| 
 | 
 | 
Рассмотрим процессы, связанные с загрузкой и выгрузкой цифрового потока в транспортный модуль системы SDH (транспортный модуль STM-N). Процесс загрузки цифрового потока в транспортные модули представлен схематически на рис. 4.1.

Рис. 4.1.Процесс загрузки цифрового потока
в 
  синхронные транспортные модули (STM-N) 
В качестве примера рассмотрим процесс формирования синхронного транспортного модуля STM-1 из нагрузки потока Е1 (рис.4.2).
 
 
Рис.4.2.Формирование синхронного транспортного модуля 
  STM-1 из нагрузки потока Е1.
Как видно из рисунка, в процессе формирования синхронного транспортного модуля к нагрузке сначала добавляются выравнивающие биты, а также фиксированные, управляющие и упаковывающие биты. Ниже более подробно остановимся на процессе выравнивания скорости нагрузки при формировании контейнера С-n (процессе стаффинга в системе SDH). К сформированному контейнеру С-12 добавляется заголовок маршрута VC-12 РОН (Path Overhead), в результате формируется виртуальный контейнер.
Добавление к виртуальному контейнеру 1 байта указателя (PTR) превращает первый в блок нагрузки (TU). Затем происходит процедура мультиплексирования блоков нагрузки в группы блоков нагрузки (TUG) различного уровня вплоть до формирования виртуального контейнера верхнего уровня VC-4. В результате присоединения заголовка маршрута VC-4 РОН образуется административный блок (AU), к которому подсоединяется секционный заголовок SОН (Section Overhead). Учитывая разделение маршрута на два типа секций (рис. 3.14), SОН состоит из заголовка регенераторной секции (RSOH) и заголовка мультиплексорной секции (MSOH). К структуре заголовка еще вернемся при рассмотрении форматов заголовков, где будут рассмотрены значения байтов SОН.
Как видно, процесс загрузки цифрового потока связан с использованием процессов выравнивания (битового стаффинга), активностью указателей, а также с использованием заголовков РОН и SOH. В этом разделе мы рассмотрим процессы выравнивания скорости загружаемого цифрового потока и их влияние на параметры цифровой нагрузки.
Известно, размер контейнера в системе передачи SDH стандартизирован. Его размер несколько больше размера, необходимого для загрузки потока PDH соответствующего уровня иерархии с учетом максимально допустимой вариации скорости загружаемого потока. При загрузке цифрового потока производится процедура выравнивания его скорости методом битового стаффинга, для этого используется часть контейнера.
В процессе загрузки и выгрузки цифрового потока в синхронный транспортный модуль обычно используются оба вида выравнивания.
В качестве примера рассмотрим загрузку потока 140 Мбит/с в транспортный модуль STM-1 (рис. 4.3).

Рис. 
  4.3. Загрузка потока 140 Мбит/с в 
синхронный транспортный модуль 
  
Как видно из рисунка, в процессе загрузки потока 140 Мбит/с в синхронный транспортный модуль используются процедуры фиксированного выравнивания (биты R) и плавающего выравнивания (биты S, индикаторы С). Процедура фиксированного стаффинга используется чаще и связана с полями X, Y и Z. Процедура плавающего выравнивания связана с использованием полей Х и Z, причем непосредственно стаффинговые биты плавающего выравнивания передаются в поле Z. Поле Х содержит индикатор стаффинга, передаваемый периодически (до появления поля Z индикатор передается 5 раз).
Процедура выравнивает вариацию скорости. Допустимые значения вариации скорости загружаемых потоков иерархии PDH представлены в табл. 4.1.
| Скорость цифрового потока, Мбит/с | Максимально допустимая вариации скорости, ppm | Скорость цифрового потока в контейнере, Мбит/с. | Название контейнера. | 
| 1,5444 | 50 | 1,600 | C-11 | 
| 2,048 | 50 | 2,176 | C- 12 | 
| 6,312 | 30 | 6,784 | C- 2 | 
| 34,368 | 20 | 48,384 | C- 3 | 
| 44,736 | 20 | 48,384 | C- 3 | 
| 139,260 | 15 | 149,760 | C- 4 | 
В качестве второго примера рассмотрим загрузку потока 34 Мбит/с (ЕЗ), представленную на рис. 4.4.

