IT-стратегия
Шесть принципов McKinsey успешного построения КИС
Анализируя опыт развертывания корпоративных информационных
систем, эксперты аналитического агентства McKinsey™ (EN) в 1997 г. сформулировали
принципы, следование которым является обязательным условием
успеха:
- Экономическая необходимость. Основанием для
внедрения новой информационной системы на предприятии
должна быть экономическая необходимость,
а не просто появление новых технологий.
- Финансовая целесообразность. Объем финансирования
новой информационной системы должен определяться
соображениями финансовой выгоды.
- Простота структуры. Новая информационная система
должна иметь простую и гибкую структуру.
- Быстрая отдача. Нужно выбирать решения, которые
приносят конкретную пользу бизнесу практически
с момента внедрения.
- Постоянное совершенствование. Следует постоянно
совершенствовать корпоративную информационную систему,
добиваясь оптимальных значений производительности,
надежности и удобства использования.
- Органичное взаимодействие подразделений бизнеса
и IT. IT-служба должна хорошо разбираться в бизнесе, а специалисты
других подразделений — знать методы эффективного использования IT;
внедрять новую информационную систему они должны совместно.
На основании сформулированных принципов аналитическое
агентство McKinsey предложило для воплощения каждого
из них следующие рекомендации:
- Экономическая необходимость. Управляйте IT так же, как остальными бизнес-функциями —
как одним из средств выполнения конкретной работы. Непосредственно
свяжите IT с важными для бизнеса стратегиями, основными стоимостными
факторами и повседневными деловыми процессами. Назначьте руководителей
подразделений ответственными за новые приложения. Поручите IT-службе
создание и поддержку эффективной производственной архитектуры. Не относитесь
к информационной системе как к «черному ящику» — обязуйте
технических специалистов применять деловую лексику.
- Финансовая целесообразность. Подходите к решениям о новых крупных инвестициях в IT,
как к остальным финансовым решениям. Свяжите инвестиции с реальными
задачами совершенствования бизнеса. Используйте при принятии решений анализ
затрат и преимуществ, который обеспечит упорядоченность и систематичность.
Не применяйте в качестве единственного критерия при разработке
проекта КИС снижение стоимости. Распространите принятые в бизнесе
подходы на менее определенные, менее поддающиеся количественному учету
и более важные стратегические решения. Выходите за рамки отдельных
проектов, учитывая при разработке приложений и производственной архитектуры
долговременные перспективы. Оценивайте текущие расходы на IT исходя
из поставленных целей в области стоимости и обслуживания.
Избегайте крупных единовременных затрат на аппаратно-программное обеспечение;
стремитесь к постоянному обновлению.
- Простота структуры. Устанавливайте стандарты архитектуры КИС и глубоко анализируйте плюсы
и минусы использования иных стандартов. Упрощайте систему, сокращая
число используемых технологий и платформ. Применяйте для приложений
модульную архитектуру. Используйте кросс-платформные решения для повышения
гибкости и простоты внедрения приложений. Консервативно подходите
к выбору технологий. Условием выбора новейших технологий должна быть
значительная бизнес-отдача. Учитывайте такие коммерческие аспекты, как
отраслевые стандарты и вероятность получения в будущем технической
поддержки. Подходите к конфигурированию баз данных и приложений
стратегически, стараясь обеспечить успешно работающую оптимальную структуру.
- Быстрая отдача. Осуществляйте постепенный переход
к новым решениям, а не глобальную замену.
Разработку новых систем разбивайте на этапы.
Устанавливайте промежуточные цели (с интервалом, как
правило, не больше шести месяцев), которые обеспечивают
реальное продвижение в бизнесе. Используйте
по возможности стандартное проверенное программное
обеспечение; сведите его модификацию к минимуму.
Сконцентрируйте усилия на тех 20% функций, которые
отвечают за 80% деятельности компании, и быстро
добейтесь их полной реализации. Если возможно,
реализуйте действующий макет проекта. Постоянно сравнивайте
развитие крупных проектов с эталонами
и с запланированными результатами; при
необходимости осуществляйте коррекцию. Регулярно проводите
ревизию завершенных проектов и переоценку этапов
разработки.
