Введение Технология
синхронной цифровой иерархии (СЦИ/SDH) является базовой для построения
современных цифровых транспортных сетей, как для корпоративны/сетей
различного масштаба, так и для сетей связи общего пользования. Основные
принципы построения таких сетей и их архитектуры хорошо известны [1, 2].
Однако дальнейшее совершенствование технологии SDH и новые возможности
аппаратуры последнего поколения основных производителей оборудования SDH,
позволяют по-новому взглянуть на развитие архитектуры транспортных сетей
СЦИ/SDH [3, 4]. Применение на практике новых возможностей аппаратуры
SDH, с одной стороны, и практически полное отсутствие публикаций по
планированию современных цифровых сетей, с другой стороны, требует
специального рассмотрения и анализа основных вопросов планирования
транспортных сетей СЦИ/SDH. Отчасти такое положение обусловлено тем, что
общие вопросы планирования современных цифровых сетей недостаточно
рассмотрены в научно-технической литературе, а вопросы планирования
конкретных сетей связи по известным причинам недоступны для большинства
специалистов. В настоящей работе рассматриваются общие вопросы
планирования транспортных цифровых сетей СЦИ/SDH на основе современных
достижений сетевых технологий, во-локонно-оптических цифровых систем
передачи (ЦСП) и их применения в сетях связи.
1. Основные
понятия и принципы планирования цифровых сетей При планировании
современных цифровых сетей следует различать три сетевых уровня: уровень
первичной сети, уровень вторичных сетей и уровень систем или служб
электросвязи. Основой любой реальной сети связи является уровень
неспециализированной (универсальной) первичной сети, представляющей собой
совокупность узлов и соединяющих их линий передачи [5]. Таким образом,
первичная сеть - это базовая сеть типовых универсальных каналов передачи и
сетевых трактов, на основе которой формируются и создаются вторичные сети.
Вторичные сети являются специализированными и создаются на основе
типовых универсальных каналов передачи первичной сети с помощью
специализированных узлов (включающих специализированные ЦСП и/или системы
со специализированными пользовательскими интерфейсами) и станций
коммутации. То есть вторичные сети - это сети специализированных каналов
или систем со специализированными пользовательскими интерфейсами для
первичных информационных каналов. Системы, специализированные по видам
электросвязи, представляют собой комплекс средств, обеспечивающих
предоставление пользователям определенных или специализированных услуг,
образуют уровень систем или служб электросвязи [5]. Таким образом, системы
электросвязи включают в себя соответствующие вторичные сети и ряд
подсистем (например, нумерации, сигнализации и т.п.). Первичные сети,
являющиеся базовыми транспортными или магистральными сетями, как это уже
отмечалось выше, служат основой для построения всего многообразия
современных мультисервисных сетей связи. Поэтому, учитывая необходимость
разумного ограничения всего спектра затрагиваемых проблем, здесь мы
рассмотрим вопросы планирования цифровых первичных сетей (ЦПС) в основном
на оборудовании ЦСП СЦИ/SDH и несколько меньше - на основе других сетевых
технологий. После такого предварительного, но необходимого уточнения
предмета нашего рассмотрения сформулируем основные принципы и правила
планирования цифровых первичных сетей, которые, впрочем, применимы и для
сетей более высокого уровня. Указанные принципы и правила являются
результатом обобщения известных и применяемых на практике подходов в
планировании сетей связи различного масштаба. При планировании
цифровых первичных сетей связи будем опираться на следующие основные
принципы: • планирование сети на длительную перспективу с учетом ее
развития и изменения; • учет специальных условий и требований
заказчика (пользователя)сети; • предусматривается необходимый уровень
эксплуатации будущей сети. Основные этапы планирования сети связи
включают: • определение существующей и планируемой загрузки сети и
видов и объема предоставляемых услуг; • определение (выбор) среды
передачи и базовых технологий сети; • выбор базовых вариантов
архитектуры и топологии сети; • обеспечение необходимого уровня
надежности сети; • оптимизация топологии сети; • определение
стоимости сети; • оптимизация сети по стомостно-качественным
характеристикам.
