автор: Федоренко О. В.; научный руководитель: доц. Топоров А.А.
Сборник докладов IV Международной научной конференции аспирантов и студентов "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" – Донецк:ДонНТУ, 2005.
Поиск возможностей повышения надежности тепловых агрегатов в последнее время становится все более актуальным [1-3]. В тепловых агрегатов коксохимического, металлургического, огнеупорного производств присутствуют узлы стыковки огнеупорных и металлических элементов, обеспечивающие загрузку – выгрузку сырья и продукта, отвод – подвод газов, контроль, очистку, ремонт и т.д.
Стыковочные узлы находятся в контакте с внутренними рабочими объемами и внешней средой и работают в условиях постоянных температурных перепадов, механических и химических воздействий. Типичные конструкции стыковочных узлов, условия их работы, механизм разрушения были рассмотрены на примере коксовой печи V= 41,6 м3. В коксовых печах имеется несколько таких конструкций:
узел загрузочного люка, включающий такие элементы как участок кладки перекрытия камер коксования, раму и футерованную крышку люка;
узел газоотводящего люка – футерованный стояк, примыкающий к кладке перекрытия камер коксования;
узел элементов головочной зоны простенков коксовых печей – участок кладки первых двух-трех отопительных каналов, примыкающие к ней брони, рамы, двери, анкерные колонны;
узел элементов газоподводящей арматуры – кладка подового канала регенератора и кладка дымовых каналов борова, газовоздушный клапан.
Анализ различных конструкций стыковочных узлов тепловых агрегатов показал, что их можно свести к двум основным схемам ( рис.1):
1) тип « крышка» – для разъемных соединений;
2) тип « труба в кладке» – для неразъемных соединений.
а – схема “труба в кладке”, б – схема “крышка”;
1 - труба, 2 - кладка печи, 3 - окно рециркуляции, 4 - футеровка, 5 - загрузка, 6 – элементы амирования кладки, 7 - кладка перекрытия, 8 - крышка, 9 - вертикал, 10 - смотровая шахточка.
Рисунок 1 – Конструктивные схемы стыковочных узлов тепловых агрегатов
Общей для всех этих конструкций является проблема обеспечения надежности и герметичности.
Прогибы элементов армирования кладки, корпусов дверей, крышек, люков приводят к разгерметизации узлов. Несовершенство конструкции уплотнений стыковочных узлов приводит к возникновению значительных температурных перепадов в кладке и интенсивному загрязнению металлических элементов смолистыми продуктами коксования. Степень разрушения элементов стыковочных узлов бывает столь значительна, что приводит к нарушению герметичности агрегата, к затруднениям при выдачи продукта из печей, существенному ухудшению его качества, а иногда к авариям с большими экономическими потерями и выбросами в окружающую среду [4,5]. Кроме того, даже незначительные нарушения работоспособности стыковочных узлов создают техногенную нагрузку вследствие газопылевых и тепловых выбросов. Таким образом, повышение надежности элементов стыковочных узлов позволит обеспечить долговечность всего агрегата, улучшить экологическую обстановку на предприятии.
Из всех вышеперечисленных стыковочных узлов в наиболее неблагоприятных условиях находится придверная зона простенков (рис.2).
Рисунок 2– Головочная зона простенков коксовых печей.
Хотя удельные выбросы в атмосферу через головочную зону коксовой печи составляют только 2-3% от всех выбросов коксохимического производства, но они являются наиболее токсичными из-за содержания полициклических ароматических соединений (коэффициент агрессивности фенола 310 усл.ед.). Кроме того, известно, что для всех ремонтируемых простенков коксовых батарей более 70% дефектов кладки сконцентрировано в зоне первых трех отопительных каналов с машинной и коксовой стороны [1]. К этой наиболее уязвимой зоне кладки примыкают брони, рамы, анкерные колонны и двери. На сравнительно ограниченной в пространстве зоне сконцентрировано до 80 - 85% отказов элементов коксовой батареи.
