http://pages.marsu.ru/sv1/civ/20.html#крестьянский банк
КРЕСТЬЯНСТВО В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА | Столыпинская
аграрная реформа | крестьянский
банк | миграции| Аграрный вопрос стал коренным вопросом I русской революции 1905-1907 гг.
Крестьянское движение накладывало существенный отпечаток на весь ход революции.
Размах крестьянских выступлений осенью 1905 г. заставил царя подписать 3 ноября
манифест об уменьшении наполовину выкупных платежей с крестьян с 1 января 1906
г. и о прекращении их выплаты с 1 января 1907 г. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ
РЕФОРМА. После поражения революции острота крестьянского вопроса отнюдь не ослабла, и
правительство предложило свой путь его решения - аграрную реформу. Ее конкретное
воплощение было связано с именем премьер-министра Петра Аркадьевича
Столыпина. В результате, в канун революции 1917 г., земельный вопрос продолжал
оставаться нерешенным.
Проблема аграрного развития
страны стала коренной для всех четырех Дум. Государственной Думе прения по
аграрному вопросу разворачивались в основном между кадетами и трудовиками с
одной стороны и царским правительством с другой.
Кадеты внесли на
рассмотрение в I Думе свой законопроект, где речь шла о принудительном
отчуждении "за справедливое вознаграждение" той части помещичьих земель, которые
обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системе или сдавались
крестьянам в кабальную аренду. Вся земля переходит в государственный земельный
фонд, из которого крестьяне будут наделятся ею на правах частной собственности.
Глава правительства выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной
форме отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Дума
негодовала и выразила правительству недоверие. Но уйти в отставку правительство
не могло (т.к. было ответственно перед царем) и не хотело.
Законопроект не
был принят, а Дума распущена. Вторая Дума, которая была еще более левая, чем
первая, предложила три законопроекта, суть которых сводилась к развитию
свободного фермерского хозяйства на свободной земле. Эти законопроекты тоже не
были одобрены правительством. П. А. Столыпин, используя фальшивку, решил
избавится от сильного левого крыла Думы и обвинил 55 социал-демократов в
"заговоре" с целью установления республики. Однако Дума создала комиссию для
расследования всех обстоятельств, которая пришла к выводу, что обвинение
является сплошным подлогом. Видя такие настроения среди депутатов, царь (3 июня
1907 г.) подписал манифест о роспуске Думы.
Государственный переворот 3 июня
1907 г. означал конец революции 1905 - 07 гг. Итогом первой русской революции
явилось то, что в деревне установились отношения соответствующие условиям
капиталистического развития: были отменены выкупные платежи, сократился
помещичий произвол, понизилась арендная и продажная цена на землю; крестьяне
приравнивались к другим сословиям в праве на передвижение и места жительства,
поступления в вузы и на гражданскую службу. Чиновники и полиция не вмешивались в
работу крестьянских сходов. Однако в главном аграрный вопрос не был решен:
крестьяне не получили земли.
Суть аграрной реформы заключалась в закреплении правового статуса
крестьянского сословия через личную земельную собственность. Реформа
предполагала превратить крестьянина в собственника земли путем серии мероприятий
по ликвидации архаичных крепостнических методов ведения сельского хозяйства,
высвобождению крестьянской инициативы из пут общины. Предполагалось, что
экономическое укрепление крестьянского хозяйства, создание слоя зажиточных
мужиков укрепит и политический строй России. Для этого необходимо было, по
мнению П.А. Столыпина, повысить товарность крестьянского хозяйства, поднять
покупную способность крестьян, ускорить процесс дифференциации крестьянства
путем экономической конкуренции, увеличить приток рабочей силы в город из
деревни, расширить емкость внутреннего рынка и ускорить темпы развития
индивидуального землепользования. По закону П.А.Столыпина от 9 ноября 1906 г. (
который стал законом 14 июня 1910 г.) все крестьяне делились на две категории:
там, где не было передела общинной земли 24 года, крестьяне могли требовать
предоставление ее в личную собственность в любое время; там, где был передел
земли за последние 24 года, крестьянину, по его заявлению о выходе из общины,
предоставлялась та земля, которою он имел после последнего передела.
