Рассмотрены имитационные модели некоторых электрических машин постоянного и переменного тока. К их числу относятся:
— модели электрических машин постоянного тока с различными типами возбуждения;
— модель асинхронного двигателя переменного тока;
—модели синхронных машин переменного тока.
Значительную роль в электротехнике играют процессы, происходящие в электрических машинах. Основным при моделировании последних является соотношение, связывающее угловое ускорение вращения ротора и результирующий механический момент на оси, т.е. основное уравнение движения электропривода [1]:
Jdω/dt=Me-Ml (1)
где ω — циклическая частота ротора,
J — момент инерции ротора,
Me, Ml — электромеханический момент и момент нагрузки.
A для электрического генератора:
Jdω/dt=Md-Me (2)
где Md — момент генераторного привода.
Электромеханический момент, входящий в соотношения (1), (2), определяется магнитным взаимодействием токов возбуждения и нагрузки. Обычно он рассчитывается в соответствии с соотношениями [1, 2]:
где ce — электромеханическая постоянная двигателя
p — количество пар полюсов возбуждения,
N — общее число витков роторной обмотки,
n — число параллельных секций роторной обмотки,
Фе — магнитный поток возбуждения,
Il — ток в цепи нагрузки (ротора).
С учетом эффекта магнитного насыщения [3] поток Фе будем определять соотношением:
Фe=BsSe(1-exp(-(LeIe)/(BsSe))) (4)
где Bs — индукция насыщения возбудителя;
Se — эффективное сечение возбудителя,
Le — эффективная индуктивность возбудителя (при малом токе возбуждения).
Мощность, развиваемая электрической машиной, определяется выражением:
W=Meω
Индивидуальные особенности той или иной электрической машины обычно учитывается ее электромеханической постоянной, а так же при расчете токов возбуждения и нагрузки.
Машины постоянного тока. Особенностью машин независимого возбуждения является то, что токи в обмотках возбуждения и нагрузки создаются независимыми источниками. С учетом реакции ротора [2], т.е. противоэдс, наводимой ротором в обмотке возбудителя, ток в цепи возбуждения определяется соотношением:
Ie=(Ue-cr·ω·Фr)/Re |
Фr=BsSr(1-exp(-(LrIr)/(BsSr))) |
|
|
где cr — электродинамический коэффициент;
Bs — индукция насыщения ротора;
Sr — эффективное сечение ротора;
Lr — эффективная индуктивность ротора (при малом токе нагрузки);
Re, Rl — сопротивления в цепях возбуждения и нагрузки.
Ток в цепи нагрузки находим из соотношения:
Il= Ul / Rl
С учетом приведенных определений токов возбуждения и нагрузки, двигатель независимого возбуждения описывается соотношениями:
Jdω/dt=Me-Ml |
Me=ceФeUl / Rl |
Фe=BsSe(1-exp(-(LeIe)/(BsSe))) |
|
|
Для приведения (6) к критериальному виду используем характерный параметр частоты — синхронную частоту ω0, и характеристический параметр механического момента M0=W0 / ω0 , где W0 - номинальная мощность машины. Определим безразмерные параметры:
После подстановки в (6) и проведения соответствующих преобразований получаем критериальное уравнение вида:
В отличие от двигателя независимого возбуждения обмотки двигателя параллельного возбуждения запитываются от одного источника, будучи соединены параллельно. Вследствие этого напряжения на обмотках одинаковы: Ue = Ul = U и других отличий от ситуации независимого возбуждения нет. С учетом этого условия для моделирования двигателя параллельного возбуждения можно использовать соотношение (7) с указанной подстановкой. Схема моделирования двигателя независимого (параллельного) возбуждения приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Модель двигателя независимого возбуждения.
В двигателе последовательного возбуждения обмотки возбуждения и нагрузки включены последовательно. Токи в них поэтому одинаковы и определяются соотношением:
Ie=Il=(U-Er)/(Rl+Re) (8)
где Er — противоэдс реакции ротора.
Схема моделирования двигателя последовательного возбуждения, построенная с учетом этого обстоятельства, приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Модель двигателя последовательного возбуждения.
Моделирование генератора постоянного тока осуществляется с использованием соотношения:
Tdω/dt=md-me |
T=(Jω02)/W0 |
md=Md/M0=Wdω0/(W0ω) |
|
|
где Wd, Md — мощность и момент генераторного привода.