В процессе дальнейшего рассмотрения
вопросов планирования ЦПС основные принципы и этапы планирования
транспортных сетей будут раскрыты более детально.
2. Общие
требования к транспортным сетям и основные их характеристики
Главным требованием, предъявляемым к транспортным сетям, является
выполнение сетью основной функции - обеспечения пользователям возможное^
доступа ко всем разделяемым ресурсам сети. Все остальные требования -
производительность (скорост1 передачи), надежность, совместимость,
управляемость, защищенность, расширяемость и масштабиру-емость - связаны с
качеством обслуживания конечных пользователей сети. Основные
информационно-технические характеристики ЦПС, которые существенно
определяют ее возможности по предоставлению гарантированного качества
обслуживания пользователей сети и возможности сети в целом, следующие:
• пропускная способность транспортных магистралей или базовые скорости
передачи, определяемые уровнем транспортных модулей (STM-N, N=1, 4,
16,...); • объем входящего и исходящего трафика в узлах сети; •
суммарный трафик в трактах и магистралях сети; • надежность или
коэффициент готовности сети в целом. К современным ЦПС и корпоративным
сетям предъявляют следующие основные требования, обеспечивающие
возможность не только гарантировать необходимое качество обслуживания, но
и дальнейшее развитие сети: • необходимая полоса пропускания; •
расширяемость и масштабируемость сети; • управляемость сети; •
интеграция различных видов трафика; • совместимость оборудования;
• резервирование трафика, трактов и каналов; • наивысшая заданная
надежность и готовность. Большинство требований, сформулированных
выше, не нуждается в специальном определении, Остановимся на наиболее
существенных из них. Для оценки надежности таких сложных систем,
какими являются ЦПС, применяют понятие готовности, или коэффициента
готовности. Готовность, или коэффициент готовности, определяется долей
времени, в течение которого сеть может быть использована по назначению.
Готовность сети может быть повышена путем аппаратного резервирования
элементов (узлов) сети, резервирования трафика, трактов и каналов за счет
соответствующей организации архитектуры всей сети, ее топологии,
управления и синхронизации сети, включая сети доступа к ЦПС.
Расширяемость и масштабируемость сети иногда используют как синонимы,
но это несколько различные понятия. Расширяемость означает возможность
сравнительно легкого (в ограниченных пределах) добавления отдельных
элементов сети (пользователей, служб), наращивания сегментов сети доступа
и замены существующей аппаратуры более мощной. Масштабируемость означает,
что сеть позволяет наращивать количество сетевых узлов и протяженность
трактов в очень широких пределах без снижения пропускной способности
транспортных магистралей. Для обеспечения хорошей масштабируемости сети
приходится применять специальное телекоммуникационное оборудование и
определенным образом структурировать топологию сети. Управляемость
сети подразумевает возможность централизованно осуществлять конфигурацию,
наблюдение, контроль и управление как каждым сетевым элементом, так и всей
сетью в целом, включаяя управление графиком и планированием развития сети.
3. Классификация узлов сети В процессе планирования для
структуризации планируемой транспортной сети и выбора базовых топологий
сегментов сети и топологии сети в целом представляется оправданным
предварительно провести классификацию узлов сети. Классификация узлов
транспортной сети может быть проведена на основе определенных признаков,
характерных для большинства узлов сети. Наиболее существенными, по нашему
мнению, являются: вид применяемого оборудования ЦСП (АТМ, SDH, PDH и
т.п.), объем трафика (загрузки) узла, наличие дополнительного сетевого
оборудования (системы управления, коммутации, синхронизации, доступа и
др.), тип сопряжения узла с другими сегментами сети или вторичными сетями
и/или сетями доступа. Классификация узлов транспортной сети, хотя и носит
несколько условный характер, может быть весьма полезной при практическом
планировании транспортных сетей, и в первую очередь при планировании
корпоративных или ведомственных сетей. Опираясь на опыт планирования
цифровой первичной сети связи (ЦПСС) АО "Мосэнерго" [б], в планируемой
сети предусматривают, как правило, один или два узла высшей категории и
сетевые узлы первой, второй, третьей и четвертой категорий. Узел
высшей категории - центральный узел ЦПС обеспечивает передачу транспортных
модулей СЦИ/SDH высшего уровня STM-N (N=1, 4,16,...), управление сетью или
ее сегментами (подсетями) и коммутацию скоростных цифровых потоков
различных технологий. Такой узел может включать оборудование ЦСП как АТМ,
так и SDH и PDH с единой системой или системами управления сетью или
сегментами (подсетями) транспортной сети. Таких узлов в сети может быть
несколько, например центральный и резервный узел управления ЦПС.
