Публикация в журнале "СТА-ПРЕСС" от 13.10.2004 Моисеев А.А.


     "ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН"


Ссылка на первоисточник: www.cta.ru/online/online_progr-model.htm



     Рассмотрены имитационные модели некоторых электрических машин постоянного и переменного тока. К их числу относятся:
          — модели электрических машин постоянного тока с различными типами возбуждения;
          — модель асинхронного двигателя переменного тока;
          —модели синхронных машин переменного тока.
     Значительную роль в электротехнике играют процессы, происходящие в электрических машинах. Основным при моделировании последних является соотношение, связывающее угловое ускорение вращения ротора и результирующий механический момент на оси, т.е. основное уравнение движения электропривода [1]:


Jdω/dt=Me-Ml       (1)

     где ω — циклическая частота ротора,
          J — момент инерции ротора,
           Me, Ml — электромеханический момент и момент нагрузки.
     A для электрического генератора:


Jdω/dt=Md-Me       (2)

     где Md — момент генераторного привода.
     Электромеханический момент, входящий в соотношения (1), (2), определяется магнитным взаимодействием токов возбуждения и нагрузки. Обычно он рассчитывается в соответствии с соотношениями [1, 2]:

Me=ceIlФe
ce=(pN)/(2πa)
(3)

     где ce — электромеханическая постоянная двигателя
          p — количество пар полюсов возбуждения,
           N — общее число витков роторной обмотки,
          n — число параллельных секций роторной обмотки,
          Фе — магнитный поток возбуждения,
          Il — ток в цепи нагрузки (ротора).
С учетом эффекта магнитного насыщения [3] поток Фе будем определять соотношением:


Фe=BsSe(1-exp(-(LeIe)/(BsSe)))       (4)

     где Bs — индукция насыщения возбудителя;
          Se — эффективное сечение возбудителя,
          Le — эффективная индуктивность возбудителя (при малом токе возбуждения).
     Мощность, развиваемая электрической машиной, определяется выражением:


W=Meω

     Индивидуальные особенности той или иной электрической машины обычно учитывается ее электромеханической постоянной, а так же при расчете токов возбуждения и нагрузки.

     Машины постоянного тока. Особенностью машин независимого возбуждения является то, что токи в обмотках возбуждения и нагрузки создаются независимыми источниками. С учетом реакции ротора [2], т.е. противоэдс, наводимой ротором в обмотке возбудителя, ток в цепи возбуждения определяется соотношением:

Ie=(Ue-cr·ω·Фr)/Re
Фr=BsSr(1-exp(-(LrIr)/(BsSr)))
(5)

     где cr — электродинамический коэффициент;
          Bs — индукция насыщения ротора;
          Sr — эффективное сечение ротора;
          Lr — эффективная индуктивность ротора (при малом токе нагрузки);
          Re, Rl — сопротивления в цепях возбуждения и нагрузки.
Ток в цепи нагрузки находим из соотношения:


Il= Ul / Rl

     С учетом приведенных определений токов возбуждения и нагрузки, двигатель независимого возбуждения описывается соотношениями:

Jdω/dt=Me-Ml      
Me=ceФeUl / Rl
Фe=BsSe(1-exp(-(LeIe)/(BsSe)))
(6)

     Для приведения (6) к критериальному виду используем характерный параметр частоты — синхронную частоту ω0, и характеристический параметр механического момента M0=W0 / ω0 , где W0 - номинальная мощность машины. Определим безразмерные параметры:

w=ω/ω0
me=Me/M0
ml=Ml/M0

     После подстановки в (6) и проведения соответствующих преобразований получаем критериальное уравнение вида:

Tdω/dt=Me-Ml
T=(Jω02)/W0
(7)

     В отличие от двигателя независимого возбуждения обмотки двигателя параллельного возбуждения запитываются от одного источника, будучи соединены параллельно. Вследствие этого напряжения на обмотках одинаковы: Ue = Ul = U и других отличий от ситуации независимого возбуждения нет. С учетом этого условия для моделирования двигателя параллельного возбуждения можно использовать соотношение (7) с указанной подстановкой. Схема моделирования двигателя независимого (параллельного) возбуждения приведена на рисунке 1.

Модель двигателя независимого возбуждения
Рисунок 1 — Модель двигателя независимого возбуждения.

     В двигателе последовательного возбуждения обмотки возбуждения и нагрузки включены последовательно. Токи в них поэтому одинаковы и определяются соотношением:


Ie=Il=(U-Er)/(Rl+Re)       (8)

     где Er — противоэдс реакции ротора.
     Схема моделирования двигателя последовательного возбуждения, построенная с учетом этого обстоятельства, приведена на рисунке 2.

Модель двигателя последовательного возбуждения
Рисунок 2 — Модель двигателя последовательного возбуждения.