Рис. 
  4.4.Загрузка потока E3 (34 Мбит/с). 
Как следует из рисунка, загрузка потока ЕЗ в трибутарную группу TUG-3 во многом аналогична загрузке потока Е4, представленной на рис.4.2. И в том, и в другом случае используются виртуальные контейнеры высокого уровня - VC-3 и VC-4 соответственно. В обоих случаях используется процедура стаф-финга, причем как фиксированного (биты R), так и плавающего или переменного (биты S). Для идентификации битов переменного стаффинга используются индикаторы стаффинга (биты С). Существенно, что на рис. 4.3 помимо процедуры стаффинга представлена также структура заголовков, в частности заголовок маршрута высокого уровня VC-3 РОН. Ниже рассмотрены основные информационные поля, входящие в этот заголовок.
В качестве примера виртуального контейнера низкого уровня рассмотрим асинхронную загрузку потока 2 Мбит/с - наиболее часто используемый вариант загрузки цифрового потока (рис.4.5). На рис.4.5 представлена побайтовая структура загруженного в синхронный транспортный модуль потока головка РОН (V5, J2, N2 и К4). Как видно пользуются процедуры фиксированного и плавающего выравнивания.

Рис. 
  4.5.Асинхронная загрузка потока 2 Мбит/с в синхронный транспортный модуль. 
  
Наиболее важными потоками иерархии SDH являются потоки STM-1, STM-4 и STM-16. Рассмотрим процедуры мультиплексирования между этими уровнями, схематически представленные на рис.4.6.

Рис. 
  4.6.Синхронное мультиплексирование внутри иерархии SDH. 
Как следует из рисунка, внутри иерархии SDH мультиплексирование выполняется синхронно, без процедуры выравнивания скоростей. В результате обеспечивается основное преимущество концепции SDH как технологии построения цифровой первичной сети - возможность загрузки и выгрузки потоков любого уровня иерархии PDH из любого потока иерархии SDH вне зависимости от скорости передачи.
Для удобства реализации синхронного мультиплексирования с использованием современных логических устройств, мультиплексирование выполняется байт-синхронно в отличие от бит-ориентированных процедур, используемых в иерархии PDH. В результате использования байт-ориентированных процедур мультиплексирования значительно повышается производительность процессоров, в результате достигается высокая скорость передачи в первичной сети.
Использование в концепции SDH байт-синхронного мультиплексирования позволило также увязать динамику развития пропускной способности в цифровых системах передачи с динамикой развития производительности современных процессоров, что было важно, поскольку на этапе технологии PDH наметилось некоторое отставание.
Рассмотрим теперь структуру заголовка маршрута и секционного заголовка и те информационные поля, которые входят в их состав.
Заголовок маршрута РОН выполняет функции контроля параметров 
  качества передачи контейнера. Он сопровождает контейнер по маршруту следования 
  от точки формирования до точки расформирования. Структура и размер заголовка 
  РОН определяются типом соответствующего контейнера. Следовательно, различаются 
  два основных типа заголовков:
--- заголовок маршрута высокого уровня 
  (High-order РОН - НО-РОН), используемый для контейнеров VC-4/VC-3;
--- 
  заголовок маршрута низкого уровня (Low-order РОН - LO-POH), используемый для 
  контейнеров VC-3/VC-2/VC-1. 
  