Сетевой узел ЦПС первой категории обеспечивает передачу транспортных
модулей СЦИ/SDH высшего уровня STM-N (N=1, 4, 16,...) и коммутацию
скоростных цифровых потоков в пределах сегмента или между отдельными
сегментами транспортной сети. Такой узел может включать оборудование ЦСП
как АТМ, так и SDH и PDH. Сетевой узел ЦПС второй категории
обеспечивает передачу транспортных модулей СЦИ/SDH высшего уровня STM-N,
маршрутизацию транспортных модулей STM-N более низкого уровня и коммутацию
скоростных цифровых потоков как в пределах ЦПС, так и между ЦПС и сетями
доступа. Такой узел может включать оборудование ЦСП как SDH, так и PDH и
другое оборудование доступа к ЦПС. Сетевой узел ЦПС третьей категории
обеспечивает передачу транспортных модулей STM-N более низкого уровня, чем
узел первого ранга и коммутацию цифровых потоков уровня Е1 (2,048 Мбит/с)
между ЦПС и сетями доступа или цифровыми вторичными сетями. Такой узел
может включать оборудование ЦСП как ЗОН, так и PDH и другое оборудование
доступа к ЦПС.
Сетевой узел ЦПС четвертой категории
обеспечивает передачу цифровых потоков уровня Е1 и основного цифрового
канала ЕО (64 Кбит/с) между ЦПС и сетями доступа или цифровыми вторичными
сетями. Такой узел может включать оборудование ЦСП PDH и другое
оборудование доступа к ЦПС. При планировании конкретной транспортной
сети классификация узлов сети с учетом специальных условий в планируемой
сети или особых требований заказчика может отличаться от примерной
классификации, рассмотренной выше. Однако, несмотря на некоторую
условность, классификация узлов ЦПС позволяет провести структуризацию
транспортной сети, разработать и использовать типовые базовые
топологические решения при планировании реальной сети и дальнейшем ее
развитии.
4. Архитектура построения цифровой первичной сети
Выбор архитектуры построения транспортной сети основывается на
применении типовых архитектурно-то-пологических решений и их комбинаций
для отдельных сегментов сети и сети в целом [2]. Однако определение
архитектурных решений при проектировании конкретной сети не сводится
только к выбору определенных комбинаций типовых топологических структур
(сетевых шаблонов). Понятие архитектуры сети шире и включает в себя три
логические составляющие: принципы построения, сетевые шаблоны и
технические позиции [7] . Применительно к архитектуре ЦПС основные
принципы построения определены выше, типовые топологические структуры или
типовые сетевые шаблоны сети СЦИ/SDH достаточно хорошо описаны в
технической литературе (см., например, [2, 7]), но не исчерпываются этим.
