство современных экономистов рассматривают мо-
нетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемле-
мый для демократического общества инструмент государственно-
го регулирования национальной экономики, не приводящий к 
чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной 
самостоятельности отдельных субъектов.
	Высшая конечная цель монетарной политики заключается в 
обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реально-
го объема ВНП.
	Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кре-
дитно-денежной политики, которые осуществляются довольно 
медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на 
изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная по-
литика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем 
указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количе-
ства денег в обращении, определенного уровня банковских резер-
вов или нормы процента и т.д.
	В том или ином случае проводником монетарной политики 
является центральный банк страны, а объектами являются пред-
ложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег 
понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
	Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как сред-
ство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на 
деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стои-
мости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную 
стоимость или спекулятивный спрос).

Инструментарий кредитно-денежной политики

	В мировой экономической практике используются следую-
щие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
? операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке ка-
значейских ценных бумаг;
? политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по 
займам коммерческих банков у центрального банка;
? изменение норматива обязательных резервов.
	В настоящее время в мировой экономической практике ос-
новным инструментом регулирования денежной массы являются 
операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на от-
крытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк мо-
жет осуществить либо вливание резервов в кредитную систему го-
сударства, либо изъять их оттуда.
	Операции на открытом рынке проводятся центральным бан-
ком обычно совместно с группой крупных банков и других фи-
нансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что 
центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы 
в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) 
государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует 
предложение денег на денежном рынке.
	Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная 
ставка - это процент, под который центральный банк предоставля-
ет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в по-
следней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот 
кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто 
имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные 
трудности.
	Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьше-
ние ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они 
стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные 
резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества 
денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает 
займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, 
имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они 
становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов 
приводит к сокращению денежного предложения.
	Среди инструментов монетарной политики политика учет-
ных ставок занимает второе по значению место после политики 
центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах яв-
ляется главным инструментом управления предложением денег) и 
проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального 
банка на открытом рынке.
	Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм 
этого инструмента кредитно-денежной политики таков:
? если центральный банк увеличивает норму обязательных 
резервов, то это приводит к сокращению избыточных ре-
зервов банков и к уменьшению денежного предложения;
? при уменьшении нормы обязательных резервов происхо-
дит расширение предложения денег.
	Этот инструмент монетарной политики является, по мнению 
специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощ-
ным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей 
банковской системы.

Макроэкономические последствия монетарной политики

	Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредст-
венное влияние на такие важнейшие макроэкономические показа-
тели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему 
такого воздействия.
	Для стимулирования производства центральный банк с по-
мощью известных инструментов монетарной политики увеличива-
ет денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет 
к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою 
очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика 
достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьши-
лась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приво-
дит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина 
процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению 
инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к 
уменьшению ВНП.
	В монетарной политике следует различать краткосрочные и 
долгосрочные последствия для национальной экономики. Если в 
краткосрочном периоде центральный банк, проводя политику 
расширения денежного предложения, стимулировал рост ВНП, то 
в долгосрочной перспективе эффект вливаний в национальную 
экономику заметно снижается. 

Заключение

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты 
государственного регулирования экономики. Видно, что в арсена-
ле государства имеется широкий набор средств и методов регули-
рования экономики, от регулирования экономического законода-
тельства, устанавливая тем самым правила поведения экономиче-
ских агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью по-
литики учетной ставки. Однозначно определить, где находится 
грань между цивилизованным регулированием экономики и гру-
бым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний 
день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество 
мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со 
всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что госу-
дарственное регулирование экономики необходимо и обсуждать 
стоит лишь степень государственного вмешательства и его мето-
ды. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет сле-
дующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возмож-
но, регулирующее воздействие государства - везде где необходи-
мо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” 
на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономи-
ческую систему.
	Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, осо-
бенно важно государственное регулирование. После десятилетий 
тотального диктата государства в экономике, высказываются мне-
ния о полном отказе от государственного вмешательства в эконо-
мику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно по-
этому для России важен мировой опыт государственного регули-
рования экономики, который и нужно изучать.

Источники:

Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и 
коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 1996 г.

Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Се-
менов В.А., АО “ДИС”, 1996 г.

Налоги: учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника, Финансы и статистика, 
1996 г.

Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, 
Финансы и статистика, 1996 г.