     Моделирование генератора постоянного тока осуществляется с использованием соотношения:

Tdω/dt=md-me
T=(Jω02)/W0
md=Md/M0=Wdω0/(W0ω)
(9)

     где Wd, Md — мощность и момент генераторного привода.
     Схема моделирования генератора постоянного тока приведена на рисунке 3.

Модель генератора постоянного тока
Рисунок 3 — Модель генератора постоянного тока.

     Относительный электромеханический момент me при этом находится так же, как в случае двигателя с соответствующим типом возбуждения, а абсолютная частота — из соотношения:


ω=ω0w       (10)

     Машины переменного тока. Особенностью асинхронных машин является то, что ток ротора индуктируется магнитным полем статора, вращающимся с синхронной частотой. Исходя из этого, асинхронный двигатель можно описать системой уравнений вида [2]:

Jdω/dt=Me-Ml
Me=ceIlФe
Il=[ce(ω-ω0e]/Rl
Фe=BsSe(1-exp[-(LeIe)/(BsSe)])
(11)

     Определения параметров, входящих в соотношения, приведены выше.
     При приведении (11) к безразмерному виду используем, как и ранее, в качестве характерного параметра синхронную частоту вращающегося магнитного поля статора, а в качестве параметра механического момента — характеристический параметр W0=W00, где W0 — номинальная частота двигателя.
     Введем безразмерные критерии:

ml=Ml/M0
me=Me/M0
w=ω/ω0
(12)

     Для электромеханического момента Me из (11) получаем выражение:

Me=[(ceФe)2(ω-ω0)]/Rl

     Вводя безразмерный параметр me в соответствии c (12), получаем:

me=K(1-w)
K=[(ceФeω0)2]/[ReW0]
(13)

     Подставляя (12), (13) в (11), получаем:

Tdω/dt=K(1-w)-ml

     или:

[T/K]dω/dt+w=1-ml/K
T=Jω02/W0
K=[(ceФeω0)2]/[ReW0]
(14)

     Схема реализации модели асинхронного двигателя приведена на рисунке 4. Переход от безразмерных параметров к линейной частоте осуществляется в соответствии с (10), а текущая мощность двигателя рассчитывается из соотношения:

W=W0K(1-w)
Модель асинхронного двигателя
Рисунок 4 — Модель асинхронного двигателя.

     В отличие от асинхронной ток в нагрузочной обмотке синхронной машины создается внешним источником. Это приводит к тому, что в зависимости от нагрузки меняется не частота вращения, остающаяся синхронной, а сдвиг фаз θ между вращающимися полями возбуждения и ротора. Уравнение состояния синхронного двигателя имеет вид [1, 2]:

Jdω/dt=Mesinθ-Ml
dθ/dt=ω0
Me=ceФeIl
Ml=Wl
(15)

     где Wl — мощность нагрузки. Определения прочих параметров, входящих в соотношения, приведены выше.
     Аналогично строится система уравнений, описывающих динамику синхронного генератора. Она имеет вид:

Jdω/dt=Md-Mesinθ
dθ/dt=ω0
Me=ceФeIl
Md=Wd
(16)

     где Wd, Md — мощность и момент генераторного привода.
     При приведении (15), (16) к критериальному виду используем те же нормирующие параметры, что и ранее:
          -синхронную частоту 0 в качестве характерного параметра частоты;
          -отношение W0=W00, где W0 — номинальная мощность машины, в качестве характеристического параметра момента.
     Введем безразмерные критерии:

me=Me/M0
ml=Ml/M0
w=ω/ω0

     Подставляя их в (15), (16), получаем для синхронного двигателя:

T1dω/dt=mesinθ-Ml
T2dθ/dt=1-ω
(17)

     и для синхронного генератора:

T1dω/dt=md-mesinθ
T2dθ/dt=1-ω
(18)

     где:

T1=Jω02/W0
T2=1/ω0

     Схемы реализации критериальных моделей (17), (18) приведены на рисунках 5, 6. Переход от безразмерных параметров к линейной частоте осуществляется в соответствии с (10), а текущая мощность синхронной машины рассчитывается из соотношения:


W=W0mewsinθ

Модель синхронного двигателя
Рисунок 5 — Модель синхронного двигателя.

Модель синхронного генератора
Рисунок 6 — Модель синхронного генератора.

Литература.

     [1] Ключев В.И. Теория электропривода, — М., "Энергоатомиздат", 2001, — 704 с.
     [2] Электротехника, п/ред. Пантюшина В.С., — М., "Высшая школа", 1976, — 560 с.
     [3] Сивухин Д.В., Общий курс физики, — М., "Наука", 1977, — 688 с.

Реферат.
     В статье рассмотрены имитационные модели некоторых электрических машин постоянного и переменного тока. Эти модели предполагается использовать в качестве составляющих в динамических моделях электрического привода, предназначенных для прототипирования соответствующих систем управления. Ил. 6, список лит. 3.


Вернуться назад