Так, постоянно открывающиеся новые возможности оборудования СЦИ/SDH
расширяют возможности выбора типовых сетевых шаблонов для ПСС и позволяют
по-новому осуществлять интеграцию различных технологий на базе
транспортной сети. Техническая позиция определяет и уточняет параметры
выбранной технологии, сетевых элементов, протоколов взаимодействия,
предоставляемого сервиса и т.д. Применительно к корпоративной сети ее
архитектура может быть описана, например, следующими техническими
позициями [7]: • Сетевые транспортные протоколы. • Маршрутизация в
сети. • Качество обслуживания. • Адресация в сетях передачи
данных. • Коммутация в локальных сетях. • Объединение коммутации и
маршрутизации. • Организация городской сети. • Организация
глобальной (магистральной) сети • Службы удаленного доступа (сети
доступа). Разработка технических позиций для конкретной цифровой
первичной сети требует глубокого знания базовых сетевых технологий и
тщательной проработки схем организации и топологии всех сегментов сети и
сети в целом. При планировании транспортной сети наиболее часто
находят применение типовые сетевые шаблоны - ра-диально-кольцевая
топология и топология "кольцо-кольцо" с одинаковым или различными уровнями
транспортных модулей как в "кольцах", так и в линейных трактах между
отдельными "кольцами". Основные варианты таких типовых сетевых шаблонов и
примеры топологических решений для сетей СЦИ/SDH представлены и достаточно
подробно описаны в книге [2].
5. Базовые сетевые технологии и
их интеграция в современных сетях Цифровые первичные сети
позволяют организовать большое разнообразие цифровых выделенных каналов,
на основе которых формируются сети с коммутацией каналов. В ЦПС
используется иерархия скоростей передачи каналов в соответствии с
международными рекомендациями ITU-T и получившим наибольшее
распространение европейским стандартом [2, 7]. При этом технологии
пле-зиохронной цифровой иерархии (ПЦИ/PDH) и синхронной цифровой иерархии
(СЦИ/SDH) позволяют сформировать транспортную сеть с выделенными цифровыми
каналами для всех пользователей первичной сети. Технология ПЦИ/PDH
поддерживает следующие уровни иерархии цифровых каналов: абонентский или
основной канал ЕО (скорость передачи 64 Кбит/с) и пользовательские каналы
уровня Е1 (2,048 Мбит/с), Е2 (8,448 Мбит/с), ЕЗ (34,368Мбит/с), Е4
(139,264 Мбит/с). Уровень цифрового канала Е5 (564,992 Мбит/с) определен в
рекомендациях ITU-T, но на практике не используется. Цифровые каналы
ПЦИ/PDH являются входными каналами для сетей СЦИ/SDH. Применительно к
европейскому стандарту интерфейс передачи Е1 (по стандарту G.703) ЦСП
ПЦИ/PDH является входным каналом (полезной нагрузкой или входным "трибом"
[2]) для транспортной сети СЦИ/SDH, которая осуществляет передачу их по
своим магистралям в виде виртуальных контейнеров соответствующего уровня.
Технология СЦИ/SDH поддерживает уровни иерархии каналов (по
европейскому стандарту) со скоростями передачи 2,048 Мбит/с
(пользовательский интерфейс Е1 по стандарту G.703) и 155,520 Мбит/с,
622,080 Мбит/с, 2,488 Гбит/с, и т.д. (интерфейсы передачи, соответствующие
синхронным транспортным модулям STM-N (N=1, 4,16,...)). Она основана на
полной синхронизации цифровых каналов и сетевых элементов в пределах всей
сети, что обеспечивается с помощью соответствующей системы синхронизации
ЦПС и системы управления транспортной сетью [2]. В транспортной сети
СЦИ/SDH синхронная передача виртуальных контейнеров (упакованных и
специальным образом помеченных кадров) соответствующего уровня иерархии
позволяет получить доступ к низкоскоростным пользовательским каналам без
демультиплексирования высокоскоростного цифрового потока. На основе
ЦПС СЦИ/SDH можно создавать наложенные сети с коммутацией каналов,
например цифровые сети интегрированного обслуживания (ЦСИО/ISDN), и
коммутацией пакетов, например сети Frame Relay или АТМ (асинхронный режим
переноса (АРП/АТМ)) [б]. Технология АТМ облегчила эту задачу, взяв за
