туристический клуб
Альпина


 Другие дневники и отчеты    Юмор   Контакты 

Отчет о походе 1 категории сложности турклуба "Альпина" Донецкого национального университета
с 26.04.2001 по 6.05.2001

по маршруту:

г.Севастополь (пос. Черноречье) - Байдарская долина - Узунджинский каньон - Большой каньон - ст. Бойко - г. Ай-Петри - Мисхор - Ангарский перевал - г. Чатыр-Даг (радиально) - г.Симферополь


Состав группы

  1. Двейрин Михаил Захарович - ДонНУ, матфак, доцент - руководитель (тел. дом. 972953);
  2. Мартынов Александр Викторович - ОАО "ЮЖНИИГИПРОГАЗ", вед. инженер - зам. руководителя (тел. дом. 3347134);
  3. Быкадорова Юлия Николаевна - ДонНУ, студентка - завхоз;
  4. Пешко Юлия Анатольевна - ДонНУ, студентка;
  5. Соломатина Ирина Валериевна - ДонНУ, студентка;
  6. Петров Евгений Александрович - ДонНУ, студент - гитарист;
  7. Попова Анастасия Рафаэльевна - ДонНУ, студентка - гитаристка;
  8. Пидора Татьяна Альбертовна - ДонМУ, студентка - врач;
  9. Пюрко Надежда Ивановна - ДонНУ, студентка;
  10. Иванова Анна Сергеевна - ДонНУ, студентка;
  11. Поляков Алексей Сергеевич - ДонНУ, студент;
  12. Моисеенко Раиса Павловна - ДонНУ, лицеистка;
  13. Шаповалова Оксана Сергеевна - ДонНУ, лицеистка;
  14. Мельниченко Екатерина Анатольевна - ООШ № 94, учитель;
  15. Клименко Ирина Васильевна - Донецкий технический коллеж, психолог;
  16. Ильченко Евгений - ДонГТУ, студент;
  17. Шестакова Анжелика - Луганск, преподаватель.


Смета похода.

  1. Проезд Донецк - Севастополь + Симферополь - Донецк - 28 гр. 15 + 50 гр. 2 = 520 гр.
  2. Проезд Севастополь - Черноречье - 2,60 17 = 44,20 гр.
  3. Услуги лесника № 1 - 15 гр.
  4. Проезд "Устье каньона - с.Родниковское" - 45 гр.
  5. Услуги лесника № 2 (стоянка за Родниковским) - 17 гр.
  6. Покупки кефира, молока на "Чайном домике" - 10 гр.
  7. Спуск с Ай-Петри - по желанию из личных средств, 11 гр. с человека (в т.ч. 3 гр. - багаж).
  8. Проезд Мисхор - Ялта (маршрутка) - 40 гр.
  9. Проезд Ялта - Ангарский перевал (левый микроавтобус) - 50 гр.
  10. Камера хранения на Ангарском перевале - 10 гр.
  11. Проезд Ангарский перевал - Симферополь - 1,5 гр. 17 = 25,5 гр.
  12. Продукты (приобретенные в Донецке) - 268 гр.
  13. Хлеб и т.п. (на маршруте) - 10 гр.
  14. Продукты в дорогу - 35 гр.

    Итого: 1090 гр. (по 65 гр. со студента и по 87 гр. с не имеющих льгот на проезд)
    Примечание: пользование постелью и некоторые другие расходы в смету не вошли и производились за личные средства желающих.

    Схема маршрута (не включая радиальный выход "Ангарский перевал - Чатыр-Даг")

    Техническое описание маршрута. Крым-2001.

    1 день, 27.04.01.