- Постоянное совершенствование. Относитесь
к управлению эксплуатацией КИС, как к управлению
заводом: определите стандарты производительности
и конкретные задачи улучшения управления стоимостью,
качества обслуживания и времени отклика. Реорганизуйте
работу информационных систем для получения наиболее
экономичной модели. Централизуйте основные функции (такие
как работа справочной службы, информационного центра
и управление сетью). Стандартизируйте конфигурацию
настольных компьютеров и ограничьте возможность
ее изменения. Консолидируйте закупки в области
информационных технологий. Строго контролируйте
эффективность эксплуатации системы и передавайте
обслуживание неэффективных функций сторонним организациям.
Разработайте эталонные тесты, чтобы можно было ставить
конкретные цели в области поддержки и стоимости
эксплуатации системы.
- Органичное взаимодействие подразделений бизнеса
и IT. Правильно распределите обязанности. Генеральный директор должен активно
участвовать в принятии решений в области IT, определяя верное
направление. Руководитель IT-службы должен быть отнесен к бизнес-руководителям
и входить в состав высшего руководства. Обеспечьте руководство
со стороны представителей бизнес-подразделений и их осведомленность
в области IT. Обучите специалистов по IT основам бизнеса.
Выработайте совместную процедуру принятия обоснованных решений руководителями
бизнес-подразделений и руководителем IT-службы. Стимулируйте изучение
деловых возможностей. Требуйте представления различных точек зрения и всесторонних
обсуждений при решении сложных вопросов. Создайте условия для высокопроизводительной
работы IT-службы, включая материальное стимулирование для повышения производительности.
Ниже представлены варианты принятия верных и неверных
решений при создании КИС с точки зрения принципов
McKinsey.
Экономическая необходимость |
Руководители предприятия принимают активное участие в выборе, внедрении
и оценке преимуществ новых IT-приложений. IT-служба руководит организацией
эффективной производственной архитектуры для использования приложений. |
IT-служба внедряет новые приложения практически без участия остальных сотрудников.
Решения по развитию производственной архитектуры подменяются решениями
по приобретению новых приложений. |
Финансовая целесообразность |
Запрашивается информация
о реальных ситуациях и изучаются
конкретные случаи. Оцениваются решения
по развитию КИС с точки зрения бизнеса.
Делается акцент на получение реальной отдачи.
|
Проекты выбираются без
обоснования и утверждаются формально без
тщательного изучения. IT рассматривается как
«черный ящик». Основной акцент делается
на сокращении затрат на IT. |
Простота структуры |
Централизованно устанавливаются
стандарты. Осуществляется консервативный подход к
выбору технологий. По возможности используется
стандартное программное обеспечение. |
Каждому пользователю позволяется
выбирать свою технологию. Пробуется все без
разбора. Значительно модифицируется стандартное
программное обеспечение. |
Быстрая отдача |
При заказной разработке
модифицируются только те 20% функций, которые
отвечают за 80% деятельности. Проект
постоянно сравнивается с контрольными
отметками. |
Все функции разрабатываются
самостоятельно. Наблюдается спокойное отношение
к существенному отставанию от плана.
|
Постоянное совершенствование |
Вырабатываются количественные
оценки для всех этапов деятельности. Каждый год
проводится модернизация системы. |
Используются ограниченные
промышленные тесты. Довольствуются достигнутым.
|
Органичное взаимодействие
подразделений бизнеса и IT |
Генеральный директор привлекается к участию в проекте по развитию
КИС. Руководитель IT-службы хорошо разбирается в основной деятельности
организации. Сотрудники бизнес-подразделений хорошо разбираются в IT,
а сотрудники IT-службы хорошо разбираются в бизнесе. |
Ведение проектов по развитию КИС полностью передается в ведение
технического персонала. Руководитель IT-службы погружен в технологические
вопросы и не принимает участия в планировании основной деятельности.
Сотрудникам бизнес-подразделений разрешено не участвовать в деятельности
IT-службы, а сотрудникам IT-службы — не разбираться в бизнесе. | |
Результаты исследования, проведенного аналитическим агентством McKinsey,
показали, что есть компании, получающие реальную пользу от применения
IT. Отличительной чертой этих успешных компаний является не техническое
превосходство, а оптимальная производственная архитектура и продуманный
подход к организации информационных систем. Они управляют своими КИС
примерно так же, как и другими важными функциями и процессами:
обеспечивая административную поддержку на самом высоком уровне, прививая
специалистам по информационным технологиям знание бизнес-терминологии
и направляя усилия сотрудников IT-службы на достижение конкретных
бизнес-целей.
Успех разработки, внедрения и совершенствования КИС
во многом зависит от понимания того уровня зрелости,
на котором находится предприятие.
 |
4 из 9 |
 | |