основу стандарты СЦИ/SDH в качестве стандартов физического уровня. Поэтому
в ЦПС АТМ-сеть интегрируется поверх сети СЦИ/SDH, как наложенная сеть,
представляя собой одновременно и транспортную, и вторичную сети и
одновременно являясь сетью доступа. Технология АТМ или асинхроного
режима передачи (АРП/АТМ) разработана как единая универсальная
транспортная технология нового поколения сетей с интеграцией услуг, так
называемых широкополосных цифровых сетей интегрированного обслуживания
(Ш-ЦСИО или B-ISDN). Уникальность технологии АТМ состоит в том, что она
как транспортная технология совместима со всеми базовыми сетевыми
технологиями глобальных сетей - TCP/IP, SDH, PDH, Frame Relay - и сетевыми
технологиями локальных сетей. Технология АТМ обеспечивает передачу в
рамках одной транспортной сети различных видов трафика (голоса, видео,
данных), иерархию скоростей передачи в большом диапазоне (от 25 Мбит/с до
622 Мбит/с) с гарантированной пропускной способностью для ответственных
приложений. Технология АТМ не определяет новые стандарты для
физического уровня сети, а использует существующие. Основным стандартом
для технологии АТМ является физический уровень каналов сетевых технологий
SDH и PDH. Именно поэтому и ввиду того, что технология АТМ поддерживает
все основные существующие виды трафика, она выбрана в качестве
транспортной среды сетей Ш-ЦСИО или B-ISDN. С другой стороны, технология
АТМ имеет общие транспортные протоколы для локальных и глобальных сетей и
обеспечивает их взаимодействие. Сети TCP/IP (протокол управления
передачей/протокол сети Internet) занимают особое положение среди сетевых
технологий [7]. Они играют роль сетевой технологии, объединяющей сети
любых типов и технологий, включая глобальные транспортные сети всех
известных технологий. Таким образом, сети TCP/IP относятся к сетевым
технологиям более высокого уровня, чем сетевые технологии собственно
глобальных транспортных сетей. При этом цифровые первичные сети
СЦИ/SDH, являясь основой для создания большинства наложенных
телекоммуникационных сетей, позволяют осуществить интеграцию различных
сетевых технологий в единую муль-тисервисную телекоммуникационную сеть на
физическом и канальном уровне. Таким образом, современный уровень
развития базовых сетевых технологий глобальных сетей позволяет при
планировании архитектуры и разработке топологии транспортных или
магистральных, сетей использовать следующие сетевые технологии [4, 7, 8]:
• TCP/IP - сеть Internet, основой которой является стек протоколов
TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol или протокол
управления передачей/протокол сети Интернет); • АТМ - Asynchronous
Transfer Mode или асинхронный режим передачи (переноса) (АРП); • SDH -
Synchronous Digital Hierarchy или СЦИ; • WDM - Wave Division
Multiplexing или волновое мультиплексирование (ВМП); • DWDM - Dense
Wave Division Multiplexing или плотное волновое мультиплексирование
(ПВМП). По-видимому, наиболее рациональной для глобальных
магистральных, или транспортных, сетей является многослойная архитектура
вида IP/ATM/SDH/DWDM. Для мультисервисных сетей, включая корпоративные
сети большого масштаба, по-видимому, на ближайшие годы определяющей будет
многослойная архитектура транспортной сети следующего вида:
IP/ATM/SDH/WDM.
6. Новые возможности оборудования СЦИ/SDH и
перспективы развития архитектуры транспортных сетей Рассмотрим
теперь некоторые новые возможности оборудования СЦИ/SDH [3, 4] для
развития архитектуры транспортных сетей и построения топологии ЦПС на
основе новых типовых сетевых шаблонов. Появление нового оборудования
ЦСП-SDH - миниатюрных мультиплексоров уровня STM-1, выпускаемых различными
производителями оборудования SDH, открывает возможность построения сетей
доступа на базе таких ЦСП [З]. Ультракомпактный мультиплексор SMA1K
уровня STM-1 принадлежит к семейству продуктов TransXpress компании
Siemens. Основная конфигурация обеспечивает пользовательский интерфейс 21
х Е1. Она может быть расширена до интерфейса 42 х Е1 или до 1 х ЕЗ.