Для обеспечения требуемого уровня надежности головочной зонты простенков коксовых печей необходимо обосновать и обеспечить оптимальное сочетание эксплуатационных характеристик всех её элементов с учетом их взаимосвязи внутри системы. Для полной оценки надежности стыковочных узлов необходима система критериев работоспособности конструкции, учитывающая влияние конструктивных и температурно-механических факторов. Для получения численных значений критериев работоспособности необходимо разработать и исследовать математическую модель температурного и напряженно-деформированного состояния узла.
Оценку работоспособности стыковочных узлов на любом этапе эксплуатации агрегата проводим по критериальному уравнению [6]. В качестве параметра принят показатель прочности элементов узла, для огнеупорных элементов – это предел прочности на растяжения, для металлических элементов – предел выносливости:
Критерий для оценки прочности элементов:Данное уравнение представляет собой критерий разрушения, который позволяет оценить состояние каждого элемента системы в любой его точке на соответствие пределу прочности или выносливости. Критерий разрушения будет выполняться, если механические напряжения, действующие в элементах не превысят предел прочности, ослабленый комплексной функцией К1, т.е. показатель прочности для работоспособных элементов должен быть меньше 1.
В качестве влияющих факторов использовали следующие:
температурный, представленный максимальной температурой tmax и температурным перепадом tmax - tmin;
механический – действующие напряжения бм;
технологический – время работы коксовой печи Т, скорость поверхностного разрушения vs;
конструктивный: характерный размер l.
В общем виде критерий разрушения представляет собой регрессионное уравнение:
Оценка состояния стыковочных узлов по критериальному уравнению позволит выявить неработоспособные участки и моменты времени их отказа.
Для определения температурного состояния узла, использована двумерная математическая модель.
В результате исследования результатов математической модели температурного состояния элементов узла головочной части простенков получены необходимые исходные данные для нахождения tmax-tmin в каждой точке узла.
Анализ показывает, что наибольший температурный перепад имеет место в конце периода коксования, когда температура внутренней поверхности двери достигает максимума.
Было установлено, что изменение толщины корпуса двери и кирпичедержателя не приводит к улучшению температурной ситуации. Наибольшее влияние на температурный перепад из всех элементов придверной зоны оказывают размеры простенка и футеровки двери. При изменении длины головки простенка на 200 мм температурный перепад в зоне стыковки двери и кладки простенка уменьшается на 30 %
Результаты расчета по критериальному уравнению представлены полями распределения показателя прочности различных участков придверной зоны печи ( рис.3)
а-через 1 год; б-через 10 лет.
Рисунок 3 – Выявление неработоспособных участков стыковочного узла.
Из поверхностной диаграммы видно, что через 10 лет прочность металла и футеровки еще сохраняется, а прочность материала кладки печи снижается настолько, что небольшие механические напряжения, действующие в этой зоне, приводят к разрушению.
Таким образом, применение критериев работоспособности позволит исследовать влияние каждого из конструктивных и температурно-механических факторов на работоспособность узлов и на этапе проектирования новых конструкций прогнозировать долговечность всего теплового агрегата.
Парфенюк А.С. О повышении эксплутационной надежности конструктивных элементов головочной зоны простенков коксовых печей // Кокс и химия. 1998. №7. с. 21-25.
Продление срока службы коксовых батарей. По материалам 4-го Европейского конгресса по коксохимическому и доменному производствам // Кокс и химия. 2001. №4. с. 21-25.
Ухмылова Г.С. Программа продления срока службы кокосовых батарей // Кокс и химия. 1997. №4. с. 15-19.
Филатов Ю.В., Сурин Р.Н. Безаварийная эксплуатация конструкций зданий и сооружений предприятия на основе внедрения новых материалов и технологий // Кокс и химия. 2003. №11. с. 27-30.
Технические и экологические аспекты создания и совершенствования коксовых машин и оборудования в современных условиях // Кокс и химия. 1999. №2. с.18-21.
Алексеева О.Е. Критериальная оценка работоспособности стыковочных узлов тепловых агрегатов