    Поезд "Донецк-Севастополь" на ст. Инкерман не останавливается. Пришлось ехать до конечной. Прибытие в 10 часов.
    Отметились в КСС (ехать 7, 9, 10 троллейбусом от автовокзала в сторону города 4 остановки, адрес: Суворова, 20). Регистрация бесплатно.
    Автобусом в 12.10 "Севастополь-Ялта" доехали до поворота на Алсу.
    Там ждал лесник, заманил на место отдыха напротив пионерлагеря ("Алсу-2"), но можно пройти на несколько км дальше и не платить. Перед "Алсу-2" проходили воинскую часть. Дальше по ходу (по асфальтовой дороге) идут Морозовка, домик лесника, п/л "Алсу-1". Есть платная тур. стоянка - 2 гр/чел ).
    Воду брали в Морозовке. Там есть родник, но далеко. Можно также брать воду в реке, но для этого лучше стоять ближе к ней. К тому же после дождей вода в реке была несколько мутновата.

    2 день, 28.04.01.

    Вышли в 9.00. Пошли по тропе к реке вниз (троп много и все к реке). Дальше шли вдоль реки, переходя с берега на берег (до ж/б разрушенного моста переходили реку 2 раза).
    За мостом прошли еще 1-2 км, перешли на левый берег. Думали, что находимся недалеко от разрушенного замка (Исарджи-Бурун), а оказалось - около п/л "Алсу-1". (Это произошло оттого, что на карте 0,5 км/см дорога от "Алсу-2" до Морозовки нарисована гораздо короче, со слов местных военных). Здесь тоже недалеко бетонированный родник.
    Последняя переправа на левый берег была около (напротив) памятника погибшим партизанам (1,5 часа чистого хода от стоянки).
    Стали у перекрестка дорог: на запад - Морозовка, на юг и Ю-З - Алсу-1, на Ю-В - дорога, ведущая к роднику, поляна, огороженная каменным забором и дальше к реке, выходя к "тещиному языку"; чистое время хода 2(?) часа. Несмотря на то, что стояли у перекрестка, практически никто не тревожил, мимо проходили лишь дважды. Летом должно быть ненамного оживленней.

    3 день, 29.04.01

    Завтрак предлагали уже в 6 утра. С 11 вечера до 5 утра шел дождь, но дежурные (девушки!) умудрились разжечь костер без помощи мужчин. Позавтракали в 6.50, а вышли только в 9.30.
    Пошли по той дороге, по которой предполагалось и минут через 40 были у "тещиного языка" (через 10 мин от стоянки, ниже п/л "Алсу-1", дорога идет влево. Мы свернули с нее вправо, в лес. Если идти по тропе, то можно срезать часть неудобного побережья).
    Дальше довольно тяжело шли к "тещиной губе". Тропа иногда теряется, и время от времени встречаются спуски к воде, которые уводят от основной тропы. Тропа плохая и в дождь очень скользкая.
    Чернореченский каньон местами очень красив и фотогеничен. После "тещиной губы" тропа пересекает большое нагромождение камней. Далее за ним тропа идет по лесу, хорошо видна, и идти по ней легко.
    Примерно в 1 км от шоссе вдоль дороги встречаются красивые поляны. Стоянка на них запрещена. Мы вышли к дороге около 15.30., прошли к мосту и на микроавтобусе по 2,50 с человека доехали до с.Родниковского, где обнаружили хороший магазин. От него направо уходит дорога на Колхозное (лагерь "Горный", приятный директор, не одобряющий поборы лесников и готовый при случае с этим помочь). Сюда можно приехать и остановиться осенью по 5 гр. с человека за жилье (домики), можно и с питанием за доп. плату.
    От магазина прошли примерно 1 км до первого крутого поворота дороги влево. Справа - шлагбаум на дороге, ведущей к полянам для стоянки и Скельской пещере. Лесники требовали по 1,5 гр/чел за стоянку. Договорились за 15 гр с 17 чел. Дрова есть, вода в реке. (Если нет необходимости становиться на ночевку, то лесникам можно сказать, что идем в лагерь "Горный". Тогда можно не платить. У них через 2,5 км заканчивается зона. Но возле "Горного" стоять негде (неудобно), тогда уж нужно ночевать и платить в "Горном" или идти дальше и стать в лесу в паре км в направлении Ай-Димитрия у реки).
    Чистое время хода 3,5 часа.

