Кособоков А.Л. Государственное регулирование экономики: формы и методы факультет,Москва 1996 г. Источник: диск российской компании "AlexSoft". СОДЕРЖАНИЕ: Введение; Необходимость государственного регулирования экономи- ки; Экономические функции государства: Создание и регулирование правовой основы функцио- нирования экономики; Антимонопольное регулирование; Проведение политики макроэкономической стабилиза- ции; Воздействие на размещение ресурсов; Деятельность в сфере распределения доходов; Деятельность государства, как субъекта имуществен- ных отношений. Финансовая политика государства: Фискальная политика; Налоги и их функции; Основные налоговые теории и их современные интер- претации; Государственный бюджет; Кредитно-денежная политика государства: Инструментарий кредитно-денежной политики; Макроэкономические последствия монетарной поли- тики; Заключение. ВВЕДЕНИЕ В обеспечении нормального функционирования любой со- временной экономической системы важная роль принадлежит го- сударству. Государство на протяжении всей истории своего суще- ствования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование эко- номики имеет долгую историю - даже в период раннего капита- лизма в Европе существовал централизованный контроль над це- нами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внеш- ней торговлей. В современных условиях любое государство осу- ществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться госу- дарственное и рыночное регулирование, каковы границы и на- правления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного моно- полизма до крайнего экономического либерализма. Однако необ- ходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило под- тверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада. Вне зависимости от господствующих экономических док- трин никто не снимал с национальных правительств ответственно- сти за экономическое положение страны. Таким образом, госу- дарственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осу- ществляя регулирование экономики, государство использует ши- рокий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как эконо- мический агент, обладающий правом и возможностью принужде- ния, например в сфере налоговой политики, государственного за- конодательства. Принуждение часто обосновывается политиче- ской философией, требующей подчинения личных интересов об- щественным. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Та- ким образом государственное регулирование является важной ча- стью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает само- го пристального внимания. Необходимость государственного регулирования экономики Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII- XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необхо- димости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмеша- тельство и связанные с этим ограничения как помеху в своей дея- тельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, кото- рые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегу- лированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудитель- ная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Сми- та была идея о том, что экономика будет функционировать эффек- тивнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. При этом последователи А Смита, которых относят к так на- зываемой классической школе, исходили из тезиса о необходимо- сти выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, кото- рые потребляются коллективно (национальная оборона, образова- ние, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции. К числу проблем, которые не решает рыночный конкурент- ный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Меха- низм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоя- щей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точ- ки зрения общественных перспектив. Экономическая практика подтвердила, что существуют си- туации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координа- ция не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиа- ско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внеш- ними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих усло- виях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необ- ходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством. Кроме того, вне рыночного регулирования находятся про- блемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравен- ству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося англий- ского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеле- ния экономического спада, необходимость государственной поли- тики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. В практическом плане экономическую политику, отражаю- щую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно- денежный и финансовый инструментарий регулировался совокуп- ный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способст- вовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масшта- бов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффек- тивность достигается в условиях действия конкурентного рыноч- ного механизма. Цель государства в рыночной экономике не кор- ректировать рыночный механизм, а создавать условия его свобод- ного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. Экономические функции государства Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед госу- дарством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая поли- тика; и другие. К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогооб- ложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюд- жетных средств государство выполняет свои общественные функ- ции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, реше- ние экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя го- сударственными расходами и налогами, можно стимулировать де- ловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики. Не менее важной по значимости является денежная полити- ка. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем нацио- нального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на эконо- мику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией не- возможна. Любое государство проводит определенную социальную по- литику. Функцию перераспределения доходов государство выпол- няет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д. Государственное регулирование внешнеэкономической дея- тельности, также является одним из важнейших инструментов го- сударственного регулирования. Государство осуществляет торго- вое и валютное регулирование, использует квотирование, тамо- женные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможен- ными пошлинами, государство может оказывать косвенную под- держку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д. Все инструменты проведения экономической политики тес- но взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необхо- димо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государ- ственных расходах и налогах, требует соответствующего измене- ния денежной массы. Изменения в фискальной и денежной поли- тике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической поли- тики не действует изолированно от других. К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие: ? создание и регулирование правовой основы функциони- рования экономики; ? антимонопольное регулирование; ? проведение политики макроэкономической стабилизации; ? воздействие на размещение ресурсов; ? деятельность в сфере распределения доходов; ? деятельность государства, как субъекта имущественных отношений. Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказы- ваться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики Прежде всего на государстве лежит ответственность за соз- дание законов и правил, регулирующих экономическую деятель- ность, а также контроль за их исполнением. Создание законода- тельной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, кото- рых обязаны придерживаться в своих действиях все экономиче- ские агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и норматив- ные акты, защищающие права частной собственности и опреде- ляющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между со- бой и государством. Правовые нормы распространяются на про- блемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаи- моотношений профсоюзов и администрации и др. Антимонопольное регулирование К важнейшим законодательным актам, регулирующим эко- номическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Ан- тимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г. Для предотвращения последствий, связанных с несовершен- ством конкуренции, государство, на основе антимонопольного за- конодательства, использует меры государственного регулирова- ния, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д. Защита конкуренции как основы функционирования рыноч- ной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство пред- ставляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и моно- полией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного за- конодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законода- тельства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирма- ми, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в пер- вую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным являет- ся сговор между фирмами в целях установления цен. Законом пре- следуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрас- ли конкурентов. Макроэкономическая стабилизация Другое не менее важное направление деятельности государ- ства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правитель- ства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Равновесие в экономической системе, которое устанавлива- ется на основе рыночной самонастройки экономики, может со- провождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной ин- фляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно оп- ределить как деятельность правительства по сглаживанию про- мышленных циклов. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетари- сты, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое пра- вительство так или иначе проводит денежную и фискальную поли- тику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирова- ние бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства. Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сек- тора в периоды высокой безработицы или соответственно сокра- щать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают си- туацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям. Размещение ресурсов Наряду с макроэкономической сферой объектом непосред- ственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в оп- ределенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмеша- тельство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленно- го и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государствен- ного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирова- ние и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В ка- честве примера можно привести льготное налогообложение и суб- сидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ. В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизне- деятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредст- венными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной про- дукции неучтенными оказываются социальные издержки произ- водства. Следовательно, данное производство потребляет чрез- мерное количество ресурсов, не регулируемых рынком. Правительственный запрет или ограничения на такие загряз- нения, установление стандартов безопасности (например, предель- но допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополни- тельные издержки ведут к сокращению объемов производства до более оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема досто- верной информации, бывает сложно установить источник загряз- нения, характер ущерба. Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у произво- дителей. В подобных вариантах возникает необходимость в госу- дарственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помо- щью субсидий. Перераспределение доходов Не менее важной является и функция, связанная с перерас- пределением доходов. Распределение, которое обеспечивает кон- курентный механизм, приводит к социальному расслоению и бед- ности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социально- му страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйствен- ных продуктов и т.д. Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли- продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфра- структуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промыш- ленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной эконо- мики. Значительный вес в государственной собственности состав- ляют смешанные корпорации, где государственное участие в капи- тале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), одна- ко оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании. Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное пред- принимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отно- шений, т.е. работают в основном на коммерческих началах. Казалось бы, государственная собственность на инфра- структуру, которая начала складываться еще в прошлые века (поч- та, телеграф, железные дороги) является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так. Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государствен- ного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет организовывать работу сфер инфраструк- туры и на частнохозяйственном уровне. Государственное предпринимательство является сферой столкновения теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил, и государственников. Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государствен- ных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношение между рынком и государст- венным вмешательством изменяется применительно к ситуации. Финансовая политика государства Мероприятия государства по мобилизации финансовых ре- сурсов, их распределению и использованию на основе финансово- го законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического со- стояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на пре- кращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вло- жения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдержива- ние всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состоя- ние меняются направления финансовой политики. Правильность выбранной финансовой политики, несомнен- но, зависит от критической оценки складывающейся в стране эко- номической ситуации, от соблюдения “золотого правила” эконо- мической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оце- нивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, по- скольку общей тенденцией развития является усиление роли пра- вительства в регулировании национальной экономики через фи- нансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д. Между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбеж- ны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие выше- названные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохож- дением закона через властные структуры. Таким образом, отсроч- ки при принятии решений часто приводят к результатам, противо- положным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязан- ных направлений деятельности государства: в области налогооб- ложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в облас- ти регулирования бюджета (бюджетная политика). Фискальная политика Фискальная политика предполагает использование возмож- ностей правительства взимать налоги и расходовать средства го- сударственного бюджета для регулирования уровня деловой ак- тивности и решения различных социальных задач. Основным рычагом фискальной политики государства явля- ется изменение налоговых ставок в соответствии с целями прави- тельства. Проведение фискальной политики - прерогатива законо- дательных органов власти страны, поскольку именно они контро- лируют налогообложение и расходование этих средств. Фискальная политика складывается из так называемой дис- креционной фискальной политики и автоматической. Под дискре- ционной фискальной политикой понимается сознательное регули- рование государством налогообложения и государственных рас- ходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику. В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из: ? увеличения государственных расходов; ? снижения налогов; ? сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицит- ному финансированию, но обеспечивает сокращение падения про- изводства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (ин- фляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная по- литика складывается из: ? уменьшения государственных расходов; ? увеличения налогов; ? сочетания сокращения государственных расходов с рас- тущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматиче- ских (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический меха- низм, который автоматически реагирует на изменение экономиче- ского положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К основным встроенным стабилизаторам относится, во- первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зави- сит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, про- грессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает мини- мальную потерю покупательной способности. К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие рез- кому сокращению совокупного спроса даже в период экономиче- ского спада. В период подъема и сокращения безработицы выпла- та различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос. Налоги и их функции Налоги являются необходимым звеном экономических от- ношений в обществе с момента возникновения государства и иг- рают одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устрой- ства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная фор- ма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функ- ции налоговый механизм используется для экономического воз- действия государства на общественное производство, его динами- ку и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги возникли вместе с товарным производством, разде- лением общества на классы и появлением государства. “В налогах воплощено экономически выраженное существование государст- ва”, - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития ка- питалистических отношений значение налогов стало усиливаться. Изъятие государством в пользу общества определенной части ва- лового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и со- ставляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участ- ники производства валового внутреннего продукта: ? работники, своим трудом создающие материальные и не- материальные блага и получающие определенный доход; ? хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действую- щие в сфере предпринимательства. А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах бо- гатства народов” считал основными принципами налогообложе- ния всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспече- ния достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения. По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Кос- венные налоги вытекают из хозяйственных операций (налог на до- бавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.). Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким обра- зом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и пере- распределения доходов. Отсюда возникает главная распредели- тельная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Посредством фискальной функции реализуется главное об- щественное назначение налогов - формирование финансовых ре- сурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и вне- бюджетных фондах и необходимых для осуществления собствен- ных функций государства. Формирование доходов государствен- ного бюджета на основе стабильного и централизованного взима- ния налогов превращает само государство в крупнейшего эконо- мического субъекта. Другая функция налогов как экономической категории со- стоит в том, что появляется возможность количественного отра- жения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностя- ми государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обес- печивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявля- ется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово- финансовых отношений проявляется в условиях действия распре- делительной функции. Таким образом, обе функции в органиче- ском единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Регулирующая функция налогов состоит в том, что государ- ство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и от- меняя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штра- фов, способствует решению важнейших социально-экономических проблем. Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и нало- говых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите. Основные налоговые теории и их современные интерпретации Эволюция различных налоговых теорий происходила одно- временно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в за- висимости от экономической политики государства. Формирование налоговой системы происходит на достаточ- но высоком уровне развития государства. Долгое время господ- ствующим было только классическое представление о роли нало- гов в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов и налого- вой системе. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяй- ствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложе- ния: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевиз- на. Налоги играли роль источников дохода бюджета государства, и полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловлен- ного фискальной потребностью. Но с усложнением экономиче- ских отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономиче- ские процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления эко- номической мысли - кейнсианское и неоклассическое. Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэко- номические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания “эффективного спро- са” как условия для обеспечения реализации произведенной про- дукции посредством воздействия различных методов государст- венного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока ин- вестиций должно сыграть государство с его не только кредитно- денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое ру- ководящее влияние на склонность к потреблению путем соответ- ствующей системы налогов, не исключая всякого рода компро- миссов и способов сотрудничества государственной власти с ча- стной инициативой. Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности в налого- обложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая сис- тема стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории яв- ляется зависимость экономического роста от достаточных денеж- ных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вклады- ваются в производство, поэтому излишние сбережения надо изы- мать с помощью налогов. В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательст- ва государства по линии достижения “эффективного спроса” пере- стала отвечать требованиям экономического развития. Кейнсиан- ская система регулирования была подорвана по следующим при- чинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализа- ции, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции про- изошло повышение зависимости каждой страны от внешних рын- ков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции “эффективного спроса” пришла неоклассическая теория “эффективного предложения”. Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономи- ческих, в частности производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассиче- скому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государст- венное вмешательство не должно ограничивать рынок с его есте- ственными саморегулирующими законами, способными без какой- либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсиан- ской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие не- устойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмеша- тельства государства в экономические процессы. Дж. Мид, построивший неоклассичекую модель, отводил го- сударству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспре- деления дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. В неоклассической теории, в свою очередь, широкое разви- тие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм. Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдер- живают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государствен- ных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регули- рование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функ- ционированию. Общий закон формирования уровня налоговых ставок гла- сит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно не- большие ставки налогообложения и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполага- ет их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки на- логов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и де- ловую активность предпринимателей, вызывают различную реак- цию по отношению к инвестиционным процессам. Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет. Но, чтобы ее найти, необходимо про- вести исследование активности предприятий в случае применения тех или иных процентных ставок. Их уровень, однако, не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и поставлено под угрозу нормальное функционирование общест- венного хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции экономического регулятора. Теория монетаризма, разработанная американским экономи- стом, профессором Чикагского университета М. Фридманом, при- верженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Делает- ся также ставка и на снижение налогов. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономи- ки является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объе- мов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы - изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. Таким образом сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать ста- бильность функционирования механизма не только государствен- ного, но и частного предприятия. Основная идея неоклассических теорий заключается в поис- ках методов снижения инфляции и предоставлении большего ко- личества налоговых льгот корпорациям и той части населения, ко- торая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неокласси- ческого направления, полной замены кейнсианских методов регу- лирования экономики не произошло. Государственный бюджет Государственный бюджет - это подлежащая перераспределе- нию часть национального дохода. Бюджет организован в виде ба- ланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федераль- ный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты. Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и их можно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части - социальная поддержка и нацио- нальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, штатам или регионам, расходы по управлению и обслуживанию государствен- ного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и го- сударственные займы. Федеральный бюджет США (1994 г.) Доходы (в %%) Расходы (в %%) Подоходный налог - 38,3 Налог на прибыль корпораций - 9,6 Налог на отчисления предприятий в фонд медицинского и социального страхования - 33,0 Акцизы - 13,9 Прочие налоги - 5,5 Социальные выплаты населению - 45,7 Национальная безопасность - 27,7 Субсидии штатам - 4,8 Процентные платежи - 14,5 Прочие расходы - 7,3 Дефицит - 264 млрд. долл. Бюджет РФ (1994 г.) Доходы (в %%) Расходы (в %%) НДС и акцизы - 34,6 Подоходный налог - 0,1 Налог на прибыль - 21,0 Таможенные сборы - 2,3 Прочие доходы - 42,0 Оборона и правоохранительные органы - 26,2 Капиталовложения в народное хозяй- ство - 13,1 Социальные расходы - 8,3 Государственное управление - 2,6 Обслуживание долга - 7,5 Дефицит - 63 трлн. руб. Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюд- жета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин). Причин бюджетного дефицита может быть много: ? спад общественного производства; ? рост предельных издержек общественного производства; ? массовый выпуск “пустых” денег; ? неоправданно “раздутые” социальные программы; ? возросшие затраты на финансирование ВПК; ? крупномасштабный оборот “теневого” капитала; ? огромные непроизводительные расходы, приписки, хище- ния, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету. В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традицион- ными способами покрытия дефицита бюджета - это государствен- ные займы и ужесточение налогообложения. Бюджетный дефицит относится к так называемым отрица- тельным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемле- мыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бездефицитность бюджета еще не означает “здоровья” эко- номики, надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроиз- водственного цикла отражают дефицит бюджета. Существует несколько концепций бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалан- сированный бюджет считался целью финансовой политики. Одна- ко при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидно, что такое состояние бюджета исключает или в значи- тельной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую на- правленность. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осущест- вляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и уве- личивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство по- вышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникаю- щее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько лет. Третья концепция связана с идеей так называемых функцио- нальных финансов. В соответствии с этой концепцией целью госу- дарственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономиче- ской стабильности может сопровождаться как устойчивым поло- жительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Та- ким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой по- литики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика пред- полагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделе- ние бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрица- тельным последствиям даже для “богатых” в экономическом от- ношении стран. В конечном счете нарастание бюджетного дефи- цита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга. Государственный долг - это сумма накопленного за опреде- ленный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имев- шихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во пер- вых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджет- ного дефицита. Рост государственного долга влечет за собой реальные нега- тивные экономические последствия. Во-первых, выплата процен- тов по государственному долгу увеличивает неравенство в дохо- дах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во- вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты госу- дарственного долга или его уменьшения) может подорвать дейст- вие экономических стимулов развития производства, снизить ин- вестиции в производство, а также усилить социальную напряжен- ность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капи- талов для рефинансирования долга или уплаты процентов по госу- дарственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений. Кредитно-денежная политика государства Большинство современных экономистов рассматривают мо- нетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемле- мый для демократического общества инструмент государственно- го регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов. Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реально- го объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кре- дитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная по- литика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количе- ства денег в обращении, определенного уровня банковских резер- вов или нормы процента и т.д. В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются пред- ложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении. Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как сред- ство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стои- мости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос). Инструментарий кредитно-денежной политики В мировой экономической практике используются следую- щие инструменты регулирования денежной массы в обращении: ? операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке ка- значейских ценных бумаг; ? политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка; ? изменение норматива обязательных резервов. В настоящее время в мировой экономической практике ос- новным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на от- крытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк мо- жет осуществить либо вливание резервов в кредитную систему го- сударства, либо изъять их оттуда. Операции на открытом рынке проводятся центральным бан- ком обычно совместно с группой крупных банков и других фи- нансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке. Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставля- ет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в по- следней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности. Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьше- ние ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики политика учет- ных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах яв- ляется главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков: ? если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных ре- зервов банков и к уменьшению денежного предложения; ? при уменьшении нормы обязательных резервов происхо- дит расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощ- ным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Макроэкономические последствия монетарной политики Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредст- венное влияние на такие важнейшие макроэкономические показа- тели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия. Для стимулирования производства центральный банк с по- мощью известных инструментов монетарной политики увеличива- ет денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьши- лась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приво- дит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП. В монетарной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные последствия для национальной экономики. Если в краткосрочном периоде центральный банк, проводя политику расширения денежного предложения, стимулировал рост ВНП, то в долгосрочной перспективе эффект вливаний в национальную экономику заметно снижается. Заключение Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсена- ле государства имеется широкий набор средств и методов регули- рования экономики, от регулирования экономического законода- тельства, устанавливая тем самым правила поведения экономиче- ских агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью по- литики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и гру- бым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что госу- дарственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его мето- ды. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет сле- дующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возмож- но, регулирующее воздействие государства - везде где необходи- мо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономи- ческую систему. Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, осо- бенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мне- ния о полном отказе от государственного вмешательства в эконо- мику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно по- этому для России важен мировой опыт государственного регули- рования экономики, который и нужно изучать. Источники: Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 1996 г. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Се- менов В.А., АО “ДИС”, 1996 г. Налоги: учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника, Финансы и статистика, 1996 г. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 1996 г.