Главное
в аграрной реформе Столыпина заключалось в том, что крестьянин становился личным
собственником земли, следовательно, от того, как он ею распорядится, зависело
его богатство. Столыпин рассматривал крестьянскую реформу с социальной точки
зрения, так как считал, что политическая реформа может осуществиться только в
сочетании с социально - аграрной. Улучшение положения большинства населения
России помогло бы, как представлялось П.А.Столыпину, стабилизировать сначала
экономику, а затем и социально-политическую ситуацию в стране. Он был против
национализации земли. Он считал, что любая программа национализации приведет к
великим социальным потрясениям, от которых стране будет трудно оправиться.
Для реализации основных положений реформы,
деятельность правительства осуществлялась в нескольких направлениях. Расширилась
деятельность крестьянского банка. За 22 месяца, с 3 ноября 1905 г. по 1 сентября
1907 г., банк приобрел более 4 млн. десятин земли. По указам 12 и 27 августа
1906 г. часть казенных и удельных земель была продана банку для продажи
крестьянам по льготным ценам. К 1911 г. банком было продано около 3 млн. десятин
земли (только помещичьей), а всего более 7 млн. десятин в личное пользование.
Эти указы позволили начать постепенную передачу владений земли в руки наиболее
заинтересованных в развитие прогрессивного хозяйства инициативных
землевладельцев. Чтобы крестьянам приобрести землю одним куском (и
ликвидировать, таким образом, чересполосицу, которая снижала эффективность
крестьянского хозяйства), в 1909 г.
Крестьянский банк получил не только право
быть посредником при продаже земли, но и возможность межевать землю, то есть
заниматься землеустроительными работами. Позднее банк стал заниматься и сдачей
земли в аренду. Правительством Столыпина был предпринят ряд шагов,
ограничивающий возможность скупки и спекуляции землей. Так, надельная земля,
приобретенная в личную собственность, могла быть продана лишь крестьянам, а
также заложена только в Крестьянский банк и не могла быть отдана за личные
долги; в одних руках можно было сосредоточить только шесть наделов.
Реформа сразу же подтолкнула процесс дифференциации
крестьянства; первыми, кто пожелал выхода из общины, были, в основном,
многоземельные крестьяне. Большинство крестьян, получив такое право, стали
продавать свои наделы, сниматься с места и искать лучших условий на стороне.
Многие крестьянские семьи переселялись за Урал, в Сибирь, часть эмигрировала из
страны, остальные же пополняли городское население. Так, с начала реформы только
в Америку эмигрировало 66,3 тыс. крестьян. Всего за 10 лет реформы уехали в
другие страны более 1,5 млн. человек. Количество переселенцев с начала реформы
постепенно возросло. Так, в 1906 г. их насчитывалось 216,6 тыс. человек, а в
1908 г. - 758,8 тыс. Доля обратных переселенцев в среднем составила 17,6 % в
год, хотя в отдельные годы она достигала 80 %. Это было связано со сложностями
устройства крестьян на новом месте и всяческими препятствиями, чинимыми
переселенцам со стороны местных властей.
К середине 1911 г. в ходе
осуществления крестьянской реформы более 1,5 млн. человек реализовали свое право
собственности, однако всего 1/3 выделившихся крестьян стремилось к новому типу
хозяйства. Единоличное хозяйство несомненно способствовало увеличению культурных
земель, уничтожению чересполосицы, улучшению обработки земли, уменьшению
пьянства.
Столыпинская аграрная реформа освобождало общество от феодально -
крепостнических пережитков и объективно содействовала развитию производственных
сил. Рост производства продукции на хуторах привел к конкуренции и разорению
отсталых помещичьих хозяйств. Увеличился вывоз сельско - хозяйственной
продукции, возросла урожайность хлебов.
Современные историки считают, что во
многом благодаря столыпинским реформам Россия в дореволюционный период смогла
существенно поднять уровень сельскохозяйственного производства. но эти реформы
не реформы не могли быть полностью реализованы по ряду причин. Во-первых, нельзя
было обеспечить собственников-фермеров земельной площадью, достаточной для
организации рационального хозяйства, оставили в неприкосновенности монопольное
землевладение крупных помещиков. Во - вторых, фермеры были оставлены практически
без финансовой помощи государства. Пособия от 100 до 260 рублей, которые им
выдавали, были явно недостаточными для приобретения техники. И, в-третьих,
свободное фермерство не могло родиться при отсутствии демократии.