    4 день, 30.04.01

    Дежурные приготовили завтрак в 7 утра - молодцы, но, тем не менее, вышли в 9.30 - без комментариев.
    До Колхозного прекрасная дорога, небольшой подъем, дошли за 30 мин к лагерю "Горный" (летом - п/л, зимой - турбаза). Пребывание в нем в зимнее время с проживанием 5 гр, возможно, включается и питание. Проводят соревнования по спортивному ориентированию в июле (проживание 1 гр/сут в палатках). Дорога на Ай-Дмитрий начинается от лагеря "Горный" и идет влево за шлагбаум, пересекает поле, входит в лес. Через примерно 2 км она пересекает р.Узунджу и уходит вверх в ущелье между горами. Дальше довольно длинный подъем практически без спусков, который выводит к лесной дороге, ведущей к Ай-Дмитрию. Перед Ай-Дмитрием дорога раздваивается: влево уходит на Богатое ущелье, а правая пересекает ручей и ведет к метеостанции и к домику лесника. От этой дороги вправо ответвляется тропинка, ведущая к роднику. Она проходит мимо 2 небольших озер и ведет во двор метеостанции. Она позволяет выйти на дорогу, ведущую к стоянке "Чайный домик" и попасть к Орлиному залету и водопаду "Серебряный", обойдя домик лесника. От Ай-Дмитрия снова подъем (30 минут) и дорога довольно удобная. На развилках, как правило, выбирали правые повороты чтобы попасть к "Чайному домику". Левые повороты ведут, как правило, к Орлиному залету или Соколиному.
    К Чайному домику пришли к 17 час. Очень доброжелательный лесник, продает молоко и кефир по 1 гр/л. стали на поляне напротив памятника, рядом с которым пещера с источником воды. Место красивое, с водой и дровами проблем нет.
    Собираемся провести посвящение в туристы.
    Общее время хода 4 часа, прошли 13 км.

    5 день, 1.05.01

    Провели посвящение в туристы. Прошло хорошо. Старшее поколение подготовилось, а молодое еще не понимает, что для того, чтобы всем было хорошо, нужно специально что-то делать. Ночевали спокойно, всем было тепло, никто не беспокоил.
    "Чайный домик" построен графом Юсуповым, которому этот район был подарен Екатериной II. Она тут пила чай. Сейчас есть лесничество (кордон № 2) и здание домика делят 4 хозяина, в т.ч. и россияне. Через небольшое время, видимо, это все окажется в частных руках.
    Вышли традиционно в 9.30, хотя завтрак был готов ровно в 7.00.
    Дорога идет мимо домика лесника, в том же направлении мимо хоздвора. Далее разделяется: влево уходит пологая дорога, вправо вверх - тропа.
    Тропа срезает серпентины этой дороги, после 100 - 200 м подъема круто падает вниз. Тропа глинистая и местами покрыта листьями, в сырую погоду по ней спуститься очень сложно. Далее шли по дороге (тропа с ней слилась), на развилке пошли по правой дороге (нужно придерживаться правого берега урочища Ховалых).
    Через 50 мин дошли до смотровой площадки: красивый вид на балку и начало Большого каньона. Через 10 мин. по дороге вправо красивое Юсуповское озеро (искусственное) и небольшой водопадик. Из озера вытекает ручей. Через 500 м вдоль него вышли к водопаду Серебряному. От него к шоссе ведут хорошие тропы по обоим берегам, но на левый подниматься от водопада удобнее.
    Через 10 мин увидели кафе (рядом лесничество, кордон "5-й километр"), там с туристов берут по 3 гр/чел. (такса за проход по Б.К., выдают квитанции, срок действия которых несколько дней. Есть услуга: таксисты провозят туристов мимо шлагбаума. Стоит столько же). Встречали ответвления дорог влево, на Орлиный залет и, видимо, выходы на трассу в других местах. Увидев кафе, повернули влево и по тропе обошли кордон. Сразу после кордона (~100 м) есть спуск к реке и мостик для перехода. За мостом тропы разделяются, нужно идти по тропе с синей маркировкой до разбитого молнией дуба ("почтовый дуб"). В 2 м от дуба влево (вверх) уходит тропа на стоянку Бойко.
    От Чайного домика до моста дорога все время шла вниз. За мостом начался заметный подъем, а от дуба - крутой и длинный. Встречались развилки, мы выбирали все время (после дуба) левые тропы. Вторая развилка рядом с родником (говорят, необыкновенный).
    На поляну Бойко пришли в 16 час. Прошли 13 - 14 км.