Миниатюрный мультиплексор mSDM-1 (микро) уровня STM-1 принадлежит к
семейству SYNCOM оборудования SDH компании ECI Telecom. Он имеет базовую
конфигурацию пользовательских интерфейсов 21 х Е1, которая может быть
расширена до 63 х Е1 или 3 х ЕЗ. В семействе синхронных
мультиплексоров SMA Series3 компании Marconi Communications появился
продукт, называемый Extender (расширитель) или VC-TS (транспортная система
виртуальных контейнеров). Он состоит из модуля доступа VC-AM и оконечного
модуля VC-TM и позволяет доставлять потоки Е1 (8 х Е1 или 14 х Е1) от
основной транспортной сети к пользователю без применения отдельной
аппаратуры передачи. В семействе мультиплексоров TN-NX (N=1, 4, 16,
...) компании Nortel Networks выпускается компактный мультиплексор TN-1P
уровня STM-1 с базовой конфигурацией пользовательских интерфейсов 4 х Е1.
Аналогично компания Lucent Technologies выпускает компактные
мультиплексоры WaveStar TM1 и АМ1 уровня STM-1 с базовой конфигурацией
пользовательских интерфейсов 16 х Е1 и 32 х Е1. Ведущие производители
оборудования ЦСП СЦИ/SDH предлагают мультиплексоры уровня STM-16, имеющие
наряду с высокоскоростными интерфейсами и интерфейсы доступа Е1 и
специализированные пользовательские интерфейсы типа IP, Ethernet и др.
Подобные интерфейсы доступа имеются в мультиплексорах SDM-16 (ECI
Telecom), WaveStar ADM 16/1 (Lucent Technolodgies), SMA16 Series3 (Marconi
Communications), SMA16 (Siemens). Компания Nortel Networks в базовом
сетевом мультиплексоре СЦИ/SDH нового поколения TN-4XE уровня STM-4
предусматривает широкие возможности для развития и модернизации
транспортных сетей. Такой мультиплексор имеет возможность расширения до
уровня STM-16 без нарушения трафика в действующей сети. Кроме того, в нем
предусмотрено до шести оптических интерфейсов передачи уровня STM-1 и
полная неблокируемая матрица коммутации на уровне STM-1 между всеми
интерфейсами передачи. Мультиплексоры такого класса позволяют формировать
топологию сети в виде двухуровневых кольцевых структур, в которых парные
кольца-лепестки образуют множество колец, примыкающих к базовому кольцу
высшего уровня. По сути, появляется новая базовая топологическая структура
множественных колец в виде "ромашки", а точнее, новое семейство типовых
сетевых шаблонов. Интеграция технологии АТМ в оборудовании СЦИ/SDH
открывает совершенно уникальные возможности для построения современных
мультисервисных сетей [3, 4]. Появление пользовательских интерфейсов АТМ в
оборудовании СЦИ/SDH, по сути, объединяет в одной транспортной сети две
базовые сетевые технологии. В такой сети транспортировка трафика через
сеть СЦИ/SDH в стандарте АТМ обеспечивается с помощью специальной платы с
пользовательскими АТМ-интерфейсами. Компания Marconi Communications
предлагает для этой цели новый продукт CellSpan на базе мультиплексора
SMA. Компания Alcatel представила новое семейство оборудования СЦИ/SDH
Optinex, обеспечивающее интеграцию базовых сетевых технологий в одном
элементе в соответствии с архитектурой, рассмотренной выше:
IP/ATM/SDH/WDM. Таким образом, интеграция сетевых технологий для
мультисервисных траспортных сетей осуществляется одновременно как на
элементном, так и на сетевом уровне. Интеграция АТМ в сетевые элементы
СЦИ/SDH приводит к появлению интегрированной СЦИ/АРП (ИСА) или SDH/ATM
(ISA) сети, в которой полезная нагрузка в формате STM-N и АТМ передается
по одной и той же физической транспортной сети, но в разных виртуальных
контейнерах СЦИ/SDH. Новые интегральные сетевые технологии и новые
