Основные направления работы управления экологии и рационального природопользования Донецкого Городского Совета

Официальная страница Донецкого городского совета

Управление экологии и рационального природопользования Донецкого Городского совета было создано в 1990 году с целью обеспечения координации работ предприятий, организаций, учреждений города, общественных объединений граждан, специальных уполномоченных органов в области охраны природы, направленных на улучшение экологической обстановки в городе, проведение единой научно-технической политики по охране природы.

Основными задачами управления являются:
- Организация разработки экологической программы города и представление ее на утверждение городскому совету, разработка раздела "Защита и оздоровление окружающей природной среды" годовой программы социально-экономического развития Донецка;
- Составление плана и размещения заказов на проекты и исследования, необходимые для реализации мероприятий экологической программы;
- Формирование и использование городского экологического фонда в составе городского бюджета;
- Организация и контроль исполнения бюджетного и внебюджетного финансирования мероприятий экологической программы, принятие мер по недопущению дебиторской задолженности при расходовании бюджетных средств;
- Анализ данных организаций, осуществляющих мониторинг окружающей природной среды с целью подготовки решений городского совета и распоряжений городского головы по улучшению состояния окружающей природной среды. Участие в организации мониторинга качества окружающей среды;
- Подготовка и внесение на рассмотрение городского совета предложений по принятию решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, подлежащих особой охране;
- Участие в определении территорий размещения и захоронения промышленных и бытовых отходов и других отходов в соответствии с законодательством;
- Координация деятельности районных советов, государственной экологической инспекции, городской санитарно-эпидемиологической станции, городского управления, земельных ресурсов и других, специально уполномоченных государственных органов управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а так же предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории городского совета, независимо от форм собственности и подчинения;
- Организация просветительской деятельности, направленной на повышение экологического сознания, выработку навыков экологического поведения, повышение ответственности граждан и должностных лиц за загрязнение среды обитания;
- Взаимодействие с центрами научно-технической информации, прессой, радио, телевидением по вопросам экологии и рационального природопользования.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
Экологическая политика — это составная часть общей политики исполнительных органов Донецкого городского совета, нацеленная на достижение устойчивого развития. Она позволяет применять системный подход к решению экологических, а с их учетом —экономических, социальных задач, обеспечивать более широкое информирование населения о принимаемых решениях, усугублять сотрудничество и взаимодействие с общественными организациями. В октябре 2000 г. Донецк подписал Ольборгскую Хартию, присоединившись к кампании "Устойчивое развитие городов Европы". Участие в кампании ставит перед Донецком задачу изменения прежних концепций и формирования нового подхода к решению сложных экологических проблем. Девизом становится "Подъем экономики и благосостояния людей без ущерба для окружающей среды и исчерпания природных ресурсов".

Для достижения поставленной цели Донецкий городской совет обязуется:
- постоянно улучшать состояние и предотвращать загрязнение окружающкей природной среды;
- обеспечить строгое соблюдение природоохранного законодательства и выполнение требований нормативных актов;
Основными принципами экологической политики на нынешнем этапе являются:
- обеспечение сбалансированности экономического, экологического и социального направлений в развитии города;
- формирование экологически безопасной промышленной и коммунальной инфраструктуры, создание приоритетов для ресурсо- и энергоэкономных производств;
- неуклонное повышение объемов финансирования мероприятий городской экологической программы, привлечение дополнительных (кроме городского бюджета) источников финансирования;
- улучшение экологических и санитарно-гигиенических условий в районах и микрорайонах города, содействие разработке районных экологических программ;
- рациональное использование природных и вторичных ресурсов, создание условий для их обновления и повторного использования;
- развитие партнерских взаимоотношений, согласованных действий по защите окружающей природной среды между городским советом и деловыми кругами, промышленниками, общественными организациями;
- повышение уровня экологического сознания горожан, привлечение их к конструктивному участию в разрешении экологических проблем;
- установление широких региональных и межрегиональных связей, международное сотрудничество в области экологии, использование успешного опыта возрождения городов в старопромышленных регионах;

Приоритетные направления экологической политики:
- улучшение качества атмосферного воздуха;
- совершенствование работы системы водоснабжения и канализации;
- озеленение, благоустройство;
- развитие сферы обращения с отходами;
- улучшение санитарно-экологического состояния рек и водоемов города;
- снижение уровней подтоплений территорий города;
- экологическое образование и воспитание;
- совершенствование управления охраной окружающей среды, в том числе по схеме экологического менеджмента и аудита;

Способы реализации приоритетных направлений.
Конкретные мероприятия изложены в "Программе охраны окружающей среды природной среды и экологической безопасности города Донецка на 2002-2005 гг."

Индикаторы устойчивого экологического развития
Индикаторами устойчивого экологического развития являются:
1. Удовлетворенность населения — процент горожан, удовлетворенных состоянием окружающей среды.
2. Финансирование экологических мероприятий — процент бюджетных и иных средств, направленных в течение года на решение экологических проблем города.
3. Площадь зеленых насаждений на одного жителя;
4. Качество атмосферного воздуха — результаты анализов загрязнения воздуха и число дней в году, когда средние уровни загрязнения выбранными загрязняющими веществами (окись углерода, азота двкокись, сернистый ангидрид, взвешенные вещества — пыль и др.) превышают предельно-допустимые концентрации.
5. Своевременный вывоз твердых бытовых отходов — процент выполнения графика вывоза. 6. Шумовое загрязнение — уровни магистрального шума.
7. Качество поверхностных вод — результаты анализов поверхностных вод на химическое и бактериологическое загрязнение водных объектов на территории города.
8. Качество питьевой водопроводной воды — процент проб, соответствующих стандарту.
9. Потребление природных ресурсов — средние объемы потребления питьевой воды, горячей воды, электроэнергии, газа, тепловой энергии и т.д. на одного жителя города в сутки (год).
10. Устойчивость землепользования — процент фактической оплаты за землю относительно начисленной, процент загрязненных земель в муниципалитете, заброшенных земель в муниципалитете и защищенных участков, потерянных за год.
11. Устойчивость управления окружающей средой — доля (количество) организаций, принявших и использующих экологические процедцры управления (ESMAS, ISO 14001 и др.), отдельно по категориям: в структуре горисполкома (1), крупного (2), малого и среднего бизнеса (3).
12. Здоровье горожан — показатели заболеваемости, обусловленные состоянием окружающей среды: холерой, вирусным гепатитом, кишечными расстройствами и др.

Оценка и информирование о прогрессе в направлении устойчивости
Путем контроля за ходом выполнения городской природоохранной программы с помощью индикаторов горисполком производит ежегодную оценку эффективности предпринятых усилий и определяет достижимость цели. Оценка в виде отчета публикуется в СМИ. Такой подход позволит каждому понимать состояние дел.

Основания для корректировки и пересмотра Экологической политики
Основание для корректировки и пересмотра являются существенные изменения
- Экологической ситуации;
- Экологического законодательства;
- Социально-экономических условий;
- Требований общественности.

Источник: http://donetsk.org.ua/documents/08

на главную страницу