    6 день, 2.05.01

    Дневка. Осмотр Большого каньона. Первая группа вышла в 8.00 и вернулась в 13.00. Вторая вышла в 13.00 и вернулась в 19.00. Шли, выбирая левые тропы, спустились на тропу, идущую по правому борту Б.К. метров на 10-20 ниже его края. Затем эта дорога ушла от борта Б.К., слившись с основной тропой (в лесу). По ней дошли до указателя "Голубое озеро" (влево ~30 м). После купания в озере прошли вверх по течению до устья источника Пания по правой стороне Каньона. Около источника переправились на левый берег, прошли ~1 км до Ванны Молодости. Дорога до Голубого озера заняла 2 часа. Обратный путь до указателя на Голубое озеро тот же, от указателя до стоянки шли по основной тропе. (Чуть более точная хронология следующая: 2 часа на осмотр Б.К. и выход на основную тропу; 0,5 часа ходьбы до Голубого озера; 0,5 часа - купание; 0,5 часа ходьбы до Ванны Молодости; 0,5 часа - купание; 1,5 часа возврат на стоянку Бойко. В 5 часов уложиться трудно). В одном месте (на подъеме) тропу пересекает очень слабый ручеек (сырое место). В 10 м от тропы там родничок (слева при подъеме, говорят, очень хорошая вода).

    7 день, 3.05.01

    Подъем был в 6.30, выход в 8.00. Напуганный народ с трудом успел. Шли хорошо, тропа начинается прямо с нашей поляны, пересекает следующую и входит в лес. (Перед подъемом пересекли речку, и все набрали воды) Вначале довольно длинный подъем, потом длинный ровный участок, сперва уходит от ручья, затем возвращается к нему, переходит на другой берег и дальше вдоль ручья по левому берегу. Затем тропа вновь пересекает ручей и уходит влево вверх.
    В 11.40 мы были у поворота дороги к канатке. (Когда тропа после крутого подъема выходит из леса и поворачивает, рекомендую подняться на вершину горы, которую огибает эта дорога. С нее открывается замечательный вид на все стороны, в т.ч. на "обсерватории", метеостанцию, видна вершина Ай-Петри. Это очень помогает уставшим).
    Около часа ушло на осмотр с площадки и вершины Ай-Петри.
    Спускались частично канаткой (8 гр/чел + 3 гр/багаж), остальные по Мисхорской тропе. Тропа начинается от сосны с плоской кроной (слева от смотровой площадки, если смотреть на море), довольно крутая и сыпучая, в мокрую погоду опасная. Много разветвлений тропинок, которые потом сливаются. По дороге тропа заходит на "Малое Ай-Петри" (отрог, еще называют "Воронье крыло"), с которого открывается хороший вид на Ялту (более живописный, чем со смотровой площадки). Далее тропа спускается к маленькому родничку, от которого дорога уходит влево вниз, а тропа продолжается вдоль стены. Мы пошли по дороге, и вышли на трассу у поворота с Верхней дороги на Среднюю и на Мисхор примерно в 2 км от канатки. (Видимо, следовало идти по тропе вдоль стены). Спуск до трассы занял около 2 часов.