Рассмотрим подробно структуру заголовка маршрута высокого уровня. Структура заголовка НО-РОН представлена на табл.4.2.
| J1 | Индикатор маршрута | 
| B3 | Мониторинг качества (код BIP-8) | 
| C2 | Указатель типа полезной нагрузки | 
| G1 | Подтверждение ошибок передачи | 
| F2 | Сигналы обслуживания | 
| H4 | Индикатор сверхцикла | 
| F3 | Автоматическое переключение | 
| K3 | Подтверждение ошибок передачи | 
| N1 | Мониторинг взаимного соединения (ТСМ) | 
Поле идентификатора маршрута (J1) передается в 16-ти последовательных циклах и состоит из 15-байтовой последовательности идентификаторов маршрута и 1 байта суммы CRC-7 для идентификации ошибок в трассе маршрута. Идентификаторы маршрута представляют собой последовательность ASCII-символов в формате, соответствующем ITU-T E.164, и используются для того, чтобы принимаемый терминал получал подтверждение о связи с определенным передатчиком (идентификация точки доступа к маршруту). Структура J1 схематически представлена на табл.4.3.
| Байты J1, номера битов | ||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
| 1 0 0 | C X X | C X X | C X X | C X X | C X X | C X X | C X X | Байт 1 Байт 2 . . Байт 16 | 
| ССССССС - контрольная сумма CRC-7 предыдущего цикла XXXXXXX - идентификатор точки доступа к маршруту (кодирование ASCII). | ||||||||
Рассмотрим основные информационные поля в составе 
  НО-РОН.
Байт BЗ используется для контроля четности (процедура ВIР - 
  8). Более подробно об этом будет сказано ниже.
Указатель типа полезной 
  нагрузки С2 определяет тип полезной нагрузки, передаваемой в контейнере. 
  Основные типы полезной нагрузки определены в ITU-T G.707, кроме того, ITU-T 
  определил несколько дополнительных рекомендаций, связанных с передачей в 
  системе SDH нагрузки ATM и FDDI). Значения байта С2 и соответствующие типы 
  нагрузки приведены в табл.4.4. 
  
| Бинарный вид | HEX | Значение | 
| 00000000 00000001 00000010 00000011 00000100 00010010 00010011 00010100 00010101 11111110 11111111 | 00 01 02 03 04 12 13 14 15 FE FF | контейнер не загружен контейнер загружен, нагрузка не специфицирована структура TUG синхронный TU-n асинхронная загрузка 34 или 45 Мбит/с асинхронная загрузка 140 Мбит/с загрузка ATM загрузка MAN (DQDB) загрузка FDDI тестовый сигнал по O.181 VC - AIS в случае поддержки ТСМ | 
Байт G1 служит для передачи сигналов подтверждения 
  ошибок передачи, обнаруженных в конце маршрута. Предусмотрено использование 
  байта G1 для передачи данных об ошибках двух категорий (рис.4.7.)
FEBE (Far 
  End Block Error) - наличие блоковой ошибки на удаленном конце; сигнал, 
  посылаемый в ответ на получение на удаленном конце ошибки четности по 
  BIP-8;
FERF (Far End Receive Failure) -наличие неисправности на удаленном 
  конце; сигнал, посылаемый в случае возникновения на удаленном конце нескольких 
  неисправностей. 
  

Рис. 
  4.7.Значения байта G1.
Байты F2 и F3 используются оператором для решения 
  внутренних задач обслуживания системы передачи и образуют выделенный служебный 
  канал.
Байт Н4 является указателем и используется при организации 
  сверхциклов SDH, например, он указывает на номер цикла VC-1, VC-2 в сверхцикле 
  TU-1, TU-2. Этот байт также используется в процедуре смещения указателей, что 
  будет описано ниже.
Индикатор автоматического переключения (Automatic 
  Protection Switching - APS) КЗ используется для оперативного 
  резервирования в системе SDH. Индикатор обеспечивает передачу команды перехода 
  на резерв даже в случае отсутствия системы самодиагностики SDH. Более подробно 
  механизмы резервного переключения рассмотрены в разделе, посвященном 
  процедурам резервного переключения.
Байт мониторинга взаимного 
  соединения (Tandem Connection Monitoring - ТСМ) N1 был впервые определен в 
  1996 г. в рекомендациях ITU-T. Необходимость введения процедуры ТСМ была 
  связана с тем, что байт ВЗ, обеспечивающий контроль четности, устанавливается 
  только для начала и конца маршрута и обеспечивает контроль качества сквозного 
  соединения. В случае, если маршрут проходит через несколько секций, 
  принадлежащим различным операторам, требуется не только сквозной, но и 
  посекционный мониторинг параметров качества. До последнего времени средства 
  секционного мониторинга не обеспечивали этих функций, поэтому была введена 
  дополнительная процедура - ТСМ. Согласно этой процедуре сетевой узел 
  обеспечивает контроль четно- сти по НО-РОН и LO-POH (контроль BIP-N), а затем 
  передает информацию об ошибках предыдущему узлу в байте N1 (для заголовков 
  высокого уровня) или N2 для заголовков низкого уровня. 
  