Схема моделирования генератора постоянного тока приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 — Модель генератора постоянного тока.
Относительный электромеханический момент me при этом находится так же, как в случае двигателя с соответствующим типом возбуждения, а абсолютная частота — из соотношения:
ω=ω0w (10)
Машины переменного тока. Особенностью асинхронных машин является то, что ток ротора индуктируется магнитным полем статора, вращающимся с синхронной частотой. Исходя из этого, асинхронный двигатель можно описать системой уравнений вида [2]:
Jdω/dt=Me-Ml |
Me=ceIlФe |
Il=[ce(ω-ω0)Фe]/Rl |
Фe=BsSe(1-exp[-(LeIe)/(BsSe)]) |
|
|
Определения параметров, входящих в соотношения, приведены выше.
При приведении (11) к безразмерному виду используем, как и ранее, в качестве характерного параметра синхронную частоту вращающегося магнитного поля статора, а в качестве параметра механического момента — характеристический параметр W0=W0/ω0, где W0 — номинальная частота двигателя.
Введем безразмерные критерии:
Для электромеханического момента Me из (11) получаем выражение:
Me=[(ceФe)2(ω-ω0)]/Rl
Вводя безразмерный параметр me в соответствии c (12), получаем:
me=K(1-w) |
K=[(ceФeω0)2]/[ReW0] |
|
|
Подставляя (12), (13) в (11), получаем:
Tdω/dt=K(1-w)-ml
или:
[T/K]dω/dt+w=1-ml/K |
T=Jω02/W0 |
K=[(ceФeω0)2]/[ReW0] |
|
|
Схема реализации модели асинхронного двигателя приведена на рисунке 4. Переход от безразмерных параметров к линейной частоте осуществляется в соответствии с (10), а текущая мощность двигателя рассчитывается из соотношения:
W=W0K(1-w)
Рисунок 4 — Модель асинхронного двигателя.
В отличие от асинхронной ток в нагрузочной обмотке синхронной машины создается внешним источником. Это приводит к тому, что в зависимости от нагрузки меняется не частота вращения, остающаяся синхронной, а сдвиг фаз θ между вращающимися полями возбуждения и ротора. Уравнение состояния синхронного двигателя имеет вид [1, 2]:
Jdω/dt=Mesinθ-Ml |
dθ/dt=ω0-ω |
Me=ceФeIl |
Ml=Wl/ω |
|
|
где Wl — мощность нагрузки. Определения прочих параметров, входящих в соотношения, приведены выше.
Аналогично строится система уравнений, описывающих динамику синхронного генератора. Она имеет вид:
Jdω/dt=Md-Mesinθ |
dθ/dt=ω0-ω |
Me=ceФeIl |
Md=Wd/ω |
|
|
где Wd, Md — мощность и момент генераторного привода.
При приведении (15), (16) к критериальному виду используем те же нормирующие параметры, что и ранее:
-синхронную частоту 0 в качестве характерного параметра частоты;
-отношение W0=W0/ω0, где W0 — номинальная мощность машины, в качестве характеристического параметра момента.
Введем безразмерные критерии:
Подставляя их в (15), (16), получаем для синхронного двигателя:
T1dω/dt=mesinθ-Ml |
T2dθ/dt=1-ω |
|
|
и для синхронного генератора:
T1dω/dt=md-mesinθ |
T2dθ/dt=1-ω |
|
|
где:
Схемы реализации критериальных моделей (17), (18) приведены на рисунках 5, 6. Переход от безразмерных параметров к линейной частоте осуществляется в соответствии с (10), а текущая мощность синхронной машины рассчитывается из соотношения:
W=W0mewsinθ
Рисунок 5 — Модель синхронного двигателя.
Рисунок 6 — Модель синхронного генератора.
Литература.
[1] Ключев В.И. Теория электропривода, — М., "Энергоатомиздат", 2001, — 704 с.
[2] Электротехника, п/ред. Пантюшина В.С., — М., "Высшая школа", 1976, — 560 с.
[3] Сивухин Д.В., Общий курс физики, — М., "Наука", 1977, — 688 с.
Реферат.
В статье рассмотрены имитационные модели некоторых электрических машин постоянного и переменного тока. Эти модели предполагается использовать в качестве составляющих в динамических моделях электрического привода, предназначенных для прототипирования соответствующих систем управления.
Ил. 6, список лит. 3.