    8 день, 4.05.01

    Вышли в 8.00 к автобусной остановке у санатория Дюльбер. Местный автобус ходит очень редко (4 раза в день), зато хорошо ходят маршрутки. Водитель одной из них по рации вызвал водителя с более просторным салоном и багажником. Проезд до Ялты 2 гр/чел + багаж (0,5 гр/рюкзак, мы сговорились за 40 гр. со всех)
    Из Ялты левым микроавтобусом за 50 гр доехали до Ангарского перевала к 10.30 (мерседесом, 18 мест + багажник, водитель сразу же согласился с предложенной суммой, стоило начинать с меньшей суммы. Это вышло дешевле и гораздо быстрее, чем троллейбусом).
    На Ангарском перевале есть турбаза, ночевка стоит 1 гр/чел. Остальная территория принадлежит лесхозу, который требует за то же 2,50 гр. Есть еще неработающая КСС и работающая метеостанция, в которой за хранение рюкзака требуют 1гр/сут. (Еще можно попроситься переночевать на метеостанции за 0,5 гр/чел, но было занято, и мы не жалеем). Мы оставили рюкзаки (за 10 гр) и пошли на Чатыр-Даг по самой короткой и крутой тропе. (На подъем взяли деньги и документы из камеры хранения, перекус, теплые вещи, что-нибудь от дождя и фонарики)
    На плато поднялись за 1 час. Сходили на вершину Эклизи-Бурун, где обнаружили журнал для записей и восторженную запись от 30.04 ошалевшей от испытанного другой группы из нашего турклуба. (Кроме прекрасных видов на все стороны можно полюбоваться редкими цветами). К 17 часам спустились с Чатыр-Дага, попытались спрятаться на ночлег в лесу, уйти мимо КСС по крайней левой дороге (правой, если подниматься на Ч.-Д. мимо метеостанции, при этом турбаза остается сзади и слева) Ждем, что получится. (А получилось следующее. Мы отошли по тропе так, что не попадаем в обзор на развилке турбаза-метеостанция, не стали спускаться в расщелину, а остановились возле тропы. За время нашей стоянки мимо нас 2 или 3 раза проходил какой-то местный товарищ, но никаких претензий не предъявлял.)
    На метеостанции купили карты Чатыр-Дага по спортивному ориентированию за 1,5 гр/шт, 4 вида.
    Завтра в 9 утра собираемся уехать в Симферополь. Начались разговоры о летнем походе на Кавказ.
    Нашли родник, из которого течет ручей и впадает в другой ручей (может быть реку Ангару). Родник находится рядом с ЛЭП, ручей ее пересекает, второй ручей течет вдоль дороги, пересекает ЛЭП (При подъеме на Ч.-Д. проходим школьную поляну с указателем и тропу, ведущую к упоминаемой дороге и ручью).
    Всю ночь то ли шел дождь, то ли просто мы находились в облаке. При этом во всей остальной части Крыма была прекрасная погода.

    9 день, 5.05.01

    Утром троллейбусом доехали до Симферополя. Запас времени позволил нам купить продукты в дорогу, сходить по магазинам, на рынок, на книжный рынок и в художественный музей. Многие купили открытки, книги, сувениры и вина. Если отойти от вокзала, то есть недорогие эфирные масла. Луганским поездом возвращаться дешевле, но менее комфортно. В Донецк Севастопольский поезд прибывает около 6 утра.

    Выводы

    На наш взгляд, маршрут составлен достаточно удачно. На маршруте нет транспортных проблем. Он разнообразен (есть реки, переправы, лесные участки, водопад, каньоны, море, горы), не очень сложен и впечатления у участников похода складываются по нарастающей. Еще одним достоинством маршрута является возможность, в случае необходимости, досрочного отъезда отдельных участников или, напротив, присоединения к группе на маршруте. Есть возможность приобретения продуктов, поэтому примерно половину продуктов целесообразно закупать на маршруте (Севастополь, Родниковское). На маршруте нет проблем с дровами и водой. Только в случае, если группа желает сделать стоянку в районе Мисхора (или другом месте побережья), необходим примус.
    Маршрут может быть рекомендован для прохождения другими группами.
     Другие дневники и отчеты    Юмор   Контакты