Рассмотрим более подробно состав заголовка SOH (рис.4.8).

Рис. 
  4.8.Структура заголовка SOH.
Как видно из рисунка, информация о цикловой синхронизации 
  (А1, А2) повторяется три раза, что связано с объединением стандартов SDH и 
  SONET.
Байты D1-D12 создают канал передачи данных, который может 
  использоваться встроенными системами самодиагностики и системами TMN. 
  Например, использование служебного канала передачи данных, образованного 
  байтами D, позволяет выполнять реконфигурирование сети из единого 
  центра.
Трасса регенераторной секции выполняет те же функции, что и байт J1 
  в заголовке РОН.
Важным для проведения тестирования систем SDH является 
  служебный канал F1, в котором передается информация о результатах контроля 
  четности и обнаружения ошибок. В состав байта F1 входят идентификаторы 
  регенераторов RI и информационные биты S, где передается информация об ошибках 
  (рис.4.9).
Байты К1 и К2 заголовка ЗОН также имеют большую важность при 
  анализе работы системы SDH. Эти байты обеспечивают резервное переключение и 
  оперативную реконфигурацию сети. В настоящее время получила широкое 
  распространение концепция самозалечивающихся сетей, механизм действия которых 
  связан с оперативной реконфигурацией и переходом на резервный ресурс. Именно 
  эти процедуры обеспечиваются байтами К1 и К2. Поэтому их анализ обеспечивает 
  тестирование работоспособности процессов резервирования. 
  

Рис.4.9.Структура 
  канала управления F1.
Байт S1 определяет параметр качества источника синхронизации узла генерации транспортного модуля. Информация о параметре качества источника синхронизации передается комбинацией битов 5-8 в составе байта S1. Возможные значения параметров качества источника синхронизации приведены в табл.4.5. Передача информации о качестве источника синхронизации позволяет избежать проблем, связанных с нарушениями в структуре системы синхронизации. Учитывая, что система передачи на основе SDH использует принципы синхронной передачи и мультиплексирования, параметры синхронизации в SDH чрезвычайно важны. С увеличением разветвленности сети, использованием концепций резервирования и самозалечивающихся сетей, повышается вероятность возникновения проблем, связанных с системой синхронизации. Так, например, в процессе реконфигурации или гибкого переключения на резерв, система синхронизации должна также реконфигурироваться. Передача информации о качестве источника синхронизации конкретного узла дает возможность авторегулирования процессов в системе синхронизации, например, сигнал от источника плохого качества не используется для распределения по сети и синхронизации от него других узлов.
| Параметр | Приоритет при использовании | Значение параметра | 
| 0010 | Наиболее высокий | G.811 первичный источник синхронизации (PRC) | 
| 0100 | G.812 вторичный источник синхронизации транзитного узла | |
| 1000 | G.812 вторичный источник синхронизации оконечного узла | |
| 1011 | Источник синхронизации цифрового оборудования | |
| 1111 | Наиболее низкий | Не использовать для внешней синхронизации. | 
| 0000 | Качество не определено | 
Указатели выполняют в технологии SDH две основные 
  функции:
• обеспечение быстрого поиска и доступа к нагрузке;
• 
  обеспечение процедур выравнивания и компенсации рассинхронизации передаваемых 
  потоков. 
  
Первая функция указателей является наиболее важной, поскольку именно с ней связано основное преимущество технологии SDH - отсутствие необходимости пошагового мультиплексирования/ демультиплексирования. Указатели административных блоков AD PTR и блоков нагрузки TU PTR обеспечивают прямой доступ к загруженному в синхронный транспортный модуль потоку на любом уровне (рис.4.10). Как видно из рис.4.10, в системах передачи SDH используются два типа указателей - административной (AU-PRT) и трибутарной групп (TU-PTR). Указатели образуются байтами Н, описанными в предыдущем разделе.

Рис.4.10.Механизм 
  организации прямого доступа к нагрузке.
Механизм формирования указателей - обратный к механизму поиска нагрузки, представленной на рис.4.10. Схематически его можно представить рис.4.11.

