Техника горячей эмали
Техника горячей эмали, или эмалирование, во-первых, вид
ювелирного искусства по золоту, серебру и меди и, во-вторых, чисто
техническое понятие - это механизированное нанесение
антикоррозионных покрытий на стальные и чугунные детали машин,
приборов и другого промышленного оборудования.
Ювелирное искусство эмали по золоту, серебру и меди - очень
древний вид декоративно-прикладного искусства. Сам термин "эмаль"
(или "эмалирование") распространился в России сравнительно недавно,
в конце XIX в. Он принесен в Россию из Западной Европы, точнее из
Франции, и быстро вытеснил старый термин греческого происхождения -
финифть (светлый, или блестящий, камень). Термин "финифть"
лришел на Русь в X-XII вв. из Византии. Первые наши летописцы писали
"финифть" или "финипт". В древнерусских "мастеровниках" (описях) XII
в. эмалевые изделия иногда называли мусия. Мусия - это собственно
смальтовая мозаика, несколько напоминавшая по внешнему виду древние
византийские финифти, привозимые в Россию.
Термин "мусия" сейчас совсем не употребляется, а финифть
еще иногда встречается, если речь идет о старинных изделиях или же
если необходимо подчеркнуть связь современных изделий с древними.
Например, ростовское живописное эмалевое производство миниатюр еще в
начале века именовалось финифтяным производством, а мастера называли
себя финифтщиками, считая свое мастерство более высоким и сложным, и
обижались, если их называли эмальерами или сравнивали с живописцами
по фарфору. Сейчас этот термин современные художники и
мастера-ювелиры уже не употребляют.
Сложность и трудоемкость древнего искусства финифти во многом
были обусловлены чисто техническими трудностями его производства и
прежде всего приготовлением самой эмалевой массы, которое в Византии
было доведено до совершенства, как в отношении разнообразия и
чистоты цветовой палитры, так и необыкновенного блеска, яркости,
крепости, прочности и долговечности.
Византийские эмали отличались очень сложным составом и
исключительными художественными достоинствами, о чем повествуют
византийские летописцы. Очень интересно, например, свидетельство о
том, как еще во второй половине VI в. при строительстве императором
Юстинианом Софийского собора в Константинополе приготовляласьфинифть
для его золотого алтарного престола. Византийских ювелирных изделий
с эмалью до X в. сохранилось очень мало и о технике их изготовления
сказать что-либо с уверенностью не представляется возможным. Расцвет
византийской эмали наступает в X-XI вв. Произведения с
перегородчатой эмалью достигают к этому времени своего совершенства
как по технике исполнения, так и по своим художественным
достоинствам. Начиная с XII в. эмалевое мастерство в Византии идет
уже к упадку, а в ХIII в. принимает более грубый ремесленный
характер. Утрачиваются эмали лучших цветов, сочетание красок
становится резким. Технические качества эмалей, ее былая прочность
исчезают.
На Руси древнейшие изделия с применением эмали относятся к III-V
вв.н.э. В Приднепровье, а также в районах рек Оки и Десны при
раскопках были обнаружены образцы выемчатой эмали по меди.
Древнерусские перегородчатые эмали по золоту и серебру относятся ко
второй половине XI и XII вв.
Эмали, которые использовали в своих работах мастера Киевской
Руси, составлялись из местных материалов. При раскопках в Киеве близ
Десятинной церкви были найдены остатки трех ювелирных мастерских, в
которых обнаружили не только изделия с перегородчатой эмалью, но и
куски эмали, остатки ее в тиглях и горнах, где производилась ее
плавка. Русская эмаль отличалась по своему составу от византийской:
была менее прочной и стойкой против внешних неблагоприятных условий.
Например, в кладе, найденном в Старой Рязани, где были обнаружены
изделия с византийской и русской эмалью, последние сохранились хуже.