технические решения на аппаратном уровне позволяют сформировать новые
типовые сетевые шаблоны для построения разветвленной многоуровневой
топологии транспортной сети. Новое семейство типовых сетевых шаблонов
для построения многоуровневых кольцевых топологических структур может быть
представлено схематически следующим образом: • Кольцо STM-4 - 2 х
(кольцо STM-1) - кольцевая структура типа "пропеллер". • Кольцо STM-4-
М х (кольцо STM-1) (М>2) - кольцевая структура типа "ромашка". •
Кольцо STM-4 - Мх (линия STM-1) (M>3) - кольцевая структура типа
"веер". Сетевой элемент ИСА/ISA дает следующие преимущества при
построении интегрированной транспортной сети: • Расширение
возможностей транспортной сети с точки зрения предоставления услуг. •
Непосредственная интеграция сети АТМ в сеть СЦИ/SDH исключает
необходимость создания наложенной сети АТМ. • Обеспечивается
оптимальное использование пропускной способности сети. • Снижение
общей стоимости сети. • Повышение гибкости, расширяемости и
масштабиру-емости. • Возможность поэтапного наращивания сети и
поэтапных инвестиций. • Возможность дальнейшей интеграции -
IP/ATM/SDH/WDM.
7. Основы построения топологии цифровой
первичной сети При построении топологии планируемой транспортной
сети необходимо предусматривать необходимое резервирование сетевых
элементов на аппаратном и сетевом уровне, резервирование графика, увязать
топологию сети с организацией ее управления и синхронизации, предусмотреть
организацию соответствующих сетей доступа и их подключение к ЦПС. После
такой первичной проработки топологии транспортной сети обычно проводят ее
оптимизацию на сетевом и элементном уровне. Для облегчения дальнейшего
рассмотрения основ построения топологии ЦПС в дополнение к сказанному выше
определим некоторые понятия сетей СЦИ/SDH [9]. Агент - активный
компонент оборудования, который управляет этим оборудованием, контролирует
его и посылает в сеть управления электросвязью (TMN) сообщения о его
состоянии. Агент может получать команды управления от менеджера.
Встроенный канал управления - канал для передачи команд и сообщений
между агентами и менеджерами. Служит основой построения сети управления
электросвязью. Кольцо - кольцевая топологическая структура сети
СЦИ/SDH - типовой сетевой шаблон. Контроллер - аппаратная реализация
агента в оборудовании СЦИ/SDH. Линия - физическая среда передачи,
обеспечивающая передачу информации (голоса, видео, данных) по физическому
каналу между линейными портами двух смежных сетевых элементов. Линии могут
быть оптическими, электрическими, радиорелейными. Линейный порт -
точка окончания линии СЦИ/SDH, по которой передается транспортный поток
уровня STM-N (N=1, 4, 16,...) с соответствующим (оптическим или
электрическим) интерфейсом - интерфейс передачи. Менеджер - активный
компонент управления, посылающий команды агентам и принимающий от них
сообщения. Пользовательский интерфейс - интерфейс (электрический или
оптический) подключения полезной нагрузки сетевого элемента - порт
нагрузки. Резервирование - режим работы физического объекта (сетевого
элемента, линии) в сети, при котором обеспечивается реверсивное
переключение режима его работы для двух состояний - без полезной нагрузки
(резерв) и с полезной нагрузкой. Сетевой элемент - единица
оборудования ЦСП в сети, имеющая интерфейсы передачи, пользовательские
интерфейсы и 0-интерфейс. Сеть управления электросвязью (TMN) -
встроенная в транспортную сеть многоуровневая система управления.