Рис.4.11.Структура 
  присвоения/поиска, формирование сигнала SDH.
В системе SDH используется метод контроля параметров ошибки без отключения канала, который получил название метода контроля четности (Bit Interleaved Parity - В1Р). Этот метод, также как и CRC, является оценочным, но он дает хорошие результаты при анализе систем передачи SDH. Алгоритм контроля четности достаточно прост (рис.5.1). Контроль четности выполняется для конкретного блока данных цикла в пределах групп данных по 2, 8 и 24 бита (BIP-2, BIP-8 и В1Р-24 соответственно). Эти группы данных организуются в столбцы, затем для каждого столбца рассчитывается его четность, т.е. четное или нечетное количество единиц в столбце. Результат подсчета передается в виде кодового слова на приемную сторону. На приемной стороне делается аналогичный расчет, сравнивается с результатом и делается вывод о количестве ошибок четности. Результат сравнения передается в направлении, обратном передаче потока.

Рис.5.1.Алгоритм 
  контроля чётности. 
Метод контроля четности является оценочным, поскольку несколько ошибок могут компенс ровать друг друга в смысле контроля четности, однако этот метод дает приемлемый уровень оценки качества цифровой системы передачи. Поскольку технология SDH предусматривает создание секционных заголовков и заголовк пути, метод контроля четности дает возможность тестирования параметров цифровой системы передачи от секции к секции и от начала до конца маршрута. Для этого используются специальные байты (см. выше) в составе заголовков SОН и РОН. Например, количество ошибок, обнаруженно в канале В3 передается в байте G1 РОН VC-4 следующего цикла. На рис.5.2 представлена cxема посекционного мониторинга параметра ошибки BIP. Используемые для контроля четности байты связанные с ними участки цифровой системы передачи приведены в табл.5.1.

Рис.5.2.Посекционный 
  мониторинг параметров цифровой передачи.
| Байт | Заголовок | Длина | Секция мониторинга | 
| B1 | RSOH | BIP - 8 | STM - 1 | 
| B2 | MSOH | BIP - 24 | STM - 1 без RSOH | 
| B3 | POH VC - 3/4 | BIP - 8 | VC - 3/4 | 
| V5 | POH VC - 1/2 | BIP - 2 | VC - 1/2 | 
К современной цифровой первичной сети предъявляются повышенные требования в части параметров ее надежности. В связи с этим современные первичные сети строятся с использованием резервных трактов и коммутаторов, выполняющих оперативное переключение в случае неисправности на одном из каналов. В этом случае в состав системы передачи включаются цепи резервирования мультиплексорной секции (Multiplex Section Protection - MSP). Как было показано выше, в сети SDH осуществляется постоянный мониторинг параметров ошибки (процедура контроля четности BIP) и параметров связности. В случае значительного ухудшения качества передачи в мультиплексорной секции выполняется оперативное переключение (APS) на резервную мультиплексорную секцию. Это переключение выполняется коммутаторами. По типу резервирования различаются коммутаторы APS с архитектурой 1+1 и 1:n (рис.6.1).
Для управления резервным переключением используются байты К1 и К2 секционного заголовка. В байте К1 передается запрос на резервное переключение и статус удаленного конца тракта. В байте К2 передается информация о параметрах моста, используемого в APS с архитектурой 1:n, данные по архитектуре MSP и сообщения о неисправностях, связанные с APS. Различные варианты архитектуры MSP используются в различных схемах резервирования. Наибольшее распространение имеют две схемы, непосредственно связанные с кольцевой топологией сетей SDH -схема "горячего резервирования" (рис.6.2а) и схема распределенной нагрузки (рис.6.2b). В первом случае трафик передается как в прямом, так и в резервном направлении. В случае повреждения происходит реконфигурация и создается резервный канал. В схеме распределенной нагрузки половина графика передается в прямом, половина - в обратном направлении. В этом случае при возникновении неисправности происходит переключение на уровне ресурсов.
Согласно ITU-T G.841 время резервного переключения не должно превышать 50 мс.

Рис.6.1.Архитектура 
  MSP.

Рис.6.2.Схемы 
  резервирования в системах SDH.