По отрывочным сведениям из немногочисленных древнерусских
рукописных источников можно составить приблизительное представление
об особенностях технологии и составах эмалевой массы древнерусских
ювелиров и о тех трудностях и неудачах, которые их при этом
преследовали.
С расширением торговых связей с Западом и Востоком московские
мастера в XVII в. уже работали на привозной эмали, которую получали
в торговых рядах, а в XVIII в. на привозной (через Архангельск)
эмали работали уже и мастера русского Севера (Сольвычегодск). Это,
по-видимому, вызывалось тем, что приготовление эмалевой массы в
России в условиях древнего кустарного производства было очень
трудоемко и требовало больших затрат времени. Мастера лучшие свои
рецепты держали в тайне от конкурентов, и каждый мастер, который
занимался изготовлением эмалевой массы, вынужден был до всего
доходить путем опыта (иногда неудачного и, следовательно,
убыточного), и только немногие составы эмалей получили общую
известность.
Отказ от собственного производства эмалевой массы и переход на
покупную обусловливался многими причинами. В отечественных исходных
материалах могли оказаться непредвиденные вредные примеси, которые
невозможно было обнаружить. Все делалось на глаз, отсутствовала
необходимая аппаратура (в том числе и измерительная). Печи и горны,
в которых плавили эмаль, отапливались дровами или древесным углем и
получать высокую равномерную температуру было довольно сложно, что
приводило при перегреве к выгоранию легкоплавких компонентов, а при
недогреве требовался повторный переплав. Кроме того, заграничные
эмали в это время сильно дешевели и успешно конкурировали с
отечественными. Снижение цен на заграничные эмали вызывалось, с
одной стороны, удешевлением чистых химических материалов, которые
применялись иностранными фирмами, а с другой - переходом
производства эмали на крупные предприятия, работавшие на
научно-технической основе. Они вытесняли с рынков сбыта изделия
прежних мелких кустарных плавильных мастерских с их секретными
эмпирическими составами и примитивной техникой. Однако кустарное
изготовление эмалевой массы в небольших количествах и невысокого
качества не прекращалось и продолжалось кустарями-серебряниками для
собственного употребления в отдаленных районах России.
Начиная со второй половины XIX в. производство эмалевой массы в
России приобретает более широкий и постоянный характер, появляются
специализированные крупные мастерские, выпускающие эмалевые изделия,
которые сами плавили эмали различных цветов не очень высокого
качества. В Петербурге главные техники стекольного завода братья
Джустиниан и Леопольд Бонафёде, а потом С. П. Петухов составляли и
плавили в заводской печи эмали различных колеров, не уступающие по
качеству иностранным, но выпуск эмалей был небольшим и основная
масса эмалей по-прежнему шла из-за границы. Лучшими эмалями
считались парижские, венские и отчасти швейцарские. Число различных
цветов и оттенков эмалей достигало более 20 тыс. В конце XIX в. (со
второй половины девяностых годов) и в начале двадцатых годов XX в.
эмали изготовлялись в мастерских при Академии Художеств В. И.
Селезневым, а также в окрестностях Москвы кустарями-серебряниками.
После Великой Октябрьской революции большую роль в разработке
технологии ювелирных эмалей, а также в их производстве сыграла
деятельность государственного исследовательского керамического
института, который был организован по решению Совнаркома в 1919 г.
При институте был специальный стекольно-эмалево-смальтовый отдел, в
который для работы были привлечены лучшие специалисты. Они
разрабатывали вопросы стекольно-эмальерного дела, а также
изготовляли специальные сорта некоторых ювелирных эмалей, которые
из-за сложности производства и специальных условий плавки не
производились в СССР и до этого поступали из-за границы.
Под руководством В. И. Селезнева (который был привлечен для
работы в отделе в качестве старшего специалиста) было выпущено 50 т
цветных эмалей с пониженной плавкостью и в то же время с повышенной
кислотоупорностью (способностью выдерживать "отбел" эмальеров). В
настоящее время цветные эмали для ювелирных работ выпускаются
Дулевским фарфоровым заводом.