Система управления - основана на архитектуре агент - менеджер,
управляет сетевыми элементами. Тракт - транспортный объект уровня сети
трактов, обеспечивающий целостность передачи информации по соединениям
уровня трактов. Другими словами, тракт - это составное виртуальное
соединение между пользовательскими интерфейсами (пользователями) различных
сетевых элементов. Узел сети - элемент сети передачи, управляемый
одним встроенным системным контроллером. Участок - транспортный объект
физической среды передачи, поддерживающий целостность передачи информации
через соединение уровня участков (от точки формирования кадра СЦИ/SDH до
точки его расформирования). F-интерфейс - интерфейс, с помощью
которого оборудование СЦИ/SDH подключается к терминалу обслуживания.
Q-интерфейс - интерфейс, с помощью которого оборудование СЦИ/SDH
подключается к системе управления.
Резервирование и топология
сети Сети СЦИ/SDH обладают встроенной отказоустойчивостью за счет
избыточности кадров, способности мультиплексоров осуществлять
резервирование трактов и возможности аппаратного резервирования жизненно
важных блоков сетевых элементов. Кроме того, за счет соответствующей
топологии сегментов транспортной сети в виде колец достигается
резервирование линий, а за счет соответствующей организации топологии
сопряжения сегментов сети - резервирование трафика в сегментах сети.
Таким образом, проблема резервирования в сети СЦИ/SDH является
многоплановй и тесно связанной с организацией топологии сегментов сети и
сети в целом. Вопросам резервирования сетей СЦИ/SDH много внимания
уделенно в книге [2]. Поэтому здесь мы ограничимся лишь некоторыми
наиболее важными с практической точки зрения проблемами резервирования при
планировании сети СЦИ/SDH. Обычно основной базовой конфигурацией сети
является топология двойных колец, образующих сегменты сети. Для повышения
надежности и живучести всей сети смежные сегменты-кольца сопрягаются друг
с другом не менее чем в двух узлах. В сети предусматривается необходимая
степень резервирования трафика путем резервирования трактов за счет
соответствующей избыточности пропускной способности сети. На рис.1,2
представлены в качестве примера схемы организации цифровой первичной сети
связи АО "Мос-энерго" 1-й и 2-й очереди, которая предусматривает создание
транспортной сети СЦИ/SDH, наложенной сети АТМ и соответствующих сетей
доступа ПЦИ/PDH [б]. Внутренние протоколы СЦИ/SDH обеспечивают
мониторинг и управление ЦПС с помощью многоуровневой системы управления.
Система управления осуществляет все необходимые функции управления на
уровне сетевых элементов и на уровне сети через встроенный канал
управления [2]. Современные сетевые технологии несут с собой новые
требования к построению сетей и их архитектуре. Интеграция базовых сетевых
технологий глобальных транспортных сетей приводит к тому, что вторичные
сети перестают быть специализированными. На основе цифровой первичной сети
они сливаются в единую универсальную мультисервисную сеть. Происходит
взаимопроникновение сетевых технологий, слияние функций первичной и
универсальной вторичной сетей, интеграция компьютерных и
телекоммуникационных сетей на основе новой интегрированной их архитектуры
в единую глобальную мультисервисную сеть.
Заключение В
заключение сформулируем основные правила планирования цифровых первичных
сетей связи: • Долгосрочное планирование. • Выбор среды передачи.
• Анализ существующего и определение планируемого трафика. •
Классификация узлов сети и выбор базовых топологий сети. • Анализ и
определение требований по надежности. • Обеспечение заданного уровня
надежности в сети. • Определение энергетического потенциала линий
связи и оборудования ЦСП. • Определение стоимости линий связи и
оборудования ЦСП. • Учет специальных условий и требований заказчика
(пользователя) сети. • Полная оптимизация сети (с помощью
соответствующих программных средств). • Деление сети на управляемые
части или сегменты. • Предусматривается необходимый уровень
эксплуатации будущей сети. Рассмотренные общие вопросы планирования
цифровых первичных сетей являются основой при планировании реальных
современных сетей связи и, естественно, не исчерпывают всего многообразия
проблем, возникающих при разработке и планировании транспортных сетей
различного масштаба. Наиболее существенным в планировании современных
сетей связи становится интеграция первичной и вторичных сетей в единую
мультисервисную сеть на основе интеграции современных сетевых
технологий. |